Приобщение детей к художественной литературе.
методическая разработка по теме

Тер-Григорян Юлия Николаевна

 

 

Приобщение детей к  художественной литературе.

    Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в детстве.

Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.

 Это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способ­ность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать худо­жественное произведение; искренне, от полноты души сострадать, воз­мущаться, радоваться.

Любой дошкольник является читателем. Даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослого. Но он выбирает, что будет слушать, он воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интересно. Однако чуткость к  прочитанному сама по себе не возникает. Она зависит от того, что именно, как часто и каким обра­зом читают детям.

 

Детская литература как часть общей литературы является искусством слова. Ее особенности определяются воспитательно-образовательными задачами и возрастом детей (учитываются интересы, предпочтения и по­знавательные возможности дошкольников). Детская литература способ­ствует развитию эстетического сознания ребенка, формированию его ми­ровоззрения.

В круг детского чтения входят:

•  произведения устного творчества русского народа и народов мира;

•  классическая детская литература (отечественная и зарубежная);

•  современная литература (русская и зарубежная).

Народное поэтическое творчество — величайшее достижение на­циональной культуры каждого народа. Высокое художественное со­вершенство и доступность восприятию ребенка дошкольного возрас­та сделали фольклор важным средством воспитания, приобщения к народной культуре, родному языку В программу включены песенки, потешки, заклички, календарный детский фольклор, скороговорки, загадки.

Чрезвычайно велика педагогическая ценность сказок. Детям дошкольного возраста читают и рассказывают сказки о животных. В сказках разных народов и разных времен встречаются образы простовато-глуповатого волка, трусливого хвастуна зайца, медведя-увальня, лукавой кокетли­вой лисы, воинственного петуха и т. д.

Волшебные сказки любимы старшими дошкольниками. Они нена­вязчиво учат ребенка оценивать дела и поступки людей в свете пра­вильных понятий о том, что хорошо и что плохо. На основе народных сказок возникли литературные авторские сказки. В них часто переплетаются элементы сказок о животных, бы­товых и волшебных сказок.

Приобщение детей к поэзии начинается с раннего возраста с фольклора и поэтов А. Барто, К. Чуковский и др.. Детей постарше приобщают к восприятию серьезной высо­кой поэзии — стихам А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Плещеева, А. Майко­ва, И. Бунина, С. Есенина и многих других замечательных русских поэтов. В программных списках широко представлены различные по тема­тике рассказы. В одних раскрываются нравственные проблемы,, а в других— экологические, в третьих — «подвиги» детей, выдумщиков и фан­тазеров, лихо завоевывающих право на самостоятельность.

Итак, круг детского чтения направлен на формирование у до­школьников интереса к книге, на постепенное пополнение их литера­турного багажа, обогащение литературного опыта, который проявля­ется в заинтересованности произведениями определенного жанра или конкретной тематики, в потребности рассматривать иллюстрирован­ные книги.

Рассмотрим особенности работы по приобщению детей к художественной литературе в разных возрастных группах. 

(Педагоги рассказывают о проделанной работе в своей группе.)

 

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.»

Задачи

•   Познакомитьдетейсданной тематикой по художественной литературе.

•   Углубитьзнаниядетейо выбранной вами тематике.

•   Формироватьудетейэмоционально-образноевосприятиепроизведений черезхудожественноеописаниеоб­разов.

•   Воспитыватьспособностьнаслаж­датьсяхудожественнымсловом, уместностьупотребленияеговсоб­ственнойречи(поговорки, загадки, метафоры, народныевысказывания, звукоподражание). Учитьчувствовать ипониматьобразныйязыкпрочитанных произведений.

•   Посредствомпроизведенийспособствоватьу детей  оценивать дела и поступки людей в свете пра­вильных понятий о том, что хорошо и что плохо, воспитаниюдобрых чувств, интереса к художественным произведениям. Вос­питыватьумениеудивлятьсякрасоте

•   Учитьдетейдоговариваться, делить­ся, помогать, оказыватьподдержку вработе, проявлятьинтересквы­полненномузаданию.

•   Расширятьпредставленияродителей о детскойлитературе.

•   Приобщитьродителейксемейно­мучтениюдетских художественных  произве­дений.

Проект состоит из  3 этапов:

1 этап—подготовительный(одна неделя). Исходяизинтересовдетей,

- анкетированиеродителей, обсуждение цели и задач проекта с детьми, созданиеусловий, необходимыхдляреализациипроекта.

II  этап—основной(1 месяц). Реализацияосновныхвидовдеятель­ностипонаправлениямпроекта. Пре­зентация.

III  этап—итоговый(однанеде­ля). Включаетвсебясбориобработку методических, практическихматериалов, соотнесениепоставленныхипрогно­зируемыхрезультатовсполученными,  обобщениематериаловпроекта.

Приусловииреализацииданного проектаможнопредположитьследующие результаты.

1. Созданиевгруппенеобходимых условийпоознакомлениюдетейсвыбранной тематикой

а) созданиебиблиотеки

б)  подборфонотеки

в)   созданиеуголкаразвивающих игр;

г) оформлениеальбомарисунков

д)  выполнение самого проекта в виде композиции (поделки).

2.   Отношение80% детейккниге нетолькокаккразвлечению, акакк источникупознавательныхинтересов.

3. Активноеучастиепредположитель­но80% родителейвреализациипроекта.

4.  Умение25% детейвысказывать идеиипредположения.

5.   Созданиесистемы- работыпо ознакомлениюдетейс детской художественной литературой.

Оценкаэффективностипоитогам работыпроводитсяпотремнаправле­ниям: дети, родители, педагоги.

Оценказаинтересованностидетей, ихуспешностивобщемделеотсле­живаетсячерезнаблюдениеианализ детскойдеятельности, занятий, бесед сдетьми.

Оценказаинтересованностииучастия впроектеродителейпроисходитчерез ихучастиевмероприятиях, помощь в осуществлении проекта (домашнее задание с детьми, помощь в оформлении книжного уголка по выбранной группой тематике).

Оценкаактивизациидеятельности педагоговотслеживаетсяпокачеству проведенияработысдетьмиврамках проекта

Оборудованиеиматериалы:

  1. Консультации для родителей
  2. Сводная по анкетам своей группы
  3. Рисунки по произведениям (дома с родителями, в саду с воспитателями, со специалистами –психологом, логопедом)
  4. Фотоматериал в группе (занятия с детьми, работа в книжном уголке 5-6 фотографии )
  5. Фотовыставка «Мама, папа, я- читающая семья» в своей группе.
  6. Книжный уголок по данной тематике.
  7. 1 конспект комплексного занятия.
  8. Сам проект (в объеме), + заполнение таблицы «Планирование и организация деятельности по осуществление проекта по приобщение детей к художественной литературе».
  9. Итоговое занятие (в виде викторины, досуга, можно объединиться с другой группой, подключить педагогов доп. образования)
  10. Папку с проделанной работой для методического кабинета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анкета для родителей по теме:

« ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ».

 

  1. Приобщает ли Вы ребенка к чтению детской литературы, если «да», то каким образом________________________________

_____________________________________________________

  1. Кто читает ребенку книги?

Мама____    Папа___    другие____

  1. Где берете детские книги?

Дома библиотека____    В детской библиотеке____

Покупаете____    Другое_____

  1. Как часто читаете ребенку?

1-2 раза в неделю_____   каждый день____  чаще____

  1. Кто выбирает чаще, что читать ребенку?

Ребенок____         Взрослый____

  1. Какую тематику читаете наиболее чаще, почему?

Сказки волшебные, о животных _____

Поэзию ( о животных, времена года, о детях, прочее)_____

Детские рассказы (о животных, о детях, о природе)________

Фольклорный жанр (песенки, потешки, пословица, др.)_______

Потому что____________________________________________

  1. Каких писателей предпочитаете читать детям?

Отечественных____   Зарубежных______

  1. Обсуждаете ли Вы с ребенком прочитанное, если да, с какой целью?

Да_____  Нет_____

Цель_________________________________________________

  1. Любимое произведение ребенка или что последнее читали (читаете)? ____________________________________________

 

P.S. Поставьте  галочку возле выбранного Вами ответа.

 

 

                       СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ В ПРОЕКТЕ.

 

 

 

 

 

 

 

«Планирование и организация деятельности по осуществление проекта по приобщение детей к художественной литературе».

 

IЭтап

Мероприятие

Цели

1.

Анкетирование родителей

Выявить, читают ли родители детям книги. Что предпочитают читать?

2.

Подбор библиотеки

Развить у детей интерес к дет. худ. литературе

3.

Акция «Подари книгу детскому саду» (по данной тематике)

Пополнить библиотеку группы книгами по выбранной тематике, продолжать формировать у родителей и детей желание принимать участие в проведении мероприятий группы

4.

Оформление родительского уголка

Просвещать родителей

5

Подбор наглядных пособий, демонстрационного материала для занятий

Создать условия для демонстрации произведений

 

IIЭтап

Мероприятие

Цели

  1.  

Рассматривание книг, иллюстраций по произведениям

Развить у детей интерес к книгам

2.

Оформление книжного уголка

Создать условия по реализации проекта. Развить интерес к книгам

3.

Чтение произведений выбранной тематики

Пробуждать и поддерживать интерес детей к художественной литературе.

Учить понимать идею произведения, развивать умение оценивать поступки героев (для детей ст. д. возр.), выполнять действия , инсценировать  (для детей мл. д. возр.)

4.

Продуктивная деятельность (указать какая)

 

 

5.

Досуг по данной тематике (указать)

 

 

 

6.

Занятие

 

 

 

7.

Игры –драматизации

 

 

 

 

 

8.

Домашнее задание

 

 

 

 

9.

Коррекционная работа. Психогимнастика, настрои

Поддержать эмоционально-психологическое состояние детей

10.

Придумывание различных вариантов продолжения произведений (для ст. д. возр.)

Развивать творческую активность детей в процессе придумывания различных вариантов продолжения произведений. Развивать коммуникативные навыки.

11.

Конкурсы, выставки (указать)

 

 

 

 

12.

Оформление альбома

Оформить альбом по данной тематике

13.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Что провели, обведите в кружок.

 

IIIЭтап

Мероприятие

Цели

1.

Обработка и оформление материала проекта

Предоставить творческий отчет о проделанной работе

  1.  

Презентация проекта (в к. года- ст. воспитатель)

Продемонстрировать проделанную работу в группах по разделу «Художественная литература» 

3.

Анализ и решение проекта

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей к художественной литературе

Методическая разработка .Приобщение детей к художественной литературе...

Приобщение детей к художественной литературе

Не секрет, интерес к книге, к чтению, вхождение в книжную культуру с каждым годом снижаются. Вовсе не случайно 2003-2012гг. ООН объявила  десятилетием грамотности.       ...

Консультация для воспитателей "Приобщение детей к художественной литературе"

Материал познакомит Вас с созданием условий для приобщения детей к художественной литературе; о содержании работы в процессе совместной деятельности детей и воспитателя; о самостоятельной деятельности...

Приобщение детей к художественной литературе

  Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в детстве. Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помог...

Проект для детей раннего возраста "Книжка - игрушка как средство приобщения детей к художественной литературе"

Проект для детей раннего возраста.Цель проекта приобщить детей с раннего возраста к художественной литературе, используя книжки -игрушки...