Проект совместной деятельности педагога с детьми средней группы «В гостях у книги»
проект по развитию речи (средняя группа) на тему
Введение в практику разнообразных форм и методов работы с литературными произведениями, способствующих приобщению детей к книге для развития познавательной, творческой и эмоциональной активности детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gostyah_u_knigi.docx | 22.56 КБ |
konsultatsii_dlya_roditeley.docx | 568.93 КБ |
prilozheniya.docx | 45.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №107»
Проект совместной деятельности педагога с детьми средней группы
«В гостях у книги»
Разработал воспитатель:
Копосова Н.С.
Ангарск, 2015
Паспорт проекта
Тема: «В гостях у книги»
Цель: введение в практику разнообразных форм и методов работы с литературными произведениями, способствующих приобщению детей к книге для развития познавательной, творческой и эмоциональной активности детей;
Задачи:
- выявить знание детских сказок через различные виды игр;
- привлечь родителей к совместному творчеству в рамках «Книжкиной недели»;
- воспитывать желание к постоянному общению с книгой и бережному отношению к ней.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители
Срок реализации: 1 февраля – 10 февраля
Этапы реализации проекта:
I. Подготовительный этап
- Анкетирование родителей «Книга в кругу семьи» (Приложение 1)
- Подбор и оформление демонстрационного материала для детей.
- Создание презентаций для детей на тему:
- Как появилась книга
- Какие книжки бывают
- Детские писатели
- Работа с родителями: (Приложение 2)
- Рекомендации:
- «Как организовать домашнее чтение»
-«Как правильно выбрать книгу своему ребёнку»
- Консультации: «Роль книги в воспитании дошкольников»
- Информация: «Сказки в жизни ребёнка»
- Конкурс книжек -малышек
II. Основной этап
- Беседы с детьми по данной тематике:
- «Профессия – художник-оформитель»
- "Книги разные нужны, книги всякие важны"
- «Правила обращения с книгой»
- «Детские писатели»
- «Писатели – сказочники»
- «Птицы нашего города»
- Чтение художественной литературы: (Приложение 3)
- Загадки о сказочных героях
- Пословицы и поговорки о книге
- К. И. Чуковский «Путаница»
- С.Я.Маршак «Усатый-полосатый»
- В.Г.Сутеев «Под грибом»
- Н.Носов «Живая шляпа»
- В. Бианки «Чей нос лучше?»
- р.н.с. «Пузырь, соломинка и лапоть»
- Подвижные игры: (Приложение 4)
«Чей Колобок»
«Найди свой домик»
«Кто быстрее под грибок!»
«Найди себе пару»
«Жмурки с колокольчиком»
«Найди и промолчи»
- Инсценировка по сказке К. И. Чуковского «Путаница»
- Дидактические игры:
- «Расскрась героя»
- «Телефон»
- Игра-забава «Хор зверей»
- «Найди героев сказки»
- «Можно – нельзя»
- «Узнай героя по описанию»
- «Доскажи словечко»
- «Сложи картинку»
- «Из какой сказки герой?»
- «Четвёртый лишний»
- "Угадай, кто меня нарисовал"
- «Узнай сказку по иллюстрации»
- "Исправь ошибку"
- «Герои каких сказок к нам пришли?»
- «О тех кто летает».
- «Кто это?» - загадки
- Настольные игры:
- "Собери и угадай"
- Пазлы "Русские народные сказки"
- “ Cобери сказку из кубиков”
- Просмотр мультфилмов:
- «Путешествие красногрудого воробья»
- «Мешок яблок»
- «Мишкина каша»
- «Кошкин дом»
- «Пузырь, соломинка и лапоть»
- Продуктивная деятельность:
- Рисование: «Усатый - полосатый», «Я художник»
- Аппликация: "Рукам работа – сердцу радость" – закладки для книг
- Конструирование: «Дом для Незнайки и его друзей», «Лесные домишки»
- Сюжетно-ролевые игры:
- «Библиотека»
- «Книжный магазин»
III. Заключительный этап
- Итоговое мероприятие: Выставка книг самоделок в группе
IV. Отчёт по проекту
Предварительный просмотр:
Рекомендации для родителей: «Как организовать домашнее чтение»
«Книга для детей – это, в самом деле, хорошая пища – вкусная, питательная, светлая, способствующая их духовному росту»
К.И. Чуковский
- Подготовить ребёнка к встрече с новой книгой или побеседовать об уже прочитанной сказке или истории (возвращаясь из детского сада, занимаясь домашними делами и т. д.).
- В режиме дня необходимо выделить определённое время, чтобы к этому часу малыш настраивался на восприятие книги.
- Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребёнка, и окружающие относятся к его занятиям «уважительно».
- Пассивно ребёнок может слушать намного дольше (он то отключается, то слушает вновь). Помните: ребёнок не может быть всё время пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание.
- Следует помнить детскую любовь к повторным чтениям. Дети жаждут их, чтобы вновь и с большей силой пережить радостное волнение. Повторные чтения тренируют память и развивают речь.
- Обстановка ритуала семейного чтения усиливает восприятие (вечер, затемненная комната, настольная лампа). Полумрак настраивает на сказочный, фантастический лад.
Семейное чтение обладает поистине уникальными свойствами, способными создать теплую семейную атмосферу и успешную почву для развития личности ребенка.
- Если вы способны уделить детям такое внимание, они знают, что вы их любите.
- Чтение для детей делает из них читателей в будущем.
- Детские книги так хорошо написаны, что будут интересны даже для взрослых.
- Иллюстрации в книгах обогащают детей, способствуют их творческому развитию.
- Книги помогут вашим детям научиться размышлять и фантазировать.
- До тех пор, пока дети учатся читать, они будут считать Вас волшебником, создающим магию из слов.
- Чтение вслух способствует развитию внимания у вашего ребенка.
- Вы создаете удивительные воспоминания о прекрасных семейных вечерах и о теплом обращении с ребенком.
- Книги способны привить детям ценности, которые они пронесут через всю жизнь.
- Рано или поздно вам обязательно скажут спасибо за умного и воспитанного ребенка.
Консультация для родителей «Роль чтения книг в жизни дошкольника»
Сейчас достаточно много красочно оформленных книг. Казалось бы дети сами с интересом должны их рассматривать. Но просто рассматривать картинки этого мало. И малыши часто просит взрослых почитать им не только для того, чтобы узнать о чем эта красочная книга, но чтобы поговорить со взрослым. Детям необходимо совместное чтение. Это дает ребенку толчок к интеллектуальному развитию – развивает речь, кругозор, мышление, знакомит с нравственными ценностями. Процесс познания у дошкольников, как правило, происходит опосредованно, через взрослого.
Первый вид чтения, с которым знакомится ребенок, – опосредованное чтение. В этом виде чтения ведущая роль принадлежит взрослому, а ребенок выступает в роли слушателя. Чтение ребенку вслух – задача не из легких. Нельзя монотонно произносить текст, его нужно обыгрывать, не торопиться, создавать голосом образы героев произведения. Такое чтение несколько отличается от самостоятельного чтения взрослого. Ребенок ни минуты не сидит на месте. Постоянно задает какие-то вопросы, быстро отвлекается. И взрослым нужно быть готовыми реагировать на возникшие по ходу текста вопросы. Чтение в первую очередь - это общение и напоминать об этом необходимо только взрослым, а для детей это само собой разумеющееся. Это не только разговор с малышом, но и диалог с автором произведения. Не надо отказываться от совместного чтения вслух. Даже когда ребенок научился читать самостоятельно - продолжайте ему читать сами, читайте с ним по очереди, внимательно слушайте, как он читает, устраивайте семейные чтения. Не лишайте его возможности развиваться и не забывайте, что это дополнительные минуты счастливого общения с малышом. Детей, которые не любят, когда им читают, не бывает. Будущего читателя необходимо воспитывать, когда он только начинает ходить, когда он познает мир, когда переживает свое первое удивление от соприкосновения с окружающим. Дети должны понимать смысл прочитанного.
Не понимание может происходить по нескольким причинам:
Недостаточное речевое развитие и потому незнание значения слов; слабое интеллектуальное развитие и, как от сюда, неспособность к обобщению, непонимание причинно-следственных связей.
Не все дети спрашивают взрослых, что означает непонятное слово. Поэтому рекомендую родителям, не дожидаясь вопроса ребенка, объяснять ему новые непонятные слова и речевые обороты. Только тогда прочитанные книги будут развивать речь ребенка и пополнять словарный запас. Читаемые тексты необходимо усложнять, от простых коротких сказок к рассказам и повестям. Когда ребенок начнет более пристально следить за приключениями книжных героев. И если ему что-то непонятно в тексте, он начинает проявлять инициативу, спрашивать сам, иначе для него разрушается ход событий.
Чтение вслух – важнейшее средство построения взаимоотношений ребенка и взрослого. Необходимо не только произносить текст вслух, но и стараться его осмыслить, понять. Совместное чтение художественной литературы, его осмысление должны вылиться в обсуждение прочитанного. Чтение сказки наталкивает нас на рассуждения о добре и зле. Знакомство со стихотворными произведениями заставляет задуматься о неограниченных возможностях языка в передаче самых разных смыслов и эмоций. Культура чтения – это важно!
Постарайтесь, чтобы главным для вас стало даже не столько научить читать, сколько сделать так, чтобы ребёнок захотел научиться, не потерял интереса к учебе, почувствовал вкус к познанию нового, неизвестного, непонятного. В педагогике есть такой принцип – подобное вызывается подобным. Желание научиться читать проявится у детей в том случае, если взрослые владеют техникой выразительного чтения. Чтобы чтение стало более увлекательным совсем не сложно. Взяв в руки книгу предложите детям почитать по ролям, организуйте семейное чтение, по ходу чтения используйте элементы театрализации. Закрывая книгу, не забудьте поделиться своей оценкой прочитанного.
Детям необходимо читать книжки потому, что:
- Посредством чтения развивается речь ребенка и увеличивается его словарный запас.
- Чтение развивает мышление. Ребенок учится абстрактно мыслить. Книга объясняет ему жизнь и помогает увидеть связь одного явления с другим.
- Книга стимулирует творческое воображение, позволяет работать фантазии и учит детей мыслить образами.
- Чтение развивает познавательные интересы и расширяет кругозор. Из книг ребенок узнает о других странах и другом образе жизни, о природе, технике, истории и обо всем, что его интересует.
- Книги помогают ребенку познать самого себя. Для ребенка очень важно знать, что другие люди чувствуют, думают, и реагируют так же, как он сам.
- Книги помогают детям понять не только себя, но и других. Читая книги и, видя, что мысли и чувства людей других культур и эпох похожи на наши, дети лучше понимают их.
- Хорошую детскую книжку можно читать ребенку вслух. Совместное чтение способствует духовному общению и сближению родителей и детей. Устанавливаются взаимопонимания, близость и доверительность. Книга объединяет поколения.
- Книги помогают родителям в решении воспитательных задач. Они заставляют размышлять о добре и зле, учат детей культуре поведения, развивают способность к сопереживанию.
- Книги увлекают и развлекают. Они заставляют детей и взрослых плакать и смеяться. Книги приносят утешение и указывают выход из создавшегося затруднительного положения. Они придают силы и вдохновение.
- Чтение книг это – самое доступное и полезное для интеллектуального и эмоционально-психического развития ребенка занятие.
Родители должны помнить, что будущего читателя надо воспитывать, когда он еще является слушателем.
Рекомендации для родителей: «Как правильно выбрать книгу для дошкольника»
1. Выбирая книгу для ребенка первое, на что нужно обратить внимание – это возраст ребенка.
Для детей в возрасте 2-3 лет главную развивающую роль играют картинки с минимумом текста. Желательно выбирать книги, иллюстрации в которых будут не очень мелкими и детализированными. С 3-4 лет детям уже интересны книжки о природе, животных и растениях, а также сказки. Такие книжки должны быть с хорошими иллюстрациями, мягким переплетом, удобными и красочными. В возрасте 4-7 лет ребенку уже можно покупать детские энциклопедии, в которых есть краткие и понятные ответы на многие его вопросы. Великолепный вариант для развития ребенка - книжки-игры или книжки-раскраски. Также для этого возраста подойдут сказки Пушкина, Андерсена, Ершова, Волкова, Бажова, русские народные сказки.
2. Важным критерием выбора книги является и качество иллюстраций, ведь книга с картинками для малыша – это первое знакомство с искусством. От впечатлений, которое произведет эта встреча, зависит дальнейшее отношение малыша к творчеству. Для ребенка, который еще не умеет читать, именно иллюстрация становится главным способом восприятия всей книги. Хорошая картинка способна не только проиллюстрировать написанное, но и дополнить текст, расширить и углубить его понимание. Картинки в книге должны соответствовать логике мышления крохи, что поможет развитию его интеллекта и воображения. Художник, создающий такие картинки, должен уметь видеть мир глазами малыша.
3. Чтобы маленький ребенок не испытывал дискомфорта во время просмотра книги, переплет ее должен быть твердым. Срок службы книги прямо пропорционален качеству переплета. Идеальным переплетом для детей до 5 лет является твердый, с прошитыми страницами. Клееные книги быстро изнашиваются и практически сразу начинают разваливаться.
4. Обратите внимание на качество бумаги. Она должна быть белой или слегка бежевой, плотной (для малышей – лучше картон). Не покупайте книгу из серой бумаги, которая плохо влияет на зрение ребенка. Воздержитесь и от приобретения изданий, страницы которого выполнены из блестящего глянца – он будет отсвечивать, мешая ребенку знакомиться с содержанием.
5. Оптимальным форматом книги для малыша считается А4 (формат с размерами 210 мм на 297 мм). В случае если книга имеет меньший размер, она должна содержать крупные иллюстрации и небольшое количество текста. С гигантскими книгами ребенок сам может не справиться: не удержит их, да и не охватит взглядом всю страницу.
6. Проверьте, насколько безопасна книга (отсутствуют ли у страниц острые углы, не осыпаются ли мелкие детали – кожа, ткань, мех). Если вы выбираете резиновую книжку для купания, слегка намочите ее и убедитесь, что краска не смывается, а по краям страниц не расходятся швы.
7. Не стоит покупать очень объемных изданий. Такие книги, как правило, очень тяжелы и ребенку самостоятельно с ними не справится. Кроме того, малыш не сможет самостоятельно отыскать в огромной книге нужную сказку, да и подобрать так много сказок, рассчитанных на один и тот же возраст трудно, а значит, непонятно детям какого возраста она адресована.
8. Внимательно изучите шрифт книги. В детской книге буквы должны быть только черного цвета и напечатаны только на белом фоне – цветными допускается делать лишь заголовки. Не покупайте книги с мелким шрифтом, ведь еще не научившись читать, а просто рассматривая текст, детки ищут в нем знакомые буквы. Шрифт должен быть крупным и четким, тогда ребенку будет легче его воспринимать.
9. Ну, и, наверное, самое важное, на что нужно обратить внимание при выборе книги для ребенка – это смысловое содержание книги и язык, которым это содержание преподнесено. Ваш выбор должен совершенствоваться в пользу тех книжек, которые не портят вкус ребенка к слову, а развивают его речь, мышление, расширяют кругозор. Обязательно прочтите книгу сами, прежде чем прочесть ее ребенку, лучше всего прямо в магазине. Ведь детям обычно предлагают только самое лучшее. Думается, что к книгам это относится в первую очередь.
Информация для родителей: «Сказка в жизни ребенка»
В волшебный мир сказок ребёнок попадает в самом раннем возрасте. Сказки детям становятся интересны уже к двум годам. Если ребёнок живёт в любящей и заботящейся о нём семье, то его готовят к этому с младенчества. Слушая их, кроха, словно по ступенькам, приходит к сказке и остаётся с ней на всю жизнь. С детской сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказка является таким же необходимым этапом развития ребёнка, как и игра. А запретить своему чаду играть не сможет ни один любящий родитель.
Знакомство со сказкой помогает ребёнку понять окружающую действительность. Любая сказка - это рассказ об отношениях между людьми. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Детская сказка предлагает ребенку образы, которые ему очень интересны.
Роли детских сказок в развитии детей многогранны. От развития фантазии до развития правильной речи. Сказка является неотъемлемым элементом в воспитании детей. Она на доступном языке учит детей жизни, рассказывает о добре и зле. Дети легче понимают сказку, чем пресную взрослую речь. Поэтому если взрослые хотят помочь объяснить что-то ребёнку, поддержать его, придётся вспомнить язык детства – сказку. Читая и рассказывая сказки, взрослые развивают внутренний мир ребёнка. Дети, которым с раннего детства читались сказки, быстрее начинают говорить, правильно выражать свои мысли. Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивают связную логическую речь. Не менее важно сделать речь ребёнка эмоциональной, красивой, образной. Формируется умение задавать вопросы. Большое значение надо уделить конструированию слов, предложений, словосочетаний. Очень важна связь между речевой и умственной деятельностью детей. Сказка помогает формировать основы поведения и общения. Роль детских сказок развивать фантазию и воображение ребёнка, а так же его творческий потенциал.
Для чтения сказок важно выбрать «правильное» время, когда ребёнок будет спокойным и в хорошем настроении. Можно делать это перед сном, когда есть время обсудить сказку. Читать нужно с удовольствием и не отвлекаться, это принесёт больше пользы и положительных эмоций. Сказки расширяют познания детей.
Роль детских сказок в воспитании детей не может быть не замечена. Ребёнок, представив образы, учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им и верить в силы добра. Роль детских сказок не ограничивается только приятным времяпровождением. Сказки можно рассматривать как способ снятия тревоги у ребёнка.
Сказка является одним из самых доступных средств, для полноценного развития ребёнка. Не нужно преуменьшать роль детских сказок в воспитании детей. Если правильно подобрать сказки с возрастными особенностями детей, можно положительно влиять на эмоциональное состояние ребёнка.
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Уважаемые родители! Просим вас ответить на вопросы анкеты:
1. Читаете ли вы ребёнку книги? Если да, то как часто: ежедневно, несколько раз в неделю, редко, когда есть время.________________________________
2. Вы читаете детям книги: по просьбе ребенка, по своей инициативе____________________________________________________
3. Обсуждаете ли вы прочитанное с ребёнком? ______________________
4. Есть ли у ребёнка домашняя библиотека? _________________________
5. Сколько книг (приблизительно) она включает? ______________________
6. Каких жанров (стихи, сказки и т. д.) _________________________________
7. Какие книги предпочитает ваш ребёнок: сказки, стихи, литературу о природе, энциклопедии, книги познавательного содержания, нет определённых предпочтений_______________________________________
8. Рассказывает ли ваш ребёнок о тех книгах, которые прочитали в детском саду? ____________________________________________________________
9. Ходите вы с ребёнком в библиотеку? ______________________________
10. Читаете ли вы с ребёнком произведения для длительного чтения? _____
11. Если да, то какие последние произведения вы прочитали? ________________________________________________________________
12. Читаете ли вы сами литературу? _________________________________
13. Если да, то что предпочитаете: периодическую литературу (журналы, газеты, познавательную литературу, художественную литературу_____________________________________________________
Приложение 2
Рекомендации для родителей: «Как организовать домашнее чтение»
«Книга для детей – это, в самом деле, хорошая пища – вкусная, питательная, светлая, способствующая их духовному росту»
К.И. Чуковский
- Подготовить ребёнка к встрече с новой книгой или побеседовать об уже прочитанной сказке или истории (возвращаясь из детского сада, занимаясь домашними делами и т. д.).
- В режиме дня необходимо выделить определённое время, чтобы к этому часу малыш настраивался на восприятие книги.
- Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребёнка, и окружающие относятся к его занятиям «уважительно».
- Пассивно ребёнок может слушать намного дольше (он то отключается, то слушает вновь). Помните: ребёнок не может быть всё время пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание.
- Следует помнить детскую любовь к повторным чтениям. Дети жаждут их, чтобы вновь и с большей силой пережить радостное волнение. Повторные чтения тренируют память и развивают речь.
- Обстановка ритуала семейного чтения усиливает восприятие (вечер, затемненная комната, настольная лампа). Полумрак настраивает на сказочный, фантастический лад.
Семейное чтение обладает поистине уникальными свойствами, способными создать теплую семейную атмосферу и успешную почву для развития личности ребенка.
- Если вы способны уделить детям такое внимание, они знают, что вы их любите.
- Чтение для детей делает из них читателей в будущем.
- Детские книги так хорошо написаны, что будут интересны даже для взрослых.
- Иллюстрации в книгах обогащают детей, способствуют их творческому развитию.
- Книги помогут вашим детям научиться размышлять и фантазировать.
- До тех пор, пока дети учатся читать, они будут считать Вас волшебником, создающим магию из слов.
- Чтение вслух способствует развитию внимания у вашего ребенка.
- Вы создаете удивительные воспоминания о прекрасных семейных вечерах и о теплом обращении с ребенком.
- Книги способны привить детям ценности, которые они пронесут через всю жизнь.
- Рано или поздно вам обязательно скажут спасибо за умного и воспитанного ребенка.
Консультация для родителей «Роль чтения книг в жизни дошкольника»
Сейчас достаточно много красочно оформленных книг. Казалось бы дети сами с интересом должны их рассматривать. Но просто рассматривать картинки этого мало. И малыши часто просит взрослых почитать им не только для того, чтобы узнать о чем эта красочная книга, но чтобы поговорить со взрослым. Детям необходимо совместное чтение. Это дает ребенку толчок к интеллектуальному развитию – развивает речь, кругозор, мышление, знакомит с нравственными ценностями. Процесс познания у дошкольников, как правило, происходит опосредованно, через взрослого.
Первый вид чтения, с которым знакомится ребенок, – опосредованное чтение. В этом виде чтения ведущая роль принадлежит взрослому, а ребенок выступает в роли слушателя. Чтение ребенку вслух – задача не из легких. Нельзя монотонно произносить текст, его нужно обыгрывать, не торопиться, создавать голосом образы героев произведения. Такое чтение несколько отличается от самостоятельного чтения взрослого. Ребенок ни минуты не сидит на месте. Постоянно задает какие-то вопросы, быстро отвлекается. И взрослым нужно быть готовыми реагировать на возникшие по ходу текста вопросы. Чтение в первую очередь - это общение и напоминать об этом необходимо только взрослым, а для детей это само собой разумеющееся. Это не только разговор с малышом, но и диалог с автором произведения. Не надо отказываться от совместного чтения вслух. Даже когда ребенок научился читать самостоятельно - продолжайте ему читать сами, читайте с ним по очереди, внимательно слушайте, как он читает, устраивайте семейные чтения. Не лишайте его возможности развиваться и не забывайте, что это дополнительные минуты счастливого общения с малышом. Детей, которые не любят, когда им читают, не бывает. Будущего читателя необходимо воспитывать, когда он только начинает ходить, когда он познает мир, когда переживает свое первое удивление от соприкосновения с окружающим. Дети должны понимать смысл прочитанного.
Не понимание может происходить по нескольким причинам:
Недостаточное речевое развитие и потому незнание значения слов; слабое интеллектуальное развитие и, как от сюда, неспособность к обобщению, непонимание причинно-следственных связей.
Не все дети спрашивают взрослых, что означает непонятное слово. Поэтому рекомендую родителям, не дожидаясь вопроса ребенка, объяснять ему новые непонятные слова и речевые обороты. Только тогда прочитанные книги будут развивать речь ребенка и пополнять словарный запас. Читаемые тексты необходимо усложнять, от простых коротких сказок к рассказам и повестям. Когда ребенок начнет более пристально следить за приключениями книжных героев. И если ему что-то непонятно в тексте, он начинает проявлять инициативу, спрашивать сам, иначе для него разрушается ход событий.
Чтение вслух – важнейшее средство построения взаимоотношений ребенка и взрослого. Необходимо не только произносить текст вслух, но и стараться его осмыслить, понять. Совместное чтение художественной литературы, его осмысление должны вылиться в обсуждение прочитанного. Чтение сказки наталкивает нас на рассуждения о добре и зле. Знакомство со стихотворными произведениями заставляет задуматься о неограниченных возможностях языка в передаче самых разных смыслов и эмоций. Культура чтения – это важно!
Постарайтесь, чтобы главным для вас стало даже не столько научить читать, сколько сделать так, чтобы ребёнок захотел научиться, не потерял интереса к учебе, почувствовал вкус к познанию нового, неизвестного, непонятного. В педагогике есть такой принцип – подобное вызывается подобным. Желание научиться читать проявится у детей в том случае, если взрослые владеют техникой выразительного чтения. Чтобы чтение стало более увлекательным совсем не сложно. Взяв в руки книгу предложите детям почитать по ролям, организуйте семейное чтение, по ходу чтения используйте элементы театрализации. Закрывая книгу, не забудьте поделиться своей оценкой прочитанного.
Детям необходимо читать книжки потому, что:
- Посредством чтения развивается речь ребенка и увеличивается его словарный запас.
- Чтение развивает мышление. Ребенок учится абстрактно мыслить. Книга объясняет ему жизнь и помогает увидеть связь одного явления с другим.
- Книга стимулирует творческое воображение, позволяет работать фантазии и учит детей мыслить образами.
- Чтение развивает познавательные интересы и расширяет кругозор. Из книг ребенок узнает о других странах и другом образе жизни, о природе, технике, истории и обо всем, что его интересует.
- Книги помогают ребенку познать самого себя. Для ребенка очень важно знать, что другие люди чувствуют, думают, и реагируют так же, как он сам.
- Книги помогают детям понять не только себя, но и других. Читая книги и, видя, что мысли и чувства людей других культур и эпох похожи на наши, дети лучше понимают их.
- Хорошую детскую книжку можно читать ребенку вслух. Совместное чтение способствует духовному общению и сближению родителей и детей. Устанавливаются взаимопонимания, близость и доверительность. Книга объединяет поколения.
- Книги помогают родителям в решении воспитательных задач. Они заставляют размышлять о добре и зле, учат детей культуре поведения, развивают способность к сопереживанию.
- Книги увлекают и развлекают. Они заставляют детей и взрослых плакать и смеяться. Книги приносят утешение и указывают выход из создавшегося затруднительного положения. Они придают силы и вдохновение.
- Чтение книг это – самое доступное и полезное для интеллектуального и эмоционально-психического развития ребенка занятие.
Родители должны помнить, что быдущего читателя надо воспитывать, когда он еще является слушателем.
Рекомендации для родителей: «Как правильно выбрать книгу для дошкольника»
1. Выбирая книгу для ребенка первое, на что нужно обратить внимание – это возраст ребенка.
Для детей в возрасте 2-3 лет главную развивающую роль играют картинки с минимумом текста. Желательно выбирать книги, иллюстрации в которых будут не очень мелкими и детализированными. С 3-4 лет детям уже интересны книжки о природе, животных и растениях, а также сказки. Такие книжки должны быть с хорошими иллюстрациями, мягким переплетом, удобными и красочными. В возрасте 4-7 лет ребенку уже можно покупать детские энциклопедии, в которых есть краткие и понятные ответы на многие его вопросы. Великолепный вариант для развития ребенка - книжки-игры или книжки-раскраски. Также для этого возраста подойдут сказки Пушкина, Андерсена, Ершова, Волкова, Бажова, русские народные сказки.
2. Важным критерием выбора книги является и качество иллюстраций, ведь книга с картинками для малыша – это первое знакомство с искусством. От впечатлений, которое произведет эта встреча, зависит дальнейшее отношение малыша к творчеству. Для ребенка, который еще не умеет читать, именно иллюстрация становится главным способом восприятия всей книги. Хорошая картинка способна не только проиллюстрировать написанное, но и дополнить текст, расширить и углубить его понимание. Картинки в книге должны соответствовать логике мышления крохи, что поможет развитию его интеллекта и воображения. Художник, создающий такие картинки, должен уметь видеть мир глазами малыша.
3. Чтобы маленький ребенок не испытывал дискомфорта во время просмотра книги, переплет ее должен быть твердым. Срок службы книги прямо пропорционален качеству переплета. Идеальным переплетом для детей до 5 лет является твердый, с прошитыми страницами. Клееные книги быстро изнашиваются и практически сразу начинают разваливаться.
4. Обратите внимание на качество бумаги. Она должна быть белой или слегка бежевой, плотной (для малышей – лучше картон). Не покупайте книгу из серой бумаги, которая плохо влияет на зрение ребенка. Воздержитесь и от приобретения изданий, страницы которого выполнены из блестящего глянца – он будет отсвечивать, мешая ребенку знакомиться с содержанием.
5. Оптимальным форматом книги для малыша считается А4 (формат с размерами 210 мм на 297 мм). В случае если книга имеет меньший размер, она должна содержать крупные иллюстрации и небольшое количество текста. С гигантскими книгами ребенок сам может не справиться: не удержит их, да и не охватит взглядом всю страницу.
6. Проверьте, насколько безопасна книга (отсутствуют ли у страниц острые углы, не осыпаются ли мелкие детали – кожа, ткань, мех). Если вы выбираете резиновую книжку для купания, слегка намочите ее и убедитесь, что краска не смывается, а по краям страниц не расходятся швы.
7. Не стоит покупать очень объемных изданий. Такие книги, как правило, очень тяжелы и ребенку самостоятельно с ними не справится. Кроме того, малыш не сможет самостоятельно отыскать в огромной книге нужную сказку, да и подобрать так много сказок, рассчитанных на один и тот же возраст трудно, а значит, непонятно детям какого возраста она адресована.
8. Внимательно изучите шрифт книги. В детской книге буквы должны быть только черного цвета и напечатаны только на белом фоне – цветными допускается делать лишь заголовки. Не покупайте книги с мелким шрифтом, ведь еще не научившись читать, а просто рассматривая текст, детки ищут в нем знакомые буквы. Шрифт должен быть крупным и четким, тогда ребенку будет легче его воспринимать.
9. Ну, и, наверное, самое важное, на что нужно обратить внимание при выборе книги для ребенка – это смысловое содержание книги и язык, которым это содержание преподнесено. Ваш выбор должен совершенствоваться в пользу тех книжек, которые не портят вкус ребенка к слову, а развивают его речь, мышление, расширяют кругозор. Обязательно прочтите книгу сами, прежде чем прочесть ее ребенку, лучше всего прямо в магазине. Ведь детям обычно предлагают только самое лучшее. Думается, что к книгам это относится в первую очередь.
Информация для родителей: «Сказка в жизни ребенка»
В волшебный мир сказок ребёнок попадает в самом раннем возрасте. Сказки детям становятся интересны уже к двум годам. Если ребёнок живёт в любящей и заботящейся о нём семье, то его готовят к этому с младенчества. Слушая их, кроха, словно по ступенькам, приходит к сказке и остаётся с ней на всю жизнь. С детской сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказка является таким же необходимым этапом развития ребёнка, как и игра. А запретить своему чаду играть не сможет ни один любящий родитель.
Знакомство со сказкой помогает ребёнку понять окружающую действительность. Любая сказка - это рассказ об отношениях между людьми. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Детская сказка предлагает ребенку образы, которые ему очень интересны.
Роли детских сказок в развитии детей многогранны. От развития фантазии до развития правильной речи. Сказка является неотъемлемым элементом в воспитании детей. Она на доступном языке учит детей жизни, рассказывает о добре и зле. Дети легче понимают сказку, чем пресную взрослую речь. Поэтому если взрослые хотят помочь объяснить что-то ребёнку, поддержать его, придётся вспомнить язык детства – сказку. Читая и рассказывая сказки, взрослые развивают внутренний мир ребёнка. Дети, которым с раннего детства читались сказки, быстрее начинают говорить, правильно выражать свои мысли. Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивают связную логическую речь. Не менее важно сделать речь ребёнка эмоциональной, красивой, образной. Формируется умение задавать вопросы. Большое значение надо уделить конструированию слов, предложений, словосочетаний. Очень важна связь между речевой и умственной деятельностью детей. Сказка помогает формировать основы поведения и общения. Роль детских сказок развивать фантазию и воображение ребёнка, а так же его творческий потенциал.
Для чтения сказок важно выбрать «правильное» время, когда ребёнок будет спокойным и в хорошем настроении. Можно делать это перед сном, когда есть время обсудить сказку. Читать нужно с удовольствием и не отвлекаться, это принесёт больше пользы и положительных эмоций. Сказки расширяют познания детей.
Роль детских сказок в воспитании детей не может быть не замечена. Ребёнок, представив образы, учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им и верить в силы добра. Роль детских сказок не ограничивается только приятным времяпровождением. Сказки можно рассматривать как способ снятия тревоги у ребёнка.
Сказка является одним из самых доступных средств, для полноценного развития ребёнка. Не нужно преуменьшать роль детских сказок в воспитании детей. Если правильно подобрать сказки с возрастными особенностями детей, можно положительно влиять на эмоциональное состояние ребёнка.
Приложение 3
ЗАГАДКИ О СКАЗОЧНЫХ ГЕРОЯХ
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом…
Кем же были эти
Маленькие дети?
Покупала самовар,
А спасал ее комар
Была она артисткой
Прекрасной, как звезда,
От злого Карабаса
Сбежала навсегда.
Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне.
Эта скатерть знаменита
Тем, что кормит всех досыта,
Что сама собой она
Вкусных кушаний полна.
Сладкий яблок аромат
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнём,
И светло вокруг, как днём.
Как у Бабы у Яги
Нет совсем одной ноги,
Зато есть замечательный
Аппарат летательный.
Какой?
В детстве все над ним смеялись,
Оттолкнуть его старались:
Ведь никто не знал, что он
Белым лебедем рожден.
Он разбойник, он злодей,
Свистом он пугал людей.
И зайчонок, и волчица -
Все бегут к нему лечиться
В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил.
Он в Италии родился,
Он своей семьёй гордился.
Он не просто мальчик-лук,
Он надёжный, верный друг
Над простым моим вопросом
Не потратишь много сил.
Кто мальчишку с длинным носом
Из полена смастерил?
Мой вопрос совсем не трудный,
Он - про город Изумрудный.
Кто там был правитель славный?
Кто там был волшебник главный?
Наряд мой пестрый,
Колпак мой острый,
Мои шутки и смех
Веселят всех.
Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла.
Вот совсем нетрудный,
Коротенький вопрос:
Кто в чернилку сунул
Деревянный нос?
Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка!
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор…
Из муки он был печен,
На сметане был мешен.
На окошке он студился,
По дорожке он катился.
Был он весел, был он смел
И в пути он песню пел.
Съесть его хотел зайчишка,
Серый волк и бурый мишка.
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую лису,
От нее уйти не смог.
Что за сказка?
Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек — копытца.
Трое их — и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
Толстяк живет на крыше,
Летает он всех выше.
Человек немолодой
Вот с такущей бородой.
Обижает Буратино,
Артемона и Мальвину,
И вообще для всех людей
Он отъявленный злодей.
Знает кто-нибудь из вас
Скорей бы приблизился вечер,
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченой карете
Поехать на сказочный бал!
Никто во дворце не узнает
Откуда я, как я зовусь,
Но только лишь полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь.
Она была подружкой гномов
И вам, конечно же, знакома.
Дюймовочки жених слепой
Живет все время под землей.
Стрела молодца угодила в болото,
Ну где же невеста? Жениться охота!
А вот и невеста, глаза на макушке.
Невесту зовут …
Уверенный в себе, хоть неумейка,
И от природы он большой зазнайка,
А ну-ка угадать его сумей-ка,
Известен всем под именем …
Гармошка в руках,
На макушке фуражка,
А рядом с ним важно
Сидит Чебурашка.
Портрет у друзей
Получился отменный,
На нём Чебурашка,
А рядом с ним…
Отвечайте на вопрос:
Кто в корзине Машу нёс,
Кто садился на пенёк
И хотел съесть пирожок?
Сказочку ты знаешь ведь?
Кто же это был? …
Родилась у мамы дочка
Из прекрасного цветочка.
Хороша, малютка просто!
С дюйм была малышка ростом.
Если сказку вы читали,
Знаете, как дочку звали.
Дед и баба вместе жили,
Дочку из снежка слепили,
Но костра горячий жар
Превратил девчурку в пар.
Дед и бабушка в печали.
Как же их дочурку звали?
Что за сказка: кошка, внучка,
Мышь, ещё собака Жучка
Деду с бабой помогали,
Корнеплоды собирали?
Они везде вдвоём всегда,
Зверята — «неразлейвода»:
Он и его пушистый друг,
Шутник, медведик Винни-Пух.
И если это не секрет,
Скорее дайте мне ответ:
Кто этот милый толстячок?
Сын мамы-хрюшки — ...
Она Буратино учила писать,
И ключ золотой помогала искать.
Та девочка-кукла с большими глазами,
Как неба лазурного высь, волосами,
На милом лице — аккуратненький нос.
Как имя её? Отвечай на вопрос.
Сказку быстро вспоминай:
Персонаж в ней — мальчик Кай,
Королева Снежная
Сердце заморозила,
Но девчурка нежная
Мальчика не бросила.
Шла она в мороз, метели,
О еде забыв, постели.
Шла она на помощь другу.
Как зовут его подругу?
Этот сказочный герой
С хвостиком, усатый,
В шляпе у него перо,
Сам весь полосатый,
Ходит он на двух ногах,
В ярко-красных сапогах.
Кто любил играть и петь?
Два мышонка - Круть и...
У этого героя
Дружок есть — Пятачок,
Он Ослику в подарок
Нёс пустой горшок,
Лез в дупло за мёдом,
Пчёл гонял и мух.
Имя медвежонка,
Конечно, — ...
Любит есть он бутерброд
Не как все, наоборот,
Он в тельняшке, как моряк.
Звать кота, скажите, как?
В Простоквашино живёт,
Службу там свою несёт.
Почта-дом стоит у речки.
Почтальон в ней — дядя ...
Его отца схватил Лимон,
В темницу бросил папу он...
Редиска — мальчика подруга,
Не бросила в беде той друга
И помогла освободиться
Отцу героя из темницы.
И знает каждый без сомнений,
Героя этих приключений.
На снежных санях Королева
По зимнему небу летела.
Коснулась мальца, невзначай.
Холодным, недобрым стал …
Пословицы и поговорки о книге
- Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает
- Без книги, как без солнца, и днем темны оконца
- Книга – твой друг, без нее как без рук
- Книга мала, а ума придала
- С книгой поведешься – ума наберешься
- Будешь книги читать-будешь все знать
- Библиотеку не посещаешь – много знаний потеряешь
- Хорошие книги читай – о жизни побольше узнай
- Черные буквы красные дни приносят
- Неграмотный — как слепой, а книга глаза открывает
- Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость
- В книге ищи не буквы, а мысли
- Книга подобна воде: дорогу пробьет везде
- Книга поможет в труде, выручит в беде
- Книга учит жить , книгой надо дорожить
- Книги читать – не дурака валять, а ум и сердце развивать
- Сказанное слово — было да нет, а написанное живёт век
- Кто много читает, тот много знает
- Из глубины моря достают жемчуг, из глубины книг черпают знания
- Известно, что любовь к книгам – любовь к мудрости
- Книга – ключ к знанию
- Книга книгой, да и своим умом двигай
- Не все читай, иное и откладывай
- Книгу читай, а умом смекай
- Наука книги еще не полна без науки жизни
- Не всякий, кто читает, в чтении силу знает
- Глядит в книгу — видит фигу
- Книга без ума – пуста
- Недочитанная книга — не пройденный до конца путь
- Нет умного соседа – с книгой беседуй
- Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает да разумеет
- Не смотри, кто написал, смотри, что написано
- Нужно уметь читать между строк
- Иной глазами по книжке водит, а разум у него стороной ходит
- Книга в два листа, а середка пуста
- В книгу вошли не все слова, в словах сказаны не все мысли
- Если книг читать не будешь, скоро грамоту забудешь
- Книга для ума, что теплый дождь для всходов
- Книги не говорят, а правду сказывают
- Книги читать — скуки не знать
- С книгою жить – век не тужить
- Книги читать — не в ладушки играть
- Книги читай, а дела не забывай
- Не красна книга письмом, а красна умом
- Монастырь без книг — замок без оружия
- Ум без книги, что птица без крыльев
- Хлеб питает тело, а книга питает разум
- Дом без книги – день без солнца
- Кто знает аз да буки, тому и книги в руки
- Одна книга тысячу людей учит
- Чтение — лучшее учение!
- Напрасный труд удить без крючка и учиться без книги
- Испокон века книга растит человека
- Кому книга-развлечение, а кому-учение
- Много прочёл, да мало учёл
- Худая грамота, человеку пагубна
- Иная книга ума прибавит, иная и последний отшибет
- Одна книга обогащает, а другая — с пути совращает
- Не на пользу книги читать, коли только вершки в них хватать
- Книга книге рознь: одна учит, другая мучит
- Книгу читаешь, как на крыльях летаешь
- Книга — маленькое окошко, через него весь мир видно
- Книга не самолёт, а за тридевять земель унесёт
- Книги не любят, когда их чтут, а любят, когда их читают
- Ленивому Микишке все не до книжки
- Книга — лучший подарок
- Хорошая книга ярче звездочки светит
- Книга не мед, а всякий берет
- Книга не пряник, а к себе манит
- Читай, книгочей, не жалей очей
- Умнее книги не скажешь
Приложение 4
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
«Чей колобок?»
Колобок в игре это мяч. Играющие встают в круг, в центр круга встает водящий. Играющие перекатывают мяч друг другу ногами. Задача водящего поймать мяч. Если водящий поймал мяч, то он меняется местами с тем игроком, который делал передачу мяча.
Перед началом игры необходимо договориться, какими способами разрешается ловить мяч. Например, если мяч просто коснулся водящего, он дотянулся до него ногой или рукой или же, например, только если водящий завладел мячом и остановил его около себя.
В конце игры отмечаются лучшие ловцы колобков, игроки, которые ни разу не были водящими.
«Найди свой домик»
Цель: находить свой домик, бегать, не задевая друг друга. Действия выполнять по сигналу воспитателя.
Указания взрослого:
- Все птички боятся кошек. Когда они видят кошку, то сразу летят в свои домики. Снегири полетят на деревья. Голуби сядут на скамеечку. Воробьи – на дорожку за скамеечку.
Птички – невелички
По небу летают
Деток забавляют.
(дети летают, машут крыльями)
Вдруг показалась кошка!
Мяу-мяу-мяу!
(дети бегут по своим местам)
“ Кто быстрее”
Цель: учить детей быстро переносить кубики, выстраивая их в башню.
«Найди себе пару»
Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, по слову, быстро строится в пары. Упражнять в беге, распознавании цветов. Развивать инициативу, сообразительность.
Описание игры: Играющие стоят вдоль стены. Воспитатель дает каждому по одному флажку. По сигналу воспитателя – дети разбегаются по площадке. По другому сигналу, или по слову «Найди себе пару! », дети, имеющие флажки одинакового цвета, находят себе пару, каждая пара, используя флажки, делает ту или иную фигуру. В игре участвуют нечетное число детей, 1 должен остаться без пары. Играющие говорят: «Ваня, Ваня – не зевай, быстро пару выбирай! ».
Играющие становятся в пары и разбегаются по сигналу (слову) воспитателя.
Каждый раз играющие должны иметь пару.
Вместо флажков использовать платочки. Чтобы дети не бегали парами, ввести ограничитель – узкую дорожку, перепрыгнуть через ручеек.
«Жмурки»
Играют в Жмурки несколько человек. С помощью считалки или по жребию выбирается водящий (вада иногда дети называют его вода). Игроки завязывают водящему плотной повязкой глаза (подсматривать в этой игре нельзя), раскручивают его на месте и "рассыпаются" в стороны. Жмурка должен поймать и опознать какого-либо игрока. Если угадал - пойманный игрок становится водящим.
Когда дети раскручивают на месте жмурящегося, то вместе говорят приговорку:
- Где стоишь?
- На мосту.
- Что пьешь?
- Квас.
- Ищи три года нас!
«Найди и промолчи»
Цель: учить ориентироваться в зале. Воспитывать выдержку, смекалку.
Описание игры: Детям воспитатель показывает предмет, и после того как они закрыли глаза, он прячет его. Потом предлагает поискать, но только не брать, а сказать на ушко, где он спрятан. Кто нашёл первый тот и ведущий в следующей игре
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект совместной деятельности педагога с детьми средней группы «Народные промыслы, гулянья»
Дети имеют недостаточные представления о русской культуре: о праздниках, народных традициях, народных промыслах, обычаях, обрядах. Участие детей в проекте «Народные промыслы, гуляния» позволит о...
Проект совместной деятельности педагога с детьми средней группы «ЕСЛИ ДОБРЫЙ ТЫ»
Современное общество заинтересовано в воспитании высокоразвитой неповторимой личности. Умение справляться с проявлениями собственного эгоизма, уважать мнение других людей, приходить на помощь, со...
Проект совместной деятельности педагога с детьми средней группы «Животные нашей планеты» (Сибирь, Север, Жаркие страны)
Цель: развивать у детей познавательный интерес к жизни животных Сибири, Севера и жарких стран....
Проект совместной деятельности педагога с детьми средней группы «ЮНЫЕ СТРОИТЕЛИ»
Задачи:Ø Формировать конкретные представления о строительстве, его этапах;Ø Закреплять знания о рабочих профессиях;Ø Воспитывать уважение к труду строителей...
Проект совместной деятельности педагога с детьми средней группы «В гостях у спорта»
Несомненно, проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Следовательно, нашим детям нужна активная деятельность, способствующая повышению жизненного тон...
Проект совместной деятельности педагога с детьми средней группы «Животные холодных стран» (Арктика, Антарктика) (Средняя группа)
Развивать у детей познавательный интерес к жизни животных Арктики и Антарктики...
Проект совместной деятельности педагога с детьми средней группы «Животные нашей планеты»
Цель: развивать у детей познавательный интерес к жизни животных Сибири, Севера и жарких стран. Задачи: Учить детей узнавать и называть животных Сибири, Севера и жарких стран; Развивать интерес к ...