РАЗВИТЕ РЕЧИ Составление описательного рассказа по игрушке
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему
Составление описательного рассказа по игрушке
Программные задачи:
-учить составлять короткий описательный рассказ об игрушке;
-учить ориентироваться на окончания слов при согласовании прилагательных с
существительными в роде;
-учить образовывать слова при помощи суффиксов с уменьшительным и
увеличительным значением;
- учить слышать и правильно произносить звук ш ; регулировать темп и силу
голоса.
Материал к занятию:
-большой медведь (мягкая игрушка), картинки с предметами, в названии которых есть звук ш: чашка, кувшин, лягушка, лошадь, груша, вишня, игрушка белка, зайчик, мышка.
Предварительная работа:
-чтение сказок про животных, рассматривание иллюстраций к ним,
отгадывание загадок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_1_nedelya_sentyabr.docx | 23.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Составление описательного рассказа по игрушке
Программные задачи:
-учить составлять короткий описательный рассказ об игрушке;
-учить ориентироваться на окончания слов при согласовании прилагательных с
существительными в роде;
-учить образовывать слова при помощи суффиксов с уменьшительным и
увеличительным значением;
- учить слышать и правильно произносить звук ш ; регулировать темп и силу
голоса.
Материал к занятию:
-большой медведь (мягкая игрушка), картинки с предметами, в названии которых есть звук ш: чашка, кувшин, лягушка, лошадь, груша, вишня, шкаф, игрушка белка, зайчик, мышка.
Предварительная работа:
-чтение сказок про животных, рассматривание иллюстраций к ним,
отгадывание загадок.
Ход занятия.
1. Сюрпризный момент. Гость. Загадка.
Воситатель: Ребята, к нам на занятие придет гость. Отгадайте, кто это: летом гуляет, а зимой спит.
В группе появляется игрушечный медведь, здоровается с ребятами.
- Я еще хочу загадать вам загадку. И ты, мишка, послушай: шерстяная, пушистая, большая — это мишка или кошка? (ответы детей)
Мишка: - Это конечно, я! Я -шерстяной, пушистый и большой!
Воспитатель. Конечно, мишка, ты шерстяной, пушистый и большой (делает акцент на окончания слов). Но я сказала: шерстяная, пушистая, большая. Большая — кошка, а ты — большой.
_А эта загадка о ком: коричневая, веселая, смешная — это мишка или обезьяна? (ответы детей)
Мишка: - Ребята уже знают, что коричневая, смешная, веселая -обезьяна, а я — коричневый, веселый, смешной.
Воспитатель: - А это кто: косолапая, большелапая, меховая?
Ответы детей.
Мишк: - Правильно ребята отгадали, и я отгадал: косолапая — медведица, а я- косолапый.
Воспитатель: - Ребята, давайте теперь расскажем о мишке. Как мы его назовем ласково?
Дети: - Мишенька, мишутка, медведушка, медвежонок.
Воспитатель: - Скажите такое слово, чтобы было понятно, что мишка большой: не медведь, а медве...медведище.
2. Звук «ш»
Я вам сейчас расскажу про него историю. Жила Машенька. Был у нее мишка. Она очень любила своего мишутку и сшила для него красивые штанишки и рубашку. Надел мишка рубашку и стал надевать штанишки, да в одну штанинку две лапы засунул. Машенька говорит ему:» Ты, мишенька, неправильно надел штанишки. Нужно в одну штанину одну лапу просунуть». Очень постарался мишка и правильно надел штанишки. За это Машенька дала ему шоколадку
Какой звук слышится в этих словах? ( Показывает артикуляцию звука ш).
Лера, возьми в руки игрушку, которая тебе нравится, и произнеси слово так, чтоб в нем слышался звук ш.
Ребенок выполняет.
Рома, какая игрушка нравится тебе?
Ребенок отвечает.
Произнеси слово так, чтоб в нем слышался звук ш. Этот звук можно тянуть долго-долго — ш-ш-ш.
Ребенок выполняет.
3. Фонетическая гимнастика и физминутка.
Как жужжит жук? - Ж-Ж-Ж
Как воет волк? - У-У-У
Как паровоз выпускает пар? - Щ-Щ-Щ
Как поют комарики? - 3-3-3
Как рычит мотор? - Р-Р-Р
Что просит сказать врач, когда осматривает горло?- А-А-А
Как фыркает кот?- ф-ф-ф
Как выходит воздух из шара?- С-С-С
Как пыхтит каша? - П-П-П
Как шипит змея?- Ш-Ш-Ш
4. Итог. Д/и.
Воспитатель: - Ребята, мишка хочет с вами поиграть.
Игра «Кто больше слов скажет».
Воспитатель показывает детям белочку (картинку или игрушку) и предлагает поиграть.
Расскажите о белочке, какая она, что она умеет делать, какой у нее характер.
Дети: - Белочка рыжая, пушистая, шустрая, смелая; она карабкается на сосну, собирает грибы, накалывает их на ветки, собирает шишки, орехи.
Аналогично дается задание рассказать и про других зверей: зайчонка, мышонка и т.д.
Воспитатель: - Послушайте маленький стишок про лягушку: не найду я ушки у нашей лягушки. Скажите это стихотворение тихо-тихо.
Дети выполняют.
Теперь погромче.
Дети выполняют.
Скажите медленно.
Дети выполняют.
Быстро.
Дети выполняют.
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе. Составление описательных рассказов об игрушках
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе.
Тема: «Составление описательных рассказов об игрушках».
Программное содержание: Учить описывать игрушку, называть её характерные признаки; подводить к составлению короткого рассказа из личного опыта. Обогащать словарь детей правильными названиями окружающих предметов (игрушек, их свойств и действий. Учить согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе, правильно пользоваться формой глаголов в повелительном наклонении. Закрепить произношение звука «С» в словах, учить подбирать слова со звуком «С» и вслушиваться в их звучание.
Оборудование: игрушки: кошка и собака, предметные картинки (сыр, сосиски, сок, сметана, косточка, молоко, рыба, морковь, разрезная картинка с изображением кошки.
Методические приёмы: сюрпризный момент, загадки, вопросы к детям, проблемные ситуации.
Ход занятия: Ребята, сегодня к нам на занятие кто-то придёт. У меня в конверте лежит изображение нашего гостя. А кто это, вы догадаетесь, отгадав загадку:
«У порога плачет, коготки прячет,
Тихо в комнату войдёт, замурлычет, запоёт».
- Кто это? Так ли это? Проверим, заглянем в конверт.
Достаю картинку, разрезанную на части.
-Что же делать? Как узнать, правы ли вы?
Раздаю детям части, они составляют целую картинку из частей.
- Кто получился? (кошка). Значит, вы правильно отгадали загадку.
-Но где же наша гостья? А вот и она.
Вношу игрушку – кошку.
- Это кошка. Посмотрите, какие у кошки глаза? (зелёные) Какая шёрстка? (белая, мягкая, пушистая) Что ещё есть у кошки? (длинный хвост, треугольные уши) Какими словами можно сказать о кошке, какая она? (пушистая, ласковая, большая) Что умеет делать кошка? (прыгать, лакать молоко, царапаться, ловить мышей и т. д.) Как, вы думаете, зовут нашу кошку? Давайте её позовём, она откликнется на свою кличку.
- Кошечка очень любит, когда про неё рассказывают. Кто хочет рассказать о кошке? Послушайте, что вы должны сказать:
- как зовут кошку;
- какая она;
- что ещё у неё есть;
- что она любит кушать;
- что она умеет делать;
- как вы к ней относитесь.
- О чём вы должны рассказать? (Закрепляю план) .
- Кто придумал рассказ? Возьмите кошечку на руки и расскажите о ней.
- Это (кошка). Её зовут… (Мурка). Она (усатая, глаза у неё (круглые, зелёные, шёрстка (мягкая, пушистая, белая). Мурка любит (молоко, сметану, умеет (ловить мышей, бегать). Мне она (очень нравится) .
- Мурка пришла не одна. Она привела с собой друга. Отгадайте, кто это?
«Лежит – молчит, подойдёшь – заворчит.
Кто к хозяину идёт, она знать даёт».
Показываю собаку.
- Кто это? Какая собака? Как зовут детёныша собаки? Собака большая, а щенок (маленький). Придумаем кличку собаке. Что может делать Дружок? На что похожи глаза у собаки? Они тёмные, как (бусинки) А хвост? (как колечко). Кто хочет рассказать про собаку? Напомните, о чём вы будете рассказывать? (напомнить детям план рассказа) .
- Это (собака Дружок). Шёрстка у неё (жёлтая, мягкая, гладкая, глаза (тёмные, блестящие, хвост (колечком). Дружок любит (бегать, прыгать, лаять, грызть кость и т. д.) Я люблю (играть с собакой) .
- Ребята, о ком можно сказать «большой»? Большой (пёс, кот) А маленький? (котёнок, щенок). Большая? (собака, кошка) .
Физ. минутка подвижная игра «Котята и щенята».
- У кошки Мурки – День рождения. Она ждёт гостей и готовит угощение – любимые блюда своих друзей. В названии этих блюд есть звук «С». Помогите кошке приготовить угощение.
Показываю детям картинки: молоко, сметана, сыр, косточка, сосиски, рыба, морковь, сок. Дети выбирают картинки с предметами, в названии которых есть звук «С».
- Молодцы! Мурка очень рада. Вы ей помогли.
- Мурка и Дружок очень любят играть. Они умеют выполнять разные поручения, если их попросить вежливо, например: «Мурка, ляг, пожалуйста! » «Щенок, пожалуйста, полай! »
Игра «Попроси вежливо».
- Молодцы! Нашим гостям очень понравилось с вами играть. Но пора расставаться. Напоследок друзья приготовили для вас сюрприз и спрятали его. Иди, Катя, поищи его. Пройди четыре шага вперёд, повернись направо, подойди к шкафу, посмотри на полке. Что ты там нашла? Принеси и покажи нам всем.
Угощаю детей витаминами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по развитию речи "Составление описательного рассказа об игрушках"
Обогащение знаний детей об игрушках с применением средств ИКТ....
Конспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа об игрушке – заяц» Средняя группа
Занятие по развитию речи поможет развить умение по составлению описательного рассказа по игрушке - заяц....
НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа об игрушках – лисёнке, медвежонке».
Цель: развивать умение детей составлять описание игрушки, объединять с помощью воспитателя все ответы в короткий рассказ. Программные задачи: ...
Конспект занятия по развитию речи «Составление описательного рассказа об игрушках – лисёнке, медвежонке».
Цель: развитие умения составлять описание игрушки, объединять с помощью воспитателя все ответы в короткий рассказ.Программные задачи: Связная речь: учить детей по вопросам составлять описание иг...
Конспект занятия № 2 по развитию описательной речи «Составление описательного рассказа об игрушках с использованием мнемодорожки»
Конспект занятия № 2 по развитию описательной речи у детей среднего возраста с помощью мнемосхемы....
Образовательная деятельность по развитию речи составление описательного рассказа об игрушке "Моя любимая игрушка" для детей старшей группы,
Конспект по развитию речи. Старшая группа...