Формирование связной монологической речи у дошкольников с ФФНР посредством сказкотерапии
материал по развитию речи на тему

Бессмертная Татьяна Владимировна

Сегодня поиск эффективных методов и форм логопедической помощи дошкольникам продолжается, что напрямую связано с ведущими тенденциями модернизации целостной системы общего образования и её базовой дошкольной ступени. Обеспечение доступности и качества дошкольного образования является приоритетной задачей и даёт новый импульс деятельности учёных, специалистов в области управления образованием и практических работников ДОУ.

В современном образовании очень широко используются здоровьесберегающие технологии. Один из древнейших методов, активно разрабатываемых  психологами и педагогами, в последнее 10 лет, и применяемых в работе с детьми - использование сказки.

Это и побудило вести целенаправленную работу по формированию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР, используя сказкотерапию.

В статье раскрыты методы и приемы работы со сказкой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование связной монологической речи  у дошкольников с ФФНР посредством сказкотерапии

                                                  Прекрасна речь, когда она, как ручеёк

                                                  Бежит среди камней чиста, нетороплива

                                                  И ты готов внимать её поток

                                                  И восклицать: « О! Как же ты красива!»

             Закономерности развития речи на протяжении многих лет находились в центре внимания отечественных и зарубежных исследователей, что позволило, с одной стороны, выделить в данном процессе возрастные, т.е. преходящие особенности и несовершенства; с другой стороны получили свою детализированную характеристику нарушений в речевом развитии, которые требуют специальной (коррекционной) помощи.      

Сегодня поиск эффективных методов и форм логопедической помощи дошкольникам продолжается, что напрямую связано с ведущими тенденциями модернизации целостной системы общего образования и её базовой дошкольной ступени. Обеспечение доступности и качества дошкольного образования является приоритетной задачей и даёт новый импульс деятельности учёных, специалистов в области управления образованием и практических работников ДОУ.

В современном образовании очень широко используются здоровьесберегающие технологии. Один из древнейших методов, активно разрабатываемых  психологами и педагогами, в последнее 10 лет, и применяемых в работе с детьми - использование сказки.

Это и побудило вести целенаправленную работу по формированию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР, используя сказкотерапию.

 «Сказкотерапия» - интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний. Освоение позиции «Я» в сказкотерапии позволяет ребенку  отреагировать на предлагаемый ситуацией собственный негативный опыт и уточнить значение средств языковой выразительности в языке жестов, мимики, поз, движений. Сказкотерапия – это лечение сказками, это открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент коррекционными.

Успех коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе определяется  продуманной системой, частью которой является логопедизация  всего учебно-воспитательного процесса и деятельности детей.

Образовательная деятельность с воспитанниками  осуществляется через реализацию рабочей программы «Сказка ложь, да в ней намёк…», которая составлена на основе основной общеобразовательной  программы  МА ДОУ № 46, авторской программы Н.М. Погосовой «Цветовой игротренинг», Коррекционно-развивающей  программы Н.М. Погосовой  «Погружение в сказку», авторской  программы  О.А.Шороховой «Играем в сказку».

  При планировании работы руководствовалась следующим  положениям:

- организация, форма НОД и привлекаемый материал должен соответствовать возрастным особенностям детей, возможностям их речевого и общего психического развития;

-  приемы работы используются в зависимости, как от основных задач НОД, так и от его характера.

         Применяем одну из форм работы, либо объединяем несколько. Коррекционные задачи подчиняются программным, не заменяя их, а гармонично сочетаясь.

   Свою работу по развитию речи дошкольников посредством  сказкотерапии   осуществляем по следующим направлениям:

  • Активность: через самовыражение в активном действии — к активизации образной лексики и положительных эмоциональных проявлений.
  • Самостоятельность: от ориентировки в средствах языковой выразительности, проблемных ситуациях сказки, в ритме и динамике музыкальных образов — через обоснование собственной точки зрения в речи-доказательстве — к поиску лучших способов самовыражения в речи и движении.
  • Творчество: от подражания взрослому в выразительном слове — через совместное составление словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпо-ритма, музыкальной композиции — к словесному фантазированию по музыкальной композиции.
  • Эмоциональность: от эмоционального заражения образами сказки — через адекватное эмоциональное от реагирование собственного негативного опыта в действии, ритме и слове — к децентрации (пониманию эмоций других) и к замещению «неэффективного» стиля поведения на продуктивный. 
  • Произвольность: от полноценного переживания эмоциональных состояний сказочных героев в проблемных ситуациях и понимания значений образных выражений — через оценку собственных и чужих устных сообщений и эмоциональных поступков — к динамическому равновесию исполняемых движений и речевых сообщений в игре-драматизации.
  • Связная речь: от продолжения фраз взрослого — через словесные рассуждения относительно динамики музыкальных композиций, исполнения пантомимических этюдов, ритмизации сказочных образов — к творческим импровизациям по сюжету.

 Направления сказкотерапии логически связаны и осуществляются в комплексе.

Для более продуктивного обучения идет подача качественно новой информации, носящей практический характер, что дает возможность оперативно с ней работать, извлекая её строго применительно к конкретным условиям. Для этого ребёнку рекомендуется «подавать сведения в связи с ситуацией, в которой она может потребоваться, тогда использование сказкотерапии  становится эффективным методом, который облегчает процесс освоения связной речи» (Шорохова О.А.)      

           Овладение речевыми умениями происходит через разные виды детской деятельности.

В системе развития связной монологической речи мной  выделены три этапа работы  со сказкам.

Этап

Цели

Используемые  жанры

1.

(подготовит.)

познакомить с жанровыми особенностями сказок, малых фольклорных форм; с принципами композиции;

способствовать возникновению интереса к языковым средствам выразительности.

 русская народная и авторская сказки о животных, метафорические и описательные загадки, частушки.

2.

систематизировать знания о законах сказочного жанра; учить соотносить тему и название литературных произведений;

использовать средства лексической выразительности при создании связных высказываний.

украинская народная и авторская сказки о животных, загадки, частушки, басня.

3.

учить придумывать сказки с использованием традиционных приемов повествования;

формировать навыки самостоятельного творческого рассказывания.

 волшебные, бытовые, юмористические сказки.

В каждом  из которых  прослеживается  постоянное  повышение  доли  самостоятельного  участия  дошкольников.

Сказка – это сфера чудес, нежный мир грез и фантазий. Но самое главное в ней не то, что чудеса происходят в самой сказке, а то, что она может творить чудеса с любым, кто с ней соприкоснется. Нужно только внимательно прислушаться к ней, ведь не зря сказки существуют уже не одну тысячу лет. Сказка это не просто развлечение, увлекающее ребенка в волшебную страну грез и фантазий.     Развлекающая функция сказки лишь одна из многих. Сказка – это еще и верный друг, и мудрый воспитатель.  

          Сочетаем сказкотерапию и цветотерапию.  При ознакомлении детей с очередной цветной сказкой, предлагаем почувствовать цвет (теплый или холодный, успокаивающий или тревожный и т.д.) ощущать, какое настроение он создает, какие ассоциации он пробуждает.

«Самовыражение в цвете» необычный способ выразить себя, отобразить свое состояние, настроение, желания и помыслы. После каждого занятия дети приступали к процессу сочинения сказок. Процесс сочинения сказок  разбудил  воображение ребенка и помогал развитию его мыслительных  способностей. В этих сказках необычные мечты  героев сказок сбывались, решали конфликты, сталкивая своих героев с проблемами и трудностями. Воспроизводя жизненные ситуации в сказке, дети приобрели чувство защищенности, веру в себя, смягчалось внутреннее напряжение.

На занятиях иногда присутствовала еда, Для любого цвета подбирала продукты. Дети долго пережевывали еду (яблоко, апельсин, слива и т.д.) ощущая языком, небом и губами. Еда доставляла детям массу удовольствия.

На занятиях по сказкотерапии используем метод  расслабления. 

Цикл  занятий по сказкотерапии не имеет определённого  начала и конца, занятия по сказкам я  проводятся  в любой последовательности. Сказки составлены так, чтобы включить в них максимальное количество упражнений, поэтому при необходимости любое занятие можно сократить до минимума.

Определены основные правила проведения НОД:

1. Места для занятия должно быть достаточно. На полу ковёр. Дети сидят в позе расслабления: сидя на пяточках.

2. В процессе расслабления(сидя, лёжа, стоя) детям не рекомендуется двигаться, разговаривать. Поэтому процесс «слушания себя» очень тонок.

3 .В процессе занятия детям периодически даётся возможность говорить о своих ощущениях, а иногда просто молча «послушать себя».

4. Вхождение в сказку – важный момент. Это – момент  волшебства, таинства,

«наполнения супер энергией».

5. Выход осуществляется сам собой, легко и просто: для этого не нужны сверх усилия.

Непосредственно образовательную деятельность по сказкотерапии  проводятся  во второй половине дня, согласно Рабочей программе.  

В  НОД  дети учатся:

  • пересказывать;
  • составлять  рассказы  описания;
  • составлять  рассказы  по  картине  и  серии  картин;
  • составлять творческие рассказы;
  • сочинять сказки;
  • придумывать загадки и небылицы.

Вместо «физкультурной минутки» проводим психогимнастику по содержанию произведения, суть которых заключается в разыгрывании пантомимических этюдов на изображение отдельных эмоциональных состояний, черт характера персонажей. Дошкольники знакомятся с элементами выразительных движений, что в свою очередь является залогом успешного исполнения принятой на себя роли в игре-драматизации по литературному произведению.

 Центральный момент сказкотерапии – добровольное участие детей.                                                       Поэтому особое внимание обращаем на мотивацию (образный текст, частушки, небылицы, рассматривание иллюстраций и др.), при этом каждый ребенок ощущает внимательное отношение к себе со стороны воспитателя. В первый период не все дети включались в игру, некоторые наблюдали молча за происходящим, поэтому приходилось дополнительно мотивировать на включение в игру (свеча, музыка, сказочный герой).

 При работе по данной технологии используем приемы терапии:

   1.   Каждая НОД начинается с музыки. Музыка подобрана спокойная, расслабляющая.

   2.    Если в процессе занятия отмечается, что игра эмоционально захватила детей, то  проводим  упражнения на релаксацию (произвольное напряжение и расслабление мышц)

  3.  Если проявляется утомляемость детей, то  плавно переключаем внимание детей на другой вид деятельности:

  • лепка из пластилина фигурок героев сказки;
  • рисование картинки;
  • собирание мозаики по сказке;
  • выкладывание последовательности сказки и рассказывание (по картинкам).

 4.  Включаем в занятия различные пантомимические этюды: «Горе», «Радость», «Страх», «Удивление» и т.д. Они учат отражать детей собственные эмоциональные состояния в ритме, движении, мимике. Это приводит к непроизвольному расслаблению организма и, следовательно, к снятию эмоционального напряжения.

 5.  Динамические паузы (во время занятий 2-5 минут по мере утомляемости детей).

 6.   Логопедические пятиминутки (упражнения на активизацию лексики).

 7.  Пальчиковые кинезиологические упражнения ("гимнастика мозга") по лексическим темам рабочей программы. С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности.

Усталость после выполнения психогимнастических этюдов (пантомимы, игры, упражнения) приводит к непроизвольному расслаблению организма и, следовательно, снятию напряжения.    

Детям всегда нравятся «повторения». Целенаправленно повторяем  игры  на словесное комментирование эмоционально-эффективных ситуаций, эпизоды - замещения. В  них используем большую часть творческой игры с элементами поиска:   покажи героя, угадай по движению, ритму, музыке, придумай окончание.

«Движущие силы сказочных игр» 

Движущая сила

Принцип

Проявление

Идеи

Постепенность

Обмен

При организации сказочно-игровых ситуаций идет постепенный  переход от невербальных форм взаимодействия к вербальным. При этом наращивается словарный запас.

Получая что-  либо в игре от кого – либо, ребенок что-то отдает, так поддерживается гармоничное развитие.

Средства

Оживотворение

Визуализация

Наделение абстрактных или неодушевленных объектов свойствами живых существ.

Мысленное наделение  оживотворенного существа некими повадками, умениями и знаниями животного, человеческого, фантастического мира (знакомого для детей).

Объекты

Внутренние

Внешние

Движения, чувства, желания, мотивы, мысли и прочие психические функции.

Предметы и объекты окружающего мира: живая и неживая природа, люди, взаимоотношения между ними.

Положительный результат способствовал введению сказки в совместную  деятельность с детьми.

         Знакомство ребёнка со сказкой начинаем с её выразительного чтения перед сном или во вторую половину дня. Характер и содержание последующей работы в совместной деятельности обусловливаются литературным произведением, уровнем  развития детей.

Для данного этапа работы используем алгоритм создания игры по сказке

Избираю какой-то один или сочетание разных методов в зависимости от поставленных задач. За время работы с детьми разработала и апробировала свои методы.

 I. Целенаправленное наблюдение.

Рассмотреть, какими средствами сказочник добивается соответствующего впечатления (картины природы, описания героев, их поступков, юмористические пассажи, драматические повороты сюжета).

1. Сказку можно нарисовать. Я стремлюсь прожить сказку вместе с детьми, задействовав все органы его чувств. Когда  начала заниматься с детьми сказкотерапией, то поняла, что просто рассказанные сказки не оставляют глубокого следа в душе ребенка. Так, например, они “не видят” ни леса, через который пробирается Иван-царевич, ни места, где растет могучий волшебный дуб. В этом случае помогают иллюстрации, но они есть не в каждой книге. Поэтому вместе с детьми после чтения сказки стали рисовать, восстанавливая в памяти различные  эпизоды.  Увидела, что каждый ребенок воспринимает сказку по-своему, а рисование помогает понять нравственные стороны, облегчает процесс пересказывания самой сказки, ее сюжет.

2. Сказку можно сложить из ткани. Затем я стала на полу изображать место, где происходит действие сказки, с помощью отрезков тканей, различающихся по форме, размеру, цвету. Например, вышел Иван-царевич в широкое поле - на полу расстилаются лоскуты с ромашками и васильками; длинная голубая лента из шифона – ручеек.

3. Сказки имеют запахи. Следующий этап - проживание сказки через обоняние, т. е. с помощью запахов.  Окружающий нас мир имеет необыкновенно богатую “палитру” запахов. Чтобы дети убедились в этом на практике, я собираю коллекцию запахов. В пластмассовые баночки положила разные предметы, имеющие ярко выраженный своеобразный запах  (мускатный орех, корица, грецкий орех, горчица, лавровый лист, душистый грибы, чеснок, лук, и др.) Эти запахи крышки банок впитывают быстро, и с ними можно работать как с раздаточным материалом.  В дальнейшем планирую разнообразить данный материал и составить картотеку.  Рассказывая сказку, мы подбираем по возможности каждому из ее персонажей запах, с которым тот или иной герой ассоциируется у детей. Это может быть один определенный запах и сочетание нескольких разных запахов. Для этого мы используем специальные ванночки.  Например, при ответе на вопрос, как пахнет избушка на курьих ножках, дети совместно решают, из каких запахов можно составить “аромат” дома Бабы Яги.

4. Сказки звучат. Чтобы помочь детям лучше прочувствовать особенность той или иной сказки, мы используем звуки, которые издают колокольчики, бубны,  а также пластмассовые баночки с разными предметами внутри, которые при встряхивании “шумят” (горох, пшено, гречка, манка, сухие апельсиновые корки и т.д.). Создавать звуки можно и с помощью голоса.

5. Сказка и музыка. Подбор наиболее подходящей музыки к сказке (отдельным фрагментам). Создала фонотеку из серии «Гармония мира», «Музыка для души»,  «Страна спокойствия». Музыка способна лечить - это уже многократно доказано учеными медиками всего мира. Музыка- основа гармоничного развития личности.  Использую музыку для релаксации и медитации, по программе Н.М.Погосовой « Погружение в сказку».

II. Сравнение.

1. Игра в сравнения: «Кто на кого похож?» «Что на что похоже?» и др. Чтобы научиться диалогу со сверстниками на начальных этапах (первый период), ребенок приобретает положительный опыт с одним или двумя партнерами. Именно с такого общения и  начинается развитие диалогической речи как подлинной детской коммуникативной самостоятельности. Начиная со второго периода, в играх принимает участие большее количество детей.

2. Сравнение прочитанного. Например,  предлагаю детям сравнить две сказки и ответить на следующие вопросы: что общего между этими сказками? В чем различие? Что общего между героями сказок? Здесь дети учатся не только анализировать языковую информацию и оперировать ею, но и взаимодействовать со сверстником.

III. Узнавание и воспроизведение стилистических особенностей

1. Узнавание детьми иллюстраций. Это дает возможность почувствовать стиль автора, развивает эстетическую память.

2. В героев сказки можно переодеться и потанцевать. Творчество и воображение развиваются также в процессе придумывания и составления костюма сказочного героя. Мы их не шьем, а именно составляем из имеющейся у нас коллекции тканей. Дети любят наряжаться. Когда дети “оденутся” как сказочные герои, налюбуются собой и друг на друга, мы подбираем музыку.

IV. Эксперимент с художественным образом. Путешествие в сказку.

V. Оценка и суждение.

1. Мой любимый герой. Даже самые маленькие в состоянии, вспомнив прослушанное, аргументировано доказывают достоинства своего героя.

2. Любимая сказка. Умение выделить любимую сказку из прочитанных или прослушанных.  В данных беседах ставится цель развития монологической речи: инициативно высказываться, реагировать на высказывания сверстников, соблюдать очередность, обобщать имеющийся опыт в форме текста.

3. Беседа (индивидуальная или коллективная) о литературных героях. Цель - пробудить речевую активность каждого ребенка, его умение вступать в разговор, поддерживать беседу, делиться своими радостями и переживаниями.

4. Самая смешная сказка. Самый смешной эпизод («Какие еще смешные книжки ты помнишь?»). Такую же беседу провожу о самой страшной, самой печальной книжке — в любом случае у ребенка развивается мышление и возникает определенная систематика прочитанного: по сходству и различию героев, авторов, по сходству полученных от книг впечатлений. Наряду с этим вырабатывается умение выделять в сказке  конкретный эпизод. Цель-умение выстраивать взаимодействие речевых партий педагога и детей, когда один начинает фразу, а другой ее завершает.

5. Игры-беседы детей с персонажами сказок. 

После проведения в группе беседы с детьми, которая дает возможность оценить, насколько понято содержание художественного произведения, иногда продолжаю обсуждение книги, но уже в форме игры-беседы с ее персонажами (театральные куклы, мягкие игрушки). Цель - учить поддерживать беседу, инициативно высказываться, задавать вопросы, обобщать в речи свои знания.

6.Игры-драматизации.

Следующий этап в работе - это игра - драматизация,

игра - инсценировка. С. Я. Маршак говорил, что произведение детской литературы может лишь тогда считаться художественным, если его “можно разыгрывать как пьесу или превратить в бесконечную эпопею, придумывая к ней все новые и новые продолжения”. Именно эту особенность подлинного художественного произведения использую в дальнейшей работе над ним. Сюжетно-ролевым  и играм - драматизациям принадлежит значительная формирующая, воспитательная роль в развитии личности дошкольника. Игра-драматизация  важна для развития диалогического общения еще и потому, что в ней, принимая на себя роль, ребенок встает в позиции сказочного персонажа  и тем самым преодолевает свойственный возрасту эгоцентризм.

При организации работы по «Сказкотерапии» определила правила поведения. (приложение 6).

 Заметила, что дети постепенно начинают  активнее проявляют творчество в играх - драматизациях, играх - инсценировках, это позволяет ребенку психологически сблизиться с героем сказки, пережить его победы и поражения, счастье и беду. Это  раздвигает границы жизненного опыта дошкольника, обогащает его речевую активность. Детям нравится возвращаться к одним и тем же текстам, особенно, если появляются новые элементы, игрушки. Рассказы по набору игрушек, из личного опыта в играх – драматизациях характеризуются прежде всего  отсутствием установки на ответ, что активно способствует развитию элементов монологической речи, становлению диалога со сверстниками и инициативности в диалоге со взрослыми

 Регулярность проведения коррекционной работы с использованием данного метода способствует закреплению положительного эффекта в развитии личности и речи ребенка. К концу года у детей накопился значительный запас слов,  активизировалось воображение, стимулирующее творческое воображение. Дети с удовольствием включались в игры-драматизации, придумывали истории, появилось умение стать на позицию другого.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода сказкитерапии при формировании связной монологической речи дошкольника с ОНР

К числу важнейших задач с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного...

ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР III УРОВНЯ

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Овладение связной речью возможно только при наличии определенного уровня сформированности словарно...

Проект Формирование связной монологической речи у дошкольников с ОНР посредством использования приёмов мнемотехники.

Связная речь вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком. Чем раньше мы будем учить детей рассказывать и пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школ...

Презентация проекта «Формирование связной монологической речи у дошкольников с ОНР посредством использования приёмов мнемотехники»

Презентация содержит цели, задачи, этапы работы над проблемой, диагностику развития связной речи детей в начале работы над проектом и в конце, ожидаемые результаты....

Опыт работы учителя-логопеда на тему: «Обучение рассказыванию, как средство формирования связной монологической речи дошкольников».

   Владение родным языком - это не только умение правильно построить предложение. Ребенок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описать его, рассказать о как...

Консультация для педагогов ДОУ. «Формирование связной монологической речи дошкольников посредством обучению технике пересказа и составления рассказов».

В дошкольном возрасте происходит овладение двумя типами устной монологической речи:- пересказом- рассказом (в элементарной форме)....

«Формирование связной монологической речи у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи посредством использования приёмов мнемотехники»

Мнемотехника (в переводе с греческого – «искусство запоминания») - это  система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путем образовани...