Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Конспект занятия по развитию речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

занятие по развитию речи в старшей группе

Конспект совместной образовательной деятельности с применением элементов мнемотехники и здоровьесберегающих технологий

Тема: Составление описательного рассказа о насекомых с использованием элементов мнемотехники.

Программное содержание:

  1. Упражнять детей в умении составлять описательные рассказы по лексической теме: «Насекомые», используя при этом план (схему).
  2. Активизировать словарь по теме «насекомые» глаголами (слова –действия) через игру: «Кто больше назовет?»
  3. Совершенствовать фонематический слух через игры с буквами и звуками «Буквы рассыпались». Отхлопывание слов по слогам.
  4. Развивать память, словесно-логическое мышление, совершенствовать навыки запоминания стихов при помощи речи, сопровождаемой движением и пальчиковой гимнастикой.
  5. Воспитывать у детей интерес к насекомым. Бережное отношение к природе.

Материалы: картинки с изображением насекомых, игрушки, план (схема), Муха-Цокотуха.

Предварительная работа:

  1. Рассматривание картинок с изображением насекомых, игрушек
  2. Чтение рассказа В.В. Бианки «Как муравьишка домой спешил», И.Пивоваровой «Как бабочка на бал собиралась», К. Чуковского «Муха-Цокотуха».
  3. Лепка божьих коровок или жуков (по-выбору) ИЗО «Стрекоза», «Превращение бабочки».

Ход занятия

  1. Организационный момент

Проходите, проходите

Очень рада видеть вас.

Интересное путешествие

Ожидает нас сейчас.

Все поближе подойдите

Свои глазки покажите.

Воспитатель показывает детям султанчики в виде бабочки закрепленной на ниточке (сидящей на цветке)

Объясняет правила дыхательной гимнастики:

  1. Проводится стоя (выпрямили спинки)
  2. Воздух набираем через нос, а выдыхаем через рот
  3. Выдох делаем длительным и плавным

Сейчас мы увидим, чья же бабочка будет дольше порхать над цветком.

Итак, набрали воздух носиком и делаем долгий выдох. Смотрите наши бабочки запорхали над цветочками. Повторяем 3 раза. Хорошо, достаточно.

Воспитатель: Ребята, а теперь поиграем в игру «Четвертый лишний». Послушайте и определите лишнее слово, а свой выбор объясните.

- Бабочка, жук, муравей, медведь.

Дети: Лишнее слово медведь, так как медведь – это зверь, а не насекомое.

- Комар, кузнечик, стрекоза, кровать.

Дети: лишнее слово – кровать. Это мебель.

- Божья коровка, береза, пчела, муха.

Дети: Береза – это дерево и сюда не подходит.

- Ребята, а почему не подходит?

Дети: Потому что божья коровка, пчела, муха – насекомые, а медведь, кровать, береза – нет.

Значит о ком мы сегодня будем говорить как вы думаете?

Дети: О насекомых!

Воспитатель: Ребята сегодня к нам в гости прилетела Муха-Цокотуха, послушайте, что она расскажет.

Муха-Цокотуха: Я всю зиму проспала, а, когда проснулась забыла кто я? Насекомое или не насекомое? Вот нашла денежку и купила самовар, а кого пригласить в гости не знаю? Помогите мне ребята  разобраться кто же такие насекомые? Надо мне в гости паука приглашать или нет?

Воспитатель: Ребята, давайте расскажем нашей гостье о насекомых по плану.

  1. Можем ли мы увидеть насекомых поздней осенью?
  2. Куда на зиму прячутся насекомые?
  3. А когда насекомые просыпаются?
  4. Как появляются у насекомых малыши?
  5. Как же устроены насекомые?
  6. Бывают ли у насекомых крылья и сколько?
  7. Для чего насекомым усики?
  8. Сколько ножек бывает у насекомых?
  9. Почему их так называют насекомые?
  10. Чем насекомые питаются?
  11. Какую пользу они приносят в природе и людям?
  1. Развитие связной речи. Рассказ по цепочке (с использованием мнемотехники таблицы-схемы)

Я предлагаю использовать для рассказа вот такую схему.

Воспитатель задает вопросы и просит отвечать на вопросы полным развернутым предложением.

  1. Можем ли мы увидеть насекомых поздней осенью?

Дети: Большинство насекомых начинает исчезать, некоторые из них прячутся и засыпают, а некоторые успевают отложить яйца и погибают.

  1. Куда на зиму прячутся насекомые?

Дети: Чаще всего насекомые прячутся под кору деревьев, зарываются в почву или в листья, опавшие с деревьев.

  1. А когда насекомые просыпаются?

Дети: Весной насекомые просыпаются, так как солнце начинает светить ярче и греть землю.

  1. Как появляются у насекомых малыши?

Дети: Детки у них вылупляются из яиц, которые многие из них отложили ещё осенью

  1. Как же устроены насекомые? (Из каких частей состоит их тельце)

Дети: Тельце насекомого состоит из трех частей: голова, грудь, брюшко.

  1. Бывают ли у насекомых крылья и сколько? Для чего насекомым усики?

Дети: У насекомых 4 крылышка, есть усики – антенны, благодаря им насекомое улавливает запахи, слышит, может чувствовать окружающую среду.

  1. Сколько ножек бывает у насекомых? А паук будет считаться насекомым?

Дети: У них 6 ножек. У паука 8 ножек, значит он не насекомое.

  1. Почему их так называют – насекомые?

Дети: Их так называют потому что у них на теле есть полоски – насечки.

  1. Чем питаются насекомые? Например, такие как: пчела, бабочка, моль, кузнечик, божья коровка, комар?

Дети: Пчела и бабочка пьют нектар, кузнечик ест травку, моль ест одежду, божья коровка питается тлей, комар пьет кровь.

  1. Какую пользу приносят насекомые в природе и людям?

Дети: Пчела дает мед, воск, опыляет растения. Бабочка тоже опыляет растения. Божья коровка поедает тлю (которые губят растения). Даже комары и мухи нужны для питания лягушкам и птицам, если их истребить, то птицы и лягушки начнут вымирать и нарушиться равновесие в природе.

Воспитатель: Мы составим рассказ о насекомых. А теперь ребята я вам предлагаю картинки с изображением насекомых. А вы выберите о ком на этой же схеме вы сможете составить рассказ?

Дети: Я смогу рассказать о божьей коровке, а я о пчеле.

Воспитатель: Хорошо, послушаем Алису и Даню и если потребуется поможем.

Воспитатель: Хорошо ребята, Муха-Цокотуха теперь очень много узнала о насекомых. А теперь давайте отправимся в лес и понаблюдаем за насекомыми

Стрекоза

Давайте превратимся в стрекозок.

Стреко-стреко-стрекоза,

Наклоны влево, вправо

Изумрудные глаза

Круговые движения кистей вокруг глаз

Крылья быстро разверни,

Руки в стороны

Круг наш быстро облети

Я летала и летала

Устали совсем не знала

Бег по кругу (изображая стрекозу)

На цветочке посидела

Очень быстро улетела

Приседания

Машем крылья

Воспитатель: Ребята, мы побываем стрекозами вам понравилось?

Дети: Да, понравилось!

Воспитатель: А теперь давайте нашей Мухе-Цокотухе загадаем загадки, а чтобы она смогла их быстрее разгадать, то мы будем их показывать при помощи движения и пальчиковой гимнастики

I загадка

Спал цветок и вдруг проснулся,

Руки соединили в вертикальном положении, ладони друг к другу слегка округлить

Раздвигаем пальцы – лепестки, руки так же остаются соединены

Больше спать не захотел.

Крутим головой влево, вправо

Шевельнулся, встрепенулся

Шевелим пальцами (положение рук такое же)

Взвился вверх и улетел

Ладони соединили при помощи большого пальца и шевелим пальчиками (имитируем полёт бабочки)

Муха-Цокотуха: Я знаю, это бабочка!

Дети: Правильно. Муха-Цокотуха, ты угадала. А еще одну загадку ты сможешь угадать? Мы тебе также будем показывать пальчиками и движением.

II загадка

Домовитая хозяйка

Пальцы обеих рук сжали в кулак, при этом оставили выпрямленным мизинец и большой палец (изображаем пчелу)

Полетает над лужайкой

Крутим кулачками - «пчелками»

Похлопочет над цветком -

Показываем «цветок»

Он поделится медком

Ладони соединили вместе и протянули вперед «делимся»

Хоть пчела и жалит больно

Одна рука сжата в кулак, а другая изображает «пчелку», которая жалит.

Их работой мы довольны

Руки протянуты вперед (знак одобрения)

Муха-Цокотуха: И эту загадку я разгадала. Это пчёлка, правильно!

Дети: Молодец, Муха-Цокотуха, все правильно угадала!

Воспитатель: Чтобы наша Муха-Цокотуха побольше узнала о насекомых, я предлагаю поиграть игру, которая называется «Кто больше назовет?». Вы должны подобрать как можно больше слов обозначающих действие (глаголов).

Муха-Цокотуха: Что может делать насекомое?

Дети: Да, правильно, ты, Муха-Цокотуха, всё поняла!

Воспитатель показывает карточку с изображением бабочки.

Дети: Это бабочка, она может летать, сидеть, пить, опылять

Лесовичек (помогает): превращаться, радовать, восхищать.

Воспитатель показывает карточку с изображением стрекозы.

Дети: Это стрекоза, она может летать, поедать, догонять, кусать

Лесовичек (помогает): устремляться.

Воспитатель показывает карточку с изображением муравья.

Дети: Это муравей, он может ползать, бегать, помогать, строить, охранять, защищать, кусать, работать, спешить.

Воспитатель показывает карточку с изображением пчёлы.

Дети: Это пчела, она может летать, собирать, жалить, заготавливать, заботиться, трудиться.

Воспитатель показывает карточку с изображением жука.

Дети: Это жук.

Воспитатель: А как он называется, посмотрите на его рожки.

Дети: Жук-олень, он похож на оленя. Он может ползать, жужжать, грызть, летать, передвигаться.

Муха-Цокотуха: Ой, ой, ой.

Воспитатель: Что случилось?

Муха-Цокотуха: Я крылышком задела и у меня рассыпались слова, которые я вам хотела показать.

Воспитатель: Поможем Мухе-Цокотухе собрать слова?

Дети: Да, поможем.

(Игра проводиться на фланеграфе)

Воспитатель: А давайте, ребята, разделятся на 2 команды и посмотрим, какая команда быстрее и правильнее соберет слово?

                         

(пчела)                                                        (бабочка)

Воспитатель показывает картинки с изображением насекомых, после того как дети собрали слова.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, всё правильно собрали. А теперь полученные слова нужно разделить на слоги (при помощи хлопков). Посчитаем сколько слогов в слове пчела.

Дети: В слове пчела 2 слога, а в слове бабочка – 3 слога.

Муха-Цокотуха: какие умницы.

  1. Итог занятия

Мы составили интересные рассказы о насекомых, поиграли в игры, выяснили какую пользу в природе приносят насекомые. Помогли нашей Мухе-Цокотухе понять, кто такие насекомые.

Муха-Цокотуха: Да, я сама насекомое, правда ребята, и в гости позову насекомых: комара, кузнечика, пчелу. А вот паука точно не приглашу, он даже и не насекомое вовсе. Спасибо, ребята, до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического  восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....

конспект занятия по развитию речи в старшей группе. "«Формирование диалогической и монологической речи в режиссёрской игре». Сказка «Заюшкина избушка»

Цель занятия: способствовать формированию у детей монологической и диалогической речи в режиссерской игре....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: "Страна красивой речи"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: "Страна красивой речи"...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа).

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа)....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...