Преемственность между ДОУ и школой.
статья по развитию речи на тему
Предварительный просмотр:
Миникаева Е.Н.
Преемственность между ДОУ и школой.
Миникаева Елена Николаевна
воспитатель
МБДОУ №76 «Капелька», г. Сургут Тюменской области
Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. Как же сделать так, чтобы этот процесс прошел для ребенка безболезненно? В этом вопросе большую помощь может оказать тесная связь детского сада и школы.
«Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применить».
Проблема преемственности изучается давно. Все правительственные документы, касающиеся воспитания и обучения подрастающего поколения, научно-методическая литература, выступления педагогов рассматривают преемственность между двумя звеньями образования как основное средство его непрерывности.
Что же такое преемственность?
Преемственность – как закономерность развития предполагает связь того, что достигнуто, и того, что служит дальнейшему развитию.
Преемственность обеспечивает непрерывность развития не на основе сплошного отрицания старого, а на основе аккумулирования самого существенного из пройденных стадий.
Первым шагом к решению проблемы преемственности является система непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста. Главная задача в осуществлении преемственности – согласованность целей дошкольного и школьного начального образования.
Непрерывность дошкольной и школьной образовательных программ предполагает следующие приоритетные цели.
1. Охрана, укрепление здоровья и физическое развитие ребенка;
2.Развитие общих способностей детей, произвольности, познавательной активности, коммуникативности и уверенности в себе, обеспечивающих его эмоциональное благополучие и успешное обучение на следующем этапе.
Одними из существенных результатов преемственности связей между звеньями обучения ставится развитие ведущей деятельности каждого периода детства (игровой – в дошкольном; учебной – в младшем игровом возрасте).
В дошкольном возрасте особое внимание обращается формированию психологической готовности к школе, развитию восприятия, воображения, художественно-творческой деятельности, работе по воспитанию нравственно-волевых качеств, самостоятельности, инициативности.
В начальной школе уделяется особое внимание диагностике и целостному развитию способностей младшего школьника, формированию умения, мотивов и желания учиться; на овладение элементами творческой самореализации, на культуру речи, поведения, основы личной жизни и здорового образа жизни.
Проблема преемственности в содержании программы обучения детей детского сада и начальной школы возникает при анализе современных требований к уровню образования. Проблема состоит в том, что, обучаясь по традиционным программам, дети нередко теряют темпы интеллектуального развития, учебную мотивацию, творческие способности. Сегодня без занятий, способствующих развитию интеллекта уже невозможно представить процесс подготовки ребенка к школе. Детей можно и нужно учить мыслить.Отсюда возникла необходимость выбора и создания условий для реализации новых программ, методик.
Задача детского сада – воспитание и развитие ребенка, развитие его мотивационной сферы, мышления, памяти, внимания и др., а не обучать его простейшим школьным навыкам. Без игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте невозможно полноценное психическое развитие ребенка-дошкольника. Готовность к школьному обучению возникает как результат полноценного проживания ребенком дошкольного периода детства, предполагающим наличие ведущей игровой деятельности. А также всех традиционных видов детской деятельности, которыми дети занимаются в своем коллективе самостоятельно и со взрослыми.
Преемственность в работе ДОУ и начальной школы заключается в том, что в первый класс приходят дети, которые хотят учиться и могут учиться, т. е. у них должны быть развиты те психологические предпосылки овладения учебной деятельностью, на которые опирается программа первого класса школы. К ним относятся: познавательная и учебная мотивация, появления соподчинения мотивов поведения и деятельности, умение работать по образцу и по правилу, связанные с развитием произвольного поведения, умение обобщать обычно возникает не ранее, чем к концу старшего дошкольного возраста. А в случае вытеснения игры занятиями по школьному типу – еще позже. Поэтому нецелесообразно укорачивать дошкольный период с детскими занятиями и ведущей игровой деятельностью. Подготовка к школе и что гораздо важнее всестороннее развитие ребенка – процесс требующий пристального внимания и длительного времени.
Какие формы преемственных связей известны?
• Педагогические советы, семинары, круглые столы педагогов ДОУ, учителей школы и родителей по актуальным вопросам преемственности;
• Планирование и осуществление совместной практической деятельности педагогов и учителей с детьми – дошкольниками и первоклассниками (праздники, выставки, спортивные соревнования);
• Психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;
• Взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
• Проведение «дней выпускников» в ДОУ;
• Совместное со школой комплектование 1-х классов из выпускников ДОУ и проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
• Встречи родителей с будущими учителями;
• Анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
• Игровые тренинги и практикумы для родителей детей преддошкольного возраста.
Список литературы
1. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. Под ред. В.И.Ядэшко, Ф.А.Сохина. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Просвещение, 1986.
2. Должикова Р.А., Федосимов Г.М., Кулинич Н.Н., Ищенко И.П. Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе. – М.: Школьная Пресса, 2008.
3. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников: Методическое пособие / Е.П.Арнаутова, Г.Г.Зубова. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
4. Доскин В.А. Здоровье ребенка и его готовность к школе: пособие для родителей; под ред. В.А.Доскина. – М.: Просвещение, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность между ДОУ и школой в решении задач успешной адаптации ребенка в школе
Психологи сравнивают поступление ребёнка в школу с революцией в сознании. Всё меняется для малыша: его окружение, режим д...
Обеспечение преемственности между ДОУ и школой по формированию предпосылок учебной деятельности в рамках внедрения ФГТ дошкольного образования и ФГОС общего начального образования
Главное условие непрерывного образования- преемственность. Врамках внедрения ФГТ дошкольного образования и ФГОС начального образования воспитатели и педпгоги сталкиваются с множеством проблем, в...
Обеспечение преемственности между ДОУ и школой
Взаимосвязь детского сада со школой...
"Преемственность между ДОУ и школой"
План работы по преемственности...
Преемственность между ДОУ и школой.
Поступление в школу-переломный момент в жизни ребенка. Как же сделать так, чтобы этот процесс прошел для ребенка безболезненно? В этом вопросе большую помощь может оказатьт тесная связь детского...
Презентация «Развитие речи дошкольника, как фактор преемственности между ДОУ и школой, посредством легоконструирования»
Презентация«Развитие речи дошкольника, как фактор преемственности между ДОУ и школой, посредством легоконструирования»...
Обеспечение преемственности между ДОУ и школой по формированию предпосылок учебной деятельности в рамках внедрения ФГТ дошкольного образования и ФГОС общего начального образования
Преемственность является двусторонним процессом, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность ребёнка и формируются его фундаментальные качества- те достижения , которые служат...