Конспект логопедического занятия с заикающимися детьми старшей группы на этапе вопросно-ответной речи «Приключения в зимнем волшебном лесу». Лексическая тема «Зима. Дикие животные».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Основными задачами представленного конспекта являются:
- (Р) Побуждать детей отвечать на вопросы без заикания короткими и распространенными предложениями, подбирать на один вопрос несколько ответов,
- (П) Расширять представления детей о красоте зимнего леса, о диких животных наших лесов (облике, особенностях поведения в зимний период).
- (Р) Побуждать детей употреблять существительные, обозначающие названия диких животных, их частей тела, жилищ; притяжательные прилагательные, прилагательные, характеризующие животных.
- (Р) Упражнять в образовании глаголов с приставками, в употреблении простых, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
- (ФР) Способствовать развитию удлиненного речевого выдоха, мягкой подачи голоса, чувства темпа и ритма, интонационной выразительности.
- (ФР) Способствовать развитию мелкой и общей моторики, психических процессов: восприятия, внимания, воображения, мышления.
- (С-К) Формировать умение внимательно слушать речь взрослого, товарища, не перебивая. Поощрять попытки называть свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priklyuchenie_v_zimnem_lesu_-_konspekt.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
детский сад компенсирующего вида № 44 «Родничок»
Конспект логопедического занятия с заикающимися детьми
старшей группы на этапе вопросно-ответной речи
«Приключения в зимнем волшебном лесу».
Лексическая тема «Зима. Дикие животные».
Подготовила и провела
учитель- логопед Пономарева
Светлана Владимировна
г.Саров
2
Задачи:
- (Р) Побуждать детей отвечать на вопросы без заикания короткими и распространенными предложениями, подбирать на один вопрос несколько ответов,
- (П) Расширять представления детей о красоте зимнего леса, о диких животных наших лесов (облике, особенностях поведения в зимний период).
- (Р) Побуждать детей употреблять существительные, обозначающие названия диких животных, их частей тела, жилищ; притяжательные прилагательные, прилагательные, характеризующие животных.
- (Р) Упражнять в образовании глаголов с приставками, в употреблении простых, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
- (ФР) Способствовать развитию удлиненного речевого выдоха, мягкой подачи голоса, чувства темпа и ритма, интонационной выразительности.
- (ФР) Способствовать развитию мелкой и общей моторики, психических процессов: восприятия, внимания, воображения, мышления.
- (С-К) Формировать умение внимательно слушать речь взрослого, товарища, не перебивая. Поощрять попытки называть свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
Словарь
Существительные: медведь, заяц, белка, ёж, волк, лиса, нора, берлога, дупло, лес, поляна, мех, шерсть, лапы, уши, когти, хвост, колючки, ушки-кисточки, опушка, хищник, пасть, туловище, шкурка, логово, животные, следы.
Глаголы: скачет, прыгает, бежит, спит, зимует, запасает, воет, дрожит, боится, спасается, охотится, ловит, прячется, грызёт, ловит, крадётся, рыщет, спасается, залезает, шуршит, сворачивается, петляет, заметает (следы).
Прилагательные: храбрый, ловкий, хитрая, рыжая, злой, голодный, колючий, пушистый, серый, мягкая, мохнатый, умный, длинный, короткий, слабый, лесные, дикие, косолапый, , быстрый, бурый, неуклюжий, трусливый, пугливый, ловкий, опасный, запасливый, шустрый, передние, задние.
Наречия: голодно, страшно, ловко, тепло, быстро, медленно, громко, тихо, удобно, уютно, трусливо, кубарем, осторожно, опасно.
Местоимения: мой, твой, наш, ваш, его, её
Оборудование: большие пластмассовые деревья (ели, береза), объемное изображение снежной горы, ноутбук, видеописьмо от Зимушки, запись вьюги, песенка «Гора», «песенка гласных звуков», запись спокойной музыки, картинки с зимними пейзажами, разрезные картинки – дикие животные, билеты в театр, снежинка с текстом телеграммы от Зимушки, пень, стрелки - указатели ДОМ, ЗВЕРИ, ТЕАТР, пустая стрелка, метроном, «снежный ком», «Добро пожаловать в экологию» - демонстрационные картины и динамические модели для занятий с детьми.
Ход занятия:
Организационный момент.
Дети свободно входят в группу.
3
Логопед: Ребята, у нас много гостей. Давайте улыбнёмся им и поздороваемся!
Дети: Здравствуйте.
Логопед: Я напомню вам правила речи:
«Внимательным будь, другим не мешай, полным ответом на вопрос отвечай».
1.Звуковое или видео письмо
Логопед: Ребята, вам пришло видеописьмо. Давайте посмотрим. Садитесь.
(Включается запись. На экране ноутбука появляется женщина в красивом зимнем наряде).
Зимушка: Здравствуйте, дети! Я - Зимушка-зима. Хожу, брожу по полям, укрываю всё снежным одеялом, охраняю лесных обитателей от трескучих морозов и колючих ветров.
Но в лесу моем недавно
Появился Вьюговей –
Злой волшебник и куда-то
Спрятал всех лесных зверей.
Я прошу вас, помогите,
И зверей мне о-ты-щи-те. (конец записи).
Логопед: Вот такое письмо. Что будем делать?
Дети: Поедем в лес и поможем Зимушке.
Логопед: Лес волшебный. Выбирайте, на чем поедем: на саночках – самокаточках или на лыжах – скороходах? Дарина, бросай кубик. (Варианты: тянут жребий, поднимают руки – за что больше).
Ребенок бросает кубик.
Логопед: Что выпало? На чем поедем?
Ребенок: Поедем на саночках.
Логопед: Встаньте. Чтобы не замерзнуть в лесу, сделайте медленно, так как я.
Руки вверх поднимайте (поднимают руки через стороны вверх),
Зимнюю одежду-невидимку надевайте (медленно опускают руки).
2. «Поездка в лес» Речь с движением, голосоподача нижним регистром.
Логопед: Теперь мы готовы к путешествию. Занимайте место в саночках – самокаточках, (садятся на банкетку друг за другом) придерживайте локти впереди сидящего). (Берите в руки палки, вставайте на лыжи – скороходы друг за другом). Выполняйте движения со мной. По-е-ха-ли!!!
Логопед произносит речетативом текст, имитирует движения.
Мы едем, едем, едем
В волшебный зимний лес.
Березы, сосны, ели
Стоят там до небес.
Там Зимушка-красавица
Хранит лесных зверей.
Но ей вредить старается
Сердитый Вьюговей.
Логопед: погрозите ему низким голосом:
- Ей – ей- ей, ей- ей – ей, ей – ей- ей, ей- ей – ей.
4
3. Упражнение в словообразовании, звукопроизношении Р.
Логопед: Вот мы и приехали, дальше ехать нельзя. Перед нами выросла огромная снежная гора. (Выставляется картинка). Подойдите поближе. (Дети подходят к мольберту с рисунком горы).
Логопед: Кто намёл эту гору?
Ребенок: Эту гору намёл Вьюговей.
Логопед: Что делать?
Ребенок: Нужно гору объехать.
Логопед: А ещё как можно поступить?
Другой ребенок: Можно на гору заехать, а потом съехать.
Логопед: Правильно. Мне Зимушка подсказала, как быстрее добраться до леса.
Логопед: Вставайте в круг, проговорим весь путь. Поиграем в игру «Добавь слово».
Я начну говорить, а тот, кому брошу ком, добавит слово «едем», изменяя его.
Логопед: Едем мы, едем, к горе мы… (бросает ком ребенку).
Ребенок: Подъедем (возвращает ком логопеду).
Логопед: На гору мы… (бросает ком другому ребёнку).
Ребенок: Заедем (возвращает ком логопеду).
Логопед: С горы мы …(бросает ком другому ребёнку).
Ребенок: Съедем (возвращает ком логопеду).
Логопед: Поле мы …(бросает ком другому ребёнку).
Ребенок: Переедем (возвращает ком логопеду).
Логопед: И наконец в лес мы …(бросает ком другому ребёнку).
Ребенок: Ведем (возвращает ком логопеду).
Логопед: Молодцы! Садитесь в сани (Вставайте на лыжи). Путь свободен (сдвинуть гору)..
А чтобы было веселее споем песенку «Гора», четче произносите звук Р. (Поют под фонограмму).
4. Упражнение «Ах, какой воздух» - речевое дыхание.
Логопед: Наконец–то приехали в лес! Выходите из саней. (Снимайте лыжи).
Давайте подышим чистым, морозным воздухом! Встаньте прямо. Повторяйте фразу за мной.
На взмах руки делайте вдох и говорите слитно.
Логопед: Ах! Какой чистый воздух! (Взмахивает рукой. Дети делают вдох).
Дети: (на выдохе, за опускающейся рукой логопеда) АХКАКОЙЧИСТЫЙВОЗДУХ!
Логопед: Ах! Какой чистый морозный воздух! (Взмахивает рукой. Дети делают вдох)
Дети: (на выдохе, за опускающейся рукой логопеда) АХКАКОЙЧИСТЫЙМОРОЗНЫЙВОЗДУХ!
Логопед: Молодцы!
5. Упражнение в вопросно-ответной речи «Что в лесу?»
Логопед: Вокруг оглядитесь, Зимушкиным делам подивитесь. Посмотрите на этот уголок леса.
- Ярослав, Какой это лес?
5
Ярослав: - Это зимний лес.
Логопед: - Даша, чем зима покрыла деревья?
Даша: - Зима покрыла деревья снегом.
Логопед: - Серёжа, ответь, под какими шапками спят сосны?
Серёжа: - Сосны спят под снеговыми шапками.
Логопед: - Полина, скажи по–другому.
Полина: - Сосны спят под пушистыми шапками.
Логопед: Саша, что сверкает на берёзовых веточках?
Саша: На березовых веточках сверкает иней. И т.п.
Логопед: Хорошо в лесу. Только пусто. Не видно лесных животных.
6. Упражнение «Успокоим Вьюговея» - на развитие мягкой голосоподачи, удлинение выдоха.
Логопед: Прислушайтесь. (Включается запись звуков вьюги или метели). Что ты слышишь, Лера?
Лера: Я слышу, как дует сильный ветер.
Логопед: Да это Вюговей нас выгоняет из леса. Но мы еще не помогли Зимушке.
Давайте Вьюговея успокоим, убаюкаем, споем песенку «Гласных звуков»
(Перед детьми выставляется схема для чтения – пения звукосочетаний, включается фонограмма).
Логопед и дети протяжно поют: а---у---а---о, а-----и------, аоуиэ----, аоуиэ----.
7. «Пень» - организационное.
Логопед: Вьюговей спит, можно продолжать путешествие. Но куда двигаться дальше? Где искать зверей? Оглядитесь, в сказках всегда есть подсказки. Давайте тоже поищем подсказки. Что это?
Дети: Кочка, пень…
(Снять белую ткань. Открыть пень. На нем стрелки)
Логопед: Какой-то необычный пень. Почему необычный?
Дети: На нем стрелки. Там слова написаны.
Логопед: Саша, читай это слово.
Саша: ДОМ.
Логопед: Сережа, читай второе слово.
Сережа: Зве-ри.
Логопед: Сима, читай третье слово.
Сима: ТЕ-АТР.
Логопед: Стрелки указывают направления пути. Я думаю, пень говорит вот что:
Назад повернёшься – домой вернёшься.
Направо пойдёшь – зверей спасёшь.
Налево пойдёшь – в театр попадёшь.
Прямо пойдёшь - ничего не найдёшь.
Логопед: В какую сторону мы пойдем?
Дети: Направо спасать зверей.
Логопед: Почему?
Дети: Мы обещали Зимушке помочь.
6
Логопед: Тогда вперед! Будем ритмично шагать и произносить под метроном:
Мы идем спасать зверей.
Нам не страшен Вьюговей.
Дети идут вперед, ритмично произнося двустишие.
8. Упражнение «Путаница» - употребление притяжательных прилагательных, мимика.
Подходят к столу. На столе лежат картинки животных, где заменена одна часть тела, дети их рассматривают.
Логопед: Подойдите к столу. Видите, что сделал с животными Вьговей?
Дети: Да.
Логопед: Вы, удивились?
Дети: Да-а.
Логопед: Покажите, как?
Дети: О-о-о (мимика «Удивление»).
Логопед: Чему ты удивился, Сережа?
Сережа: Я удивился, что у зайца хвост лисий.
Логопед: Чему ты удивился, Ярослав?
Ярослав: Я удивился, что у волка медвежья голова…И т. д.
Логопед: Давайте исправим путаницу. Садитесь.
Дети за большим столом выполняют задание.
9. Упражнение «Начинай и заканчивай»- темп речи, умозаключения.
Логопед: Молодцы. Правильно выполнили задание. Теперь звери вернутся в свои дома.
А что вы знаете о животных?
Поиграем в игру. «Начинаем и заканчиваем»
Я начинаю фразу, а вы повторяете и заканчиваете.
Логопед: Лисе нужен пушистый хвост, чтобы…
Ребенок: Лисе нужен пушистый хвост, чтобы заметать следы.
Логопед: Заяц только прыгает, потому что…
Ребенок: Заяц только прыгает, потому что у него задние ноги длиннее передних.
Логопед: Медведь крепко спит зимой, если…
Ребенок: Медведь крепко спит зимой, если хорошо поел осенью…
10. Темпо – ритмическое упражнение «Сони» (с развитием отраженной речи и межполушарных связей
Логопед: Молодцы. Много интересного вы знаете про лесных зверей.
Давайте немного погреемся и вспомним, кто из зверей впадает в спячку зимой, а кто нет.
Повторяйте со мной. Будьте очень внимательными. Сохраняйте темп движений и речи.
(Медленно) Под корягой в буреломе (два притопа, три прихлопа),
Спит медведь, как будто в доме (два притопа, три прихлопа),
Положил он лапу в рот (два притопа, три прихлопа),
И как маленький сосет (два притопа, три прихлопа).
7
(Быстро) Под березой на горе (махи руками через стороны вверх-вниз с приседанием),
Спит барсук в своей норе (махи руками через стороны вверх-вниз с приседанием),
А нора у барсука (махи руками вперед-назад с приседанием),
Глубока – преглубока (махи руками вперед-назад с приседанием).
(В среднем темпе) Где-то в норке ёж сопит (из пальцев шар-нора, сцепить пальцы - ёж),
Завернулся в листья, спит (вращение кистями , руки соединяются ладонями),
Долго спать ему придётся («Степ» - правой ногой),
Лишь весною он проснётся («Степ» - левой ногой),
Логопед: А что с остальными зверями? Повторяйте за мной спокойно с дирижированием.
Волка, зайца, рысь, лису
Встретишь и зимой в лесу.
Логопед: Молодцы!
11. Упражнение «По домам» - упражнение в плавной вопросно-ответной речи
Логопед: Ребята, давайте проверим, вернулись ли животные в свои жилища. Вернемся в наш уголок леса.
( Переворачивает страницу пособия, там животные в своих норах)
Логопед: Саша, где спит медведь?
Саша – Медведь спит в берлоге.
Логопед: А как сказать по – другому, с красивыми словами, Дарина.
Дарина: Косолапый медведь спит в теплой берлоге.
Логопед: Сима, где ночует заяц?
Сима: Трусливый заяц ночует под кустом.
Логопед: Сережа, где отдыхает волк?
Сережа: Голодный волк отдыхает в логове.
Логопед: Поля, откуда выглядывает белка?
Поля: Запасливая белка выглядывает из дупла.
Логопед: Теперь наш лес ожил. Сколько в нем лесных жителей. Зимушка обрадуется.
12. Сюрпризный момент «Письмо»
Логопед: Посмотрите: с неба упала снежинка. На ней что-то написано. Прочитаю.
Дорогие ребята! Благодарю вас за помощь. Чаще бывайте в моем зимнем лесу.
Приглашаю на вечерний спектакль «Почему сурку валенки не нужны?».
Билеты и угощения найдете под елочкой.
Зимушка.
Логопед: Пойдемте искать.
Дети ищут и находят в пакетике печенья – орешки и красивые пригласительные билеты.
Билеты рассматривают.
Логопед: Билеты храните до спектакля. Орешками угостимся в группе.
8
13 Итог.
Логопед: Вам понравилось путешествовать?
Дети: Да.
Логопед: Где вы побывали? Что делали в лесу?
Логопед: Какие правила речи выполняли? (Дети отвечают).
Логопед: Садитесь в саночки – самокаточки (вставайте на лыжи – скороходы).
Возвращаемся домой. (Уезжают под спокойную музыку).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия «В поисках солнца» Старшая группа
Конспект группового занятия «В поисках солнца»Старшая группа...
Конспект логопедического занятия с заикающимися детьми на этапе отраженной речи
Подгрупповое занятие с детьми с заиканием на этапе отраженной речи учителя- логопеда Василив Александры МихайловныЛексическая тема: «Зима. Признаки зимы. Зимующие птицы»Цель: коррекция заикания на эта...
Конспект логоритмического занятия с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста на этапе сопряженной речи Тема «Путешествие в осенний лес»
Преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы у детей в сочетании со словом и музыкой...
Конспекты индивидуальных занятий с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста.
Приглашаю вас познакомиться с материалом, который я использую для индивидуальной работы с детьми. Каждый конспект разработан в соответствии с методиками, применяемыми в коррекции заикания: релаксацион...
Конспект логопедического занятия «Весна» с детьми подготовительной группы 6-7 лет, с использованием современных образовательных технологий: синквеен, здоровьесберегающей, игровой.
В конспекте представлены цель, задачи, предварительная работа и ход занятия....
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы по реализации образовательной области художественно – эстетическое развитие «Зимняя сказка»
расширять и уточнять представления детей о времени года – зима;учить видеть и сравнивать характерные особенности деревьев в разное время года;познакомить детей с новым способом рисования, «...