Конструкт НОД " Путешествие к насекомым"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Киреева Вера Леонидовна

Игровое интегрированное занятие, построенное на методе наглядного моделирования. Интересные приемы, много авторских пособий, занимательного текстового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstrukt_zanyatiya.docx47.22 КБ

Предварительный просмотр:

Конструкт

организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми

ДОУ: МАДОУ № 16 "Тополёк"

Тема: " Путешествие к насекомым"

Цель: использование метода игрового наглядного моделирования  при закреплении и расширении знаний детей о насекомых.

Возрастная группа: дети седьмого года жизни.

Форма НОД:  игровое комплексно - тематическое занятие

Форма организации: подгрупповая

Учебно - методический комплект: самостоятельная разработка на основе  комплексной коррекционно-образовательной  программы развития   детей  4-7 лет с ОНР ( Н.В. Нищева).

Реализация образовательных областей: "познавательное развитие", " Социально-коммуникативное развитие", "Речевое развитие", "Художественно- эстетическое развитие".

Интеграция видов деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская, конструирование из разных материалов,

восприятие художественной и познавательной литературы.

Методы (приёмы) инноватики: метод моделирования, элементы ТРИЗ, экспериментирование.

Средства реализации:        

        наглядные:        модели разного типа ( предметные, предметно-схематические, символические): круговая диаграмма " Смена времён года", модель классификации "Животный мир", модель Земли - глобус; схематические модели: " Внешний вид насекомых", "Кольцо превращений", модель " Взаимосвязи в природе";  предметная модель "Крылья бабочки", "Бабочка-"Павлиний глаз", "Кокон" ( бигуди со шпагатом), "Модель хоботка бабочки"- дудочка-язычок), модель "Покровительственная (маскирующая)  окраска", модель "Разноцветные тропинки";

предметный набор "Насекомые", шапочки для игры " Кольцо превращений".

        литературные: стихи и загадки, энциклопедия "Почемучка".

        мультимедийные: компьютерная презентация.

        музыкальные: музыкальное сопровождение при проведении игр и релаксирующих упражнений.

        оборудование: магнитная доска, столы с раздаточным материалом.

Планируемые  результаты как целевые ориентиры освоения программы:

используемые в ходе совместной познавательно-исследовательской, речевой , художественно-эстетической  деятельности методы и приёмы будут способствовать развитию следующих интегративных качеств ребенка:

  • проявление интереса к речевой, познавательной -  исследовательской и конструкторской  деятельности;
  • самостоятельность в исследовании и изучении внешнего вида и строения насекомых на примере бабочки;
  • активность, творчество в выполнении  различных видов деятельности; предлагает свои варианты решения стоящей перед ним задачи;
  • инициативность в общении со сверстниками и взрослыми;
  • владение способами обследования предметов (объектов) зрительным и осязательно-двигательным путём, по образцу, инструкции педагога и самостоятельно; создание интереса к моделирующей деятельности.
  • овладение учебными действиями на основе ФГОС ( умение анализировать и обобщать; классифицировать факты, явления и абстрактные понятия;  сравнивать, устанавливать причины явлений и их следствия, участвовать в диалоге).

ЗАДАЧИ

образовательной программы

ЗАДАЧИ

с учётом индивидуальных особенностей воспитанников группы

Обучающие: формировать у детей интерес  к окружающему миру природы; расширять знания и представления детей о насекомых (особенностях внешнего вида и жизненных проялений) посредством  игр моделирующего характера.

Коррекционно -развивающие: активизировать память, мышление и внимание детей; развивать слуховое и зрительное внимание, умение устанавливать причинно-следственные связи;

развивать мелкую моторику; обогащать словарный запас; развивать связную речь; творческую активность; автоматизировать  произношение свистящих и шипящих звуков в игровой ситуации.

Воспитательные:  воспитывать бережное и заботливое отношение к окружающей природе, к насекомым; воспитывать познавательный интерес  к природному окружению; формировать навыки сотрудничества в коллективном выполнении заданий.

Активизировать  речевую и  двигательную деятельность  Андрея Ш, Саши Ш.  при выполнении игровых упражнений .

Обратить внимание на правильное произношение звуков, дикцию, темп речевых высказываний  у Влада С., Миши Н., Ариши К., Андрея Ш.

Помочь  Вике Г., Максиму В., Матвею З. в выполнении заданий при работе со схемами.

Этапы (последовательность)

Деятельности

Содержание деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия( деятельность)

детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов.

Планируемый результат

Мотивационно-побудительный

Создание мотивационного поля.

Эмоциональное погружение.

Организационно-поисковый.

Актуализация знаний

Обобщение

Обобщение

Опора на имеющиеся знания детей.

Сообщение новых знаний, постановка проблемных вопросов

Подведение  итога

Сообщение новых сведений

Непосредственная  практическая деятельность.

Игровая ситуация, побуждающая интерес детей к новому знанию.

Сообщение новых знаний, выполнение практических действий.

Введение нового персонажа.

Практические действия с моделями.

Упражнения на релаксацию.

Творческая работа

Игровая деятельность

Проблемная ситуация

Обобщение воспитателя

Рефлексивно-корригирующий

Итоговая мини-беседа

Припоминание всех заданий, выполненных детьми.

Самоанализ полученных знаний.

Приветствие " Солнечный лучик": руки кверху мы поднимем,

Лучик солнечный возьмём.

Мы его к груди прижмём и гостям его пошлём.

Фонопедическое упражнение "Весной" (слайд № 2)

Сюрпризный момент:

Давайте закроем глаза и произнесем волшебные слова:"Раз,2,3,4,5 - будем мы весну встречать!"

Мини-беседа "Что вы видите вокруг?"(слайд №3)

  • Нравятся вам цветы? Почему?
  • Кроме людей, кого еще привлекают цветы?
  • Назовите, каких вы знаете насекомых?

Куда бы мы ни пошли- в сад, в лес, на луг- повсюду нас окружают маленькие незаметные соседи-насекомые!

Этих маленьких животных можно найти в любом уголке земного шара.

  • Кто вспомнит, почему их так  называют?

Называются они насекомыми потому, что у многих из них словно насечками тело          разделено на несколько частей.  (слайд №4)             

Чем еще насекомые отличаются от других животных, кто как думает? ( их тела состоят из 3-х частей- голова, грудь, брюшко; у каждого из них по 6 лапок, почти у всех есть крылья (2 или 4), т.е. они способны летать.

Насекомые нужны многим (птицам, зверям, рыбам).

 Нужны ли цветам насекомые? Давайте  будем рассуждать, для чего нужны цветам насекомые? (слайд №5)

"Для того, чтобы цветов было много, нужно,

чтобы кто-то обязательно переносил пыльцу с цветка на цветок. И делают это..., правильно - пчелы, осы, шмели и, конечно, красавицы-бабочки - к их мохнатым лапкам и брюшку прилипает желтая цветочная пыльца, которую они переносят с цветка на цветок.

Поэтому,  эти  крылатые насекомые очень полезны. Не надо их ловить - лучше внимательно понаблюдать за ними.

А с помощью чего мы можем за ними наблюдать? (слайд № 6)

Оказывается, у бабочек удивительные крылышки: они покрыты цветными чешуйками, которые имеют огромное значение.

Чешуйки, уложенные на крыле бабочки, подобны черепице на крыше дома (слайд №7)

Чешуйки защищают крылья бабочки от повреждений. Тронь крыло - чешуйки сотрутся и бабочка не сможет летать.

Задает вопрос:

А хотите узнать, как появляются эти удивительные создания? (слайд № 8,9,10)

Игра -превращение " В поле бабочка летала",

Игра "Разложи по-порядку" (этапы появления бабочки);

Игра "Кокон" (наматывание шпагата на бигуди)

Устали бабочки летать, опустились на цветы, пить захотели.

Давайте подумаем, как бабочка пьет, как люди или как  животные?

Рот бабочки - это свернутый, как спираль, прозрачный хоботок. Когда бабочка пьет нектар (сладкий сок растений), хоботок разворачивается, а потом опять сворачивается спиралью.(слайд № 11)

Чтение авторской сказки "Приключение Колобка" (слайд № 12)

Вопрос от "Колобка":

"Как насекомые спасаются от врагов?"(слайд №13,14, 15)

Игровое упражнение "На лесной полянке"

"Давайте снова мысленно перенесемся на лесную полянку. Закрывайте глаза и представьте, сколько вокруг цветов, сколько над ними порхает прекрасных, изумительных бабочек - и больших, и совсем маленьких. На крыльях бабочек - яркие пятна и пестрые узоры. И вдруг- опасность! "(хлопок в ладоши). Дети открывают глаза

Изготовление "бабочек" из конфетных оберток (фантиков) способом перекручивания.

Игра - превращение " Раз,2.3 - насекомые все мы!"

Речедвигательная гимнастика-игра со звукоподражанием "Жуки и комарики"

Игра с элементами ТРИЗ "Хорошо-плохо".

Вопрос: Что произойдет с нашей природой, если насекомые исчезнут?" (слайд № 16,17,18).

Что выбираешь ты? (слайд №19)

" В живой природе все взаимосвязано. Деревья, травы, насекомые, птицы не всегда умеют защищаться. Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни.

Насекомые -это часть природы, а природу надо беречь, любить, охранять".

"Сегодня мы поговорили об основных особенностях внешнего вида насекомых...

А дальше  сами расскажите, что нового вы узнали из сегодняшнего путешествия, что вам понравилось, что огорчило? А, может быть, вы все это уже знали?

А еще КОЛОБОК мне на прощание рассказал интересную историю, а я расскажу ее вам, но это будет уже в следующий раз.

Педагог начинает приветствие, настраивающее

детей на радостное содержательное

общение.

Выполняет движения вместе с детьми.

Обращает внимание детей на макет цветочной поляны, на макет " Животный мир"

Обращает внимание на  строение тела насекомых.

Поощряет детей к высказыванию.

Подводит итог после обсуждения.

Активизирует мыслительную деятельность детей с помощью проблемных вопросов

Выслушивает ответы детей

.Предлагает детям внимательно послушать  рассказ и рассмотреть подвижную модель бабочки.

Организует детей на игру, помогает распределить роли.

Выслушивает все варианты ответов детей.

Предлагает детям попробовать подуть в трубочки-язычки.

Выставляет модель

"Покровительст

венная окраска насекомых".

Вовлекает детей в обсуждение.

Показывает модель бабочки "Павлиний глаз".

Предлагает детям  выбрать материал  для изготовления "бабочек".

Советует мальчикам изготовить крупных бабочек, а девочкам -мелких.

Оказывает помощь некоторым детям.

Предлагает оказать взаимопомощь.

Предлагает детям встать в круг-"полянку", полетать, "пожужжать" (мальчикам), "позвенеть" (девочкам)

Активизирует детей на высказывания своего мнения.

Организует беседу, поощряет высказывания детей, дает установку на получение новых знаний.

Включаются в совместную деятельность, стоя по кругу.

Выполняют  движения в сочетании со звукоподражанием.

Выстраивают порядок и последовательность  на круговой диаграмме "Времена года"

Совместно с педагогом  выполняют действия с предметной моделью .

Дети показывают деление тела насекомого на части  рубящими движениями ребром ладони  по своей руке.

Слушают рассказ и включаются в обсуждение

Отвечают на вопросы, дополняют друг друга, выражают собственные суждения, совместно решают проблемную ситуацию.

Выполняют практические действия с моделью крыла, покрытого тонким слоем цветной пудры.

Наблюдают за преобразованиями.

Пытаются самостоятельно решить поставленную задачу.

Выполняют движения в соответствии с текстом, учатся договариваться.

Предлагают свои варианты ответов, спорят, доказывают.

Находят под стульчиками "хоботки" и с удовольствием дуют в них.

Выполняют действия с цветными полосками-"дорожками" и мелкими изображениями насекомых; сравнивают, подбирают, делают выводы.

Сидя на стульчиках с закрытыми глазами, представляют себя на лесной полянке.

Наблюдают за действиями взрослого, по- очереди действуют с моделью.

Задают вопросы.

Дети выбирают материал, свободно передвигаются в пространстве и находят свое рабочее место.

Ориентируясь на образец (некоторые дети), и проявляя свою собственную фантазию изготавливают поделки.

Дети играют, фантазируют

Вовлечены в совместную со взрослым активную мыслительную деятельность

Выражают свои эмоции, передают впечатления о процессе и результате совместной деятельности.

Создается положительный

 настрой.

Развивается слуховое восприятие, автоматизируется произношение звуков.

Формируется умение классифицировать и делать выводы.

Активизируется словарь.

Осуществление условных действий в имитационном показе.

Активизируется

внимание, развивается  логическое мышление.

Развитие связной диалогической речи с элементами монолога.

Формируются практические действия.

Создание стойкого познавательного интереса.

Стремление к получению новых знаний и практических навыков.

Готовность детей к общению в совместной деятельности.

Формируется умение рассуждать.

Умеют правильно выполнять физиологический выдох в трубочку.

Сформировано зрительное внимание.

Развивается мелкая моторика, творческие способности, зрительное внимание.

Самостоятельное владение способами получения новых форм по образцу, инструкции педагога и самостоятельно.

Сформировано понятие, что в живой природе все взаимосвязано.

Связно, внятно, логически грамотно отвечают на поставленные вопросы.

Сформирована мотивация для дальнейшего развития и обучения.

Разработчик: воспитатель  первой квалификационной категории Киреева Вера Леонидовна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструкт НОД "Путешествие в прошлое электрической лампочки"

Конспект НОД по познавательному развитию«Путешествие в прошлое электрической лампочки»(технология «Река времени») Задачи: познакомить детей с историей лампочки; вызвать положительный эмоциональны...

Технологическая карта (конструкт) НОД «Путешествие в лего-зоопарк»

Формировать  представление детей о окружающем мире ....

Конструкт – конспект «Путешествие к Северному полюсу».

Интегрированная образовательная  деятельность с элементами детского экспериментирования....

Конструкт НОД "Путешествие в мир музыкального театра"

Технологическая карта организации совместной непрерывной образовательной деятельности с детьми 6-7 лет.Тема: «Путешествие в мир музыкального театра»Технология:  «Игра-путешестви...

Конструкт НОД «Путешествие в прошлое электрической лампочки»

Задачи: познакомить с историей электрической лампочки; развивать у детей интерес к развитию цивилизации; уточнить и расширить представления детей об источниках света; показать роль взрослых в преобраз...

Конструкт НОД. Путешествие по «реке времени»: «История летательных аппаратов»

Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию в подготовительной к школе группеТема: Путешествие по «реке времени»: «История летательных аппаратов»...