Деятельность администрации по развитию активного сотрудничества с семьёй в процессе проектной деятельности
статья по теме

Загребина Елена Васильевна

статья о сотрудничестве с семьей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotrudnichestvo_s_semey_.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Загребина Елена Васильевна,

старший воспитатель

МКДОУ детского сада  № 19 «Сказка»

г. Омутнинска Кировской области

Деятельность администрации по развитию активного сотрудничества

с семьёй  в процессе проектной деятельности

      В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (статья 18, пункт 1) «…родители являются первыми педагогами детей. В тоже время одной из основных задач Федеральных государственных требований, является «взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования…». Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений между образовательным учреждением и семьёй, иных подходов и технологий.

      Идея использования проектов является одним из приоритетных направлений в инновационной деятельности нашего учреждения, эффективно обеспечивающим взаимодействие с родителями. На начальном этапе работы по созданию благоприятных условий для обеспечения полноценного гармоничного развития личности ребёнка путем взаимопонимания и направленности усилий семьи и ДОУ, мы предположили, что включение родителей в единое образовательное пространство на основе проектной деятельности может способствовать обеспечению эффективного взаимодействия.

      Первый этап заключался в изучении теоретических основ проектирования, проведении мониторинга по определению уровня включения родителей в деятельность детского сада, их отношения к учреждению, выявлении приоритетов в образовательных потребностях.

      Информация, полученная с помощью этих форм, позволила коллективу и педагогам каждой возрастной группы самостоятельно выбирать спектр наиболее актуальных вопросов и тем для проектов с родителями, учитывая типологию семей, образовательный уровень и уровень педагогической культуры родителей, их воспитательные потребности и интересы. В целях более эффективного использования проектного метода целенаправленности и системности взаимодействия с родителями разработаны методические рекомендации по использованию проектного метода, определены этапы проектирования совместной деятельности педагогов, детей и родителей:

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

Деятельность родителей

1 этап

1. Формирует проблему (цель)

2. Вводит в игровую (сюжетную, поисковую) ситуацию

3. Формирует задачи

1. Вхождение в проблему

2. Вхождение в игровую (сюжетную, поисковую) деятельность

3. Принятие задач

1. Вхождение в проблему

2. Вхождение в игровую (сюжетную, поисковую) ситуацию

3. Принятие задач

2 этап

4. Помогает в решение задач

5. Помогает спланировать деятельность

6. Организует деятельность

4. Объединение детей и родителей в рабочие, творческие группы

5. Распределение деятельности по группам, по семьям

3 этап

7. Практическая помощь (по необходимости)

8. Направляет и контролирует осуществление проекта

6. Формирование специфических знаний, умений и навыков

6. Совместное решение с детьми проблемных ситуаций

7. Практическая помощь (по необходимости)

4 этап

9. Подготовка к презентации. Презентация.

8. Представление продукта деятельности. Участие в презентации

     Для объединения педагогических усилий родителей и воспитателей в решении поставленных задач в каждой возрастной группе разработан перспективно-тематический план семейных проектов на учебный год, в котором сформированы цели и задачи, направленность (темы) проектов, их продолжительность. Темы и содержание проектов определены совместно с родителями на основе  интересов детей конкретной группы, детских интересов и способностей с учётом интеграции различных видов детской деятельности.

       На втором этапе, определившись с темой, целями, задачами семейного проекта, педагоги групп координировали собственные действия в достижении поставленных целей, с действиями отдельных семей.

        В детском саду реализуются как краткосрочные, среднесрочные, так и долгосрочные проекты. Одним из самых успешных можно считать проект «Инновационные подходы к созданию развивающей среды на прогулочных площадках в ДОУ». Целью данного проекта является формирование качественного уровня экологической культуры детей, педагогов и родителей через создание инновационных экологических пространств.

        Реализуя проект, родители вместе с детьми активно участвовали в самых разных видах деятельности: проектирование дизайна участка, ремонт, организация конкурсов различной тематики, преобразование ландшафта ДОУ, подбор цветовой гаммы и т. д.

       Благодаря реализации этого проекта, участие в жизни детского сада для большинства родителей – это уже не вынужденная мера, а социальная необходимость. Создана атмосфера сотворчества между ДОУ и семьёй.

       Также стартовал проект «Здоровое питание как компонент формирования здорового образа жизни», цель которого формирование у детей дошкольного возраста основ культуры питания как одной из составляющей здорового образа жизни и организация активного творческого поиска, привитие детям и родителям практических навыков ЗОЖ. В ходе реализации проекта проведены различные мероприятия: образовательная деятельность «Овощи – родник здоровья», «Как питались в старину», «Часы в желудке»; праздники «»Витамины круглый год», «Напитки для здоровья»; беседы, круглые столы, дебаты и др. Продуманы рекомендации для родителей по питанию детей с наиболее часто встречающимися патологиями: питание детей с избыточной массой тела, питание детей с аллергическими заболеваниями,  питание детей при хронических заболеваниях.

         Реализуя проект «Здоровье дошкольника» дети, педагоги и родители овладели основными знаниями о здоровом образе жизни, познакомились с некоторыми приёмами первой медицинской помощи, с возможными травмирующими ситуациями.

        В подготовительной к школе группе проект средней продолжительности «Мы – вместе» позволил создать условия для свободного общения взрослых и детей.

       Интересным получился проект «Родной город», реализуемый в старших группах, в ходе которого родители и дети проявили познавательный интерес к родному городу в процессе совместных мероприятий, таких как «Древо металлургов», «Семейные традиции», «Моя родословная». Была организована встреча со старожилами города, на которой дети и родители услышали  интересную информацию об истории нашего города.

        В ходе реализации краткосрочных проектов родители сами организуют совместную деятельность, являются активными участниками организованных видов образовательной деятельности.

       Проект «Юный пешеход» был организован с целью формирования у детей дошкольного возраста и взрослых основ безопасности, создание условий для закрепления знаний о правилах дорожного движения, осознанных навыков безопасного поведения на улицах города, активизации и распространении передового педагогического опыта по созданию безопасного образовательного пространства в условиях малого города.      

        Участвуя в совместных проектах, дети по-новому раскрываются перед своими родителями в процессе творческой деятельности. А значит, родители могут объективно оценивать их способности, увлечения и уровень развития. Дети, реализуя проект вместе с родителями, испытывают чувство гордости за маму, и папу, тем самым повышается авторитет и значимость.

       Таким образом, в результате реализации проектного метода в детском саду, родители  становятся полноправными участниками педагогического процесса, получая как теоретические знания, так и практические умения.

      Проектный метод стал для педагогов нашего детского сада одной из ведущих технологий развивающего обучения и взаимодействия.

      Важнейшим достижением проектного метода стала оптимизация совместной деятельности дошкольного учреждения и семьи, в которой родители выступают не пассивными наблюдателями, а активными участниками образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проектной деятельности Авторы Веракса Н. Е. Веракса А. Н. «Проектная деятельность дошкольников» Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова « Образовательные проекты в детском саду»

Современный подход к дошкольному образованию в соответствии с положением о  ФГОС ДО предусматривает не только формирование знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни,...

Мастер – класс: «Развитие детской инициативы в процессе проектной деятельности»

Мастер – класс:«Развитие детской инициативы в процессе проектной деятельности»...

«Проектная деятельность в условиях дошкольного учреждения» с использованием технологий проектной деятельности.

laquo;Проектная деятельность в условиях дошкольного учреждения» с использованием технологий проектной деятельности.Подготовила Рыжова Т.В.Слайд 2.Начну я с китайской притчи, которая гласит: &la...