Конструкт НОД " Путешествие к насекомым"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Игровое интегрированное занятие, построенное на методе наглядного моделирования. Интересные приемы, много авторских пособий, занимательного текстового материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konstrukt_zanyatiya.docx | 47.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Конструкт
организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми
ДОУ: МАДОУ № 16 "Тополёк"
Тема: " Путешествие к насекомым"
Цель: использование метода игрового наглядного моделирования при закреплении и расширении знаний детей о насекомых.
Возрастная группа: дети седьмого года жизни.
Форма НОД: игровое комплексно - тематическое занятие
Форма организации: подгрупповая
Учебно - методический комплект: самостоятельная разработка на основе комплексной коррекционно-образовательной программы развития детей 4-7 лет с ОНР ( Н.В. Нищева).
Реализация образовательных областей: "познавательное развитие", " Социально-коммуникативное развитие", "Речевое развитие", "Художественно- эстетическое развитие".
Интеграция видов деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская, конструирование из разных материалов,
восприятие художественной и познавательной литературы.
Методы (приёмы) инноватики: метод моделирования, элементы ТРИЗ, экспериментирование.
Средства реализации:
наглядные: модели разного типа ( предметные, предметно-схематические, символические): круговая диаграмма " Смена времён года", модель классификации "Животный мир", модель Земли - глобус; схематические модели: " Внешний вид насекомых", "Кольцо превращений", модель " Взаимосвязи в природе"; предметная модель "Крылья бабочки", "Бабочка-"Павлиний глаз", "Кокон" ( бигуди со шпагатом), "Модель хоботка бабочки"- дудочка-язычок), модель "Покровительственная (маскирующая) окраска", модель "Разноцветные тропинки";
предметный набор "Насекомые", шапочки для игры " Кольцо превращений".
литературные: стихи и загадки, энциклопедия "Почемучка".
мультимедийные: компьютерная презентация.
музыкальные: музыкальное сопровождение при проведении игр и релаксирующих упражнений.
оборудование: магнитная доска, столы с раздаточным материалом.
Планируемые результаты как целевые ориентиры освоения программы:
используемые в ходе совместной познавательно-исследовательской, речевой , художественно-эстетической деятельности методы и приёмы будут способствовать развитию следующих интегративных качеств ребенка:
- проявление интереса к речевой, познавательной - исследовательской и конструкторской деятельности;
- самостоятельность в исследовании и изучении внешнего вида и строения насекомых на примере бабочки;
- активность, творчество в выполнении различных видов деятельности; предлагает свои варианты решения стоящей перед ним задачи;
- инициативность в общении со сверстниками и взрослыми;
- владение способами обследования предметов (объектов) зрительным и осязательно-двигательным путём, по образцу, инструкции педагога и самостоятельно; создание интереса к моделирующей деятельности.
- овладение учебными действиями на основе ФГОС ( умение анализировать и обобщать; классифицировать факты, явления и абстрактные понятия; сравнивать, устанавливать причины явлений и их следствия, участвовать в диалоге).
ЗАДАЧИ образовательной программы | ЗАДАЧИ с учётом индивидуальных особенностей воспитанников группы |
Обучающие: формировать у детей интерес к окружающему миру природы; расширять знания и представления детей о насекомых (особенностях внешнего вида и жизненных проялений) посредством игр моделирующего характера. Коррекционно -развивающие: активизировать память, мышление и внимание детей; развивать слуховое и зрительное внимание, умение устанавливать причинно-следственные связи; развивать мелкую моторику; обогащать словарный запас; развивать связную речь; творческую активность; автоматизировать произношение свистящих и шипящих звуков в игровой ситуации. Воспитательные: воспитывать бережное и заботливое отношение к окружающей природе, к насекомым; воспитывать познавательный интерес к природному окружению; формировать навыки сотрудничества в коллективном выполнении заданий. | Активизировать речевую и двигательную деятельность Андрея Ш, Саши Ш. при выполнении игровых упражнений . Обратить внимание на правильное произношение звуков, дикцию, темп речевых высказываний у Влада С., Миши Н., Ариши К., Андрея Ш. Помочь Вике Г., Максиму В., Матвею З. в выполнении заданий при работе со схемами. |
Этапы (последовательность) Деятельности | Содержание деятельности | Действия, деятельность педагога | Действия( деятельность) детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов. | Планируемый результат |
Мотивационно-побудительный Создание мотивационного поля. Эмоциональное погружение. Организационно-поисковый. Актуализация знаний Обобщение Обобщение Опора на имеющиеся знания детей. Сообщение новых знаний, постановка проблемных вопросов Подведение итога Сообщение новых сведений Непосредственная практическая деятельность. Игровая ситуация, побуждающая интерес детей к новому знанию. Сообщение новых знаний, выполнение практических действий. Введение нового персонажа. Практические действия с моделями. Упражнения на релаксацию. Творческая работа Игровая деятельность Проблемная ситуация Обобщение воспитателя Рефлексивно-корригирующий Итоговая мини-беседа Припоминание всех заданий, выполненных детьми. Самоанализ полученных знаний. | Приветствие " Солнечный лучик": руки кверху мы поднимем, Лучик солнечный возьмём. Мы его к груди прижмём и гостям его пошлём. Фонопедическое упражнение "Весной" (слайд № 2) Сюрпризный момент: Давайте закроем глаза и произнесем волшебные слова:"Раз,2,3,4,5 - будем мы весну встречать!" Мини-беседа "Что вы видите вокруг?"(слайд №3)
Куда бы мы ни пошли- в сад, в лес, на луг- повсюду нас окружают маленькие незаметные соседи-насекомые! Этих маленьких животных можно найти в любом уголке земного шара.
Называются они насекомыми потому, что у многих из них словно насечками тело разделено на несколько частей. (слайд №4) Чем еще насекомые отличаются от других животных, кто как думает? ( их тела состоят из 3-х частей- голова, грудь, брюшко; у каждого из них по 6 лапок, почти у всех есть крылья (2 или 4), т.е. они способны летать. Насекомые нужны многим (птицам, зверям, рыбам). Нужны ли цветам насекомые? Давайте будем рассуждать, для чего нужны цветам насекомые? (слайд №5) "Для того, чтобы цветов было много, нужно, чтобы кто-то обязательно переносил пыльцу с цветка на цветок. И делают это..., правильно - пчелы, осы, шмели и, конечно, красавицы-бабочки - к их мохнатым лапкам и брюшку прилипает желтая цветочная пыльца, которую они переносят с цветка на цветок. Поэтому, эти крылатые насекомые очень полезны. Не надо их ловить - лучше внимательно понаблюдать за ними. А с помощью чего мы можем за ними наблюдать? (слайд № 6) Оказывается, у бабочек удивительные крылышки: они покрыты цветными чешуйками, которые имеют огромное значение. Чешуйки, уложенные на крыле бабочки, подобны черепице на крыше дома (слайд №7) Чешуйки защищают крылья бабочки от повреждений. Тронь крыло - чешуйки сотрутся и бабочка не сможет летать. Задает вопрос: А хотите узнать, как появляются эти удивительные создания? (слайд № 8,9,10) Игра -превращение " В поле бабочка летала", Игра "Разложи по-порядку" (этапы появления бабочки); Игра "Кокон" (наматывание шпагата на бигуди) Устали бабочки летать, опустились на цветы, пить захотели. Давайте подумаем, как бабочка пьет, как люди или как животные? Рот бабочки - это свернутый, как спираль, прозрачный хоботок. Когда бабочка пьет нектар (сладкий сок растений), хоботок разворачивается, а потом опять сворачивается спиралью.(слайд № 11) Чтение авторской сказки "Приключение Колобка" (слайд № 12) Вопрос от "Колобка": "Как насекомые спасаются от врагов?"(слайд №13,14, 15) Игровое упражнение "На лесной полянке" "Давайте снова мысленно перенесемся на лесную полянку. Закрывайте глаза и представьте, сколько вокруг цветов, сколько над ними порхает прекрасных, изумительных бабочек - и больших, и совсем маленьких. На крыльях бабочек - яркие пятна и пестрые узоры. И вдруг- опасность! "(хлопок в ладоши). Дети открывают глаза Изготовление "бабочек" из конфетных оберток (фантиков) способом перекручивания. Игра - превращение " Раз,2.3 - насекомые все мы!" Речедвигательная гимнастика-игра со звукоподражанием "Жуки и комарики" Игра с элементами ТРИЗ "Хорошо-плохо". Вопрос: Что произойдет с нашей природой, если насекомые исчезнут?" (слайд № 16,17,18). Что выбираешь ты? (слайд №19) " В живой природе все взаимосвязано. Деревья, травы, насекомые, птицы не всегда умеют защищаться. Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни. Насекомые -это часть природы, а природу надо беречь, любить, охранять". "Сегодня мы поговорили об основных особенностях внешнего вида насекомых... А дальше сами расскажите, что нового вы узнали из сегодняшнего путешествия, что вам понравилось, что огорчило? А, может быть, вы все это уже знали? А еще КОЛОБОК мне на прощание рассказал интересную историю, а я расскажу ее вам, но это будет уже в следующий раз. | Педагог начинает приветствие, настраивающее детей на радостное содержательное общение. Выполняет движения вместе с детьми. Обращает внимание детей на макет цветочной поляны, на макет " Животный мир" Обращает внимание на строение тела насекомых. Поощряет детей к высказыванию. Подводит итог после обсуждения. Активизирует мыслительную деятельность детей с помощью проблемных вопросов Выслушивает ответы детей .Предлагает детям внимательно послушать рассказ и рассмотреть подвижную модель бабочки. Организует детей на игру, помогает распределить роли. Выслушивает все варианты ответов детей. Предлагает детям попробовать подуть в трубочки-язычки. Выставляет модель "Покровительст венная окраска насекомых". Вовлекает детей в обсуждение. Показывает модель бабочки "Павлиний глаз". Предлагает детям выбрать материал для изготовления "бабочек". Советует мальчикам изготовить крупных бабочек, а девочкам -мелких. Оказывает помощь некоторым детям. Предлагает оказать взаимопомощь. Предлагает детям встать в круг-"полянку", полетать, "пожужжать" (мальчикам), "позвенеть" (девочкам) Активизирует детей на высказывания своего мнения. Организует беседу, поощряет высказывания детей, дает установку на получение новых знаний. | Включаются в совместную деятельность, стоя по кругу. Выполняют движения в сочетании со звукоподражанием. Выстраивают порядок и последовательность на круговой диаграмме "Времена года" Совместно с педагогом выполняют действия с предметной моделью . Дети показывают деление тела насекомого на части рубящими движениями ребром ладони по своей руке. Слушают рассказ и включаются в обсуждение Отвечают на вопросы, дополняют друг друга, выражают собственные суждения, совместно решают проблемную ситуацию. Выполняют практические действия с моделью крыла, покрытого тонким слоем цветной пудры. Наблюдают за преобразованиями. Пытаются самостоятельно решить поставленную задачу. Выполняют движения в соответствии с текстом, учатся договариваться. Предлагают свои варианты ответов, спорят, доказывают. Находят под стульчиками "хоботки" и с удовольствием дуют в них. Выполняют действия с цветными полосками-"дорожками" и мелкими изображениями насекомых; сравнивают, подбирают, делают выводы. Сидя на стульчиках с закрытыми глазами, представляют себя на лесной полянке. Наблюдают за действиями взрослого, по- очереди действуют с моделью. Задают вопросы. Дети выбирают материал, свободно передвигаются в пространстве и находят свое рабочее место. Ориентируясь на образец (некоторые дети), и проявляя свою собственную фантазию изготавливают поделки. Дети играют, фантазируют Вовлечены в совместную со взрослым активную мыслительную деятельность Выражают свои эмоции, передают впечатления о процессе и результате совместной деятельности. | Создается положительный настрой. Развивается слуховое восприятие, автоматизируется произношение звуков. Формируется умение классифицировать и делать выводы. Активизируется словарь. Осуществление условных действий в имитационном показе. Активизируется внимание, развивается логическое мышление. Развитие связной диалогической речи с элементами монолога. Формируются практические действия. Создание стойкого познавательного интереса. Стремление к получению новых знаний и практических навыков. Готовность детей к общению в совместной деятельности. Формируется умение рассуждать. Умеют правильно выполнять физиологический выдох в трубочку. Сформировано зрительное внимание. Развивается мелкая моторика, творческие способности, зрительное внимание. Самостоятельное владение способами получения новых форм по образцу, инструкции педагога и самостоятельно. Сформировано понятие, что в живой природе все взаимосвязано. Связно, внятно, логически грамотно отвечают на поставленные вопросы. Сформирована мотивация для дальнейшего развития и обучения. |
Разработчик: воспитатель первой квалификационной категории Киреева Вера Леонидовна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конструкт НОД "Путешествие в прошлое электрической лампочки"
Конспект НОД по познавательному развитию«Путешествие в прошлое электрической лампочки»(технология «Река времени») Задачи: познакомить детей с историей лампочки; вызвать положительный эмоциональны...
Технологическая карта (конструкт) НОД «Путешествие в лего-зоопарк»
Формировать представление детей о окружающем мире ....
Конструкт – конспект «Путешествие к Северному полюсу».
Интегрированная образовательная деятельность с элементами детского экспериментирования....
Конструкт НОД "Путешествие в мир музыкального театра"
Технологическая карта организации совместной непрерывной образовательной деятельности с детьми 6-7 лет.Тема: «Путешествие в мир музыкального театра»Технология: «Игра-путешестви...
Конструкт НОД «Путешествие в прошлое электрической лампочки»
Задачи: познакомить с историей электрической лампочки; развивать у детей интерес к развитию цивилизации; уточнить и расширить представления детей об источниках света; показать роль взрослых в преобраз...
Конструкт НОД. Путешествие по «реке времени»: «История летательных аппаратов»
Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию в подготовительной к школе группеТема: Путешествие по «реке времени»: «История летательных аппаратов»...