"Роль устного народного творчества в речевом развитии детей дошкольного творчества".
проект на тему
Актуальность проекта
· Одним из действенных средств воспитания человека и его полноценного развития является устное народное творчество. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
· Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovyy_proekt_peredelannaya.docx | 75.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
- Введение
- Актуальность проекта
- Цель проекта
- Задачи проекта
- Проблема проекта
1.4.1 Естественнонаучные основы тематики
1.4.2 Ситуативный анализ
- Методы и приемы проекта
- Дидактические
- Методические
- Стратегия осуществления проекта
- Ожидаемый результат
- Содержание проектной деятельности:
2.1 Этапы и сроки реализации:
2.1.1. I этап – подготовительный
2.1.2. II этап – практический
2.1.3 III этап – заключительный
3.Заключение
4. Список используемой литературы
«Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова.
- Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель;
- оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как ни мог бы познакомить, ни один историк;
- оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик;
- оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ».
К.Д.Ушинский
- Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка.
- Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.
- Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные).
- Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
- Исходя из этого, базовой основой для развития речи у детей второй младшей группы я выбрала методическую тему «Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста».
Актуальность проекта
- Одним из действенных средств воспитания человека и его полноценного развития является устное народное творчество. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
- Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Цель проекта:
- Развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества.
Задачи проекта:
- Знакомить детей с устным народным творчеством (колыбельные песни,
потешки, заклички, считалки, сказки, загадка) с укладом жизни и быта русского народа. - Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
- Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.
- Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную учебную деятельность.
Проблема проекта
Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами. Давно известно, что с малышом необходимо общаться, начиная с самого его рождения. Однако многие родители, к сожалению, недооценивают этот факт, и поэтому дети, с которыми мало общаются, имеют отставания в речевом развитии. А ведь речь является главным средством общения людей. Известно, что интеллектуальное развитие ребенка зависит от уровня его речевого развития. А уровень развития речи прямо пропорционально влияет на формирование личности и характера ребенка. Начиная обучать речи ребёнка – дошкольника, прежде всего надо понимать, что существует педагогическая наука, как «Методика развития речи». Она является отраслью в «Методике обучения родному языку». Методика развития речи в дошкольном возрасте - основа, фундамент для ребёнка.
Различают четыре вида речевых умений:
1. Умение говорить, т. е. излагать свои мысли в устной форме;
2. Умение аудировать, т. е. понимать речь в ее звуковом оформлении;
3. Умение излагать свои мысли в письменной речи;
4. Умение читать, т. е. понимать речь в ее графическом изображении.
Дошкольная методика имеет дело с навыками и умениями устной речи. Развитие речи у дошкольников осуществляется во всех видах деятельности: непосредственно – образовательной, свободной, игровой. Именно игра, является ведущим видам деятельности в дошкольном возрасте. И должна быть использована педагогами в совместной деятельности с ребёнком.
Естественнонаучные основы тематики:
Выготский Л.С. определил игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте. Божович Л.И. считает необходимым, чтобы ведущая деятельность составляла основное содержание жизни самих детей. Таким образом, игра является своеобразным центром, вокруг которого сосредоточиваются главные интересы и переживания детей.
Методика развития речи опирается не только на общую психологическую теорию речи, но и на данные детской психологии, изучающей закономерности и особенности психического и речевого развития детей на разных этапах дошкольного детства, возможности овладения детьми разными функциями и формами речи. Проблемы развития речи и речевого общения в дошкольном детстве раскрыты в работах Выготского С.Л., Лурии А.Р., Леонтьева, А.Н., Швачкина Н.Х., Эльконина Д.Б.Лисиной, М.И. Сохина Ф.А. и других.
Ситуативный анализ:
В наше время развития информационной техники, развитие речи актуально. Дети умеют пользоваться этой техникой, проявлять же своё речевое творчество – нет. Легче скачать в Интернете, чем показать свой словесный потенциал. Мало дети посещают библиотеки, читают книги, рассматривают иллюстрации и рассказывают об этом. Свой личный опыт впечатлений, ощущений не могут описать хотя бы в 2-3 фразах. Встречные вопросы, они же наводящие ставят в тупик даже родителей. Элементарное описание увиденного вызывает недоумение: зачем? Живое общение, обмен впечатлениями переходит в краткий сленг или общение в чате, смс по телефону. Вот почему так необходимо, прежде всего, живое общение с ребёнком. При обследовании детей, поступающих в дошкольное учреждение, у большинства из них выявляется неблагополучное речевое развитие. Условно их можно разделить на три группы:
- дети, у которых речь совсем отсутствует;
- дети, которые говорят отдельными словами;
- дети, которые говорят фразами, но их речь невнятная и с грамматическими ошибками.
И лишь несколько детей, поступающих в детский сад, имеют речь, соответствующую нормам орфоэпии и понятную окружающим. Это связано загруженностью родителей проблемами материального характера; невнимательное отношение некоторых родителей ребенка к его речи. Педагогические условия, созданные в нашем детском саду, позволяют обеспечить социально-эмоциональное становление личности ребенка:
Сильные стороны | Слабые стороны |
-Постоянное оснащение предметно-развивающей среды в группе. - Оптимальные условия для полноценного формирования навыков речи. - Удовлетворенность родителей работой ДОУ и желание принимать участие в педагогическом развитии детей. -Достаточный образовательный уровень педагогов группы. | - Загруженность родителей проблемами материального характера. - Невнимательное отношение некоторых родителей ребёнка к его речи. - Недостаточная включенность взрослых членов семьи в события детской жизни в ДОУ. - Смещения приоритетов в общении детей и взрослых в пользу использования технических средств (компьютер, телевизор и др.). - Однообразие использования методов и приемов педагогами. - Недостаточность дидактического и методического материала по данной проблеме. - Отставание детей в развитии речи. |
Почему наши дети плохо говорят? Может, потому, что мы разучились с ними разговаривать. Общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы, а ведь в них заключается суть, разрешение любого конфликта.
- Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.
- Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает ее в маловыразительную, скучную, однообразную и малоприятную. Без яркости и красочности, речь блекнет , тускнеет.
- Если использовать устное народное творчество наряду с современными методиками обучения, улучшится речь ребенка и повысится уровень познавательной и коммуникативной способности способностей детей.
Методы и формы проекта
Формы:
занятия, досуги, консультативная работа с воспитателями и родителями, свободно-самостоятельная деятельность (индивидуальная работа с использованием дидактических материалов).
Методы:
наблюдение, рассказ, игры, показ.
Дидактические:
перспективный план;
конспекты тематических занятий;
Методические:
1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.
2. Антология педагогической мысли Руси и Русского государства
X II -XII вв.М., 1985.
3. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.
4. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки
// Сост. Г.Науменко. М., 1998.
5. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.
6. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
7. Русский фольклор // Сост. В. Аникин. М., 1985.
8. Янушко Е.А. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет. М., 2009.
Стратегия осуществления проекта
Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы в МБДОУ «Колокольчик №167», г. Чебоксары, Чувашской Республики:
Разработка перспективного плана организации осуществлялась развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества;
- с детьми – в специально организованной деятельности, в совместной деятельности педагога и детей:
- проведение цикла тематических занятий по различным видам деятельности с целью обогащения педагогических воздействий, направленных на освоение ребенком определенного речевого содержания по средствам эффективного использования малых фольклорных форм;
- дидактические игры, сюжетно - ролевые игры, игры - драматизации, загадывание загадок, наблюдения;
- проведение подвижных игр;
- специальные игровые задания;
- с родителями – посредством проведения психолого-педагогической работы, вовлечения родителей в единое общеобразовательное пространство «семья - детский сад»:
- проведение мероприятий по повышению психолого-педагогической культуры родителей;
- проведение совместных досуговых мероприятий с родителями и детьми.
Ожидаемый результат
- познакомить детей с укладом жизни и быта русского народа,
- обогатить социальный быт дошкольников, расширить их кругозор;
- у детей повысить интерес к устному народному творчеству;
- совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
- воспитать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.
- формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную учебную деятельность.
- у детей сформируются представления о нравственно-ценных нормах и правилах поведения;
- сформируется коммуникативная и социальная компетентность детей;
- у родителей сформируются представления о создании благоприятного эмоционального и социально – психологического климата для полноценного развития ребенка;
- родители будут вовлечены в единое пространство «семья – детский сад»;
Содержание проектной деятельности:
Этапы и сроки реализации:
I этап – подготовительный,
II этап – практический,
III этап – заключительный .
1) подготовительный: подготовка целей и задач, подбор литературы по устному народному творчеству;
2) собственно – исследовательский (основной):
выполнение основных мероприятий, предусмотренных проектом;
3) завершающий: обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.
I этап реализация проекта
«Развитие речи дошкольников через знакомство с устным народным творчеством для детей 3 — 4 лет»
в 2013 — 2014 учебном году
Тип проекта: исследовательски - творческий
Вид проекта: долгосрочный, групповой
Цель: «Развитие речи дошкольников через знакомство с устным народным творчеством для детей 3 — 4лет»\
Задачи:
- Создать условия для знакомства с произведениями устного народного творчества;
- Посредством живого образного языка учить пониманию слов и выражений, развивать выразительность, интонацию, силу голоса, диалогическую и монологическую связную речь, обогатить словарь дошкольников;
- Воспитывать нравственные качества личности – отзывчивости, доброты, взаимопомощи посредством объединения детей в один коллектив;
Ресурсное обеспечение
1. Географическая карта России;
2. Мулитимедийные презентации: «В гостяху деда Краеведа», «Рождество»;
3. Дидактические игры по познавательно – речевому развитию;
4. Театры – кукольный, настольный, пальчиковый;
5. Музыкальный центр, телевизор, DVD, мультимедийное оборудование;
6. Аудиодиски с русскими народными песнями, попевками;
7.Консультация для родителей «Учим детей любить родной язык»
Месяц | Тема | Содержание | Участники проекта |
Сентябрь | Обследование детей. Наблюдение. | ||
Рекомендации психолога по организации развивающей среды в группе. |
Сентябрь
Дети, воспитатель, психолог, родители
«Восенушка – осень – сноп последний косим» (вторая половина дня)
Рассказ о первом осеннем месяце, его приметах.
ДИ «С какого дерева детки?».
Разучивание песенки – попевки: «Восенушка – осень».
Дети, воспитатель, музыкальный руководитель.
Октябрь
«Октябрь — грязник – ни колеса, ни полоза не любит».
(Вторая половина дня)
Беседа о характерных для октября явлениях природы.
Рекомендации учителя-логопеда по устранению нарушений дифференциации звуков «С» - «Ш», «Р» - «Л».
Дети, воспитатель, учитель – логопед.
«Осень золотая»
(Вторая половина дня)
Праздник «Прощание с осенью».
Дети, воспитатель, музыкальный руководитель.
Ноябрь
«Знакомство с соседями»
(Вторая половина дня)
Загадывание загадок. Заучивание пословиц и поговорок о русском гостеприимстве.
Игра-инсценировка «Еду-еду к бабе, к деду».
Дети, воспитатель, учителя – логопеда
«При солнышке – тепло, при матушке – добро»
(Вторая половина дня)
Беседа о маме с включением пословиц и поговорок. Выставка «Мамочка любимая»
Развлечение
«Слово «мама» — дорогое
Мамой надо дорожить». Дети, воспитатель, родители
Декабрь
«Край, в котором я живу»
(Вторая половина дня)
Беседа с детьми о жителях Чувашской Республики.
Чтение сказок чувашских сказок.
Мультимедийная презентация «В гостях у деда Краеведа»
Дети, воспитатель
«Рысью мчится Новый Год»
(Вторая половина дня)
Разучивание загадок о зиме. Разучивание заклички: «Ты мороз, мороз…», песенки: «Как на тоненький ледок»
Праздник «Здравствуй Зимушка, Зима».
Дети, воспитатель, музыкальный руководитель.
Январь
«Рождественские посиделки»
(Вторая половина дня)
Рассказ о Рождественских праздниках и колядовании.
Мультимедийная презентация «Рождество»
Разучивание колядки «Щедровочка».
Развлечение «Рождественские посиделки»
Дети, воспитатель, музыкальный руководитель
«Из бабушкиного сундука»
(Вторая половина дня)
Беседы с детьми о предметах быта в старину.
Пальчиковая гимнастика «У нашей бабушки десять внучат» Консультация учителя – логопеда «Речь на кончиках пальцев».
Дети, воспитатель, учителя – логопеда
Февраль
«А мы масленицу провожали,тяжко-важко по ней вздыхали:»
(Вторая половина дня)
Чайные посиделки. Пение частушек. Загадки про животных
Консультация учителя-логопеда «О чём говорить с ребёнком в семье?
Диалог или монолог?»
Развлечение «А мы масленицу провожали»
Дети, воспитатель, родители
«Трудиться — всегда пригодиться»
(Вторая половина дня)
Разучивание пословиц и поговорок о смелости, мужестве.
Беседа: «За правое дело стой смело».
Выставка «Папа может…».
Праздник «Мой папа – защитник Родины»
Дети, воспитатель, родители
Март
«Нам на месте не сидится, будем вместе веселиться!»
Праздник «День весенний, золотой, солнышко сияет»
Дети, воспитатель, родители, музыкальный руководитель
«Приди, весна, с радостью»
(Вторая половина дня)
Рассказ о старинных обычаях встречи весны
Загадывание загадок о весне.
Заучивание заклички о весне»
Рассматривание картины А. Саврасова «Грачи прилетели».
Дети, воспитатель, музыкальный руководитель.
Апрель
«Жили у бабуси-два весёлых гуся»
Фольклорное развлечение Словесные игры, пение частушек.
Театр на фланелеграфе «Тень-тень-потетень».
Дети, воспитатель, родители, музыкальный руководитель
«Чем больше в мире доброты, тем счастливей я и ты»
(Вторая половина дня)
Заучивание пословиц, поговорок, мирилок о добре. Чтение сказок.
Заучивание потешки «Ласточка, ласточка, милая касаточка»
Дети, воспитатель, родители
Май
Это вспыхнул перед нами яркий, праздничный салют»
(Вторая половина дня)
Рассказ о празднике.
Рассматривание альбома «Военная техника»
Дети, воспитатель, родители
«Волшебная палочка» Игра- забава
« Узнай потешку по картинке»
(Вторая половина дня)
Узнавание знакомых сказок, песенок закличек по отрывкам из них, иллюстрациям, предметам
Воспитывать любовь к русскому устному народному творчест
II этап – практический
Работая по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой» я изучила задачи по развитию речи детей. Начиная работу по данной проблеме, было проведено обследование с целью определения уровня развития речи детей. Нами было выявлено неблагополучное речевое развитие у большинства детей. Их можно разделить на две группы:
- 63% детей говорят не связанно - отдельными словами;
- 26% детей говорят фразами, но их речь невнятная и с грамматическими ошибками.
- И лишь 11% детей имеют речь, соответствующие нормам программы.
Далее встал выбор, в какой форме планировать и реализовать тему. В первую очередь я изучила соответствующую методическую литературу, подобрала соответствующие пальчиковые игры и упражнения. Разработала перспективный план работы с детьми в совместной деятельности на основе игр - драматизаций.
Наряду с этим велась работа с родителями. Сначала мы провели анкетирование с целью выявления их педагогической просвещенности в области развития речи в условиях семьи. В анкетировании было задействовано 20 родителей. Они отнеслись положительно. По результатам ответов выяснилось, что большинство родителей не уделяют внимания к развитию речи своего ребенка. У них нет дома литературы, игр по развития речи.
Таким образом, мы пришли к выводу, что родители воспитанников не понимают важности данной проблемы, что надо проводить параллельно и работу с ними.
Я обратила внимание родителей на важность данной проблемы, на то, что работа по развитию речи у детей должна проводиться особенно серьезно и настойчиво.
Так работа по развитию речи в нашей группе ведется параллельно и с детьми, и с родителями. Обновляется в группе предметно-развивающая среда с новыми развивающими, дидактическими играми и пособиями.
Состояние материально-технической базы обеспечивает возможность планирования совместной деятельности по интересам детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей по следующим направлениям:
1. Создание программы, в которой обозначены проблема, задачи театрально – игровой деятельности в работе по формированию речевых умений, принципы реализации, основные направления, рекомендуемые методы и приемы в совместной деятельности, предложенная система, это:
- ориентировка на широкое использование игр-драматизаций, развивающей предметно – игровой среды, созданной в учреждении на углубленное развитие речевой системы в течении всего учебного года;
- организация разнообразной и регулярной деятельности детей в театральной зоне: культура и техника речи, ритмопластика, основы театральной культуры, речевые игры и упражнения;
- широкое использование специальной учебной и детской литературы;
- совместная творческая деятельность педагога, родителей и детей;
- регулярное включение игровой деятельности, обучающих ситуаций в систему обучения и воспитания в группе;
- оптимальное соотношение и сочетание проектных мероприятий в повседневной жизни
- отражение в совместной деятельности театрально – игровой направленности на воспитание у ребенка речевой культуры, внутреннего развития.
2. Разработка и практическое использование перспективного плана на учебный год для детей дошкольного возраста.
3. Взаимодействие с родителями (конкурсы, утренники, собрания, помощь в изготовлении наглядно – практического материала).
4. Диагностическая работа по определению эффективности педагогического воздействия.
6. Создание театрально – игровой зоны.
7. Подготовка и заинтересованность воспитателей; подбор игр и упражнений с учетом возраста.
Систематическая работа дала свои результаты
Дети.
1. Повысился уровень развития речи до 80%.
2. Дети стали использовать игры - драматизации в совместной деятельности.
Родители.
1.Повысился интерес родителей к проблеме формирования речевых умений у своих детей.
2.Они стали активными участниками воспитательно-образовательного процесса.
Используемая литература:
Для педагогов:
1. Белкина В.Н., Васильева Н.Н. Дошкольник: Обучение и развитие. Воспитателям и родителям. / Ярославль «Академия развития», «Академия К», 1998 г.
2. Бондаренко А.К. «Словесные игры в детском саду», 1974 г.
3. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Развитие и воспитание детей младшего возраста».
4. Елжова Н.В. Педсоветы, семинары, методические объединения в ДОУ. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
- Журнал «Детский сад от А до Я» №4 2008г.
- «Развитие речи и творчества дошкольников» под ред. Ушаковой.
Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. / Пособие для родителей и педагогов. / М: ООО «Издательство АСТ», 2000 г.
- Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр дошкольникам.
- Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр.
Для детей:
- Большева Т.В. «Учимся по сказке».
- Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учиться говорить. Пальчиковый игротренинг» / Сага, 2002 г.
- Михайлова М.А., Горбина Е.В. «Поем, играем, танцуем дома и в саду».
- Орлова Ф.М., Соковина Е.Н. «Нам весело», 1973г.
- Шипицина Л.М. «Азбука общения».
- Хухлаева О.В. «Тропинка к своему «Я».
Для родителей:
1. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно: развитие речи у детей от рождения до 5 лет. / Екатеринбург: У-Фактория, 2005 г.
2. Максаков А.И. Развитие правильной речи ребёнка в семье. / Пособие для родителей и воспитателей. / М: Мозаика – Синтез, 2008 г.
3. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. / Пособие для родителей и педагогов. / М: ООО «Издательство АСТ», 2000 г.
- Максаков А.И., Туманова Г.А. «Учите играя»
Перспективное планирование развития речи детей в средней группе детского сада средствами театрализованной деятельности.
Чтение художественных произведений | Игровая деятельность | Речевая деятельность детей | Игра -драматизация |
ОКТЯБРЬ | |||
Слушание сказки В. Бианки «Колобок-колючий бок» Отгадывание загадок | Рассматривание костюмов и ряжение Изображение героев | Рассматривание картинок к сказке, обсуждение характерных особенностей персонажей | Драматизация сказки «Колобок-колючий бок» |
НОЯБРЬ | |||
Рассказывание сказки «Лучшие друзья» | Игра «Скажи о друге ласковое слово» Этюды на выразительность образа | Рассказывание детьми сказки «Лучшие друзья» | Драматизация сказки лучшие друзья |
ДЕКАБРЬ | |||
Чтение стихотворения Б. Заходера «Вот как я умею» Чтение сказки «Как утка лису вылечила» | Игра «Что я умею» Упражнение на выразительность движений и мимики. Мимические этюды у зеркала. | Ведение диалога, интонирование голосов персонажей. Упражнение на интонационную выразительность. | Инсценировка стихотворения. Определение игрового пространства. Драматизация сказки «Как утка лису вылечила» |
ЯНВАРЬ | |||
Рассказывание сказки В. Сутеева «Кто сказал «мяу»?» | Пантомимические этюды. Пантомимическая игра «Угадай кого покажу» Пантомимическая игра «Угадай кого встретил щенок» | Рассказывание сказки детьми с помощью воспитателя. Упражнение в интонировании диалогов. | Подготовка к драматизации. Драматизация сказки «Кто сказал «мяу»?» |
ФЕВРАЛЬ | |||
Чтение стихотворения «Добрые слова» Рассказ «Сказки о невоспитанном мышонке» Загадывание загадок о сказке. | Игра «Назови вежливое слово» Игра на интонирование вежливых слов. Этюды и диалоги на интонирование и выразительность. | Беседа по содержанию сказки. Рассказывание сказки детьми. | Подготовка к драматизации. Драматизация «Сказки о невоспитанном мышонке». |
МАРТ | |||
Рассказывание истории про двух ежей. Рассказ сказки В. Сутеева «Яблоко» | Игра на выразительность мимики. Пантомимическая игра «Пойми меня» | Беседа по содержанию. Придумывание окончания истории детьми. Разыгрывание этюдов и диалогов из сказки. | Показ на ширме. Разыгрывание сказки В. Сутеева «Яблоко» (с помощью перчаточных кукол) |
АПРЕЛЬ | |||
Рассказ сказки В. Сутеева «Под грибом» | Подвижная игра «Дождь» | Беседа по содержанию. | Игра-конкурс «Попросись под грибок» |
МАЙ | |||
Загадывание загадок. | Игра-имитация «Угадай, кто попросился под грибок» | Рассматривание иллюстраций к сказке В. Сутеева «Под грибом», беседа по ним. | Драматизация сказки В. Сутеева «Под грибом |
Перспективное планирование работы с родителями
III этап – заключительный
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ:
Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.
Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии.
С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, поэтому наряду с основными приемами и средствами речевого развития дошкольников я использую этот богатейший материал словесного творчества народа.
С колыбельными песнями начинают знакомить детей еще в раннем возрасте, что позволяет малышам запоминать слова и формы слов, словосочетаний, осваивать лексическую и грамматическую стороны речи. Потешки, считалки, заклички являются богатейшим материалом для равития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем у него интонационную выразительность.
Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления об их переносном значении. Они помогают детям усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Разгадывание загадок развивает способность дошкольников к анализу, обобщению.
Для решения всех перечисленных задач речевого развития детей мною подобрана и составлена картотека игр на основе детского фольклора.
Русские народные, хороводные игры привлекли мое внимание не только, как огромный потенциал для физического развития ребенка, но и как жанр устного народного творчества. Содержащийся в играх фольклорный материал способствует эмоционально положительному овладению родной речью. Дети с большим удовольствием, желанием и интересом играют в подвижные игры.
Мною отмечено, что в процессе ознакомления детей с подвижными и пальчиковыми играми не только формируется речь, но и развивается мелкая моторика кистей и пальцев, что готовит руку ребенка к письму, дает возможность импровизировать, сочетать слово с действием. А самое главное - уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений кистей и пальцев рук.
На основе фольклорных произведений составила комплекс закаливающей гимнастики после дневного сна для детей младшего дошкольного возраста, который применяется каждый день для укрепления и сохранения здоровья детей, поддержания интереса к занятиям физическими упражнениям.
Одной из эффективных форм работы с детьми по речевому развитию считаю различные досуги и развлечения. В соответствии с этим разработала цикл развлечений художественно-эстетического цикла.
Подготовила консультации по данной тематике для родителей и педагогов, отражающие актуальные вопросы развития речи ребенка в ДОУ и семье.
Изготовила настольные театры: «Маша и медведь», «Теремок», «Гуси-лебеди», «Колобок» и театры на фланелеграфе: «Три медведя», «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка», «Репка», «Курочка Ряба».
Составила картотеку по русским народным играм: «Огуречик-огуречик», «Жаворонок», «Морская фигура», «Утка и селезень», «У медведя во бору», «Мосток»
Совместно с родителями в группе собрана детская библиотека русских народных сказок.
Диагностика по разделу программы «От рождения до школы» показала эффективность внедряемой мною работы по ознакомлению детей с устным народным творчеством.
Наблюдается увеличение количества детей с уровнем выше среднего на 20%, соответствие уровня речевого развития возрастным нормам наблюдается у 78% детей группы.
По разделу «Развитие словаря» положительная динамика составила 9,4%, по разделу «Развитие связной речи» - на 9,5%, отсутствуют дети с низким уровнем.
Я уверена, что фольклор эффективно развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное, эстетическое и эмоциональное развитие.
Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, способность к овладению родной речью.
В дальнейшей своей работе я буду эффективно использовать и внедрять все виды и формы детского фольклора, русские народные игры, чтение и рассказывание сказок.
Приложение 1
Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста
средствами малых форм фольклора (на основе диагностики речевого развития О.Ушаковой, Е. Струниной):
1.Отгадай загадку:
Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами,
Песни распевает,
Время считает. (Петух)
Почему ты считаешь, что это петух?
Какие еще ты знаешь загадки?
2.О чем говорится в пословице "Волков бояться, в лес не ходить"?
Что означает слово "лес"? как ты его понимаешь? Какие ты знаешь
пословицы и поговорки о труде? О дружбе?
3. Подбери пословицу близкую по смыслу "Любопытному на днях прищемили нос в дверях". Как сказать по другому? Составь свое предложение со словом "нос".
4.О чем говорится в пословице "Май – холодный, год - хлеборобный".
Составь свое предложение со словом " холодный".
5.О чем говорится в пословице "Волка бояться и от белки бежать".
Составь свое предложение со словом "бежать".
6.Повтори за мной "Проворонила ворона вороненка". Какие звуки здесь
встречаются чаще всего? Какие ты еще знаешь скороговорки?
7.Закончи пословицу:
"Человек от лени болеет, а от труда …(здоровеет)".
"Февраль мосты строит, а март их …(портит)".
"Труд человека кормит, а что портит? (лень)".
8.Послушай потешку:
Ай, дуду, дуду, дуду!
Потерял мужик дугу.
Шарил, шарил – не нашел,
Сам заплакал и пошел.
И домой он не шел, а … . Как сказать по другому? Настроение у него
было … . А если бы он нашел дугу, то домой бы не шел, а … .
И настроение у него было бы … .
Какие ты знаешь еще потешки?
9.Послушай стихотворение:
Чики – чики – чикалочки,
Едет мужик на палочке,
Жена на тележке –
Щелкает орешки.
Можно ли так сказать? Как сказать правильно?
Какие ты знаешь небылицы.
10.Какие ты знаешь колыбельные песни?
11.Какие ты знаешь считалки?
12.Придумай небольшой рассказ по пословице "Окончил дело, гуляй
смело".
Приложение 2
Анкета для родителей и педагогов.
1. Какие малые формы фольклора Вы знаете?
2. Какие используете с детьми? С какой целью?
3. Загадываете ли детям загадки? Как часто?
4. Какие потешки Вы знаете?
5. Поете ли Вы своим детям колыбельные песни? Какие?
6. Как Вы считаете, какое значение имеют малые формы фольклора в
жизни ребенка?
Приложение 3
Рисунки детей к пословицам, поговоркам, потешкам.
На занятиях предлагалось проиллюстрировать с детьми ту или иную
пословицу (поговорку). Умение передать художественный образ в рисунке,
помогало расширять возможность его выражения в слове. Рассказы детей по
пословице в этом случае были более выразительными и разнообразными.
Приложение 4
Иллюстрации к пословицам и поговоркам, потешкам.
Использовались с целью закрепления и активизации в речи детей данных
форм фольклора, используя как наглядный материал. К каждой иллюстрации
подобрано несколько пословиц и поговорок.
Приложение 5
Дидактические игры.
Данные игры были предложены Е. Кудрявцевой. Мы использовали их с
целью развития у детей навыков описательной и объяснительной речи, а также
для обогащения и активизации словаря детей.
Дидактическая игра ''Отгадай и сравни загадки о животных''.
Подготовка к игре. Наблюдение за животными во время прогулок, экскурсий, посещения зоопарка. Беседа о животных.
Материал и оборудование. Игрушечные животные, рисунки животных, о
которых говориться в загадках.
Правила игры. Дошкольник называет отгаданное животное, доказывает
отгадку, говорит, является ли оно домашним или диким. Перед сравнением двух
отгаданных загадок об одном и том же животном ребенок повторяет их. За
правильное сравнение дается фишка.
Описание игры. Воспитатель напоминает детям о различиях между дикими
и домашними животными, затем загадывает загадки. В случае верного ответа
соответствующая игрушка или рисунок ставится рядом с изображениями тигра
или лошади, символизирующими диких и домашних животных.
Дошкольники загадывают и отгадывают загадки, доказывают правильность
ответов. Затем сравнивают пары загадок о белке, зайце, собаке и др.:
Часто умывается, а с водой не знается. (Кошка.)
С усами родиться, а на усатых охотиться. (Кошка.)
Хозяина знает, с ним вместе гуляет. (Собака.)
Лает, кусает, в дом не пускает. (Собака.)
Так смеялся, что губа треснула. (Заяц.)
Зимой белый, летом серый. (Заяц.)
Эти загадки различаются тем, что в первой части говориться о
раздвоенной заячьей губе, а во второй – об изменении цвета его меха зимой и
летом. Загадки похожи тем, что в них сказано об одном и том же животном.
Игра "Отгадай и сравни загадки о фруктах и овощах".
Подготовка к игре. Выращивание овощей на огороде, фруктов в саду.
Беседа о фруктах и овощах.
Материал и оборудование. Фрукты и овощи или их муляжи, рисунки.
Правила игры. Дошкольники делятся на "продавцов" и "покупателей":
первые загадывают, вторые отгадывают их. Перед сравнением загадок ребенок
их повторяет.
Описание игры. Воспитатель предлагает детям поиграть в необычный
магазин "Фрукты и овощи", где для покупки нужны не деньги, а загадки.
Дошкольники загадывают и отгадывают загадки, используя известные и
придумывая свои. Затем они сравнивают загадки об одном и том же фрукте или
овоще:
На сучках висят шары, посинели от жары. (Слива.)
Синяя одежка, желтая подкладка, а внутри сладко. (Слива.)
Аленькая, маленькая, с косточкой тросточкой. (Вишня.)
В кисло-сладкой, круглой, красной шарик спрятался прекрасно.
(Вишня.)
Тяжелый и сладкий, в зеленой одежке с красной подкладкой. (Арбуз.)
Зеленый, а не трава, круглый, а не луна, с хвостиком, а не мышь.
(Арбуз.)
Заплатка на заплатке, а иголки не видела. (Капуста.)
Без счету одежек, и все без застежек. (Капуста.)
Игра "Отгадай и сравни загадки о транспорте".
Подготовка к игре. Наблюдения за различными машинами во время
прогулок, экскурсий. Рассматривание картинок, игрушек. Беседа о средствах
передвижения.
Материал и оборудование. Игрушечные автомобили, самолеты, корабли или
рисунки. Картинки с изображением дороги, моря и неба.
Правила игры. Отгадывающий должен назвать вид транспорта и сказать,
является ли он наземным, водным или воздушным; пассажирским, грузовым или
специальным. Нужно повторить отгаданные загадки перед их сравнением. За
правильное сравнение дошкольник получает фишку.
Описание игры. Воспитатель предлагает детям отгадать загадки о
различных средствах передвижения. В случае правильного ответа дошкольники
берут на столе соответствующую игрушку или рисунок и ставят их рядом с
изображением дороги, моря или неба, обозначающем среду передвижения
указанного транспорта.
Дети загадывают и отгадывают загадки о транспортных средствах,
доказывают правильность своих ответов. Затем сравнивают пары отгаданных
загадок об одном и том же средстве передвижения:
Держусь я только на ходу, а если встану – упаду. (Велосипед.)
По дороге едут ноги и бегут два колеса. (Велосипед.)
В железных сапогах по городу бежит за веревку держится. (Трамвай.)
Громко звонит, по стальной дорожке бежит. (Трамвай.)
Крыльями не машет, а выше облаков летит. (Самолет.)
Трещит, а не кузнечик, летит, а не птица, везет, а не конь.
(Самолет.)
Игра "Отгадай и сравни загадки о "двух братцах"".
Подготовка к игре. Ознакомление дошкольников с загаданными предметами
и явлениями.
Материал и оборудование. Рисунки, "волшебная коробка" с двумя
одинаковыми нарисованными человечками и надписью "Два братца".
Правила игры. Отгадывающий загадку отмечает, что в загадке говориться
о внешнем виде, местонахождении, действиях "двух братцев". Правильность
отгадки должна быть доказана. Перед сравнением загадки повторяются. Описание игры. Воспитатель говорит, что в загадках могут встречаться
и выражения, например, "два братца". В каждой загадке "братцев" двое,
причем они могут быть и похожи, и совершенно различны. Дошкольникам
предлагается внимательно рассмотреть и подробно описать картинки, на
которых показаны разные "братцы". После этого рисунки убираются в
"волшебную коробку". При правильном ответе из коробки достается
соответствующий рисунок.
Дети загадывают и отгадывают загадки о "двух братцах", доказывают
правильность своих ответов. Затем попарно сравнивают загадки о разных
"братцах":
Два братца в воду глядятся, век не сойдутся. (Берега.)
Два близнеца, два братца верхом на нос садятся. (Очки.)
Два братца через дорогу живут, а друг друга не видят. (Глаза.)
Два братца спереди бегут, два братца догоняют. (Автомобиль.)
Два братца всегда вместе бегут, один спереди, другой сзади.
(Велосипед.)
Два братца: один светит днем, а другой ночью. (Солнце и луна.)
Два братца: одного все видят, но не слышат,
другого всякий слышит, но не видит. (Гром и молния.)
При сравнении таких загадок нужно быть очень внимательным,
чтобы правильно выделить признаки их сходства и различия.
- Зернышки клюет, курочек зовет. (петушок)
- Светит нам оно с утра, просыпайся, детвора! (солнышко)
- Если дождь, его возьмем - с ним не страшно под дождем! (зонтик)
- Ярко в небе засверкала, а потом совсем пропала.
Гром и тучки позвала, испугалась детвора. (молния)
- Полосатое брюшко.Норовит влететь в окно.
Медом угостит она, а зовут ее…. (пчела)
- Житель лесной любит выть под луной. (волк)
- Замелькали огонечки в эти летние денечки.
Крылышками машут, по цветочкам пляшут. (бабочки)
- В лесу ночами летает, зверюшек малых пугает. (сова)
- Было зернышко мало, подросло потом оно.
Выглянул росточек, вырастет…. (цветочек)
- Рано – рано по утру он кричит: «ку-ка-ре-ку!»
Просыпайся, детвора, всем вставать пришла пора! (петушок)
- Целый день из тучки шел, Не пускал гулять нас он. (дождь)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста.
СОДЕРЖАНИЕ:1. Актуальность проблемы2. Русское народное творчество как средство народной педагогики....
"Роль устного народного творчество в речевом развитие детей дошкольного возраста"
Выступление на педагогическом совете на тему "Роль устного народного творчество в речевом развитие детей дошкольного возраста"....
Роль устного народного творчества в речевом развитии детей.
Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его с взрослыми. Важнейшее средство человеческого общения - это язык. Поэтому одним из основных направлени...
Педагогический проект «Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста»
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора....
РОЛЬ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора...
Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста
Актуальность проекта Устное народное творчество является не только важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей, но и играет огромную роль в вос...