Преемственность между ДОУ и школой.
консультация на тему

Деревянко Екатерина Владимировна

Поступление в школу-переломный момент в жизни ребенка. Как же сделать так, чтобы этот процесс прошел для ребенка безболезненно? В этом вопросе большую помощь может оказатьт тесная связь  детского сада и школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preemstvennost_mezhdu_dou_i_shkoloy._statya.docx19.23 КБ

Предварительный просмотр:

Деревянко Екатерина Владимировна

Воспитатель

МБДОУ «Детский сад «Искорка»

Преемственность между ДОУ и школой.

               Дошкольный и школьный возраст-это одна эпоха человеческого развития, именуемая « детство» ( Д.Б Эльконин )

              Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. Как же сделать так, чтобы этот процесс прошел для ребенка безболезненно? В этом вопросе большую помощь может оказать тесная связь детского сада и школы.

    Проблема преемственности изучается давно. Все правительственные документы, касающиеся воспитания и обучения подрастающего поколения, научно-методическая литература, выступления педагогов рассматривают преемственность между двумя звеньями образования как основное средство его непрерывности.

Что же такое преемственность?

Преемственность – это трехсторонний процесс. С одной стороны, дошкольная ступень, которая формирует фундаментальные личностные качество ребенка. С другой – школа подхватывает достижения ребенка и развивает накопленный им потенциал. И родители, которые должны помочь детям адаптироваться к новым условиям.

Одной из главных задач ФГОС дошкольного образования является обеспечение преемственности, целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального образования).

Главная задача в осуществлении преемственности – согласованность целей дошкольного и школьного начального образования.

Непрерывность дошкольной и школьной образовательных программ предполагает следующие приоритетные цели.

1. Охрана, укрепление здоровья и физическое развитие ребенка;

2.Развитие общих способностей детей, произвольности, познавательной активности, коммуникативности и уверенности в себе, обеспечивающих его эмоциональное благополучие и успешное обучение на следующем этапе.          

Одними из существенных результатов преемственности связей между звеньями обучения ставится  развитие ведущей деятельности каждого периода детства (игровой – в дошкольном; учебной – в младшем игровом возрасте).

В дошкольном возрасте особое внимание обращается формированию психологической готовности к школе, развитию восприятия, воображения, художественно-творческой деятельности, работе по воспитанию нравственно-волевых качеств, самостоятельности, инициативности.

В начальной школе уделяется особое внимание диагностике и целостному развитию способностей младшего школьника, формированию умения, мотивов и желания учиться; на овладение элементами творческой самореализации, на культуру речи, поведения, основы личной жизни и здорового образа жизни.

Проблема преемственности в содержании программы обучения детей детского сада и начальной школы возникает при анализе современных требований к уровню образования. Проблема состоит в том, что, обучаясь по традиционным программам, дети нередко теряют темпы интеллектуального развития, учебную мотивацию, творческие способности. Сегодня без занятий, способствующих развитию интеллекта уже невозможно представить процесс подготовки ребенка к школе. Детей можно и нужно учить мыслить. Отсюда возникла необходимость выбора и создания условий для реализации новых программ, методик.

Задача детского сада – воспитание и развитие ребенка, развитие его мотивационной сферы, мышления, памяти, внимания и др., а не обучать его простейшим школьным навыкам. Без игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте невозможно полноценное психическое развитие ребенка-дошкольника. Готовность к школьному обучению возникает как результат полноценного проживания ребенком дошкольного периода детства, предполагающим наличие ведущей игровой деятельности. А также всех традиционных видов детской деятельности, которыми дети занимаются в своем коллективе самостоятельно и со взрослыми.

Преемственность в работе ДОУ и начальной школы заключается в том, что в первый класс приходят дети, которые хотят учиться и могут учиться, т. е. у них должны быть развиты те психологические предпосылки овладения учебной деятельностью, на которые опирается программа первого класса школы. К ним относятся: познавательная и учебная мотивация, появления соподчинения мотивов поведения и деятельности, умение работать по образцу и по правилу, связанные с развитием произвольного поведения, умение обобщать обычно возникает не ранее, чем к концу старшего дошкольного возраста. А в случае вытеснения игры занятиями по школьному типу – еще позже. Поэтому нецелесообразно укорачивать дошкольный период с детскими занятиями и ведущей игровой деятельностью. Подготовка к школе и что гораздо важнее всестороннее развитие ребенка – процесс требующий пристального внимания и длительного времени.

Какие формы преемственных связей известны?

• Педагогические советы, семинары, круглые столы педагогов ДОУ, учителей школы и родителей по актуальным вопросам преемственности;

• Планирование и осуществление совместной практической деятельности педагогов и учителей с детьми – дошкольниками и первоклассниками (праздники, выставки, спортивные соревнования);

• Психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;

• Взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;

• Проведение «дней выпускников» в ДОУ;

• Совместное со школой комплектование 1-х классов из выпускников ДОУ и проведение диагностики по определению готовности детей к школе;

• Встречи родителей с будущими учителями;

• Анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;

• Игровые тренинги и практикумы для родителей детей преддошкольного возраста.

Список литературы

1. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. Под ред. В.И.Ядэшко, Ф.А.Сохина. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Просвещение, 1986.

2. Должикова Р.А., Федосимов Г.М., Кулинич Н.Н., Ищенко И.П. Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе. – М.: Школьная Пресса, 2008.

3. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников: Методическое пособие / Е.П.Арнаутова, Г.Г.Зубова. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

4. Доскин В.А. Здоровье ребенка и его готовность к школе: пособие для родителей; под ред. В.А.Доскина. – М.: Просвещение, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность между ДОУ и школой в решении задач успешной адаптации ребенка в школе

Психологи сравнивают поступление ребёнка в школу с революцией  в сознании. Всё меняется для малыша: его окружение, режим д...

Обеспечение преемственности между ДОУ и школой по формированию предпосылок учебной деятельности в рамках внедрения ФГТ дошкольного образования и ФГОС общего начального образования

Главное условие непрерывного образования- преемственность. Врамках внедрения ФГТ дошкольного образования и ФГОС начального образования  воспитатели и педпгоги сталкиваются с множеством проблем, в...

Обеспечение преемственности между ДОУ и школой

Взаимосвязь детского сада со школой...

Преемственность между ДОУ и школой.

Тезисы по теме "Преемственность между ДОУ и школой"...

"Преемственность между ДОУ и школой"

План работы по преемственности...

Презентация «Развитие речи дошкольника, как фактор преемственности между ДОУ и школой, посредством легоконструирования»

Презентация«Развитие речи дошкольника, как фактор преемственности между ДОУ и школой, посредством легоконструирования»...

Обеспечение преемственности между ДОУ и школой по формированию предпосылок учебной деятельности в рамках внедрения ФГТ дошкольного образования и ФГОС общего начального образования

Преемственность является двусторонним процессом, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность ребёнка и формируются его фундаментальные качества- те достижения , которые служат...