Обеспечение преемственности между ДОУ и школой
материал (подготовительная группа) на тему
Взаимосвязь детского сада со школой
Скачать:
Предварительный просмотр:
Обеспечение преемственности между ДОУ и школой
« От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь дальнейший путь к знаниям».
В.А. Сухомлинский.
Дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая “детством”. Но переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.
С введением ФГОС начального общего образования и ФГОС дошкольного образования актуальным становится обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования, в том числе и преемственности психологического сопровождения образовательной деятельности в детском саду и начальной школе.
Начальная школа начинается с предшкольного образования, т.е. с дошкольного образования.
Цель:
- Определение общих принципов преемственности между ступенями образования.
- Обеспечить безболезненный переход детей в школу, помочь первоклассникам адаптироваться к новым условиям.
Важным условием достижения такого качества является обеспечение непрерывности образования (дошкольное и начальное звено), понимается как согласованность, преемственность всех компонентов образовательной системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования.
Подготовка детей к школе, до сегодняшнего дня, сводилась в подгонке социально-педагогических приоритетов детского сада к требованиям и особенностям школы, что привело к вытеснению в детском саду специфических формы активной деятельности ребенка – дошкольника, игры. Все больше она уступала место “обучению на занятиях”, или существенно изменялась. В результате, по данным школьного мониторинга готовности детей к школе, отмечается уменьшение детей с познавательной мотивацией, как одним из основных показателей сформированной внутренней позиции школьника. Вот почему построение преемственности между детским садом и школой в вопросах подготовки детей к школе, сегодня, требует нового подхода.
Задачи: Дошкольного звена:
- Приобщение детей к ценностям здорового образа жизни.
- Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка, развитие его положительного самоощущения; создание условий для разнообразной художественной деятельности.
- Развитие инициативности, любознательности, способности к творческому самовыражению.
- Развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям и себе; включение детей в различные формы сотрудничества (с взрослыми и сверстниками).
- Формирование знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой активности в различных видах деятельности.
Начального школьного звена:
- Формирование осознанного принятия детьми ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ним.
- Развитие готовности ребёнка к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональной, интеллектуальной, коммуникативной и деловой).
- Формирование желания и умения учиться.
- Развитие инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества в разных видах деятельности.
- Совершенствование достижений ребенка; специальная помощь по развитию несформированных в дошкольном детстве качеств, индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.
Решение данной задачи возможно при условии обеспечения преемственности детского сада и школы, где детский сад на этапе дошкольного возраста осуществляет личностное, физическое, интеллектуальное развитие ребенка, а также формирует предпосылки учебной деятельности, которые станут фундаментом для формирования у младших школьников универсальных учебных действий.
Основанием преемственности между детским садом и школой являются:
- развитие любознательности;
- развитие способности самостоятельно решать творческие задачи;
- формирование творческого воображения, направленного на интеллектуальное и личностное развитие ребёнка;
- развитие коммуникативности (умение общаться со взрослыми и сверстниками)
Условиями эффективного взаимодействия ДОУ и школы выступают:
- Доступность (Всё, что мы собираемся делать с детьми, должно быть им понятно)
- Учёта индивидуальных и возрастных особенностей (Без учета индивидуальных и возрастных особенностей детей, нельзя проводить ни одно мероприятие)
- Преемственность (Соблюдая принцип преемственности, мы поможем детям быстрее адаптироваться в новых условиях и познакомиться с новыми правилами).
- Совместная и продуктивная деятельность (Все субъекты образовательного процесса одинаково ответственны за воспитательный процесс).
Серьезная работа по подготовке детей к школе проводится в рамках сотрудничества педагогических коллективов ДОУ «Искорка» и МКОУ «Красноярская СОШ». Педагоги совместно определяют и обсуждают круг вопросов по преемственности. Результатом таких деловых встреч является разработка совместных действий по преемственности в плане учебно-воспитательной работы детского сада и школы. (На 8 слайде показан план мероприятий на 2013-2014 года)
Все мероприятия мы условно разделили таким образом:
- Совместные традиционные мероприятия.
- Совместные обучающие мероприятия.
- Совместные воспитательные мероприятия.
В совместные традиционные мероприятия относятся различные праздники.
Совместные традиционные мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья, формирования здорового образа жизни, обогащение социально-эмоциональной сферы детей, обогащение познавательной сферы детей.
Обучающие мероприятия мы разбили на два этапа:
Осень и зиму педагог-психолог занимается с детьми в детском саду. Наша цель развивать в детях эмоционально-волевую сферу деятельности ребёнка, учить его действовать в соответствии с правилами и самое главное начать познавать с ними основы нравственности и духовности. Весной мы проводим занятия в школе с теми детьми, которые идут в первый класс. Эти занятия помогают познакомить детей, сплотить их. Мы заметили, что у детей очень сильно снижается тревожность: учителя они уже воспринимают как старого знакомого.
Совместные воспитательные мероприятия.
В рамках нашего модуля «Красноярка многонациональная семья» и программы школы «Огонек души» дети ДОУ и учащиеся школы участвуют в недели добра, уборка территории детского сада, проводятся развлечения «Минутка – игры». Также дети дарят ветеранам минуты радости, приглашают на праздники «День пожилого человека», «8 Марта».
Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выигрывают от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства решения задачи преемственности.
Спасибо за внимание!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обеспечение преемственности между ДОУ и школой по формированию предпосылок учебной деятельности в рамках внедрения ФГТ дошкольного образования и ФГОС общего начального образования
Главное условие непрерывного образования- преемственность. Врамках внедрения ФГТ дошкольного образования и ФГОС начального образования воспитатели и педпгоги сталкиваются с множеством проблем, в...
"Обеспечение преемственности между д/садом и школой"
Отчет социального педагога по результатам успеваемости, адаптации учащихся 1х классов (выпускников д/с). Адресовано социальным педагогам дошкольных учреждений....
Обеспечение преемственности между ДОУ и школой по формированию предпосылок учебной деятельности в рамках внедрения ФГТ дошкольного образования и ФГОС общего начального образования
Преемственность является двусторонним процессом, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность ребёнка и формируются его фундаментальные качества- те достижения , которые служат...
«Обеспечение преемственности между ДОО и начальной школой в физическом развитии детей»
При переходе в школу меняется образ жизни ребенка, его социальная позиция, которая требует умений самостоятельно и ответственно выполнять учебные обязанности, ребенок должен обладать крепким здоровьем...
Семинар "Речевое развитие дошкольного и младшего школьного возраста" доклад на тему: "Преемственность между ДОУ и школой в вопросах развития речевых умений детей как одно из условий обеспечения качества образования"
15.03.2022г. на базе МКДОУ детский сад "Солнышко" прошел районный семинар "Речевое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста". На мероприятии педагоги поделились опы...
План работы МДОУ «Детский сад №62» и МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4 им. С.П. Королёва» Энгельсского муниципального района Саратовской области по обеспечению преемственности между дошкольным и начальным звеньями образования на 2023-2024 уч
План работы с социальным партнером территариально находящегося рядом с дошкольным учреждением. План содержит разнообразные совместные мероприятия и решает задачи преемственности дошк...
План работы по обеспечению преемственности между МБДОУ детский сад "Умка" и МБОУ "Федоровской средней общеобразовательной школой №5"
План работы по обеспечению преемственности между МБДОУ детский сад "Умка" и МБОУ "Федоровской средней общеобразовательной школой №5"...