Коммуникативные игры (статья)
статья по развитию речи на тему
Коммуникативные игры на развитие навыков общения у детей дошкольного возраста. Зарисовки логопеда и воспитателя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doo26_korelina.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Корелина И.С.,
воспитатель МАДОУ детский сад № 26
Ноздрачева Е.Н.,
учитель-логопед МАДОО детский сад № 26
Коммуникативные игры на развитие навыков общения у детей дошкольного возраста. Зарисовки логопеда и воспитателя.
Актуальность введения педагогической технологии «Коммуникативные игры на развитие навыков общения у детей дошкольного возраста» была определена эффективностью реализации комплекса задач личностного развития ребенка: совершенствование психологических процессов; развитие речемыслительной деятельности; предупреждение речевых проблем, и в конечном результате, положительное влияние технологии на социально-коммуникативное развитие ребенка – дошкольника, т.к. проблема общения и взаимодействия личностей очень важна в обществе. Поэтому, развивать эти функции лучше с детства (своеобразие мышления, целостность мировосприятия, непосредственность), в форме игры (фрагменты повседневной жизни, где ребенок живет эмоциями). Используя игровой ресурс можно искусственно создать жизненную ситуацию, решить проблемы, возникающие в общении между детьми.
Цель и задачи технологии:
- Развитие навыков общения в игре, формирование доброжелательного отношения между сверстниками
- Формирование коммуникативности – умения распознавать эмоциональные состояния окружающих, выражать собственные переживания.
- Развитие компонентов устной речи в различных видах детской деятельности; практическое овладение нормами речи.
- Воспитание социальных навыков: освоение способов решения конфликтных ситуаций.
Известно, что коммуникация - процесс установления контактов между людьми, возникающий с потребностью в совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга. Это способность общаться, понимание и осознание себя.
Коммуникативная игра - совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать интересы друг друга.
Итак, игровая коммуникация в нашей педагогической технологии состоит из:
Пальчиковых игр, арт-терапии, ситуативного разговора, сюжетно-ролевых игр, моделирования и обсуждения речевых ситуаций, игры с правилами, диалога с куклами.
А система коммуникативных игр определилась в 4 тематических блока и направлена на:
1. Умение активно слушать. Доминирующая образовательная задача: развиваем внимание к партнеру, слуховое восприятие, наблюдательность
Подобран блок игр и разработаны авторские игровые упражнения. Например, «Чересчур», «Пум-пум», «Кто говорит», «Почему и потому», «Цепочка слов», «Неправильный телефон» и др.
2. Умение сотрудничать. Доминирующая образовательная задача: слышать, понимать друг друга, снимают негатив от общения со сверстниками, воспитывают доверительное отношение друг к другу
Подобран блок игр и игровые упражнения. Например, «Обыграй превращения», «Холодно-горячо», «Подарки», «Сороконожка», «Волшебный стул», «Менялки» и др.
3. Умение высказываться. Доминирующая образовательная задача: умение вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам
Подобран блок игр и игровые упражнения. Например, «Я – герой сказки», «Цепочка ассоциаций», «Разговор по телефону», «Сказки наизнанку», «Ласковое имя», и др.
4. Умение правильно перерабатывать информацию. Доминирующая образовательная задача: умение понимать, вникать в суть полученной информации, развивают способность аргументировать свою точку зрения
Подобран блок игр и игровые упражнения. Например, «Загаданное действие», «Интервью», «Если бы, вдруг…», «Пойми меня», «Через стекло», «Собери чемодан» и др.
По результатам педагогического наблюдения за воспитанниками во время взаимодействия со сверстниками и взрослыми, можно сделать вывод, что дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие вести полноценную жизнь, отличаются психологической тревожностью и неуверенностью. Соответственно ребенок, который недооценивает своих возможностей, скован, не уверен в себе, а ребенок, который переоценивает себя, обычно высокомерен, заносчив.
Вот некоторые рекомендации для воспитателей по развитию навыков общения у детей дошкольного возраста:
1. Способ общения с ребенком выбираем по ситуации
2. Необходимо целенаправленно вести работу по формированию у детей коммуникативных навыков.
3. Использовать элементы психотерапии: пусть ребенок сам оценит себя. Если самооценка окажется завышенной, а оценка другого ребенка заниженной, надо осторожно подвести к пониманию неправомерности выводов. Это дает возможность детям, неуверенным в себе, почувствовать уверенность, а детям с завышенной самооценкой не испытывать в дальнейшем стресс при неудачном выполнении задания.
Таким образом, мы считаем, что для воспитателя ДОО, который часто взаимодействует с детьми, с поведенческими и речевыми проблемами, совместная работа с логопедом, направленная на решение вышестоящих задач будет доступной и эффективной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья " Коммуникативные игры- танцы для детей дошкольного возраств
Дошкольное детство представляет важный период в становлении личности ребёнка, в том числе в его коммуникативном развитии. Музыкальная игра – самый органичный из всех видов...
Статья Коммуникативные игры как средство формирования межличностных отношений в дошкольном возрасте
КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Петрова Мария Сергеевна, воспитатель ГБДОУ детский сад №28 Пушкинского района г. Санкт-Петербург...
Статья на тему: «Коммуникативные игры в ДОУ»
Цель: создание условий, способствующий организации эмоционально-благоприятной атмосферы в группе, формированию у детей чувства уверенности в своих силах и развитию позитивных межличностных отношений м...
Статья "Коммуникативные игры - одна из форм развития навыка общения в рамках формирования коммуникативной компетенции дошкольника."
Статья о роли коммуникативной игры и её влиянии на развитие дошкольников....
Статья на тему "Коммуникативные игры-танцы в жизни детей!"
Самым эффективным способом социализации детей в детском коллективе являются коммуникативные игры-танцы, направленные на развитие всех сторон динамического общения со своими сверстниками....
ПРОЕКТ «Развитие речи через коммуникативные игры». Цель: ввести в практическую работу развитие речи через коммуникативные игры в образовательной организации.
Каждый взрослый знает, как важно умение правильно общаться и взаимодействовать с другими людьми. Стремление к общению заложено в человеке с рождения, но не все умеют выстроить взаимоотношения с окружа...
Статья: «Коммуникативные игры – это серьезно!»
Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии. Если бы с рождения человек был лишён этой возможности общаться, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нрав...