Консультация для педагогов «Развитие коммуникативной и речевой компетентности в процессе проектной деятельности»
консультация по развитию речи на тему
В настоящее время метод проектов всё активнее используется, а практике детских садов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_razvitie_rechevoy_kompetentnosti.docx | 24.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Мурманска детский сад №46 комбинированного вида
Консультация для педагогов:
Тема: «Развитие коммуникативной и речевой компетентности в процессе проектной деятельности»
Воспитатель: Иванова В.А.
В настоящее время метод проектов всё активнее используется, а практике детских садов.
Зачем нужны проекты?
Проекты:
- помогают активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей;
- помогают осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее;
- способствуют развитию творческих способностей детей;
- способствуют умению наблюдать;
- способствуют умению слушать;
- способствуют развитию навыков обобщать и анализировать;
- способствуют развитию мышления;
- помогают увидеть проблему с разных сторон, комплексно;
- развивают воображение;
- развивают внимание, память, речь.
Характер участия ребенка в проектировании постоянно меняется. Так, в младшем дошкольном возрасте он преимущественно наблюдает за деятельностью взрослых; в среднем — эпизодически участвует и осваивает роль партнера; в старшем — переходит к сотрудничеству. Соучастие в деятельности — это общение на равных, где взрослому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Этапы проекта | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1 этап | 1.Формулирует проблему (цель). 2.Вводит в игровую ситуацию. 3. Формулирует задачу. | 1. Вхождение в проблему. 2.Вживание в игровую ситуацию. 3. Принятие задачи. 4. Дополнение задач проекта. |
2 этап | 1.Помогает в решении задач. 2.Помогает спланировать деятельность. 3.Организует деятельность. | 1. Объединение детей в рабочие группы. 2. Распределение амплуа. |
3 этап. | 1.Практическая помощь (по необходимости). 2. Направляет и контролирует осуществление проекта... | 1. Формирование специфических знаний, умений и навыков. |
4 этап. | 1. Подготовка к презентации. Презентация. | 1.Продукт деятельности готовят к презентации. 2. Представляют продукт деятельность. |
Задачи на развитие общения и взаимоотношений со сверстниками и взрослыми:
- Развить коммуникабельные навыки, умение быть открытыми для новых контактов (внутренних и внешних);
- совершенствовать стиль партнерских отношений;
- сформировать опыт самовыражения личности каждого ребенка на основе творческой деятельности;
- построить позитивные отношения друг с другом, со взрослыми, родителями;
Активизация речи и речевого общения:
- развивать способность детей обмениваться эмоциями, чувствами в процессе работы над проектом;
- поддерживать стремление и желание детей высказывать собственное мнение, активно вступать в деловое общение со сверстниками и взрослыми в процессе проектной деятельности;
- воспитывать инициативность, самостоятельность, творческое отношение к делу.
Развивать составляющие речевого общения:
- собственно речевые умения: умение ясно и чётко излагать мысли; умение убеждать; умение аргументировать; умение выносить суждения; умение анализировать высказывание;
- умения восприятия: умения слушать и слышать (правильно интерпретировать информацию, в том числе и невербальную – мимику, позы и жесты и др.), умение понять чувства и настроение другого человека (способность к эмпатии, соблюдение такта);
- умения взаимодействия в процессе общения: умение проводить беседу, обсуждение, умение задавать вопросы, умение сформулировать требование, умение общаться в конфликтных ситуациях, умение управлять своим поведением в общении.
Проекты можно классифицировать по следующим основаниям:
1.Доминирующая в проекте деятельность:
• исследовательский проект («Люди нашего посёлка»)
• практико-ориентированный («Украсим группу к празднику»)
• творческий («Новое окончание сказки…»)
• игровой (сюжетно-ролевая игра «Морской круиз»)
2. Характер контактов:
• среди детей нескольких групп
• среди детей одной группы
• среди детей ДОУ
3. Количество участников проекта:
• индивидуальный
• парный
• групповой
• коллективный
4. Продолжительность проекта:
• краткосрочный (1-2 занятия)
• среднесрочный (1-2 недели – месяц)
• долгосрочный
Метод проектов погружает детей в игру, которая является характерной формой деятельности дошкольников и просматривается во всех его этапах. Дети создают игры, придумывают сказки, загадки, моделируют костюмы, сочиняют музыкальные произведения. Накапливая творческий опыт, они при поддержке взрослых могут стать авторами исследовательских, творческих, приключенческих, игровых, практико-ориентированных проектов.
Коллективные переживания сближают детей друг с другом и с взрослыми, способствуют улучшению микроклимата в группе.
Формы общения дошкольников со сверстниками:
- эмоционально – практическая (общение сводится к отдельным эпизодам)
- ситуативно - деловая (стремление к признанию и уважению)
- вне ситуативно - деловая (стремление к сотрудничеству)
В проектной деятельности ребенок сталкивается с необходимостью проявлять свою «самость», особенно когда необходимо:
- заявить свои цели, озвучить представления о себе, отстоять свою позицию в дискуссии с партнерами (детьми и взрослыми);
- открыто и четко сказать о своих трудностях, найти их причины, в том числе и в себе;
- согласовывать цели с другими, не отступать при этом от собственных установок и уметь находить компромисс.
В процессе работы над проектом дети учатся разными способами находить информацию об интересующих их предметах и явлениях (чтение книг, просмотр видеофильмов, экскурсии, общение с окружающими людьми и т.д.).
- У детей формируется представление, что источником информации является окружающий мир.
- Приступая к изучению новой темы, дети достаточно легко называют предполагаемый источник информации, знаний.
- Умеют использовать полученные знания для создания новых объектов деятельности.
- Дети делятся своими впечатлениями, событиями, происходящими в их жизни.
- Умеют выразить свою точку зрения, не бояться высказывать свои предложения.
- Участвуя в реализации проектов, дети ощущают себя значимыми в группе сверстников, видят свой вклад в общее дело, радуются успехам.
- Решая различные познавательно-практические задачи вместе с взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, критически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции — удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых — порождают у ребенка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний.
- В процессе решения проблем дошкольники передают опыт сверстникам, подражают взрослым.
Таким образом, игровая проектная деятельность как «общее дело» детско- взрослого коллектива, направленное на коллективное решение игровой проблемной задачи, создает естественные условия для развития у ребёнка способности к сотрудничеству и содержательному общению со сверстниками в совместной деятельности, т.е. способствует формированию взаимодействия и общения со сверстниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деятельность администрации по развитию активного сотрудничества с семьёй в процессе проектной деятельности
статья о сотрудничестве с семьей...
Формирование познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста, имеющих речевое недоразвитие, в процессе проектной деятельности
Развитие познавательного интереса к различным областям знаний является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое...
Из опыта работы воспитателя «Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»
Использование методов проектов в образовательном процессе, способствуют повышению развития у детей речевой активности, способствует формированию грамматической стройности речи....
"Развитие познавательной активности дошкольного возраста в процессе проектной деятельности"
Развитие познавательной активности дошкольного возраста в процессе пороектной деятельности...
Консультация для педагогов на тему: «Использование инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДО»
Консультация для педагогических работников ДОУ об использовании инновационных технологий в воспитательно-образовательном процессе....
консультация для педагогов на тему: «Использование инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию детей в рамках ФГОС ДО».
Перед воспитателями кроме образовательных и воспитательных задач еще стоят задачи, направленные на устранение недостатков в сенсорной, волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями раз...
Развитие коммуникативной компетенции детей с ТНР через проектную деятельность
Материал , направленный на реализацию задач развития коммуникативной компетенции детей с ТНР...