Приобщение детей к художественной литературе
консультация по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Северное окружное управление образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение школа №929
Дошкольное структурное подразделение №3
Консультация для воспитателей:
«Приобщение детей к художественной литературе»
Разработала и провела
воспитатель подготовительной
группы №5
Вязьмикина В.И.
Москва 2014
Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы особым способ воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней: ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли. Поэтому современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. А ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека: открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих взаимоотношений, дает прекрасные образы литературного языка.
«Хорошая книга –
Мой спутник,
мой друг,
С тобой интересней бывает досуг»
Детская литература, как часть общей литературы является искусством слова.
Воспитание детей средствами искусства слова – сложный педагогический процесс. Художественные образы литературы глубоко затрагивают чувства детей. Дети дошкольного возраста еще не читатели, а слушатели. Умение слушать литературное произведение формируется у дошкольников в процессе воспитания при активном воздействии взрослых. Наша педагогика рассматривает воспитание детей посредством художественной литературы в неразрывной связи с развитием различных сторон личности ребенка. В процессе слушания ребенок переживает вместе с героями их радости и неудачи, живо откликается на все, что с ними происходит.
Литературное произведение дает богатую пищу для мыслительной деятельности, нравственного и эстетического воспитания детей. Также оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В круг детского чтения входят:
- Произведения устного творчества русского народа и народов мира;
- Классическая детская литература / отечественная и зарубежная /;
- Современная литература / русская и зарубежная /.
Чтобы ребенка привлекала книга надо создать условия: не только в группе, но и дома:
1 – Библиотека по произведениям рекомендованным «Программой» /в каждой возрастной группе /.
2 – Книжный уголок, который должен привлекать детей, чтобы все в нем было удобно, опрятно, красиво, где дети с интересом знакомятся с новыми книгами, рассматривают картинки, иногда придумывают свои рассказы, читают наизусть свои любимые стихи, подбирают материал для кукольного или теневого театра. Здесь же помещается один- два портрета писателей или соответствующая художественная репродукция. Также на полках должны быть папки с картинками, альбомы, составленные из детских рисунков / тематических, декоративных, словари, детские энциклопедии /. А также материалы для новых книг.
3 – Театральный уголок в группах старшего возраста: куклы БИ-БА-БО, пальчиковый театр, театр на фланелеграфе…
4 – Уголок ряженья в группах младшего дошкольного возраста / это юбочки, платочки, костюмы из героев сказок / …
5 – Создание мини-музей детской книги / книги подобраны по возрасту детей, по содержанию должны быть знакомы детям; авторские книги /.
Большое значение в приобщении детей к художественной литературе является совместная деятельность с воспитателем, родителями:
1 – Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению детей с художественной литературой
2 – Ежедневное чтение произведений художественной литературы в отрезок времени, отведенный в режиме дня.
3 - Изготовление книг – самоделок в процессе непосредственно образовательной деятельности по ручному труду / полечим книгу /.
4 – Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим-предметным миром / «Откуда книга к нам пришла» /.
5 – Художественное творчество / организации конкурса детских рисунков по произведениям художественной литературы, лепка, аппликация, рисование по произведениям худ. Литературы /.
6 – Словарное творчество / придумывание рассказов, загадок, сказок /.
7 – Организация досуговой деятельности / вечер загадок, КВН, «Поле чудес» и т.д /.
8 – Литературно-музыкальны праздники
9 – Конкурсы
10 – Экскурсии в библиотеку
11 – Посещение музеев / А.С. Пушника, Л.Н. Толстого … /.
Не только работа воспитателя в приобщении детей к художественной литературе имеет огромное значение, но также надо привлекать родителей, которые эту работу продолжают дома. Для этого вывешивается сетка занятий ежедневно, где указывается, чем мы занимаемся утром и во второй половине дня… Рекомендуем, что лучше почитать, что повторить.
Теперь хочу остановиться на педагогических средствах, которые содействуют повышению уровня восприятия детьми литературных произведений:
1. - Из каких частей состоит книга?
А) Обложка — лист плотной бумаги, картона, пластика, дерева, металла, который защищает книгу от повреждений и информирует о том, что это за книга, кто ее автор.
Б) Форзац — разворот между обложкой и титульным листом, а также между последней страницей книги и обложкой.
В) Корешок — полоска ткани, кожи, соединяющая части обложки и защищающая переплет страницы.
Г) Титульный лист — заглавная страница издания, где размещены общие сведения о книге.
Д) Страница — одна сторона листа бумаги в книге, где находятся текст, иллюстрации.
2. - Следует ли сочетать несколько произведений на одном занятии?
Да, можно сочетать несколько произведений, если они небольшого размера. Объединять их нужно по принципу тематического единства. Например, можно объединить ряд произведений о зиме, о зверятах, об одном и том же сказочном персонаже, а также произведения, посвященные какому-либо нравственному понятию (честности, смелости и др.).
3. - Надо ли детям объяснять незнакомые слова, и если надо, то когда?
Да, детям надо объяснять незнакомые слова и выражения, если воспитатель посчитает, что дети не поймут и это будет служить препятствием к восприятию замысла автора. В ходе чтения не следует отвлекать детей объяснениями, вопросами, замечаниями.
4. - Когда надо показывать иллюстрации по ознакомлению с художественной литературой?
Лучше всего прочитать произведение целиком, а затем показать картинки, если картинки крупные. Мелкие картинки на занятии показывать нецелесообразно. Книгу, прочитанную оставляем в книжном уголке.
5. - Когда лучше читать книгу в свободное от занятий время?
Читать и рассказывать детям нельзя на ходу, между делом, в ожидании еды…
Главная цель общения с детьми посредством художественной литературы – предоставить каждому ребенку возможность попробовать себя в разных видах деятельности и испытать радость, чувство удовлетворения от своих усилий, обогатить свой литературный опыт, но самое главное – воспитание любви к книге.
Итак, воспитание читателя, способного воспринимать художественное произведение во всем его богатстве, - процесс долгий и трудный. Но если первоначальный этап введения ребенка в книжную культуру будет усилием, значительно сократится число людей, не способных или не желающих приобщиться к духовному опыту человечества посредством книг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение детей к художественной литературе.
Приобщение детей к художественной литературе. Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в детстве.Дошкольное детство – очень важный этап в в...
Проект по приобщению детей к художественной литературе по произведениям В.Бианки
Комплекс занятий по произведениям В.Бианки...
Приобщение детей к художественной литературе
Методическая разработка .Приобщение детей к художественной литературе...
Приобщение детей к художественной литературе
Не секрет, интерес к книге, к чтению, вхождение в книжную культуру с каждым годом снижаются. Вовсе не случайно 2003-2012гг. ООН объявила десятилетием грамотности. ...
Консультация для воспитателей "Приобщение детей к художественной литературе"
Материал познакомит Вас с созданием условий для приобщения детей к художественной литературе; о содержании работы в процессе совместной деятельности детей и воспитателя; о самостоятельной деятельности...
Приобщение детей к художественной литературе
Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в детстве. Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помог...