Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Конспект занятия по развитию речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_v_starshey_gruppe.doc | 127 КБ |
Предварительный просмотр:
занятие по развитию речи в старшей группе
Конспект совместной образовательной деятельности с применением элементов мнемотехники и здоровьесберегающих технологий
Тема: Составление описательного рассказа о насекомых с использованием элементов мнемотехники.
Программное содержание:
- Упражнять детей в умении составлять описательные рассказы по лексической теме: «Насекомые», используя при этом план (схему).
- Активизировать словарь по теме «насекомые» глаголами (слова –действия) через игру: «Кто больше назовет?»
- Совершенствовать фонематический слух через игры с буквами и звуками «Буквы рассыпались». Отхлопывание слов по слогам.
- Развивать память, словесно-логическое мышление, совершенствовать навыки запоминания стихов при помощи речи, сопровождаемой движением и пальчиковой гимнастикой.
- Воспитывать у детей интерес к насекомым. Бережное отношение к природе.
Материалы: картинки с изображением насекомых, игрушки, план (схема), Муха-Цокотуха.
Предварительная работа:
- Рассматривание картинок с изображением насекомых, игрушек
- Чтение рассказа В.В. Бианки «Как муравьишка домой спешил», И.Пивоваровой «Как бабочка на бал собиралась», К. Чуковского «Муха-Цокотуха».
- Лепка божьих коровок или жуков (по-выбору) ИЗО «Стрекоза», «Превращение бабочки».
Ход занятия
- Организационный момент
Проходите, проходите
Очень рада видеть вас.
Интересное путешествие
Ожидает нас сейчас.
Все поближе подойдите
Свои глазки покажите.
Воспитатель показывает детям султанчики в виде бабочки закрепленной на ниточке (сидящей на цветке)
Объясняет правила дыхательной гимнастики:
- Проводится стоя (выпрямили спинки)
- Воздух набираем через нос, а выдыхаем через рот
- Выдох делаем длительным и плавным
Сейчас мы увидим, чья же бабочка будет дольше порхать над цветком.
Итак, набрали воздух носиком и делаем долгий выдох. Смотрите наши бабочки запорхали над цветочками. Повторяем 3 раза. Хорошо, достаточно.
Воспитатель: Ребята, а теперь поиграем в игру «Четвертый лишний». Послушайте и определите лишнее слово, а свой выбор объясните.
- Бабочка, жук, муравей, медведь.
Дети: Лишнее слово медведь, так как медведь – это зверь, а не насекомое.
- Комар, кузнечик, стрекоза, кровать.
Дети: лишнее слово – кровать. Это мебель.
- Божья коровка, береза, пчела, муха.
Дети: Береза – это дерево и сюда не подходит.
- Ребята, а почему не подходит?
Дети: Потому что божья коровка, пчела, муха – насекомые, а медведь, кровать, береза – нет.
Значит о ком мы сегодня будем говорить как вы думаете?
Дети: О насекомых!
Воспитатель: Ребята сегодня к нам в гости прилетела Муха-Цокотуха, послушайте, что она расскажет.
Муха-Цокотуха: Я всю зиму проспала, а, когда проснулась забыла кто я? Насекомое или не насекомое? Вот нашла денежку и купила самовар, а кого пригласить в гости не знаю? Помогите мне ребята разобраться кто же такие насекомые? Надо мне в гости паука приглашать или нет?
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем нашей гостье о насекомых по плану.
- Можем ли мы увидеть насекомых поздней осенью?
- Куда на зиму прячутся насекомые?
- А когда насекомые просыпаются?
- Как появляются у насекомых малыши?
- Как же устроены насекомые?
- Бывают ли у насекомых крылья и сколько?
- Для чего насекомым усики?
- Сколько ножек бывает у насекомых?
- Почему их так называют насекомые?
- Чем насекомые питаются?
- Какую пользу они приносят в природе и людям?
- Развитие связной речи. Рассказ по цепочке (с использованием мнемотехники таблицы-схемы)
Я предлагаю использовать для рассказа вот такую схему.
Воспитатель задает вопросы и просит отвечать на вопросы полным развернутым предложением.
- Можем ли мы увидеть насекомых поздней осенью?
Дети: Большинство насекомых начинает исчезать, некоторые из них прячутся и засыпают, а некоторые успевают отложить яйца и погибают.
- Куда на зиму прячутся насекомые?
Дети: Чаще всего насекомые прячутся под кору деревьев, зарываются в почву или в листья, опавшие с деревьев.
- А когда насекомые просыпаются?
Дети: Весной насекомые просыпаются, так как солнце начинает светить ярче и греть землю.
- Как появляются у насекомых малыши?
Дети: Детки у них вылупляются из яиц, которые многие из них отложили ещё осенью
- Как же устроены насекомые? (Из каких частей состоит их тельце)
Дети: Тельце насекомого состоит из трех частей: голова, грудь, брюшко.
- Бывают ли у насекомых крылья и сколько? Для чего насекомым усики?
Дети: У насекомых 4 крылышка, есть усики – антенны, благодаря им насекомое улавливает запахи, слышит, может чувствовать окружающую среду.
- Сколько ножек бывает у насекомых? А паук будет считаться насекомым?
Дети: У них 6 ножек. У паука 8 ножек, значит он не насекомое.
- Почему их так называют – насекомые?
Дети: Их так называют потому что у них на теле есть полоски – насечки.
- Чем питаются насекомые? Например, такие как: пчела, бабочка, моль, кузнечик, божья коровка, комар?
Дети: Пчела и бабочка пьют нектар, кузнечик ест травку, моль ест одежду, божья коровка питается тлей, комар пьет кровь.
- Какую пользу приносят насекомые в природе и людям?
Дети: Пчела дает мед, воск, опыляет растения. Бабочка тоже опыляет растения. Божья коровка поедает тлю (которые губят растения). Даже комары и мухи нужны для питания лягушкам и птицам, если их истребить, то птицы и лягушки начнут вымирать и нарушиться равновесие в природе.
Воспитатель: Мы составим рассказ о насекомых. А теперь ребята я вам предлагаю картинки с изображением насекомых. А вы выберите о ком на этой же схеме вы сможете составить рассказ?
Дети: Я смогу рассказать о божьей коровке, а я о пчеле.
Воспитатель: Хорошо, послушаем Алису и Даню и если потребуется поможем.
Воспитатель: Хорошо ребята, Муха-Цокотуха теперь очень много узнала о насекомых. А теперь давайте отправимся в лес и понаблюдаем за насекомыми
Стрекоза
Давайте превратимся в стрекозок.
Стреко-стреко-стрекоза, | Наклоны влево, вправо |
Изумрудные глаза | Круговые движения кистей вокруг глаз |
Крылья быстро разверни, | Руки в стороны |
Круг наш быстро облети Я летала и летала Устали совсем не знала | Бег по кругу (изображая стрекозу) |
На цветочке посидела Очень быстро улетела | Приседания Машем крылья |
Воспитатель: Ребята, мы побываем стрекозами вам понравилось?
Дети: Да, понравилось!
Воспитатель: А теперь давайте нашей Мухе-Цокотухе загадаем загадки, а чтобы она смогла их быстрее разгадать, то мы будем их показывать при помощи движения и пальчиковой гимнастики
I загадка
Спал цветок и вдруг проснулся, | Руки соединили в вертикальном положении, ладони друг к другу слегка округлить Раздвигаем пальцы – лепестки, руки так же остаются соединены |
Больше спать не захотел. | Крутим головой влево, вправо |
Шевельнулся, встрепенулся | Шевелим пальцами (положение рук такое же) |
Взвился вверх и улетел | Ладони соединили при помощи большого пальца и шевелим пальчиками (имитируем полёт бабочки) |
Муха-Цокотуха: Я знаю, это бабочка!
Дети: Правильно. Муха-Цокотуха, ты угадала. А еще одну загадку ты сможешь угадать? Мы тебе также будем показывать пальчиками и движением.
II загадка
Домовитая хозяйка | Пальцы обеих рук сжали в кулак, при этом оставили выпрямленным мизинец и большой палец (изображаем пчелу) |
Полетает над лужайкой | Крутим кулачками - «пчелками» |
Похлопочет над цветком - | Показываем «цветок» |
Он поделится медком | Ладони соединили вместе и протянули вперед «делимся» |
Хоть пчела и жалит больно | Одна рука сжата в кулак, а другая изображает «пчелку», которая жалит. |
Их работой мы довольны | Руки протянуты вперед (знак одобрения) |
Муха-Цокотуха: И эту загадку я разгадала. Это пчёлка, правильно!
Дети: Молодец, Муха-Цокотуха, все правильно угадала!
Воспитатель: Чтобы наша Муха-Цокотуха побольше узнала о насекомых, я предлагаю поиграть игру, которая называется «Кто больше назовет?». Вы должны подобрать как можно больше слов обозначающих действие (глаголов).
Муха-Цокотуха: Что может делать насекомое?
Дети: Да, правильно, ты, Муха-Цокотуха, всё поняла!
Воспитатель показывает карточку с изображением бабочки.
Дети: Это бабочка, она может летать, сидеть, пить, опылять
Лесовичек (помогает): превращаться, радовать, восхищать.
Воспитатель показывает карточку с изображением стрекозы.
Дети: Это стрекоза, она может летать, поедать, догонять, кусать
Лесовичек (помогает): устремляться.
Воспитатель показывает карточку с изображением муравья.
Дети: Это муравей, он может ползать, бегать, помогать, строить, охранять, защищать, кусать, работать, спешить.
Воспитатель показывает карточку с изображением пчёлы.
Дети: Это пчела, она может летать, собирать, жалить, заготавливать, заботиться, трудиться.
Воспитатель показывает карточку с изображением жука.
Дети: Это жук.
Воспитатель: А как он называется, посмотрите на его рожки.
Дети: Жук-олень, он похож на оленя. Он может ползать, жужжать, грызть, летать, передвигаться.
Муха-Цокотуха: Ой, ой, ой.
Воспитатель: Что случилось?
Муха-Цокотуха: Я крылышком задела и у меня рассыпались слова, которые я вам хотела показать.
Воспитатель: Поможем Мухе-Цокотухе собрать слова?
Дети: Да, поможем.
(Игра проводиться на фланеграфе)
Воспитатель: А давайте, ребята, разделятся на 2 команды и посмотрим, какая команда быстрее и правильнее соберет слово?
(пчела) (бабочка)
Воспитатель показывает картинки с изображением насекомых, после того как дети собрали слова.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, всё правильно собрали. А теперь полученные слова нужно разделить на слоги (при помощи хлопков). Посчитаем сколько слогов в слове пчела.
Дети: В слове пчела 2 слога, а в слове бабочка – 3 слога.
Муха-Цокотуха: какие умницы.
- Итог занятия
Мы составили интересные рассказы о насекомых, поиграли в игры, выяснили какую пользу в природе приносят насекомые. Помогли нашей Мухе-Цокотухе понять, кто такие насекомые.
Муха-Цокотуха: Да, я сама насекомое, правда ребята, и в гости позову насекомых: комара, кузнечика, пчелу. А вот паука точно не приглашу, он даже и не насекомое вовсе. Спасибо, ребята, до свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.
Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....
конспект занятия по развитию речи в старшей группе. "«Формирование диалогической и монологической речи в режиссёрской игре». Сказка «Заюшкина избушка»
Цель занятия: способствовать формированию у детей монологической и диалогической речи в режиссерской игре....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: "Страна красивой речи"
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: "Страна красивой речи"...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа).
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа)....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята" план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята"...