Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме: составление рассказа из личного опыта на тему "Осень" по программе "От рождения до школы под редакцией Н.Е. Вераксы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_razvitiyu_rechi.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
Образовательная область: речевое развитие
Возрастная группа: 5-6 лет (старшая группа)
Тема занятия: составление рассказа из личного опыта на тему «Осень»
Цель занятия: обучение детей составлению рассказа из личного опыта.
Задачи:
Образовательные: Связная речь: развивать монологическую речь, учить связно, по смыслу составлять небольшие рассказы из личного опыта. Звуковая культура речи: учить детей дифференцировать на слух звуки [з], [с]. Грамматический строй речи: активизировать употребление в речи прилагательных, совершенствовать умение согласовывать слова в предложении. Формирование словаря: упражнять в подборе синонимов и антонимов к прилагательным.
Развивающие: систематизировать и закрепить представления об осени, сезонных изменениях, приметах, осенней погоде.
Воспитательные: приобщать детей к восприятию художественных и поэтических произведений об осени.
Предварительная работа: наблюдение за изменениями в природе на прогулках, по дороге в детский сад, в саду; чтение и заучивание стихов об осени, рассматривание иллюстраций; дидактические игры «Ассоциации», «Одежда», со звуками.
Оборудование: мультимедийная презентация «Осень», схемы, листья (красные и желтые) по количеству детей.
Ход занятия:
Этапы Методы и приемы | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1. Организационный момент: Воспитатель с детьми заходят в группу, где на ковре лежат красные и желтые листья. Актуализация знаний детей Дидактическая игра «Правильные слова» | - Ребята, посмотрите, что это на нашем ковре? - Правильно, это осенние листочки, а какие они по цвету, по форме? - А как вы думаете, почему эти листья красные и желтые? Как они попали к нам в группу? - Я предлагаю вам поднять эти красивые осенние листья, посмотреть на них. Давайте поиграем с этими листья. Игра называется «Правильные слова». Я буду называть слова, если в слове есть звук [з], вы поднимаете красный листок, а если звук [с] – желтый листок. Давайте попробуем. Молодцы, все справились, давайте соберем наши листья в букет и поставим их в вазу. | Ответы детей: - Это листья. - Они красные, желтые, красивые, разные. - Потому что сейчас осень, листья опадают с деревьев, падают на землю, ветер их занес к нам… Дети поднимают листья (у каждого ребенка красный и желтый лист). Дети встают в круг. Садятся на места. |
2. Основная часть занятия: Беседа, сопровождающаяся показом презентации. Формирование словаря (подбор синонимов и антонимов у прилагательным) Работа по схемам. Вопросы воспитателя. Физкультминутка «Осенние листья» Повторная работа по схемам (для закрепления). Развитие связной монологической речи. Воспитатель поочередно спрашивает детей, помогает, подсказывает, если возникают затруднения, просит помощи у воспитанников. Ориентируется на время, если кто-то из детей не успел рассказать, то обязательно выслушать после занятия | Ребята, вы правильно сказали, что сейчас на улице осень. Это время года, когда меняется природа, погода, животные и птицы ведут себя по-другому. Сегодня я хочу предложить вам составить свой рассказ об осени. Посмотрите на репродукцию картины «Золотая осень» художника И.И.Левитана. Какая здесь изображена осень? А теперь посмотрите на репродукцию картины «Поздняя осень» Кубарева В.Г. Какую осень вы видите здесь? Правильно. Осень бывает разной – может быть теплой и солнечной, такую осень еще называют золотой, а может быть холодной и дождливой – это поздняя осень. Скажите, а какую одежду мы носим осенью? Что происходит с природой? Что осень делают звери и птицы? Мы с вами вспомнили приметы осени, поговорили об одежде, о природе. Теперь вы можете сами составить свой рассказ об этом времени года, а чтобы ваши рассказы были правильными, мы будем использовать схемы. Посмотрите на экран: 1 схема: изменения в природе. 2 схема: поведение зверей и птиц. 3 схема: одежда, занятия людей. По этим схемам вы будете составлять свои рассказы. Но сначала давайте немного отдохнем. Скажите, что осенью происходит с листьями? Да, они опадают, а осенний ветер подхватывает и несет их вдаль. Давайте представим, что мы с вами яркие осенние листочки и немного полетаем. Физкультминутка «Осенние листья» Мы листики осенние, А теперь еще раз внимательно посмотрите на схемы. Давайте повторим: 1 схема: изменения в природе. 2 схема: поведение зверей и птиц. 3 схема: одежда, занятия людей. Теперь я предлагаю вам составить свои рассказы об осени и рассказать их нам. | Ответы детей: - Красивая, яркая, солнечная, тихая. - Мрачная, холодная, темная, сырая. - Куртки, кофты, сапоги, шапки, берем зонтики, если идет дождь. - Желтеют листья и трава, идет дождь. - Птицы улетают в теплые края, звери готовят запасы на зиму.
- Они желтеют и падают. Выполняют физкультминутку
Дети повторяют схемы. Составляют рассказы из личного опыта. |
3.Заключительная часть занятия: Рефлексия занятия. | Ребята, сегодня мы с вами вспомнили об осени, ее приметах, погоде, какие изменения происходят с животными, вы все сегодня очень хорошо подготовили свои рассказы. А теперь, я хочу, чтобы вы оценили свои работу, как прошло наше занятие, сказали, чей рассказ вам наиболее запомнился. Рефлексия «Осеннее дерево»: я предлагаю вам листочки – желтые и коричневые, если вам понравился наше занятие, понравилось составлять рассказы, возьмите желтый листок и прикрепите на наше осеннее дерево, а если вам что-то не понравилось, то возьмите коричневый листок. Посмотрите, какой дерево у нас получилось! Сентябрь Стало вдруг светлее вдвое, | Дети участвуют в рефлексии занятия. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.
Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....
конспект занятия по развитию речи в старшей группе. "«Формирование диалогической и монологической речи в режиссёрской игре». Сказка «Заюшкина избушка»
Цель занятия: способствовать формированию у детей монологической и диалогической речи в режиссерской игре....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: "Страна красивой речи"
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: "Страна красивой речи"...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа).
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа)....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята" план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята"...