Статья на тему: «Коммуникативные игры в ДОУ»
статья
Цель: создание условий, способствующий организации эмоционально-благоприятной атмосферы в группе, формированию у детей чувства уверенности в своих силах и развитию позитивных межличностных отношений между сверстниками с помощью коммуникативных игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 21.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 80 Невского района Санкт-Петербурга
Доклад на тему:
«Коммуникативные игры в ДОУ»
Подготовила воспитатель:
Дмитриева Полина Сергеевна
Санкт-Петербург
2020
Коммуникативные игры в ДОУ
Дошкольное детство представляет важный период становления личности ребенка, в том числе в его коммуникативном развитии. За период дошкольного детства ребенок проходит ряд этапов социализации: несамостоятельные элементы взаимодействия (в виде комплекса оживления), возникновения потребности общения со сверстниками, адаптация к дошкольному учреждению, умение подчинять свое поведения законам детских групп на основе усвоенных правил и норм поведения. Таким образом, если на каждом из этих этапов создан благоприятный социум, во время формируются необходимые коммуникативные навыки, соответствующие данному возрасту, то уже 6 летний ребенок свободно общается с окружающими, соблюдая нормы и правила, принятые в данном обществе.
Старший дошкольный возраст становится своего рода ступенькой для перехода ребенка в школу, что предполагает новые требования к умениям и навыкам общения. Если у ребенка не только сформировано мотивационная сфера и развита познавательная активность, но и выработано умение строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, то ему легче адаптироваться в новом школьном коллективе и он быстрее усваивает вновь вводимые навыки общения. Поэтому уже в дошкольные годы желательно формировать у воспитанника коммуникативную компетентность, помогающую ему эффективно общаться с другими людьми.
Коммуникативная компетентность является одной из характеристик личности дошкольника и "проявляется в свободном выражении ребенком своих желаний, намерений с помощью речевых и неречевых (жестовых, мимических, пантомимических) средств."
Коммуникативная компетентность определяется уровнем овладения коммуникативными умениями, под которыми понимается "освоенный человеком способ установления взаимоотношений между людьми. К ним относятся умения входить в контакт с незнакомым человеком, понимать его личностные качества и намерения, предвидеть результаты его поведения и в соответствии с этим строить свое поведение."
Таким образом, перед педагогом стоит задача создания условий, способствующий организации эмоционально-благоприятной атмосферы в группе, формированию у детей чувства уверенности в своих силах и развитию позитивных межличностных отношений между сверстниками.
Выделяют следующие проблемные формы межличностных отношений между дошкольниками:
- агрессивность, проявляющаяся в драчливости, крикливости, грубости, эмоциональной напряженности ребенка;
- обидчивость, выражающаяся в болезненном переживании воспитанником отвержении или игнорирования со стороны сверстников;
- застенчивость, которая находит выражение в неуверенности, робости, тревожном состоянии, напряжении, страхе перед партнером по общению;
Коммуникативные игры направлены на формирование коммуникативных качеств и позитивное отношение к другим людям, развитие умения владеть своими чувствами, сопереживать партнерам по общению, конструктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Благодаря таким играм ребенок учиться выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных (словесном, интонационном выражении) и невербальных средств (мимики, жестов, поз, движений, тактильных контактов) и приобретает знания норм и правил поведения. Основными направлениями в работе по развитию общения у детей в игровой деятельности является:
- готовность к общению, направленная на формирование доброжелательного отношения к окружающим и желания общаться;
- умение вступать в контакт, связанное с легкостью установления коммуникативных связей;
- инициативность общения, проявляющаяся в стремление к самостоятельным действиям и способности взять на себя роль лидера;
- выразительность общения, означающая умение естественно выражать свои эмоции вербальными и невербальными средствами коммуникации;
- эмпатия, пердставляющая собой постижение эмоционального состояния другого человека и сопереживания ему.
Следует отметить, что организация коммуникативных игр требует от педагога соблюдений следующих условий:
- умение принимать детей такими, какие они есть;
- учета индивидуальности каждого маленького человека;
- умение принять любой выбор ребенка;
- желание играть вместе с детьми;
- способности к импровизации, в зависимости от обстоятельств;
- всегда доброжелательного отношения к воспитаннику;
- умение идти в работе от потребности ребенка;
- поощрение инициативы детей, выражающейся в отказе от запланированной работы в пользу предложений исходящих от дошкольника.
Игровая методика дает возможность ребенку выражать свои переживания через игру и показать свои творческие возможности при моделировании жизненных ситуаций в игровом процессе.
К особенностям работы над коммуникативными играми относятся:
1. личный пример педагога при разучивании игры "Делай, как я";
2. активное личное участие наставника в игровой деятельности;
3. работа только на положительные оценки действий участников игры (по принципу "каждый ребенок имеет право на самовыражение")
4. отсутствие сравнительного и соревновательного моментов, дающие возможность исключить из общения появления у детей конкурентности и демонстративности;
5. исключение принуждения к игре, дабы не вызывать у воспитанника негативных реакций;
6. вариативность игр, то есть каждую игру можно провести по разному, с изменениями;
7. разучивание игры не требует предварительного разучивания ее текста, так как он запоминается в процессе многократного повторения игры;
8. направленность игры на воспитания положительных черт личности - доброты, отзывчивости, смелости, доброжелательности, коммуникабельности;
9. стремление дать как можно больше положительных эмоций от общения со сверстниками каждому ребенку.
Коммуникативные игры можно включать в режимные процессы, использовать на занятиях, во время игровой деятельности в группе или на прогулке, в организации досуговой деятельности.
Список используемой литературы:
- Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. Рузской А.Г. - М.: Моск. психолого-социальный ин-т, 2015. - 384 с.
- Сиротюк, А. Как развивать коммуникативные способности: старший дошкольный возраст / А. Сиротюк // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 6. - с 6-7.
- Роль коммуникативных игр в формировании навыков общения со сверстниками // [Электронный ресурс] URL: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2017/10/22/diplomnaya-rabota-na-temu-rol-kommunikativnyh-igr-v
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему: "Коммуникативные игры детей дошкольного возраста"
Ввести ребёнка в мир человеческих отношений — одна из важных задач воспитания личности ребёнка дошкольного возраста” ...
Мастер-класс по теме:"Коммуникативные игры для детей среднего и старшего дошкольного возраста".
Методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у детей....
Статья на тему «Театрализованная игра как средство развития коммуникативных способностей у дошкольников».
Статья на тему «Театрализованная игра как средство развития коммуникативных способностей у дошкольников»....
Статья на тему: Театрализованная игра как средство развития коммуникативных способностей у дошкольников.
Дошкольный возраст это важный этап в развитии и воспитании детей.Это пора, когда у детей закладываются основные уменения, знания, навыки и формируются основы социального поведения.Именно в дошкольный ...
Статья на тему "Коммуникативные игры-танцы в жизни детей!"
Самым эффективным способом социализации детей в детском коллективе являются коммуникативные игры-танцы, направленные на развитие всех сторон динамического общения со своими сверстниками....
Статья на тему "Коммуникативное развитие"
В статье рассказывается о важности речевого развития у детей дошкольного возраста. Особое внимание уделено проблеме свободного речевого общения детей при различных видах нарушений речи....
статья на тему "КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЛЕГОКОНСТРУИРОВАНИЯ"
Аннотация: в статье проанализирована проблема развития речи детей младшего дошкольного возраста, рассмотрены возможности конструктора LEGO DUPLO как средства развития речи детей младшего...