«Насекомые» (средняя группа)
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №44 с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей»
____________________________________________________________________________
Красноярский край, город Ачинск, микрорайон 9, стр. 7а.
Воспитатель: М.В. Дроздова
2024 г.
Тема: «Насекомые»
(средняя группа)
Цель занятия: закрепление у детей представления о насекомых
Задачи:
Образовательные по основной образовательной области: уточнить и расширить знания детей о насекомых, их внешнем виде, образе жизни; о пользе и вреде, приносимой ими природе.
Образовательные по интегрируемым образовательным областям
Закрепить знания об образовании уменьшительных форм существительных умение подбирать к имени существительному, глагол, подходящий по смыслу.
Развивающие: развивать мыслительную активность, умственные операции сравнения и обобщения, любознательность, внимание, память, связную речь. Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе.
Воспитательные : воспитывать потребность в общении с природой, любовь и бережное отношение к природе.
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, двигательная, игровая, продуктивная.
Предварительная работа: рассматривание картинок насекомых, иллюстраций в энциклопедии, в детских книгах; чтение художественной литературы, придумывание и отгадывание загадок, рисование насекомых, изготовление из природного материала насекомых, лепка из пластилина насекомых.
Словарная работа: слова- «брюшко», пыльца, опылять.
Методы и приёмы: беседы, рассказы, наблюдение, рассматривание насекомых на прогулках, в иллюстрациях книг, подражательные упражнения, дидактические игры.
Планируемый результат:
Дети должны знать и называть насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик, паук, гусеница, червяк…….) Иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, ног, наличие крыльев), способов передвижения (прыгает, летает, бегает, ползает), издаваемых звуках (жужжит, стрекочет). Знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям, находить сходство и различия. У детей должно развиваться чувство бережного отношения к живым объектам и в целом к природе.
Оборудование: иллюстрации насекомых, мяч
Перечень методической литературы: Крылова Н.М. «Детский сад – Дом радости; О.А. Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений»
Перечень художественной литературы: К.И. Чуковский «Стрекоза и муравей», «Тараканище», П.И. Мариковский «Друзья –насекомые», Ю.Коваль «Паша и бабочки»
Ход НОД:
Ребята и воспитатель встают в круг.
Воспитатель: Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И гостям мы улыбнёмся, скажем «Здравствуйте!»
Ребята, к нам в группу попал паучок. Он собрался плести сети. Вам интересно узнать, кто может попасться в сети к нему.? Если мы отгадаем загадки , то поможем живым существам избежать ловушки.
1.Сок цветов душистых пьёт, дарит нам и мёд и воск
Людям всем она мила, а зовут её (пчела)
2.У неё четыре крыла, тело тонкое словно стрела
Насекомых ртом хватает, есть огромные глаза
Называют её (стрекоза)
3.Он работник настоящий ,очень, очень работящий
Под сосной в лесу густом, из хвоинок строит дом
Без работы хоть убей, жить не может (муравей)
4.Она легка, красива, изящна, легкокрыла
Сама похожа на цветок, и любит пить цветочный сок (бабочка).
5.Не жужжу, когда сижу, не жужжу ,когда хожу
Если в воздухе кружусь, тут уж вдоволь на жужжусь (жук)
6.Всех жучков она милей, спинка алая на ней
А на ней кружочки, чёрненькие точки(божья коровка)
7.Целый день она летает, всем надоедает
Ночь настаёт, тогда перестаёт(муха)
8.Те,с кем рядом я жужжала, помнят у меня есть жало
И на брюшке полоса, потому, что я (оса)
- Ребята, а как можно назвать одним словом бабочку, стрекозу, божью коровку.
Дети: это насекомые.
Воспитатель: А где живут насекомые?
(Ответы детей)
Воспитатель: Они живут везде: в траве, на деревьях, в цветах, в воде. Стрекоза живет рядом с водоёмами. Бабочки, кузнечики живут на лугах. Таракан живет в доме рядом с человеком и т.д.
А узнать , кто как передвигается поможет нам игра «Угадай, что делает?»
Цель: подбор к имени существительного, глагола, подходящего по смыслу.
Проводится с помощью выставленного картинного материала. или мяча
Бабочка …. порхает,
Кузнечик….прыгает ,
Жук …ползает,
Шмель …летает.
Воспитатель: Чем питаются насекомые?
(Ответы детей : цветочным нектаром, листьями растений, крупные насекомые питаются более мелкими)
Воспитатель: это насекомые, значит они чем – то похожи? Чем они отличаются от других лесных жителей? Что у них общее? По каким признакам можно их определить?
(Ответы детей: У них 6 лап, голова, крылышки, брюшко)
Воспитатель: Какие насекомые приносят пользу людям?
Многие растения размножаются только благодаря опылению насекомыми. А мы — получаем урожаи! Пчелы дают мед
Воспитатель:А какие вредные насекомые для человека?
(Ответы детей: Муха, комар, гусеница)
Какой от них вред?
(Ответы детей: Муха разносит микробы на лапах, гусеница ест листья растений, комар кусает людей и животных)
Воспиталь: А какую приносят насекомые пользу природе? Назовите полезных насекомых? (Ответы детей: Бабочка, пчела, муравей ,стрекоза, божья коровка, кузнечик)
(Ответы детей: Много корма для птиц, опыляют растения, многие насекомые — важные почвообразователи: разрушители опавших листьев и хвои, отмершей древесины, пчелы опыляют цветы, дают мед, бабочка опыляет цветы, муравьи по лесу разносят семена, санитары леса )
Воспитатель:
-Какие насекомые жужжат?
(жуки, шмели, пчелы, мухи, стрекозы, осы)
-Какие пищат? (комары)
— Какие стрекочут? (кузнечики)
— А бабочка? (не издает звука)
Дид.игра
Жу – жу – жу жжужит пчела
Хороши мои дела
Зу – зу – зу комар пищит
Укусить скорей спешит
Уф – уф –уф как паровоз шмель пыхтит, пыльцу повез
Жук жужжит гу- жу –гу – жу
Я любого разбужу
Вос – ль: Назовите насекомых которые относятся к хищным? (Ответы детей: Стрекоза, кузнечик, божья коровка) Почему их называют хищными? (Ответы детей: они питаются другими насекомыми)
Божьи коровки уничтожают тлю и других опасных вредителей культурных растений
Стрекоза питается комарами, мошками и некоторыми другими мелкими вредителями. Стрекозы вылавливают их на лету.
Кузнечик питается мелкими вредителями растений, оказывая тем самым пользу.
Воспитатель :
А как можно ласково назвать комара?
Игра «Назови-ласково»
Комар-комарик
Жук-жучок
Пчела-пчёлка
Усы-усики
Лапы-лапки
Муравей-муравьишка
Стрекоза-стрекозка
Муха-мушка
Воспитатель: Насекомые это хорошо или плохо?
Воспитатель: - Нельзя однозначно сказать, что насекомые это только хорошо или только плохо.
Что произойдёт с природой, если исчезнут насекомые? Исчезнут и растения , погибнут птицы, потому что они питаются насекомыми. В природе все взаимосвязано. Каждое насекомое занимает свое место в природе. За ними можно наблюдать, ими можно любоваться
Природе все нужны и послушайте об этом стихотворение.
Ребёнок читает стихотворение Б. Заходера В лесу.
В лесу летают мотыльки,
Ползут козявки и жуки.
Природа – всем им жизнь дала,
У них у всех свои дела.
Ты их увидишь на пути
– Не обижай, а отойди!
Без насекомых лес, друг мой,
И одинокий, и пустой.
3 часть заключительная
Воспитатель: Кому мы помогли избежать ловушки?
О ком мы сегодня говорили?
Воспитатель: Каких полезных насекомых знаем? Какую пользу приносят природе, человеку?
Сейчас мы пойдем на прогулку и посмотри, какие насекомые живут на нашем участке.
Физкульминутка
Гусеница
Вос-ль: Дети давайте расскажем как, гусеница превращается в бабочку.
Этот странный дом без окон (поворачиваются вокруг себя)
У людей зовётся « кокон»
Свив на ветке этот дом (вращают руками)
Дремлет гусеница в нём (ладошки под щекой)
Спит без просыпа всю зиму(ладошки поменять)
Но ,зима проходит мимо (взмахи руки вверх)
Март, апрель, капель, весна (хлопки на каждое слово)
Просыпайся соня-сонюшка (потягиваются)
Под весенним ярким солнышком (рисуем солнце)
Гусенице не до сна (грозят пальцем)
Стала бабочкой она (машут руками крыльев)
Послушайте, про чудо, которое происходит с насекомыми. Чудо, это то, что жуки, мухи, бабочки, стрекозы – никогда не бывают малышами. Они появляются на свет сразу взрослыми. Каждое насекомое прежде чем статьвзрослым бывает сначала яйцом, затем вылупляется личинка, гусеница. Ей надо много кушать и расти, когда она вырастает превращается в куколку. Проходит время из куколки выходит бабочка. Стрекозы откладывают яйца в воду, комары откладывают личинки в воду, жук откладывает личинки в землю, ребята, где живут насекомые
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательно – речевому развитию в подготовительной группе Тема: «Этот загадочный мир»
Данный конспект поможет детям узнать об особенностях географического положения Африки, о животных Африки занесенных в красную книгу . Дети увидят разнообразие и красоту Земли. Научатся составлять расс...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной группе.Тема "Ранняя весна"
Задачи: Уточнить знания детей о последовательности весенних изменений в природе, изменений в жизни животных. Учить детей устанавливать связи между изменениями в неживой природе и в жизни растений....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ОО « Речевое развитие» в подготовительной группе Тема: «Мы- волшебники».
Цель: развитие связной речи детей посредством решения проблемных ситуаций. Задачи:• Совершенствовать интонационную выразительность речи; диалогическую речь;• Расширять знания детей...
Конспект интегрированного занятия (по познавательно- речевому развитию в старшей группе). Тема: «Ежик в гостях у ребят»
Цель: формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи. Задачи:Грамматика: упражнять в образовании названий детёнышей животных и птиц в именительном падеже множественного числа...
Конспект занятия по познавательно – речевому развитию в подготовительной группе Тема: «Этот загадочный мир»
Дать детям элементарные представления об особенностях географического положения Африки;2. Показать разнообразие и красоту Земли;3. Познакомить...
Конспект интегрированного занятия образовательной области: «Речевое развитие» (старшая возрастная группа) Тема: «Путешествие в страну здоровья»
Формирование представлений у детей о здоровом образе жизни....
Конспект подгруппового логопедического занятия по познавательно-речевому развитию в старшей группе. Тема занятия: «Сказка. Репка».
Тема занятия: «Сказка. Репка»....