Конспект интегрированного физкультурно – речевого занятия в старшей группе для детей, имеющих отклонения в развитии
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Конспект интегрированного физкультурно – речевого занятия в старшей группе для детей, имеющих отклонения в развитии.
отработка лексической темы «Зима»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_integrirovannogo_zanyatiya.docx | 36.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 27»
Конспект интегрированного
физкультурно – речевого занятия в старшей группе для детей,
имеющих отклонения в развитии.
Выполнила: воспитатель спец.группы
Копылова Е.М.
Бийск, 2015
Здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Оно является важнейшим показателем, отражающим биологические характеристики ребенка, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечно счете – отношение государства к проблемам здоровья (из Устава Всемирной организации здравоохранения).
По данным, опубликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ, 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми.
Проблема физического и психического здоровья подрастающего поколения на сегодняшний день очень актуальна, в связи с тем, что в группы риска попадают дети с дошкольного возраста.
В центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья должны находиться семья, и, конечно, Дошкольное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени. Т.к. дошкольное учреждение является первой ступенью общественного воспитания, то именно на детский сад и возлагается как воспитательные, так и оздоровительно-профилактические задачи.
Большую часть контингента детей с трудностями в обучении составляет группа, которую определяют как «дети с ЗПР». У таких детей отмечается неполноценная речевая деятельность, недостаточная устойчивость внимания, снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций таким детям присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которое характеризуется плохой координацией движений, снижением скорости и ловкости выполнения упражнений.
Одной из задач дошкольного образовательного учреждения является коррекция отклонений в развитии ребенка.
Успешное преодоление отставания в развитии возможно при условии тесной преемственностью в работе всех специалистов, работающих с данной категорией детей. Система работы предполагает комплексный подход к изучаемой теме в течение недели, что дает возможность многократно повторять изучаемый материал, учитывая психические возможности данной категории детей и обеспечивает более прочное его усвоение.
В конце недели проводится интегрированное занятие. На интегрированном занятии оказывается возможным решать и коррекционные, и образовательно-воспитательные задачи, а также задачи по расширению двигательной активности детей.
Тема: «Зимние забавы»
Цель: отработка лексической темы «Зима»
Задачи:
Обучающие: - учить детей образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;
- упражнять в бросание мяча вверх и ловле его двумя руками;
- учить перепрыгивать подряд через 2-3 предмета.
Развивающие: - развивать координацию движений, общую мелкую моторику;
- развивать логическое мышление, сообразительность;
- развивать ловкость, способность ориентироваться
в пространстве;
- развивать артикуляционный аппарат, формировать речевой
слух.
Воспитательные: - воспитывать социальные чувства, оценочные отношения к
окружающему миру, явлениям;
- прививать интерес к занятиям по физической культуре и
спорту.
Коррекционные: - формировать культуру общения через расширение спектра
коммуникативных средств (умение действовать сообща);
- воспитывать эмоциональную отзывчивость.
Предварительная работа:
- занятия с логопедом, дефектологом, психологом по данной теме, инструктором по физкультуре;
- совместная деятельность с воспитателем в утренние и вечерние часы (беседы по теме, рассматривание иллюстраций, чтение книг).
Предполагаемый результат: благодаря комплексному подходу достигается высокая эффективность и стабильность результатов в работе с детьми с ЗПР. У детей улучшается состояние здоровья в целом, повышается двигательная активность, корректируется звукопроизношение, выразительность речи, развивается фонематическое восприятие, развивается умение действовать сообща.
Материалы и оборудование: детали мягкого набора для перепрыгивания через предметы; мячи (диаметра 10-12 см) по числу детей; снежок из ваты или папье-маше; игра «Сложи комок»; игрушка Снеговик; фонограмма «Вьюга»; резные снежинки из бумаги на каждого ребенка.
Ход занятия
Дети под музыку входят в зал.
Воспитатель: Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица –
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом –
Все покрыла серебром.
Как вы думаете, ребята, что это?
Дети: Это зимние месяцы.
Воспитатель: Ребята, а какое сейчас время года? Правильно, зима.
Посмотрите в окно: деревья стоят белые, укутанные снегом, метель намела большие сугробы. Природа спит, даже пение птиц сейчас почти не слышно. Но русский народ всегда любил зиму. Зима прекрасное время для развлечений. Зимой можно и на санках покататься, и на лыжах побегать, и снежную бабу слепить, и в снежки поиграть! (Дети вместе с воспитателем вспоминают зимние развлечения)
Воспитатель: отгадайте загадку
Что за нелепый человек
Пробрался в двадцать первый век?
Морковка – нос, в руке – метла,
Боится солнце и тепла. (Н.Нищева)
Дети: Это снеговик
Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами построим снеговика
Пальчиковая гимнастика «Снеговик»:
Давай, дружок, смелей, дружок, "Лепят снежок".
Кати по снегу свой снежок — "Катят".
Он превратится в толстый ком, Показывают шар руками.
И станет ком снеговиком. "Рисуют" руками снеговика.
Его улыбка так светла! Показывают улыбку.
Два глаза, шляпа, нос, метла. Показывают.
Но солнце припечет слегка — Рука у лба, смотрят на солнце.
Увы — и нет снеговика. Пожимают плечами, руки в стороны.
Молодцы, потрудились, устали, и мороз вам нипочем!
Воспитатель:
Эй, ребята, не грустите –
На зарядку выходите!
Только прежде не зевайте,
Вы загадку отгадайте:
Покружились звездочки в воздухе немножко,
Сели и растаяли на моей ладошке.
Дети: снежинки
Воспитатель: вот как снежинки мы и полетим.
Упражнения в ходьбе и беге
- «Легкие снежинки». Ходьба на носках, руки на поясе.
- «По ледяной дорожке» Ходьба на пятках, руки к плечам
- «Через сугробы». Ходьба с высоким подниманием колена
- «Метет метелица». Бег в среднем темпе.
Воспитатель: А теперь другая загадка.
Все летом стояли, зимы ожидали.
Дождались поры – помчались с горы.
Дети: санки
Воспитатель: молодцы!
Комплекс ОРУ «Зимняя зарядка»
- Фонетическая зарядка «С горки».
Педагог предлагает детям представить, что они катятся на санках с высокой горы. Дети делают глубокий вдох носом. На выдохе произносят: «У-у-ух!» (санки свалились в сугроб)
- «Погреем плечики»
И.п. – ноги на ширине плеч, руки в стороны. Обхватить кистями рук противоположные плечи, сказать: «Ох!», вернуться в И.п. Повторить 6 раз
- «Погреем ноги»
И.п. – ноги слегка расставлены, руки внизу. Поднять правое (левое) колено, хлопнуть по нему, сказать: «Хлоп!», вернуться в И.п. Повторить 6 раз.
- «Оглянись»
И.п. – сидя, ноги скрестно, руки у плеч.1-2 – поворот вправо, посмотреть, сказать: «Вижу».3-4 – вернуть в И.п.
- «Дровосек».
И.п. – ноги на ширине плеч, руки вверху, пальцы сложены в замок. Быстро наклониться вперед, пронести руки между ног, сказать: «Ух!», вернуться в И.п. Повторить 6 раз.
- «Прыжки»
И.п. – ноги слегка расставлены, руки на поясе. Выполнить 8 прыжков на месте на двух ногах, затем – непродолжительная ходьба и вновь прыжки.
Воспитатель: А вот еще одна загадка.
По снегу прокатите – я подрасту.
На костре согрейте – я пропаду.
Дети: Это снежный ком.
Воспитатель: Правильно. Давайте расскажем вместе со мной.
Покатился снежный ком. Вращение рук перед собой.
Я за ним бегу бегом. Бег на месте.
Об калитку лбом – бом! Глубокий наклон вниз
(В.Степанов)
Игра малой подвижности «Снежок»
В середине круга становится ребенок со снежком. Педагог вместе с детьми водит хоровод и читает стихотворение.
Встали дети в кружок,
Увидали снежок.
Кому дать? Кому дать?
Кому снежок передать?
Ребенок со снежком указывает на одного из детей, передает ему снежок и при этом говорит: «Даю снежок Лене (Тане, Саше)». В середину круга выходит выбранный ребенок со снежком. После слов «Кому снежок передать?» передает снежок другому ребенку: «Даю снежок Саше» и т.д.
Игра повторяется 3-4 раза.
Воспитатель: А давайте поиграем еще со снежком, только уже в другую игру. Я буду называть разные слова. А тот, кому я передам снежок, изменит слово и произнесет его ласково. (Например: снег – снежок, ком – комочек, сани – саночки и т.д.)
Воспитатель: Ребята, пока мы играли, метель намела большие сугробы. Давайте попробуем их пройти.
Развиваем движения
- «Перепрыгиваем сугробы». Прыжки через 2-3 предмета (поочередно через каждый), высота 5-10 см. (При выполнении этого упражнения группу целесообразно разделить на 3 звена в целях повышения двигательной активности). Упражнение повторяется 2-3раза каждым ребенком. При выполнении 2-го упражнения дети свободно располагаются по залу на достаточном друг от друга расстоянии с пластиковыми или резиновыми мячами (диаметр 10-12 см). Упражнение выполняется 2-3 минуты.
- «Поймай снежок». Бросание мяча вверх и ловля его двумя руками (3-4 раза подряд)
Воспитатель: Еще загадка вам, ребята!
Кто бросает снег в лицо,
Наметает на крыльцо?
Кто в трубе печной завыл?
Кто ворота отворил?
Дети: Ветер, вьюга
Воспитатель: А теперь поиграем с вьюгой!
Подвижная игра «Вьюга»
Дети свободно располагаются по залу. По первому звуковому сигналу педагога (включение фонограммы) дети начинают выполнять произвольные танцевальные движения. По второму звуковому сигналу (остановка фонограммы) дети приседают. Игра продолжается 3-4 раза.
Воспитатель: А теперь вспомнил песенку вьюги
- Вьюга начинается.
Дети стоят с прямыми спинами, затем делают глубокий вдох, на выдохе произносят протяжно: «У-у-у»
- Сильна вьюга
Дети увеличивают силу голоса
- Вьюга затихает
Дети уменьшают силу голоса
- Вьюга кончилась.
Дети замолкают
Воспитатель: Дети, вам понравилась наша прогулка? Давайте расскажем про нее и покажем.
Пальчиковая гимнастика «Зимняя прогулка»
Раз, два, три, четыре, пять, Дети загибают пальчики по одному.
Мы во двор пошли гулять. «Шагают» указательным и средним пальчиками
правой руки по ладошке левой руки.
Бабу снежную лепили, «Лепят» комочек двумя ладонями.
Птичек крошками кормили. Крошащие движения всеми пальчиками.
С горки мы потом катались, Ведут указат. пальцем правой руки по ладони
левой руки
А ещё в снегу валялись. «Кладут» ладони на воображаемую поверхность
то одной, то другой стороной.
Все в снегу домой пришли Отряхивают ладошки.
Съели суп и спать легли. Движения воображаемой ложкой. Соединяют
ладони обеих рук и кладут под щёку.
Ходьба по залу спокойным шагом.
Использованная литература:
1.Алябьева А.В. Логоритмические упражнения. – М.: Творческий центр, 2005
2.Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Занятия физической культурой в ДОУ. – М.,2005
3.Давыдова М.С. Взаимосвязь логопеда со специалистами дошкольного учреждения// Логопед - №1- 2008
4.Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду.- М., 2004
5. Шевцова Т.И., Хоменко Н.А. Педагогика оздоровления в системе коррекции у детей общего недоразвития речи//Логопед - №3 – 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательно-речевого занятия в старшей группе по теме "Путешествие по страницам любимых книг"
В ходе познавательно-речевого занятия повышается интерес детей к художественной литературе...
Конспект познавательно - речевого занятия в старшей группе "Заколдованный лес"
КОНСПЕКТПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО ЗАНЯТИЯВ СТАРШЕЙ ГРУППЕ«ЗАКОЛДОВАННЫЙ ЛЕС»Подготовила и провела:Воспитатель Черненко М. А.МДОУ центр развития ребенка-Детский сад «Маугли»Когалым 2011 Цель: П...
конспект занятия на тему: нравственно – патриотическое воспитание в старшей группе, для детей имеющих нарушения речи «О Русь моя»
расширять и углублять представления детей о нашей стране, о традициях славянского народа...
Конспект итогового интегрированного занятия в старшей группе. ( речевое развитие и художественно-эстетическое развитие) "Весна"
Цель: закрепить в сознании детей признаки весны, сезонные изменения я природе, связанные с этим периодом.Задачи:Обогащение и активизация словаря: март, апрель, май; капель; оттепель; скворцы; долгожда...
Конспект итогового интегрированного занятия в старшей группе. ( речевое развитие и художественно-эстетическое развитие) "Весна"
Цель: закрепить в сознании детей признаки весны, сезонные изменения я природе, связанные с этим периодом.Задачи:Обогащение и активизация словаря: март, апрель, май; капель; оттепель; скворцы; до...
Конспект познавательно-речевого занятия в старшей группе «Путешествие обезьянки в Россию»
Конспект познавательно-речевого занятия в старшей группе «Путешествие обезьянки в Россию»...
Конспект занятия на тему: нравственно - патриотическое воспитание «О Русь моя» в старшей группе, для детей имеющих нарушения речи
Конспект занятия на тему:нравственно - патриотическое воспитание«О Русь моя» в старшей группе,для детей имеющих нарушения речи...