Приобщение детей к художественной литературе
план-конспект занятия (средняя группа) по теме

Валентина Ивановна Емельянова

 Не секрет, интерес к книге, к чтению, вхождение в книжную культуру с каждым годом снижаются. Вовсе не случайно 2003-2012гг. ООН объявила  десятилетием грамотности.                                                                          К сожалению, в наш век новых информационных технологий, роль книги изменилась, любовь к чтению стала падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер. Как результат, школьники не любят, не хотят читать. «Жить сегодня интереснее, чем читать», говорят они и активно живут в «другой цивилизации», где источников знаний много. Книга только один из них. Но не следует забывать: очень важный! Почему? Как утверждают специалисты, с одной стороны, телевидение пробуждает интерес к окружающему; например, мультфильм может стать стимулом к прочтению книги: после просмотра легче воспринимается сложный книжный текст. С другой – ребёнок уже наизусть зная содержание произведения « по мультику», отказывается читать книгу. Кроме того, частые просмотры мультфильмов и телепередач порождают поверхностное восприятие информации. В результате утрачивается способность к длительному сосредоточению, так необходимому при обучении. Телевидение приучает употреблять готовые схемы и образы: дети, которые много смотрят телевизор, книгам предпочитают комиксы, у них отмечается снижение фантазии и творческой активности. Им скучно рисовать, конструировать, нелегко придумывать новые сюжеты в игровой и продуктивной деятельности.                                             Книга же, напротив, даёт возможность домыслить, «дофантазировать». Она учит размышлять над новой информацией. Развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно. Вот почему важно вовремя научить детей любить чтение.    Воспитание читателя, формирование интереса детей к художественной литературе- процесс длительный и трудоёмкий, поэтому требует повышенного внимания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_po_teme_priobshcheniya_detey_k_knigi.docx30.89 КБ

Предварительный просмотр:

Развлечение для детей средней группы

«ПРАЗДНИК КНИГИ»

Цель:  порадовать детей, помогая им вспомнить знакомые сказки и пословицы; совершенствовать диалогическую речь, её интонационную выразительность; вызвать желание участвовать в драматизации.                         Продолжать способствовать формированию интереса к книге.

(Дети входят в зал, садятся полукругом.)

Воспитатель:                  Праздник есть у мамы,

                                         Праздник есть у папы,

                                         Праздник есть у Мишки,

                                         Праздник есть у книжки.

- Хотите, чтобы праздник начался? (ответы детей)

                                         В колокольчик позвоню

                                         В гости праздник приглашу.

(Выходит «КНИГА»), говорит:

-Я знаю, что вы очень любите книги и поэтому прошу вас , посмотрите меня.

Воспитатель : Что ж, мы с большим удовольствием тебя рассмотрим.

                                         В книжку детскую малыш

                                         Только постучится:

                                         Тук, тук, тук,-

                                         И вот глядишь-

                                         Оживут страницы.

  (открывается первая страница книги)

-К каким произведениям подойдут эти рисунки? (К потешкам)

-Правильно.  А сейчас Сережа нам расскажет  свою потешку, считалку расскажет Лера. А Зилия и Артур покажут нам потешку.

-Понравилась вам эта страничка?

-А теперь посмотрим, что же будет на следующей страничке.

Какой-то сундучок.  Посмотрите ребята, у нас стоит такой же! Посмотрим , что в нем. (заглядываю, достаю предметы)

-Что это? (Скалочка)

-Из какой сказки? (Лисичка со скалочкой)

-«Ложка простая Котова, ложка простая Петина, а эта ложка точеная, ручка золоченая моя, никому её не отдам»

-Кто так приговаривал? (Жихарка из РНС)

-Посмотрите какие интересные предметы. (Достаю лапоть,  пузырь, соломинку). А знаете из какой сказки они? (РНС «Пузырь, Соломинка и Лапоть).

-Правильно. Что с ними случилось? Почему?

(достаю телефон)

-Ребята, а разве есть такая книга о телефоне? (конечно есть)

-Как она называется? Кто её написал? («Телефон» К.И.Чуковский)

(голос из сундука, голос зайчика)

-Я знаю, что вы много слушали стихов, сказок, рассказов про меня, а я хочу с вами поиграть. Вы не против?

Игра « Зайка беленький сидит»

(плач за книгой)

-Дети, да это же девочка – рёвушка со следующей страницы.

-Вспомните автора этого стихотворения. (А.Барто)

(чтение и инсценировка стихотворения «Девочка – ревушка»)

-Дети , а почему девочку назвали рёвушкой?

-Хорошо  или плохо быть такой  капризной? (ответы детей)

-Рассмотрим, что же на следующей странице?

-Дети, да здесь нет никаких картинок, а что то просто написано. Прочитать вам? (да)

-«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»

-Догадались, что это? (пословица)

-Что это значит? (это значит, что сказки учат чему – нибудь)

-Вот сейчас и посмотрим, чему же учит вот эта сказка.

(инсценирование сказки «Два жадных медвежонка»)

-Чему же учит эта сказка?

-Чему научила вас сказка? Что вы решили для себя? (ответы)

-Ну вот, ребята, рассмотрели мы с вами и последнюю страничку в нашей книге.

                                Вот и празднику конец,

                                Кто книги любит, молодец!

(дети под музыку уходят из зала)

ИГРА – ДРАМАТИЗАЦИЯ

«ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО»

Цель: Формировать у детей представления о хорошем и плохом поступке, поведении, умение правильно оценивать себя и других. Учить видеть положительные и отрицательные качества персонажей, сопоставлять содержание с его названием. Воспроизводить авторские слова во время игры, творчески использовать игровую обстановку.

Материал: 2 фланелеграфа ( темный и светлый фон), изображение описанных в стихотворении ситуаций, мальчик Данилка, Солнечный зайчик в форме солнышка.

Предварительная работа: Беседы, чтение произведений из книги «Уроки сказки», «Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковский.

Ход занятия

-Ау, есть здесь кто – нибудь?

-Конечно есть , заходите пожалуйста.

-Здравствуйте, ребята!

-Здравствуйте!

-Ребята , а я вас сразу узнал. Вы дети старшей группы из детского сада «Аленка».

-А как ты смог нас узнать?

-А потому что вам про меня много читали. А вы узнали меня?

-Да, ты Данилка, а это твой друг, Солнечный зайчик.

-Правильно. Я очень рад, что вы меня узнали.

-Ребята, давайте гостям объясним, что это за мальчик.

-Это мальчик из книги «Уроки сказки», зовут его Данилка. А с ним его друг солнечный зайчик.

-Ребята, а Солнечный зайчик настоящий?

-Нет , он волшебный.

-В чем его волшебство?

-Он может появиться даже в пасмурную погоду, если Данилка думает о хорошем, хорошо поступает, делает добрые дела.

-Ребята , Данилка с другом хотел бы остаться у нас и посмотреть, какие мысли у меня , у вас. Оставим?

-А как можно пригласить их остаться?

-Останьтесь, пожалуйста, с нами. Будьте добры, побудьте у нас. И т. д.

-Мы не можем отказаться от вашего гостеприимства, от ваших приглашений. Мы остаемся. А чем вы занимаетесь?

-Мы сегодня решили поиграть в игру «Что такое хорошо и что такое плохо».

-А ведь такая книжка есть. Вы читали её?

-А кто написал её?

-Молодцы, вы какие! Не зря мы у вас остались.

-Ну что ж, садитесь поудобнее, да и поиграем!

     «Крошка сын к отцу пришел и спросила кроха:

       Что такое хорошо

       И что такое плохо?» (выставляется мальчик-персонаж на фланелеграф)

-Ребята, давайте мальчику поможем рассказать, что же такое хорошо и что плох (ответы детей).

                               Хорошо:  

-это когда не ссорятся,

-когда здороваются,

-когда не ломают игрушки,

- когда не обижают маленьких,

-когда слушаются родителей,

-когда любят трудиться,

-когда помогают друг другу и т. д.

                               Плохо:

-это когда ленятся,

-когда ходят неопрятными и т. д.

   -Вы все правильно рассказали, а сейчас поможем мальчику разобраться где хорошо и где плохо, когда я буду читать вам произведение.

           «У меня секретов нет,

            Слушайте, детишки,

            Папы этого ответ

            Помещаю в книжке».

   -Посмотрите, у меня 2 фланелеграфа, один(какого цвета?) темного цвета, а другой (какого?) светлого. Я вам буду читать, а вы будете находить картинку о том, о чем услышали и размещать её на фланелеграфе. Если она будет означать хорошо - поместите её на (как вы думаете, на какой фон?) светлый фон, если будет означать плохо, то на (какой?) темный.

(читаю произведение, дети размещают картинки, оценивая и комментируя ситуации)

-Вы правильно оценили каждый поступок. А что же, вы решили для себя? (ответы детей, обобщаем «Буду делать хорошо и не буду плохо»)

-Ребята, Солнечному зайчику стало совсем жарко и радостно от того, что вы так решили для себя и он отпускает своих младших Солнечнйх зайчиков к вам и просит не забывать о том, что они тоже такие же волшебные.(детям раздаются значки в форме солнышка, Данилка и Солнечный зайчик прощаются и уходят. В заключении благодарю детей, гостей)

                 

РАЗВЛЕЧЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Давайте поиграем!

 Дети сидят на стульчиках. Под торжественную музыку входят гости, родители.

Ведущая. Сегодня мы предлагаем нашим гостям поиграть вместе с детьми. Дети, вы помните

книжку Николая Носова «Приключения Незнайки и его друзей»? Кто может назвать героев этой сказки?  (дети называют).

  Дорогие гости, хотите превратиться в сказочных героев из этой книжки? (ответы гостей).

  Я предлагаю роль Знайки… (названному гостю  вручаю очки, галстук и книгу.)

  Незнайкой будет… (Незнайке даю широкополую шляпу).

  Доктор Пилюлькин, получите обмундирование! (надевает халат, колпак, берет стетоскоп).

  А, вы, теперь Сахарин Сахариныч Сиропчик. (даю бутафорские сладости).

   Взрослым, которым дали роли Винтика и Шпунтика, надеваю кепки и даю разные ключи. Назначенному на роль Гусли прикрпляю бантик и вручаю дирижерскую палочку.

«Поэт Цветик» получает ручку, бумагу. Взрослому, которому доверили роль художника Тюбика, предлагаю взять палитру, берет и пышный бант. Остальным гостям раздаю бантики. Цветочки, кепочки – это будут малыши и малышки.

  Ведущая. Вначале мы предоставим слово Знайке, как самому умному. (Знайка  приветствует собравшихся, открывает книгу и предлагает ответить на вопросы. Если дети затрудняются, вопрос адресуется взрослым).

-Чем больше ковыряешь, тем больше становится – что это такое? (дырка)

-Каким гребнем голову не расчешешь? (петушиным)

-Какой рукой нужно размешивать чай? (не рукой, а ложкой)

-Какой малыш рождается с усами? (котенок)

-Что может бежать, но не умеет ходить? (ручей)

-За чем во рту язык? (за зубами)

-Когда черной кошке легче всего пробраться в дом? (когда дверь открыта)

-Какая порода рыб самая ценная? (Золотая рыбка)

-У кого есть музыкальный инструмент – сучок на пеньке? (у медведя)

-У кого есть шляпа без головы, нога без сапога? (у гриба)

-У кого за носом пятка? (у ботинка)

  Ведущая. На смену Знайке приходит музыкант Гусля. Он поможет организовать хор и оркестр и исполнить любимую песню всех коротышек. (Гусля раздает взрослым музыкальные инструменты: крышку от кастрюли, ложки, тазик с веником и др. Дети исполняют «Песенку про кузнечика», муз. В. Шаинского, сл.Н.Носова. взрослые подпевают и аккомпанируют. Гусля дирижирует).

  Ведущая. Поэт Цветик, как вы знаете, сочиняет стихи и очень любит подбирать к словам рифмы. Это когда слова звучат похоже: печка-свечка, галка-палка и тому подобное. Сейчас он и вас научит этому. Он будет читать стихи, а вы будете находить рифму.

  Цветик.

Солнце по небу гуляло

И за тучу…(забежало).

             Глянул заинька в окно,

             Стало заиньке…(темно).

Плачут зайки на …(лужайке).

Сбились, бедные, с пути,

Им до дому не …(дойти).

             У меня зазвонил телефон.

             Кто говорит?(Слон)

А потом позвонили зайчатки:

-Нельзя ли прислать…(перчатки)?

А потом позвонили мартышки:

-Пришлите, пожалуйста, …(книжки)!

               А потом позвонили цапли:

               -Пришлите, пожалуйста, …(капли):

               Мы лягушками нынче объелись,

               И у нас животы…(разболелись)!

Одеяло…(убежало),

 Улетела простыня,

И подушка,

Как…(лягушка)

Ускакала от …(меня).

              Да здравствует мыло душистое

              И полотенце…(пушистое).

              И зубной порошок,

             И густой…(гребешок)!

  Ведущая.  Дети, а кто автор этих замечательных стихов?  (дети отвечают:  Корней Иванович Чуковский. «Краденое солнце», «Телефон» и «Мойдодыр». Цветик восторгается знаниями детей)

А теперь мы попросим подойти поближе Сахарина Сахариныча Сиропчика. Он очень любит сладости, поэтому такой упитанный. Сиропчик проведет с вами интересную игру. Вы закрываете глаза, он дает вам кусочек чего-то вкусного, и вы должны на вкус определить, что вы съели (Сиропчик дает детям кусочки фруктов и сладостей. Дети едят с закрытыми глазами и определяют на вкус, что съели).

    Вы столько съели сладкого! У вас, наверное, разболелись животы! Доктор Пилюлькин сейчас позаботиться о вашем здровье (слушает стетоскопом ребят и дает советы побольше есть овощей и фруктов и поменьше сладкого. Предлагает игру).

   Ведущая. Художник Тюбик очень любит рисовать животных. Сейчас он просит вас помочь ему нарисовать свое любимое животное. Но делать мы это будем с завязанными глазами. (В игре участвуют две команды по семь человек. Родители и дети. Они подходят по очереди к мольберту и рисуют туловище, второй - голову, третий - глаза, четвертый -уши, пятый - рот, шестой – ноги, седьмой – хвост. Тюбик  комментирует).

  Ведущая. Ребята, как мы назовем это страшное животное, которое у нас получилось? (Дети придумывают названия, а Тюбик выбирает лучшее).

   А что это Незнайка у нас скромненько сидит в уголочке? Обычно он всегда заявляет: «Я так тоже могу!» Правда, не всегда у него всё получается, но он очень старается. Давайте – ка попросим Незнайку поиграть с нами в игру «И я тоже!»

   Незнайка. Я расскажу вам, что я делаю в течение дня. Если вы тоже это делаете, говорите: «И я тоже!» А если не делаете. То молчите.

Я всегда просыпаюсь бодрым и энергичным.

Дети. И я тоже! (далее - в зависимости от текста).

Я делаю зарядку.

Я каждое утро умываюсь и чищу зубы.

А потом зубной щеткой я чищу свои ботинки.

Потом я иду в детский сад.

А по дороге стреляю по воробьям из рогатки

Я дружу с ребятами в группе.

Каждый день я с кем – нибудь дерусь.

На занятиях я всегда отвечаю лучше всех.

И в углу я стою больше всех.

За обедом я всегда прошу добавки.

Особенно я люблю манную кашу на воде, с комками и без масла.

Во время тихого часа я щекочу пятки соседям.

Когда меня забирают домой. Я вырываюсь, кусаюсь и прячусь под шкаф.

Дома я смотрю все сериалы подряд.

Я ложусь спать всегда в девять часов вечера.

Во сне я часто хожу по крыше.

Я люблю смеяться, петь и танцевать.

       Ведущая.  Самые скромные у нас, видимо Винтик и Шпунтик. Сидят себе тихонечко и что –то изобретают. Ведь они прекрасные автомобилисты, хорошо водят машину. Вот сейчас мы и проверим, кто из них лучший водитель. (На полу расставляются кегли. Винтик и Шпунтик набирают себе команды, берут в руки «руль». И родители, и дети  встают паровозиком и «едут» вслед за Винтиком и Шпунтиком по залу, стараясь не сбить кегли. Побеждает команда, которая меньше сбила кеглей).

   Ведущая. Ну вот, ребята, наше развлечение подошло к концу. За это время мы успели подружиться с нашими гостями и попросим их заглядывать к нам почаще. А сейчас давайте все вместе исполним песню «Настоящий друг».

  Ребенок.

С детства мы любим

Играть и смеяться,

С детства мы учимся

Добрыми быть.

Вот бы таким всегда оставаться, чтоб улыбаться

И крепко дружить!

(дети и взрослые исполняют «Большой хоровод»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей к художественной литературе.

Приобщение детей к  художественной литературе.    Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в детстве.Дошкольное детство – очень важный этап в в...

Приобщение детей к художественной литературе

Методическая разработка .Приобщение детей к художественной литературе...

Консультация для воспитателей "Приобщение детей к художественной литературе"

Материал познакомит Вас с созданием условий для приобщения детей к художественной литературе; о содержании работы в процессе совместной деятельности детей и воспитателя; о самостоятельной деятельности...

Приобщение детей к художественной литературе

  Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в детстве. Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помог...

Проект для детей раннего возраста "Книжка - игрушка как средство приобщения детей к художественной литературе"

Проект для детей раннего возраста.Цель проекта приобщить детей с раннего возраста к художественной литературе, используя книжки -игрушки...