Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности на тему «Смелость города берет»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Развивать диалогическую речь детей, внеситуативное общение на познавательные темы; умение кратко формулировать имеющуюся информацию.
Развивать дикцию, артикуляционный аппарат детей.
Развивать умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки.
Развивать умение самостоятельно отвечать на вопросы полным предложением, использовать в речи прилагательные (определения) и уметь их согласовывать с существительным в нужном числе, падеже, обогащать словарь.
Воспитывать интерес и уважение к славной жизни наших предков и любовь к Родине, желание подражать богатырям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
smelost_goroda_beret.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности на тему
«Смелость города берет»
Подготовительная группа
Подготовила и провела:
Егорова М.В.
Воспитатель МДОУ №11
«Колокольчик»
Г. Тутаев
2013г.
Задачи:
- Развивать диалогическую речь детей, внеситуативное общение на познавательные темы; умение кратко формулировать имеющуюся информацию.
- Развивать дикцию, артикуляционный аппарат детей.
- Развивать умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки.
- Развивать умение самостоятельно отвечать на вопросы полным предложением, использовать в речи прилагательные (определения) и уметь их согласовывать с существительным в нужном числе, падеже, обогащать словарь.
- Воспитывать интерес и уважение к славной жизни наших предков и любовь к Родине, желание подражать богатырям.
Словарная работа: Русь, имена богатырей, былина, рать, ратник, доспехи, кольчуга, шлем, снаряжение, булава, лук, колчан, стрелы, наконечник, копье, меч, палица, богатырь - отважный, сильный, храбрый, умный, добрый,
Материал:
- Репродукция картины В. М. Васнецова «Богатыри», аудиозапись
- «Богатырская наша сила» А. Пахмутовой и Н. Добронравова.
- Карточки со словами: СИЛЬНЫЙ, ХРАБРЫЙ, УМНЫЙ, ДОБРЫЙ, (БОГАТЫРЬ – напишут дети и выполнят задание).
- Указка, доска, мел.
- Разрезные картинки
- Заготовки для шлемов.
Предварительная работа:
1.Чтение русских народных сказок: «Никита Кожемяка», сказок А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане…»
2.Чтение былин: «Илья Муромец и Соловей - разбойник», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич».
3.Рассматривание иллюстраций старинного оружия и доспехов.
4.Заучивание пословиц и поговорок о Родине, о воинской славе:
«Сам погибай, а товарища выручай»,
«За правое дело стой смело»,
«Счастье Родины дороже жизни»,
«Герой умирает один раз, а трус - тысячу»,
«Один в поле не воин»
5.Беседа по картине В.Васнецова «Богатыри»
( с объяснением незнакомых слов).
Содержание занятия.
Воспитатель:
Ребята, послушайте отрывок из песни.
Догадались, о ком мы с вами будем говорить?
Дети: О богатырях.
Воспитатель:
- Кто такие богатыри? (Воины, силачи, борцы).
- Какие они – богатыри? ( Сильные, смелые, отважные,
доблестные, ловкие, надёжные, мужественные, бесстрашные, храбрые).
- Чем славились богатыри? (Защищали нашу землю от врагов).
- Откуда мы с вами узнали о богатырях? ( Из сказок, былин).
- Что такое былина? ( Это быль, что было давным-давно).
- Какие вы знаете былины? («Илья Муромец и Соловей - разбойник», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич».)
- Но не только в былинах рассказывается о богатырях, но и в сказках.
- Назовите их ( «Никита Кожемяка», сказок А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане…»)
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Сказочный герой, смерть которого в яйце,
яйцо в утке, утка в зайце, заяц в ларце.
(Кощей Бессмертный).
Воспитатель : «Рассердился Кощей Бессмертный, разбушевался, разоружил богатырей, разломал всё оружие». Давайте поможем восстановить богатырское снаряжение.
Игра «Восстанови богатырское снаряжение».
Цель игры: собрать разрезные картинки)
(Дети садятся на стульчики).
Воспитатель читает детям пословицу: «Смелость города берет»
Воспитатель: Ребята как вы понимаете эту пословицу?
Дети высказывают суждения о том, как понимают эту пословицу.
(Значение - чтобы добиться результата нужно быть смелым.
Пословица из быта русских военных. Чтобы победить защищенный и укрепленный город, требовалась не только военная подготовка, но и смелость, решительность).
Воспитатель выставляет карточки со словами и читает их вместе с детьми хором и индивидуально:
СИЛЬНЫЙ, ХРАБРЫЙ, УМНЫЙ, ДОБРЫЙ.
Воспитатель: Ребята, как можно назвать человека, который обладает этими качествами?
Дети: Богатырь.
Воспитатель: Кто из детей хочет написать слово БОГАТЫРЬ?
А теперь разбейте это слово на слоги и поставьте ударение.
Воспитатель: Ребята, что вы знаете о богатырях?
(Выслушивает свободные высказывания детей)
Обобщает и расширяет их ответы: «Богатыри — отважные, доблестные защитники Родины, герои русских былин, старинных песен о военных подвигах; в наше время богатырями называют сильных, храбрых мужчин. Богатыри любят родную землю, они стоят на страже ее границ, в минуту опасности приходят на помощь своему народу».
Воспитатель: Ребята, составьте предложения с этими словами.
Воспитатель: Ребята, как вы понимаете выражение «богатырская сила».
Какая она? (Очень большая сила, могучая).
А выражение «богатырское телосложение»? (Могучие плечи, широкая грудь, сильные руки)
Богатырская удаль? (Смелый , решительный, никого не боится).
Воспитатель:
А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей Земле!
Не топтать их коням землю русскую!
Не затмить им солнце наше красное!
Век стоит Русь — не шатается!
И века простоит — не шелохнется!
Физкультминутка
Конь меня в дорогу ждёт Руки за спиной сцеплены в замок,
Бьет копытом у ворот Ритмично по очереди поднимаем
согнутые в колене ноги
На ветру играет гривой Покачиваем головой
Пышной, сказочно красивой.
Быстро на седло вскочу
Не поеду – полечу.
Цок, цок, цок, цок Подскакиваем на месте,
Цок, цок, цок, цок
Там за дальнею рекой Руки полусогнуты в локтях
Помашу тебе рукой Перед собой, машем рукой
(дети садятся на стульчики)
Воспитатель выставляет на панно репродукцию картины В. М. Васнецова «Богатыри».
Воспитатель:
Вот они - богатыри земли русской на картине русского художника В.М. Васнецова. Посмотрите, кто стоит в центре ? (Илья Муромец) А кто рядом с ним?(Добрыня Никитич, Алёша Попович)
- Посмотрите, как одеты богатыри?
- Как называется эта часть одежды? (кольчуга,шлем,доспехи).
- Зачем она богатырю?
-Посмотрите, на каких конях они сидят!
Что вы о них скажете? (Сильный конь; чёрный, как земля. Белый конь быстр, как ветер; Рыжий конь, как огонь).
- А почему такие большущие и сильные кони под ними? А если бы они были маленькими, выдержали бы они своих богатырей?
-А как называется снаряжение богатыря? (булава, колчан, стрела, лук, копье, щит, меч).
- В старину воина называли ратник ( от слова «рать» - войско).
- Зачем нужны были ратники?
Ратники (богатыри) сражались с врагами, которые нападали на Русь. Сколько бы врагов ни нападало на нее, хоть во много раз больше, чем было наших воинов-дружинников, умела Русь и в горе, и в беде стоять на смерть! «Богатырская Русь»- значит сильная, непобедимая.
- А как бы вы назвали эту картину?
Наверное, я назвала бы ее «Три богатыря».
Три защитника, три брата, Три богатыря!
«Русь на воинов богата!» -
Говорят не зря!
С поля боя нет возврата,
За спиною Русь,
Мать-земля, родные хаты...
-Эй! Смелее в бой, ребята!
Меч и лук, копье, булава,
Щит и верный конь...
Враг! Не тронь родной державы,
Охраняет Русь по праву Богатырской русской славы
Боевой огонь!
(Т. Курбатова).
Воспитатель: Ребята, у богатырей был богатырский аппетит. Сейчас мы с
вами разучим об этом скороговорку.
Дети встают в круг, читают скороговорку 2-3 раза в умеренном темпе с
разной силой голоса хором.
Съел молодец тридцать три пирога с пирогом,
И все со сметаной и творогом.
Затем подгруппами по 1 - 3 человека по желанию детей, соревнуются, какие «три богатыря» лучше прочитают скороговорку.
Воспитатель: Ребята, догадайтесь, о ком из богатырей эти слова:
«По всему Киеву о нем слава шла: он и статен, и высок, и грамоте обучен, и в бою смел, и на пиру весел. Он и песню сложит, и на гуслях сыграет, и умное слово скажет. Да и нрав его спокойный, ласковый. Никого не заругает, никого зря не обидит. Недаром прозвали его.(Добрыня Никитич)»
«В старину стародавнюю жил под городом Муромом, в селе Карачарове крестьянин Иван Тимофеевич со своей женой Ефросиньей Яковлевной. Был у них один сын. Любили его отец с матерью, да только плакали, на него поглядывая: тридцать лет сын на печи лежит, ни рукой, ни ногой не шевелит. И ростом он богатырь, и умом светел, и глазом зорок, а ноги его не носят, словно бревна лежат, не шевелятся». (Илья Муромец — Воспитатель обращает внимание детей на название города Муром и имя богатыря.)
«Он из города Ростова, сын соборного попа Леонтия. Зовут его ... (Алеша Попович)». (Воспитатель обращает внимание детей на созвучие слов «поп» и «Попович».)
Воспитатель:
- Дети, каким характером обладает каждый из богатырей.
- Кто из них самый сильный?
- Самый хитрый?
- Самый добрый?
Выслушивает ответы детей.
Рассказывает детям, что в былине говорится об Алеше Поповиче так:
Наш Алеша роду поповского,
Он и храбр и умен, да нравом сварлив.
Он не так силен, как напуском смел.
Воспитатель: Ребята, как вы понимаете эти слова «не так силен, как напуском смел». (Умеет перехитрить, показать себя более сильным, чем на самом деле.) Я вам предлагаю послушать, как Алеша Попович перехитрил врага Тугарина, сына Змея.
Тугарин, Змея сын, и Алеша Попович вызвались меряться силой.
Говорит Тугарин:
Тут тебе, Алеша, конец: захочу — огнем спалю, захочу — конем потопчу, захочу — копьем заколю.
Подъехал к нему Алеша поближе и говорит:
Что же ты, Тугарин, обманываешь?! Бились мы с тобой об заклад, что один на один силой померяемся, а теперь за тобой стоит сила несметная!
Оглянулся Тугарин назад, хотел посмотреть, какая сила за ним стоит, а Алеше только того и надобно. Взмахнул острой саблей и отсек ему голову!
Воспитатель: дети, подходит ли к этому эпизоду былины пословица
«Где силой не возьмешь, там хитрость на подмогу».
Кто из детей думает, что да?
Кто думает, что нет? Почему?
Воспитатель:
- Богатыри сильные смекалкой, умом, а в бою главное сохранить голову. Чем можно защитить голову от меча. (Нужен шлем)
- Хотите сделать шлем?
Дети садятся за стол и вырезывают из заготовки шлем и украшают его.
Демонстрация шлемов.
Сказочный герой, смерть которого в яйце,
яйцо в утке, утка в зайце, заяц в ларце.
(Кощей Бессмертный).
Съел молодец тридцать три пирога с пирогом,
И все со сметаной и творогом.
А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей Земле!
Не топтать их коням землю русскую!
Не затмить им солнце наше красное!
Век стоит Русь — не шатается!
И века простоит — не шелохнется!
Физкультминутка
Конь меня в дорогу ждёт Руки за спиной сцеплены в замок,
Бьет копытом у ворот Ритмично по очереди поднимаем
согнутые в колене ноги
На ветру играет гривой Покачиваем головой
Пышной, сказочно красивой.
Быстро на седло вскочу
Не поеду – полечу.
Цок, цок, цок, цок Подскакиваем на месте,
Цок, цок, цок, цок
Там за дальнею рекой Руки полусогнуты в локтях
Помашу тебе рукой Перед собой, машем рукой
«Русь на воинов богата!» -
Говорят не зря!
С поля боя нет возврата,
За спиною Русь,
Мать-земля, родные хаты...
-Эй! Смелее в бой, ребята!
Меч и лук, копье, булава,
Щит и верный конь...
Враг! Не тронь родной державы,
Охраняет Русь по праву Богатырской русской славы
Боевой огонь!
(Т. Курбатова).
Рассказывает детям, что в былине говорится об Алеше Поповиче так:
Наш Алеша роду поповского,
Он и храбр и умен, да нравом сварлив.
Он не так силен, как напуском смел.
Воспитатель: Ребята, догадайтесь, о ком из богатырей эти слова:
«По всему Киеву о нем слава шла: он и статен, и высок, и грамоте обучен, и в бою смел, и на пиру весел. Он и песню сложит, и на гуслях сыграет, и умное слово скажет. Да и нрав его спокойный, ласковый. Никого не заругает, никого зря не обидит. Недаром прозвали его.(Добрыня Никитич)»
«В старину стародавнюю жил под городом Муромом, в селе Карачарове крестьянин Иван Тимофеевич со своей женой Ефросиньей Яковлевной. Был у них один сын. Любили его отец с матерью, да только плакали, на него поглядывая: тридцать лет сын на печи лежит, ни рукой, ни ногой не шевелит. И ростом он богатырь, и умом светел, и глазом зорок, а ноги его не носят, словно бревна лежат, не шевелятся». (Илья Муромец — Воспитатель обращает внимание детей на название города Муром и имя богатыря.)
«Он из города Ростова, сын соборного попа Леонтия. Зовут его ... (Алеша Попович)». (Воспитатель обращает внимание детей на созвучие слов «поп» и «Попович».)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в средней группе "Экскурсия по городу"
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.Интеграция образовательных областей: "Познание", "Социализация", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы"...
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе с ИКТ ТЕМА: "Мой любимый город"
Цель: продолжать формировать элементарные представления воспитанников о малой Родине – городе ЛабинскеЗадачи• Активизировать и расширять словарь детей по теме "Мой город" определениями, гла...
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности с использованием ИКТ и здоровьесберегающих технологий "Мой город, мой район "
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности с использованием ИКТ и здоровьесберегающих технологий в подготовительной группе(области: познание, художественная литература, ...
Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе (воспитанники 6-7 лет) по теме: «Символика родного города»
Цель: закрепление знаний детей о родном городе в процессе овладения нетрадиционными техниками художественно-творческой деятельности.Образовательные задачи:закреплять знания детей о достопримечат...
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по физической культуре для детей старшей группы с использованием здоровьесберегающих технологий. « Путешествие в город Здоровья» Конспект интегрированной непосредственной образоват
Цель: Укрепление физического здоровья детей через интеграцию образовательных областей. Формирование двигательных умений и навыков, физических качеств ребёнка. Привитие интереса к физку...
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по музыке в старшей группе «Город-Здравгород»
Цель: повышение интереса детей к здоровому образу жизни посредством использования здоровьесберегающих технологий в различных видах музыкальной деятельности....
конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности "Мы - за чистый город" для детей средней группы
Данный материал поможет познакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды;- с возможностью вторичного использования бросового материала...