Статья Коммуникативные игры как средство формирования межличностных отношений в дошкольном возрасте
статья
КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Петрова Мария Сергеевна, воспитатель ГБДОУ детский сад №28 Пушкинского района г. Санкт-Петербург
Актуальность исследования обусловлена тем положением, что в психологии старший дошкольный возраст обозначен как этап интенсивного психического развития. Начиная от совершенствования психофизиологических функций мозга и заканчивая появлением личностных новообразований - в возрасте с пяти лет во всех этих сферах происходят значительные изменения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Коммуникативные игры как средство формирования межличностных отношений в дошкольном возрасте | 18.65 КБ |
Предварительный просмотр:
КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Петрова Мария Сергеевна, воспитатель ГБДОУ детский сад №28 Пушкинского района г. Санкт-Петербург
Актуальность исследования обусловлена тем положением, что в психологии старший дошкольный возраст обозначен как этап интенсивного психического развития. Начиная от совершенствования психофизиологических функций мозга и заканчивая появлением личностных новообразований - в возрасте с пяти лет во всех этих сферах происходят значительные изменения.
Очень важным в дошкольном возрасте для ребёнка становится общение - сложный, многогранный процесс, имеющий неоспоримое значение в развитии всех видов деятельности: игровой, познавательной, коммуникативной. Дошкольников начинают интересовать новые для детей личностные морально-этические отношения и нормы межличностных взаимоотношений; общение, как со взрослыми, так и с ровесниками, становится для них потребностью. Настоятельная необходимость как можно в более раннем возрасте развитие положительного опыта коммуникаций и общения у ребят-дошкольников обусловливается тем, что отсутствие такого положительного опыта может привести к стихийному возникновению у детей негативных, социально неприемлемых форм поведения, к конфликтам между сверстниками. Дети стремятся и очень желают, но часто не научены вступать в контакт с другими ребятами, выбирать уместные способы общения с ровесниками, не научены проявлять вежливое, доброжелательное отношение к окружающим, часто не умеют выслушать партнёра. [4, с.42]
Трудности в коммуникации и установлении межличностного общения в настоящее время можно связать с дефицитом воспитанности у детей культуры, доброты, с неустойчивыми, несформированными нравственными критериями при воспитании малыша. Ребята стали меньше общаться со взрослыми и друг с другом. Часто их партнер по общению - телевизор или компьютер. Современные дети менее отзывчивы. Для преодоления подобных трудностей в работе с дошкольниками необходимо развивать коммуникации и формировать навыки общения ребёнка в группе ровесников.
Существуют следующие особенности общения ребёнка старшего дошкольного возраста с ровесниками:
1. Эмоциональная насыщенность (повышенная эмоциональность и раскованность: в общении ровесников наблюдается на порядок больше экспрессивных и мимических явлений, которые выражают абсолютно различные эмоциональные состояния - от яростного негодования до отчаянного веселья, от доброты и сопереживания до злости и обиды).
2. Нерегламентированное и нестандартное поведение детей старшего дошкольного возраста. Обычно при общении с взрослым дети придерживаются определенных социально принятых норм поведения. При контактах с ровесниками они применяют неожиданные и оригинальные действия и движения, которым присущи незаданность раскованность, ненормированность: дети дразнятся, балуются, кривляются и т. д.
3. Инициатива в общении преобладает над ответными действиями. Для ребёнка дошкольного возраста гораздо важнее его личное действие или высказывание, а инициатива ровесника обычно не поддерживается (это можно видеть в невозможности для дошкольников развить диалог из-за отсутствия ответной активности партнера по общению). Такая несогласованность коммуникативных действий часто приводит у дошкольников к конфликтам, протестам, обидам. [3, с.96]
Основными причинами, которые вызывают проблемы межличностного взаимодействия у ребёнка старшего дошкольного возраста являются:
- трудности, связанные с неумением вести себя, незнанием, что и как сказать;
- трудности, связанные с непониманием эмоционального состояния и неприятием партнера по общению;
- трудности, связанные с переживанием неудовольствия, даже раздражения по отношению к партнеру;
- трудности, вызванные общей неудовлетворенностью человека общением.
У проблемных детей особенностью поведения является отсутствие желания сотрудничества с другими детьми, равнодушие к инициативе и просьбам о помощи. Также эти дети характеризуются неумением договариваться, приходить к общему решению и аргументировать собственную точку зрения, часто не могут справиться с собственными эмоциями. [5, с.71]
Решение трудностей в межличностном общении детей напрямую зависит от:
- своевременной поддержки, внимания и охраны со стороны всех специалистов образовательного учреждения, работающих с детьми;
- социальной компетентности педагога;
- учета возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста;
- конструктивных способов разрешения конфликтов;
- использования различных способов создания ситуаций их общения (игры)..
Раньше, чем игра стала предметом научных исследований, её широко использовали в качестве важного средства в воспитании и обучении детей. В любых системах обучения игре уделяется особое место. И определяется, это тем, игра является в дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребенка. Главным образом жизни ребенка с рождения и до наступления самой зрелости является игра.
Игра - это то активность индивида, направленная на условное моделирование некоей развернутой деятельности.
Игра имеет большое значение для развития ребенка. В ней развиваются способности к воображению, произвольной регуляции действия и чувств, приобретается опыт взаимодействия и взаимопонимания. В игровой деятельности наиболее активно воспитываются психические качества и индивидуальные особенности ребенка. В игре проявляются и другие виды деятельности, в последствии приобретающие самостоятельное значение. [1, с.58]
Игра оказывает влияние на формирование непринужденных психических процессов. Так, в игровой деятельности у детей развивается произвольные внимание и память. Во время игры ребенок лучше вникает и больше запомнит. Осознанную цель ребенок выделит раньше и проще всего в игре. Сами условия игры заставляют детей быть сосредоточенными на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. [4, с.148]
Во время игры происходит формирование мышления, восприятия, памяти, речи - тех фундаментальных психические процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о развитии интеллекта ребенка. Благодаря дидактическим играм развивается, нужные для каждого ребенка интеллектуальные и индивидуальные способности, уровень развития которых, определенно, оказывает влияния на школьное обучение и имеет важное значение для дальнейшего развития личности.
Литература
- Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду- М.: Просвещение, 2015. - 613 с.
- Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте. - М.: А.П.О., 2006. – 280 с.
- Галигузова Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет. Б-ка воспитателя детского сада / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова. - М.: Просвещение, 1992. - 143 с.
- Гринченко, И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. М.: ЦГЛ, 2012. - 416 с.
- Лисина М.И. Формирование личности ребёнка в общении / М.И. Лисина. 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2009. - 276 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста
Возникновение и развитие игр у детей дошкольного возраста находится в прямой зависимости от усвоения ими конкретных знаний о явлениях окружающей жизни. Чтобы полученные сведения стали источником содер...
статья "Дидактическая игра как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста"
Цель: главная цель экологического воспитания детей- формирование основ экологической культуры, под которой следует понимать совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической д...
Статья на тему: «Игра как средство формирования межличностных отношений детей младшего дошкольного возраста»
Формирование у детей 3-4 лет социальных контактов и развитие способности к совместным действиям в быту и игровой деятельности....
Игра как средство формирования межличных отношений в дошкольном возрасте
Игра является ведущей деятельностью дошкольника. Ее развитие имеет динамику: она постепенно становится коллективной, усложняется по мере взросления ребенка. В игре закладываются основы общения и межли...
Педагогическая программа "Играй, общайся, развивайся" по направлению "Сюжетно-ролевая игра как средство формирования межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста".
Так как в современное время педагоги и родители всё чаще с тревогой замечают, что многие дети испытывают серьёзные затруднения в общении со сверстниками. Нашему обществу нужны люди с активной жизненно...
Статья " Театрализованная игра как средство развития межличностных отношений у детей дошкольного возраста"
Проблема межличностных отношений актуальна в наше время, поскольку агрессивность, жестокость, отчуждённость, замкнутость наблюдаются всё больше у детей уже в дошкольном возрасте. Проблема развити...
Коммуникативные игры как средство формирования навыков общения детей дошкольного возраста
Буклет с прааилами игр...