ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С ТВОРЧЕСТВОМ БЕЛОЗЕРОВА Т. М.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Активизировать литературную память дошкольников, создать эмоционально-положительное настроение, обогатить представления детей о жизни и творчестве Т.М. Белозерова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod-belozerov_t.m.docx22.93 КБ

Предварительный просмотр:

БДОУ города Омска «Детский сад компенсирующего вида №400»

КОНСПЕКТ НОД

«ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С ТВОРЧЕСТВОМ БЕЛОЗЕРОВА Т. М.»

(подготовительная группа)

        

Воспитатель: Хазова Н.Д.

Омск 2015г.

Тема: «ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С ТВОРЧЕСТВОМ БЕЛОЗЕРОВА Т. М.»

Интегрируемые образовательные области: «Коммуникация», «Социализация», «Познание».

Цель: 

Активизировать литературную память дошкольников, создать эмоционально-положительное настроение, обогатить представления детей о жизни и творчестве Т.М. Белозерова.

Задачи:

  1. Познакомить детей с биографией и творческой деятельностью писателя, уроженца города Калачинска, Омской области Тимофеем Максимовичем Белозеровым.
  2. Вызвать интерес к личности поэта;
  3. Воспитывать любовь к творчеству Т.М. Белозерова и поэзии в целом.
  4.  Развивать умение видеть и чувствовать красоту мира, во всех её проявлениях.
  5. Совершенствовать диалогическую форму речи;
  6. Развивать воображение, речь детей с помощью художественного слова, умение выражать свои мысли словами.
  7.  Воспитывать в детях патриотическое и общечеловеческие чувства: любовь к Родине, уважение к старшим, милосердие, порядочность (на примере мыслей, чувств, отношения поэта).

Активизация словаря:

 урман, чащоба, плачь в три ручья.

Оборудование:

Портреты детских писателей, портрет Т. М. Белозерова, книги: «Лесной плакунчик», «Бука», «На нашей реке», и др., персонаж сказки «Бука», книга «Азбука», мультимедиа, музыкальное сопровождение, письмо, видео камера.

Предварительная работа:

Просмотр презентации «Биография и знакомство с творчеством Т. М. Белозерова», чтение произведений Т. М. Белозерова «Лесной плакунчик», «Бука», «На нашей реке», и др., персонаж сказки «Бука», книга «Азбука», оформление выставки книг, рисование рисунков по произведениям автора.

Содержание организованной деятельности

  1. Мотивационный момент.

В. Дети, сегодня мы с вами посетим портретную галерею детских писателей.

-Скажите, кто такие детские писатели?

-О чем писали детские писатели и для кого?

Ответы детей.

Рассматривание портретов детских писателей.

В. Дети посмотрите внимательно, кого вы узнаете на этих портретах?

Ответы детей.

Стук в дверь, почтальон приносит большой конверт.

 В конверте письмо от детей подготовительной группы, детского сада «Родничок» города Екатеринбурга. Дети просят рассказать о наших Омских писателях.

В. Как мы можем помочь ребятам?

Ответы детей.

В. А я предлагаю записать все на видео камеру.

Ответы детей.

В. Интересно, о ком мы можем рассказать ребятам?

Ответы детей.

В. Посмотрите на нашу галерею, вы назвали всех писателей, а вот об этом никто ничего не сказал.

В.  Это наш земляк, писатель Тимофей Максимович Белозеров.


2. Рассказ воспитателя.

Сегодня мы с вами поговорим об Омском писателе Т. М.  Белозерове. Т. М. Белозеров жил в Омской области г. Калачинске, был рабочим. После войны поступил в речное училище г. Омска. По окончании речного училища стал работать на пароходе, который перевозил грузы из Омска на север по Иртышу. Плавая по реке, он любовался красотой нашего края и эта, красота вдохновила на сочинение стихов, сказок, пословиц о природе, реке, птицах, зверей нашей земли.

  1. «Люблю Иртыш в вечерние часы

Вот вспыхнул бакен,

Сумраком зажженный,

И на краю белеющей косы

Притих рыбак, блесной вооруженный.

Пришел буксир с тяжелою баржой

С цветами в рубке, с музыкой прощальной

И куличок, как будто всем чужой

Заплакал вдруг на отмели печальной.»

  1. «Стою я на гребне,

На солнечной гриве:

Направо – луга, и мерцанье озер

Налево Иртыш развернулся в разливе.

И снова луга, и речушки, и бор

Плывут надо мной

Лебединые пары

И слышу гусей торжествующий клич

Грачи на полях открывают базары

И солнце сияет, как сдобный кулич.»

Помимо стихов Белозеров писал еще и веселые стихи, небылицы, скороговорки, загадки, считалочки, сочинял сказки.

  1. «Майским вечерком к пеструшке

На блины пришли подружки

Три несушки, три клохтушки

Сколько курочек в избушке?»

(шесть)

Т. Белозерову не хватало литературных знаний, чтобы писать еще лучше, и он поступает в Московский литературный институт. По окончании института он много работает, пишет. 56 детских книг написал Т. Белозеров. Первая книга вышла в 1956 г. под названием «На нашей реке». Умер Тимофей Белозеров в 1998 г. В честь поэта в нашем городе есть улица Т. Белозерова и библиотека с его именем.

  1. Показ слайдов

1 слайд – Дети, кем был Белозеров художником или поэтом?

    Д – Писателем, поэтом, Омским писателем.

2 слайд – Где жил Белозеров?

   Д – В городе Калачинске, Омской области.

3 слайд – Где учился Тимофей Максимович?

   Д – В речном училище, в Московском педагогическом институте.

4 слайд – Что вдохновляло поэта на сочинение стихов о природе?

   Д – Красота нашего края, когда он плавал на пароходе.

5 слайд – Что кроме стихов еще сочинял Белозеров?

   Д – Сказки, считалки, дразнилки, загадки.

В – Кто знает считалочку?

Д         - «Майским вечерком к пеструшке

На блины пришли подружки

Три несушки, три клохтушки

Сколько курочек в избушке?»

     В – Расскажите веселое стихотворение

     Д    – «Андрюша водолаз»

               Белый китель на Андрюше

               И фуражка со звездой

               У Андрюши дом на суше,

               А работа под водой.

  1. Гимнастика для глаз «Совушка» (картинка на экране).

Совята у Совушки

 Умные головушки:

                На каждый Совушки совет

             Глазами хлопают в ответ.

  1. Беседа.

Т.М. Белозерову не хватало литературных знаний, и он поступает в Московский институт, и сочиняет очень много стихов, пишет сказки и др.

В – Кто знает сколько детских книг он написал?

Д – 56 книг.

В – Как называется первая книга?

Д – «На нашей реке»

В –Ребята здесь небольшая часть книг Т. Белозерова. Рассмотрите их. Назовите какие книги вы знаете.

Д - «Лесной плакунчик», «Бука», «Подснежник», «Сладкая ягода», «Вот моя деревня».

В – О чем книга «Подснежник»?

Д – О природе, цветах, весне, птицах, о реке и тд.

В – О чем книга «Лесной плакунчик»

Д – О девочке, ягодах, лесе.

В – Покажите книгу «Бука». Кто такая «Бука»

Д – «Седая лохматая Бука с мешком по дороге идет». Лесное чудище старуха, похожа на Бабу-Ягу, но добрая.

В – Где живет Бука?

Д – За болотами, за урманом, где поземка петли рвет. В темном доме деревянном Бука старая живет. В болоте, в глухом лесу, в чаще лесной, в урмане.

В – Что случилось с мальчиком Ильей?

Д – Мальчик капризничал, вредничал, плакал. Совы прилетели и забрали мальчиков в лес.

В – Какой был Илья?

Д – Вредный, балованный, плохой.

  1. Мимические упражнения.

- Представьте себе, что вы ребятки из рассказа «Тук-тук». Ночью, в темноте, вы слышите стук, покажите мимикой испуг.

- Теперь, вы детишки, которые с радостью и весельем катаются на горке.

 - Теперь, вы мальчик, который разорвал свои любимые брюки (вы расстроились).

- Теперь, увидев столько каши, вы удивились.

Так же: хитрость, злость.

5.  Игровая ситуация: (вход Буки)

(Стук в дверь, входит Бука)

Дети прячутся за табуретки, Бука ищет детей.

В – Ты кто такая?

Б – Я, Бука лесная. Потеряла аппетит, похудела, посидела, хочу мальчика или девочку. Хочу! Хочу! Хочу!

В – Зачем тебе дети? Зачем тебе мешок?

Б – Хочу, чтобы дети мне читали стихи, рассказывали сказки, загадывали загадки. Хочу! Хочу! Хочу!

В – Успокойся Бука! Посиди, отдохни и дети к тебе придут. Они у нас послушные, не капризные, знают много стихов, сказок, загадок. Хочешь послушать? Дети выходите. Поздоровайтесь с Букой, присаживайтесь.

(Бука разглядывает детей, любуется ими).

Б – Ну-ка посмотрю я на вас, какие вы красивые, пригожие, воспитанные. Вы не бойтесь, я вас не обижу, вы мне только сказку, полсказки расскажите, почитайте мне стихи, загадайте мне загадку, я вас вареньем лесным угощу.

Дети читают стихи; загадки:

  1. «Подснежник»

Плакала Снегурочка

Зиму провожая

Шла за ней печальная

Всем в лесу чужая

Там, где шла и плакала

Трогая березы

Выросли подснежники

Снегурочкины слезы.

  1. Дарит песенки весна

Раздает улыбки

И на встречу с ней со дна

Выплывает рыбка.

  1. «Андрюша водолаз»

Белый китель на Андрюше

И фуражка со звездой

У Андрюши дом на суше,

А работа под водой.

  1. «Балалайка»

Балалайка три струны –

Дождалась в избе весны

В разлетайке, в сарафане

Как невеста весела

С кудря-кудрявым Ваней

Вдоль по улице пошла.

  1. Веселит за окошком кулек ледяной

Он полон капели и пахнет    весной.  (сосулька)

  1. Две антенки на макушке,

А сама сидит в избушке

На себе ее везет, по соломинке ползет. (улитка)

  1. На дне где тихо и темно

Лежит усатое бревно. (сом)

  1. Стоит в лесу красавица

Стройна и зелена

И ветки как мизинчики

Отставила она. (елка)

Бука пытается отгадывать загадки.

В – Бука, а ты умеешь читать?

Б – Нет. У нас в лесу нет школы, некому учить и нет детского сада.

В – Не расстраивайся. Вот тебе чудная «Азбука» с картинками, учи буквы и научишься читать книжки и тебе не придется больше воровать детей.

Б – Ой, как хорошо. Большое спасибо. Мешок мне не нужен. Я буду учиться, буду умная преумная самая грамотная в лесу. А вам варенье мое лесное, угощайтесь. (Уходит)

  1.  Итог занятия.

Рефлексия:

 -Дети как вы думаете, наш рассказ понравится детям из Екатеринбурга?

 - Про какого Омского писателя мы рассказывали?

 - Что интересного и нового вы узнали?

 -Мы говорили о многих произведениях Т.М. Белозерова. - А какой рассказ и почему   больше всего понравился вам? (полный ответ).

 - Я хочу, чтобы вы дома нарисовали со своими родителями то произведение, которое вам больше всего понравилось, а мы потом отправим наши работы детям детского сада «Родничок», а еще вот эту видео запись с вашими ответами-рассказами.

Молодцы, большое спасибо вам за помощь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство детей с творчеством мурманского поэта Н.Колычева

В  рамках лексической  темы  недели  "Знакомство  с   городом" знакомим  детей  с  творчеством  мурманский  писателей. Наиболее  и...

Литературно-музыкальной композиции по нравственному патриотическому воспитанию на тему: «Знакомство детей с творчеством Сергея Есенина».

литературно-музыкальная композиция по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей и подготовительной группе....

«Знакомство детей с творчеством Сергея Есенина».

Литературно-музыкальная композиция по нравственно-патриотическому воспитанию в старших и подготовительных группах....

Проект "Знакомство детей с творчеством А.С.Пушкина"

Проект предусматривает знакомство детей с творчеством А.С. Пушкина через образовательную, игровую, самостоятельную деятельность детей. В процессе участия в проекте дети рассмотрят положительных и отри...

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ: « ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С ТВОРЧЕСТВОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО АНСАМБЛЯ ПЕСНИ И ТАНЦА «ТЮЛЬПАН»»

- Знакомить детей с творчеством Государственного ансамбля песни и танца «Тюльпан»- Воспитывать чувство любви и уважение к своей малой Родине, её природе, обычаям, традициям, воплощенным в словесном, м...

Педагогический проект: Знакомство детей с творчеством А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье» Для детей старшего дошкольного возраста

На Руси было много замечательных творцов слова. Но именно Пушкина знают все – от малыша до глубокого старца. Даже у иностранцев Россия ассоциируется с именем Пушкина....

Конспект НОД по теме: «Знакомство детей с творчеством Пабло Пикассо». (ФГОС ДО)

Актуальность разработки обусловлена тем, что в настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия...