Приобщение детей к художественной литературе.
методическая разработка по теме
Приобщение детей к художественной литературе.
Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в детстве.
Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.
Это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение; искренне, от полноты души сострадать, возмущаться, радоваться.
Любой дошкольник является читателем. Даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослого. Но он выбирает, что будет слушать, он воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интересно. Однако чуткость к прочитанному сама по себе не возникает. Она зависит от того, что именно, как часто и каким образом читают детям.
Детская литература как часть общей литературы является искусством слова. Ее особенности определяются воспитательно-образовательными задачами и возрастом детей (учитываются интересы, предпочтения и познавательные возможности дошкольников). Детская литература способствует развитию эстетического сознания ребенка, формированию его мировоззрения.
В круг детского чтения входят:
• произведения устного творчества русского народа и народов мира;
• классическая детская литература (отечественная и зарубежная);
• современная литература (русская и зарубежная).
Народное поэтическое творчество — величайшее достижение национальной культуры каждого народа. Высокое художественное совершенство и доступность восприятию ребенка дошкольного возраста сделали фольклор важным средством воспитания, приобщения к народной культуре, родному языку В программу включены песенки, потешки, заклички, календарный детский фольклор, скороговорки, загадки.
Чрезвычайно велика педагогическая ценность сказок. Детям дошкольного возраста читают и рассказывают сказки о животных. В сказках разных народов и разных времен встречаются образы простовато-глуповатого волка, трусливого хвастуна зайца, медведя-увальня, лукавой кокетливой лисы, воинственного петуха и т. д.
Волшебные сказки любимы старшими дошкольниками. Они ненавязчиво учат ребенка оценивать дела и поступки людей в свете правильных понятий о том, что хорошо и что плохо. На основе народных сказок возникли литературные авторские сказки. В них часто переплетаются элементы сказок о животных, бытовых и волшебных сказок.
Приобщение детей к поэзии начинается с раннего возраста с фольклора и поэтов А. Барто, К. Чуковский и др.. Детей постарше приобщают к восприятию серьезной высокой поэзии — стихам А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Плещеева, А. Майкова, И. Бунина, С. Есенина и многих других замечательных русских поэтов. В программных списках широко представлены различные по тематике рассказы. В одних раскрываются нравственные проблемы,, а в других— экологические, в третьих — «подвиги» детей, выдумщиков и фантазеров, лихо завоевывающих право на самостоятельность.
Итак, круг детского чтения направлен на формирование у дошкольников интереса к книге, на постепенное пополнение их литературного багажа, обогащение литературного опыта, который проявляется в заинтересованности произведениями определенного жанра или конкретной тематики, в потребности рассматривать иллюстрированные книги.
Рассмотрим особенности работы по приобщению детей к художественной литературе в разных возрастных группах.
(Педагоги рассказывают о проделанной работе в своей группе.)
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.»
Задачи
• Познакомитьдетейсданной тематикой по художественной литературе.
• Углубитьзнаниядетейо выбранной вами тематике.
• Формироватьудетейэмоционально-образноевосприятиепроизведений черезхудожественноеописаниеобразов.
• Воспитыватьспособностьнаслаждатьсяхудожественнымсловом, уместностьупотребленияеговсобственнойречи(поговорки, загадки, метафоры, народныевысказывания, звукоподражание). Учитьчувствовать ипониматьобразныйязыкпрочитанных произведений.
• Посредствомпроизведенийспособствоватьу детей оценивать дела и поступки людей в свете правильных понятий о том, что хорошо и что плохо, воспитаниюдобрых чувств, интереса к художественным произведениям. Воспитыватьумениеудивлятьсякрасоте
• Учитьдетейдоговариваться, делиться, помогать, оказыватьподдержку вработе, проявлятьинтересквыполненномузаданию.
• Расширятьпредставленияродителей о детскойлитературе.
• Приобщитьродителейксемейномучтениюдетских художественных произведений.
Проект состоит из 3 этапов:
1 этап—подготовительный(одна неделя). Исходяизинтересовдетей,
- анкетированиеродителей, обсуждение цели и задач проекта с детьми, созданиеусловий, необходимыхдляреализациипроекта.
II этап—основной(1 месяц). Реализацияосновныхвидовдеятельностипонаправлениямпроекта. Презентация.
III этап—итоговый(однанеделя). Включаетвсебясбориобработку методических, практическихматериалов, соотнесениепоставленныхипрогнозируемыхрезультатовсполученными, обобщениематериаловпроекта.
Приусловииреализацииданного проектаможнопредположитьследующие результаты.
1. Созданиевгруппенеобходимых условийпоознакомлениюдетейсвыбранной тематикой
а) созданиебиблиотеки
б) подборфонотеки
в) созданиеуголкаразвивающих игр;
г) оформлениеальбомарисунков
д) выполнение самого проекта в виде композиции (поделки).
2. Отношение80% детейккниге нетолькокаккразвлечению, акакк источникупознавательныхинтересов.
3. Активноеучастиепредположительно80% родителейвреализациипроекта.
4. Умение25% детейвысказывать идеиипредположения.
5. Созданиесистемы- работыпо ознакомлениюдетейс детской художественной литературой.
Оценкаэффективностипоитогам работыпроводитсяпотремнаправлениям: дети, родители, педагоги.
Оценказаинтересованностидетей, ихуспешностивобщемделеотслеживаетсячерезнаблюдениеианализ детскойдеятельности, занятий, бесед сдетьми.
Оценказаинтересованностииучастия впроектеродителейпроисходитчерез ихучастиевмероприятиях, помощь в осуществлении проекта (домашнее задание с детьми, помощь в оформлении книжного уголка по выбранной группой тематике).
Оценкаактивизациидеятельности педагоговотслеживаетсяпокачеству проведенияработысдетьмиврамках проекта
Оборудованиеиматериалы:
- Консультации для родителей
- Сводная по анкетам своей группы
- Рисунки по произведениям (дома с родителями, в саду с воспитателями, со специалистами –психологом, логопедом)
- Фотоматериал в группе (занятия с детьми, работа в книжном уголке 5-6 фотографии )
- Фотовыставка «Мама, папа, я- читающая семья» в своей группе.
- Книжный уголок по данной тематике.
- 1 конспект комплексного занятия.
- Сам проект (в объеме), + заполнение таблицы «Планирование и организация деятельности по осуществление проекта по приобщение детей к художественной литературе».
- Итоговое занятие (в виде викторины, досуга, можно объединиться с другой группой, подключить педагогов доп. образования)
- Папку с проделанной работой для методического кабинета.
Анкета для родителей по теме:
« ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ».
- Приобщает ли Вы ребенка к чтению детской литературы, если «да», то каким образом________________________________
_____________________________________________________
- Кто читает ребенку книги?
Мама____ Папа___ другие____
- Где берете детские книги?
Дома библиотека____ В детской библиотеке____
Покупаете____ Другое_____
- Как часто читаете ребенку?
1-2 раза в неделю_____ каждый день____ чаще____
- Кто выбирает чаще, что читать ребенку?
Ребенок____ Взрослый____
- Какую тематику читаете наиболее чаще, почему?
Сказки волшебные, о животных _____
Поэзию ( о животных, времена года, о детях, прочее)_____
Детские рассказы (о животных, о детях, о природе)________
Фольклорный жанр (песенки, потешки, пословица, др.)_______
Потому что____________________________________________
- Каких писателей предпочитаете читать детям?
Отечественных____ Зарубежных______
- Обсуждаете ли Вы с ребенком прочитанное, если да, с какой целью?
Да_____ Нет_____
Цель_________________________________________________
- Любимое произведение ребенка или что последнее читали (читаете)? ____________________________________________
P.S. Поставьте галочку возле выбранного Вами ответа.
СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ В ПРОЕКТЕ.
«Планирование и организация деятельности по осуществление проекта по приобщение детей к художественной литературе».
IЭтап
№ | Мероприятие | Цели |
1. | Анкетирование родителей | Выявить, читают ли родители детям книги. Что предпочитают читать? |
2. | Подбор библиотеки | Развить у детей интерес к дет. худ. литературе |
3. | Акция «Подари книгу детскому саду» (по данной тематике) | Пополнить библиотеку группы книгами по выбранной тематике, продолжать формировать у родителей и детей желание принимать участие в проведении мероприятий группы |
4. | Оформление родительского уголка | Просвещать родителей |
5 | Подбор наглядных пособий, демонстрационного материала для занятий | Создать условия для демонстрации произведений |
IIЭтап
№ | Мероприятие | Цели |
Рассматривание книг, иллюстраций по произведениям | Развить у детей интерес к книгам | |
2. | Оформление книжного уголка | Создать условия по реализации проекта. Развить интерес к книгам |
3. | Чтение произведений выбранной тематики | Пробуждать и поддерживать интерес детей к художественной литературе. Учить понимать идею произведения, развивать умение оценивать поступки героев (для детей ст. д. возр.), выполнять действия , инсценировать (для детей мл. д. возр.) |
4. | Продуктивная деятельность (указать какая)
|
|
5. | Досуг по данной тематике (указать)
|
|
6. | Занятие
|
|
7. | Игры –драматизации
|
|
8. | Домашнее задание
|
|
9. | Коррекционная работа. Психогимнастика, настрои | Поддержать эмоционально-психологическое состояние детей |
10. | Придумывание различных вариантов продолжения произведений (для ст. д. возр.) | Развивать творческую активность детей в процессе придумывания различных вариантов продолжения произведений. Развивать коммуникативные навыки. |
11. | Конкурсы, выставки (указать)
|
|
12. | Оформление альбома | Оформить альбом по данной тематике |
13. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Что провели, обведите в кружок.
IIIЭтап
№ | Мероприятие | Цели |
1. | Обработка и оформление материала проекта | Предоставить творческий отчет о проделанной работе |
Презентация проекта (в к. года- ст. воспитатель) | Продемонстрировать проделанную работу в группах по разделу «Художественная литература» | |
3. | Анализ и решение проекта |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по приобщению детей к художественной литературе по произведениям В.Бианки
Комплекс занятий по произведениям В.Бианки...
Приобщение детей к художественной литературе
Методическая разработка .Приобщение детей к художественной литературе...
Приобщение детей к художественной литературе
Не секрет, интерес к книге, к чтению, вхождение в книжную культуру с каждым годом снижаются. Вовсе не случайно 2003-2012гг. ООН объявила десятилетием грамотности. ...
Консультация для воспитателей "Приобщение детей к художественной литературе"
Материал познакомит Вас с созданием условий для приобщения детей к художественной литературе; о содержании работы в процессе совместной деятельности детей и воспитателя; о самостоятельной деятельности...
Приобщение детей к художественной литературе
Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в детстве. Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помог...
«Организация РППС в группе по приобщению детей к художественной литературе. Оформление центра художественной литературы в группе с учетом ФГОС ДО»
Консультация для воспитателей...
Проект для детей раннего возраста "Книжка - игрушка как средство приобщения детей к художественной литературе"
Проект для детей раннего возраста.Цель проекта приобщить детей с раннего возраста к художественной литературе, используя книжки -игрушки...