Занятие по речевому развитию в средней группе «Заюшкина избушка» .
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Наталья Конькова

Цели:

формировать умения связно высказывать свои мысли, составлять небольшой рассказ на определенную тему

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon attestats._zanyatie_konspekt_pr.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по речевому развитию в подготовительной группе

«Заюшкина избушка»

Реализация содержания программы в образовательных областях: 

«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Виды детской деятельности: 

коммуникативная, восприятие художественной литературы, изобразительная

Цели: 

формировать умения связно высказывать свои мысли, составлять небольшой рассказ на определенную тему

Программное содержание:

1. Образовательная задача:

– формировать умение последовательно, логично, понятно для собеседников рассказывать о явлении, событии;

– учить детей отвечать полным предложением;

– обогащать словарь;

– формировать выразительность речи.

2. Развивающая задача:

– развивать внимание, воображение, творчество;

– углублять представления детей о сезонных изменениях в природе.

3. Воспитательная задача:

– развивать культуру общения;

– воспитывать любовь к русскому языку;

 воспитывать храбрость, взаимовыручку, желание прийти на помощь.

Методы:

– словесный (диалог с воспитателем, вопросы, педагогическая оценка);

– наглядный (рассматривание слайдов).

Приемы:

– поощрение активности детей (вопросы педагога);

– словесный образец грамотной речи педагога;

– обогащение словарного запаса.

Материалы и оборудование:

Слайды; проектор; игрушка лисы.

Предварительная работа

Беседы о взаимовыручке; чтение рассказов о лесных животных.

Словарная работа

Лубяная, заулочки, посечи.

Содержание организационной деятельности детей

1. Организационный момент.

Воспитатель: Сегодня на нашем занятии мы поговорим и почитаем две новые сказки.

Воспитатель предлагает детям сесть и послушать сказку.

2. Вводная часть:

Воспитатель читает первую сказку: «Жили-были четыре времени года: Зима, Весна, Лето и Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: три месяца – Зима, три месяца – Весна, три месяца – Лето и три месяца – Осень.

Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступить место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Замерзли люди.

Воспитатель: Как вы думаете, что поможет победить холод?

(Правильный ответ – Солнце; если дети дают неправильный ответ, то воспитатель помогает им с помощью наводящих вопросов.)

Воспитатель: Конечно, Солнце поможет Весне. Оно сделает так, чтобы снег растаял, и снова стало тепло. А что же произойдет весной?

(Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, появятся листья на деревьях, вырастет трава, появятся насекомые. А как поменяется внешний вид лесных животных с наступлением весны?

(Ответы детей: животные полиняют, поменяют цвет меха)

Воспитатель: Правильно, животные полиняют, сменят светлый, теплый, пушистый мех на темный и редкий мех. Некоторые животные сменят окраску: например, заяц из белого станет серым.

После этого воспитатель показывает слайд с картинкой, на которой изображено Солнце, сосульки и т.д. (слайд № 2).

Воспитатель: Сейчас мы все вместе расскажем о весне. Что мы видим на этой картинке?

Дальше 5-6 детей, глядя на опорную картинку, по очереди говорят по 1-2 предложению. Затем один из детей рассказывает о весне (5-6 предложений).

(примерный рассказ: весной Солнце светит ярко, становится теплее, с крыш свисают сосульки, на реках тает лед, на деревьях появляются листья, появляются цветы, иногда идет дождь, иногда снег, лесные животные линяют, меняют густой пушистый мех на легкий, меняется и цвет меха)

3. Основная часть:

Достается игрушка – лиса. Одновременно показывается слайд №3.

Воспитатель: Давайте посмотрим на картинку, и на игрушку у меня в руках. Кто это?

(Дети отвечают)

Воспитатель: Конечно, лиса. А теперь давайте опишем лису.

Каждый ребенок говорит по одному предложению, используя для опоры слайд и игрушку. Затем один из детей описывает лису в 4-5 предложениях (примерный рассказ: лиса мягкая, пушистая, рыжая, мордочка у лисы острая, хитрая, хвост у лисы длинный, мягкий, пушистый).

Воспитатель: А в каких сказках мы с вами встречали лису? 

(Ответы детей: Колобок, Теремок, Рукавичка.) 

Воспитатель: Да, действительно, в этих сказках мы встречаем лису. А что можно сказать о характере лисы, какая она в сказках? 

(Ответы детей: хитрая, злая…)

Воспитатель: Лиса в сказках хитрая, обманщица. Сейчас я прочитаю еще одну сказку, в которой нам встретится рыжая хитрая лиса (читает сказку «Заюшкина избушка», слайды №№ 4-20).

Жили-были лиса да заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайчика лубяная. Пришла весна – у лисицы избушка-то и растаяла, а у зайчика стоит по-старому.

Воспитатель: Почему растаяла избушка?

(Ответы детей: стало тепло, солнышко растопило лед…)

Воспитатель: Правильно, потому что лед тает, когда становится тепло. Посмотрим, что было дальше. Лиса попросилась к зайчику погреться да его из избушки-то и выгнала.

Воспитатель: Как думаете, хорошо, или нет, поступила лиса?

(Ответы детей: плохо…)

Воспитатель: Конечно, лиса поступила плохо. Идет зайчик и плачет, а навстречу ему собаки:

- О чем, зайчик, плачешь?

- Как мне не плакать! Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, у нее избушка растаяла – она и попросилась ко мне погреться да и выгнала меня.

- Не плачь, зайчик, - говорят собаки, - мы ее выгоним.

Воспитатель: Как думаете, выгонят ли лису собаки?

(Ответы детей: нет, да)

Воспитатель: А вот сейчас узнаем, выгнали ли собаки лису. Пошли к избушке:

- Ав-ав-ав! Поди, лиса, вон!

А лиса им с печи:

- Как выскочу, как выпрыгну – полетят клочки по заулочкам!

Собаки испугались и убежали. Сел зайчик под кустик и плачет. Идет мимо медведь:

- О чем, зайчик, плачешь?

- Как мне не плакать! Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, у нее избушка растаяла – она и попросилась ко мне погреться да меня и выгнала.

- Не плачь, зайчик, - говорит медведь, - я ее выгоню.

- Нет, медведь, не выгонишь. Собаки гнали - не выгнали, и ты не выгонишь.

- Нет, выгоню.

Пошли к избушке. Медведь как заревет:

- Поди, лиса, вон! А она ему с печи:

- Как выскочу, как выпрыгну - полетят клочки по заулочкам! Медведь испугался и ушел.

Сидит зайка под кустиком и плачет. Идет мимо петушок - золотой гребешок и косу па плече несет. Увидел зайчика и спрашивает:

- Что ты, зайка, плачешь?

- Как мне не плакать, - говорит зайка, - была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Ее избушка растаяла. Попросилась она ко мне погреться да меня из избушки-то и выгнала.

- Пойдем, я ее выгоню.

- Нет, не выгонишь. Собаки гнали - не выгнали, медведь гнал - не выгнал, и ты не выгонишь.

- А я выгоню. Пойдем!

Воспитатель: Интересно, выгонит петух лису из избушки, или нет?

(Ответы детей: да, нет)

Воспитатель: Подошли к избушке. Петух и запел:

- Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Ступай, лиса, вон! А лиса испугалась, говорит:

- Одеваюсь...

- Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Поди, лиса, вон! А она говорит:

- Шубу надеваю...

Петух в третий раз как закричит:

- Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Ступай, лиса, вон! Она и выскочила из избушки, в лес убежала. И стал зайчик опять жить в своей избушке.

Воспитатель: А теперь давайте перескажем сказку, а помогут нам в этом картинки (слайд №21, с несколькими эпизодами из сказки).

3-4 ребенка кратко пересказывают сказку, используя для опоры слайды.

4. Разминка

Пальчиковая гимнастика                 

«Весна»

Иди, весна, иди, красна, (дети пальчиками «идут» по полу)

Принеси ржаной колосок, 

Овсяный снопок,

Яблоки душистые,                              

Груши золотистые,

Большой урожай в наш край

(загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с мизинца).       

5. Рисование «Герой сказки «Заюшкина избушка».

Нарисовать любого героя из этой сказки.

6. Итог занятия.

Рассмотрите все рисунки и выберите наиболее выразительные и самые аккуратные.

Вот и подошло к концу наше занятие. Кто из героев сказки вам понравился больше всего? На кого вы хотели бы быть похожим? Почему?

(Ответы детей: на петушка, потому что он храбрый; на зайчика, потому что он добрый…)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коснпект НОД по познавательно-речевому развитию в средней группе «Заюшкина избушка»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7851423","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7851426","at...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе "Заюшкина избушка" (с использованием технологии театрализованной деятельности)

Непрерывная образовательная деятельностьпо речевому развитию в средней группе  "Заюшкина избушка" (с использованием технологии театрализованной деятельности) ...

Коснпект НОД по познавательно-речевому развитию в средней группе «Заюшкина избушка»

Данное занятие предназначено для детей среднего возраста. Обобщаются знания о русских народных сказках, активизируется словарь, развивается чувство уверенности в себе....

Конспект НОД по речевому развитию в младшей группе "Заюшкина избушка"

Методическая разработка по речевому развитию                                    ...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе  "Заюшкина избушка"

Развитие умений разыгрывать знакомые сказки в играх драматизациях. Формировать  связную речь детей, слуховое восприятие, интонационную выразительность. Обогащать и активизировать словар...

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе «Знакомство со сказкой «Заюшкина избушка»

НОД речевое развитие  в средней группе «Знакомство со сказкой «Заюшкина избушка»...