Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Митяева Юлия Игоревна

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме: составление рассказа из личного опыта на тему "Осень" по программе "От рождения до школы под редакцией Н.Е. Вераксы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_razvitiyu_rechi.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

Образовательная область: речевое развитие

Возрастная группа: 5-6 лет (старшая группа)

Тема занятия: составление рассказа из личного опыта на тему «Осень»

Цель занятия: обучение детей составлению рассказа из личного опыта.

Задачи:

Образовательные: Связная речь: развивать монологическую речь, учить связно, по смыслу составлять небольшие рассказы из личного опыта. Звуковая культура речи: учить детей дифференцировать на слух звуки [з], [с]. Грамматический строй речи: активизировать употребление в речи прилагательных, совершенствовать умение согласовывать слова в предложении. Формирование словаря: упражнять в подборе синонимов и антонимов к прилагательным.

Развивающие: систематизировать и закрепить представления об осени, сезонных изменениях, приметах, осенней погоде.

Воспитательные: приобщать детей к восприятию художественных и поэтических произведений об осени.

Предварительная работа: наблюдение за изменениями в природе на прогулках, по дороге в детский сад, в саду; чтение и заучивание стихов об осени, рассматривание иллюстраций; дидактические игры «Ассоциации», «Одежда», со звуками.

Оборудование: мультимедийная презентация «Осень», схемы, листья (красные и желтые) по количеству детей.

Ход занятия:

Этапы

Методы и приемы

Деятельность педагога

Деятельность детей

1. Организационный момент:

Воспитатель с детьми заходят в группу, где на ковре лежат красные и желтые листья.

Актуализация знаний детей

Дидактическая игра «Правильные слова»

- Ребята, посмотрите, что это на нашем ковре?

- Правильно, это осенние листочки, а какие они по цвету, по форме?

- А как вы думаете, почему эти листья красные и желтые? Как они попали к нам в группу?

- Я предлагаю вам поднять эти красивые осенние листья, посмотреть на них. Давайте поиграем с этими листья.

Игра называется «Правильные слова». Я буду называть слова, если в слове есть звук [з], вы поднимаете красный листок, а если звук [с] – желтый листок. Давайте попробуем.

Молодцы, все справились, давайте соберем наши листья в букет и поставим их в вазу.

Ответы детей:

- Это листья.

- Они красные, желтые, красивые, разные.

- Потому что сейчас осень, листья опадают с деревьев, падают на землю, ветер их занес к нам…

Дети поднимают листья (у каждого ребенка красный и желтый лист).

Дети встают в круг.

Садятся на места.

2. Основная часть занятия:

Беседа, сопровождающаяся показом презентации.

Формирование словаря (подбор синонимов и антонимов у прилагательным)

Работа по схемам.

Вопросы воспитателя.

Физкультминутка «Осенние листья»

Повторная работа по схемам (для закрепления).

Развитие связной монологической речи.

Воспитатель поочередно спрашивает детей, помогает, подсказывает, если возникают затруднения, просит помощи у воспитанников. Ориентируется на время, если кто-то из детей не успел рассказать, то обязательно выслушать после занятия

Ребята, вы правильно сказали, что сейчас на улице осень. Это время года, когда меняется природа, погода, животные и птицы ведут себя по-другому. Сегодня я хочу предложить вам составить свой рассказ об осени.

Посмотрите на репродукцию картины «Золотая осень» художника И.И.Левитана.

Какая здесь изображена осень?

А теперь посмотрите на репродукцию картины «Поздняя осень» Кубарева В.Г.

Какую осень вы видите здесь?

Правильно. Осень бывает разной – может быть теплой и солнечной, такую осень еще называют золотой, а может быть холодной и дождливой – это поздняя осень.

Скажите, а какую одежду мы носим осенью?

Что происходит с природой?

Что осень делают звери и птицы?

Мы с вами вспомнили приметы осени, поговорили об одежде, о природе. Теперь вы можете сами составить свой рассказ об этом времени года, а чтобы ваши рассказы были правильными, мы будем использовать схемы.

Посмотрите на экран:

1 схема: изменения в природе.

2 схема: поведение зверей и птиц.

3 схема: одежда, занятия людей.

По этим схемам вы будете составлять свои рассказы. Но сначала давайте немного отдохнем.

Скажите, что осенью происходит с листьями?

Да, они опадают, а осенний ветер подхватывает и несет их вдаль. Давайте представим, что мы с вами яркие осенние листочки и немного полетаем.

Физкультминутка «Осенние листья»  

Мы листики осенние, 
На ветках мы сидим.
(присесть) 
Дунул ветер - полетели, 
Мы летели, мы летели
(легкий бег по кругу) 
И на землю тихо сели.
(присесть) 
Ветер снова набежал 
И листочки все поднял.
(легкий бег по кругу) 
Закружились, полетели 
И на землю тихо сели.
(присесть)

А теперь еще раз внимательно посмотрите на схемы. Давайте повторим:

1 схема: изменения в природе.

2 схема: поведение зверей и птиц.

3 схема: одежда, занятия людей.

Теперь я предлагаю вам составить свои рассказы об осени и рассказать их нам.

Ответы детей:

- Красивая, яркая, солнечная, тихая.

- Мрачная, холодная, темная, сырая.

- Куртки, кофты, сапоги, шапки, берем зонтики, если идет дождь.

- Желтеют листья и трава, идет дождь.

- Птицы улетают в теплые края, звери готовят запасы на зиму.

 

- Они желтеют и падают.

Выполняют физкультминутку

        

Дети повторяют схемы.

Составляют рассказы из личного опыта.

3.Заключительная часть занятия:

Рефлексия занятия.

Ребята, сегодня мы с вами вспомнили об осени, ее приметах, погоде, какие изменения происходят с животными, вы все сегодня очень хорошо подготовили свои рассказы.

А теперь, я хочу, чтобы вы оценили свои работу, как прошло наше занятие, сказали, чей рассказ вам наиболее запомнился.

Рефлексия «Осеннее дерево»: я предлагаю вам листочки – желтые и коричневые, если вам понравился наше занятие, понравилось составлять рассказы, возьмите желтый листок и прикрепите на наше осеннее дерево, а если вам что-то не понравилось, то возьмите коричневый листок.

Посмотрите, какой дерево у нас получилось!

Сентябрь 

Стало вдруг светлее вдвое, 
Двор как в солнечных лучах –
Это платье золотое 
У березы на плечах. 
Утром мы во двор идём – 
Листья сыплются дождём, 
Под ногами шелестят 
И летят… летят… летят… 
Пролетают паутинки
С паучками в серединке, 
И высоко от земли
Пролетают журавли.
Всё летит! Должно быть, это 
Улетает наше лето.
(Е. Трутнева) 

Дети участвуют в рефлексии занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического  восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....

конспект занятия по развитию речи в старшей группе. "«Формирование диалогической и монологической речи в режиссёрской игре». Сказка «Заюшкина избушка»

Цель занятия: способствовать формированию у детей монологической и диалогической речи в режиссерской игре....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: "Страна красивой речи"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: "Страна красивой речи"...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа).

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа)....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...