конспект занятия на тему: нравственно – патриотическое воспитание в старшей группе, для детей имеющих нарушения речи «О Русь моя»
план-конспект занятия по логопедии на тему

расширять и углублять представления детей о нашей стране, о традициях славянского народа;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gbou_gimnaziya_1476_konspekt_zanyatiya_o_rus_moya.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

                                      ГБОУ  гимназия 1476

Конспект

занятия на тему: нравственно – патриотическое воспитание
 в старшей группе, для детей имеющих нарушения речи

«О Русь моя»

 

                                                                                                                              Воспитатель : Улашенко  Л.А.

 

 

                                                      2014

Программные задачи:

- расширять и углублять представления детей о нашей стране, о традициях славянского народа;

- воспитывать интерес, уважение к этим традициям;

- развивать познавательный интерес у детей;

- продолжать знакомить детей с богатством русского народного творчества через игры, песни, пословицы и поговорки;

- воспитывать у детей интерес и любовь к истокам своей Родины, чувство гордости за русский народ.

Активизация словаря:

Славяне, молодцы, девицы, богатыри, полководцы; лачужка, изба; полон – плен; предки, символ, суеверные, привечать, странники, немощный старец, князь, поколение, дружина, сжечь дотла, стан – лагерь, миновала, лютые – жестокие, злые, гостеприимные, холст.

Подготовительная работа:

- чтение былин;

- рассматривание иллюстраций к былинам;

- разучивание стихов, пословиц и поговорок, песен, игр.

                             Ход занятия:

(Дети с песней и танцем «Моя Россия» входят в зал, затем садятся на стулья)

Воспитатель: - Ребята, какую хорошую песню и танец вы нам сейчас исполнили. Спасибо, вам! А вы знаете, как называется страна, в которой мы с вами живём?

Дети:(Россия)

Воспитатель: - Россия – это наша с вами Родина. А что значит слово «Родина»?

Дети:(это где мы живём; это мама и моя семья; это наш город; это и детский сад; )

Я узнал, что у меня

Есть огромная семья:

И тропинка, и лесок,

В поле каждый колосок.

Речка, небо голубое

Это всё моё родное.


Слышишь песенку ручья –

Это Родина моя!

Детский сад, мои друзья –

Это Родина моя!

Всех люблю на свете я

Это - Родина моя!

Воспитатель: - Наша Родина большая, богатая и красивая страна. В ней много городов, сёл, деревень, станиц.

Но давным-давно в нашей стране не было ни больших городов, ни каменных многоэтажных домов, в которых мы сейчас живём, ни больших сёл – станиц. Были

только густые да дремучие леса, чистые реки, просторные поля, в которых жили дикие звери и плавали разные рыбы.

А по берегам рек, далеко, далеко друг от друга стояли бедные маленькие лачужки, избы. В них жили наши предки – мирные, трудолюбивые люди – славяне.

Дети:(Славяне любили природу, верили ей, любовались ею. Считали они, что солнце – это жар-птица, мороз – это Кощей Бессмертный, вьюга – это Баба Яга, )

Воспитатель: - Верно. А кто из вас знает, помнит какие либо приметы, поговорки связанные с этими языческими символами.

Дети:(Баба Яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирает, помелом след заметает, - и в правду как вьюга кружит; А я знаю, что молнию считали Змеем Горынычем и говорили? «Змей кому-то деньги понёс»; Солнце не померкнет, народ не сломится; Солнце не закроешь, а правду не скроешь;)

Воспитатель: - Много вы всего вспомнили, молодцы! Славяне были добрыми и суеверными – т. е. верили в разные приметы, природные явления для них были предсказаниями будущего.

Дети:(а вы нам читали, что славяне много пахали и трудились: строили избы, ткали холсты, книги церковные переписывали. Стучали по Руси мирные топоры. А в других странах оружие делали.)

Воспитатель: - Всё верно. Память у вас хорошая. Всех обошла Русь по образованности. Славяне первыми из поколения в поколения передавали песни, сказки, былины, в которых прославляли великих князей и их дружины. Описывали их ратные подвиги в былинах, но назывались они другими именами и наделялись волшебной силой, мудростью, огромной любовью к Родине. Вы могли бы сейчас вспомнить богатырей Руси?

Дети:(Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Святогор, Еруслан Лазаревич, Никита Кожемяка, )

Воспитатель: - Ну-ка! Молодцы! Мальчики - богатыри, выходите на поле силами меряться, как делали это славные богатыри в своём детстве.

(Игры: «Вытолкни из круга», «Бой в обруче»)

Воспитатель: - - Ах, и удалые у нас молодцы в группе.

Дети:(Любили славяне и повеселиться. Были у них гусли, и гудок, и дудочки. Девицы как навьют венков из цветов полевых, да как пойдут в хоровод – все ими любуются. А о молодцах-богатырях шла добрая слава по белому свету, что не боятся они ни зверя лютого, ни гада ползучего. )

Воспитатель: - Да всё то вы у меня помните, ничего не забыли. Молодцы! Ребята, давайте мы с вами вспомним и поиграем в русскую народную хороводную игру «Утица»

Дети: (Славяне были гостеприимным народом. Они гостей встречали-привечали. Когда к ним заходили странники, они приглашали их войти в избу, откушать угощения. Для гостей ничего не жалели. Что было в доме тем и угощали, и на дорогу давали. )

Воспитатель: - Совершенно верно, ребята! А ещё славяне жили большой дружной семьёй – это и отец с матерью, и их дети, и дети их детей. Все земли Руси были поделены на княжества. И каждый князь имел дружину, и обязан был защищать свой народ от врагов. А народ почитал князя и слушался его.

Врагов у славянского народа было предостаточно. Все они хотели завоевать земли славян, а их взять в полон. Одним из злейших врагов в то далёкое время был татаро-монгольских хан.

(инсценировка «Авдотья-Рязаночка»)

Ребёнок: - Напали на славянское поселение татары. Были они небольшого роста, широкоплечие, коренастые, с большими бритыми головами, узкими раскосыми глазами. Жестокие они были: саблями рубили и детей, и женщин, и стариков немощных, поджигали дома и в сёлах и городах – сжигали всё дотла.

Всё вокруг горело. Стонала русская земля!

Воспитатель: - Вот так начинается история о Авдотьи -Рязаночке.

Хвастал хан Батый:

Как сожгу сперва я Русь,

Так и к немцам доберусь.

И со всей своей ордой –

Налечу на них грозой.

Ребёнок: - Напал хан Батый на землю русскую, рязанскую. Много людей погубил, много в полон увёз. Ни одного не осталось в живых, и ушёл в степь раздольную. А где в это время была Авдотья-Рязаночка, теперь уже ни кто не знает и не скажет.

Ребёнок: - А когда вернулась она в сожжённый город свой, то горько зарыдала. Взяла она чистую одежду и пошла, искать своего мужа, сына да брата.

Воспитатель: - среди убитых искала своих родных. Не нашла. Среди сожжённых. Не нашла своих близких. Догадалась Авдотья-Рязаночка, что взяли её родных ей людей в полон, враги лютые. Долго - ли, коротко - ли шла никто не знает. Прошла Авдотья-Рязаночка и звериные заставы – не тронули её звери, разбойничьи заставы прошла – не тронули её разбойники. Миновала все преграды. И наконец предстала перед окаянным ханом Батыем.

Хан Батый: - Кто такая? Зачем пришла?

Авдотья-Рязаночка: - Авдотьей меня зовут – прозывают. Да уж не милости у тебя просить пришла я, а судить тебя. Зачем разорил мой дом, полонил сына, мужа да брата? Отдай их мне!

Хан Батый: - Что-ж, баба рязанская, ступай в мои обозы, ищи своих пленников.

Воспитатель: - Рванулась Авдотья, как птица, но остановил её хан.

Хан Батый: - Погоди! Сорви сначала цветок любой. Искать будешь покуда цветок не завянет. Не успеешь за то время найти, сама рабой моей станешь.

Авдотья-Рязаночка: - Горькая твоя милость, хан. Условие твоё принимаю. Но и ты своё слово держи!

Воспитатель: - Сорвала она жёлтый цветочек на длинной ножке. День ходит, другой ходит. А цветочек не то что завял, а ещё ярче стал, распустился, краше стал. Увидал цветок, хан удивился глазам не поверил.

Ребёнок: - долго искала Авдотья-Рязаночка своих родных. Наконец-то их нашла, одела в чистые рубахи и к хану повела.

Авдотья-Рязаночка: - Вот хан мои родные мне люди. Отпусти их! Я выполнила твоё условие. Держи и ты своё слово.

Хан Батый: - Твоя взяла, уходи на Русь. Да только одного из них я отпущу. Выбирай, кого хочешь взять с собой?

Воспитатель: - Страшный выбор стал перед Авдотьей.

Авдотья-Рязаночка: - Не смотри на слёзы мои, а слушай рассуждения мои:

- Я молода и снова могу выйти замуж.

- Будет у меня муж, родится и сын – постоять за Русь.

- Но нет у меня матушки, нет у меня батюшки, значит, не будет никогда у меня брата.

- А без брата на Руси человеку нельзя быть.

- без родной кровной родни не отстоять земли русской.

- отпусти со мной брата, хан!

Хан Батый: - Удивила, ты меня баба русская! За твою мудрость отпускаю я с тобой и брата, и сына, и мужа. Ступай с моих глаз.

Ребёнок: - Давно это было, но и сейчас цветёт на Руси цветок по имени Бессмертник.

Воспитатель: - Долго ещё ползали и рыскали, как звери, по русской земле: то зелёной, то в золотом убранстве, то в заснеженных одеяниях. Не только татаро-монгольская орда досаждала нашим предкам. Были и другие враги, которые посягали на Русскую землю, на русский народ. Но были всегда на Руси герои-воины, которые защищали нашу землю от врагов.

Девиз воинов-защитников был и будет вовеки веков: «Кто пришёл к нам с мечом, тот от меча и умрёт».

А каких русских полководцев, вы, сможете вспомнить?

Дети:(Александр Невский – он сражался с немецкими, тевтонскими орденами; Дмитрий Донской; Суворов и Кутузов – они воевали с французским Наполеоном; Жуков, Рокоссовский – воевали с фашистскими захватчиками;. .. )

Воспитатель: - Да, не удалось никаким врагам поставить на колени русский народ. Напомните нам ещё раз девиз Александра невского

Дети: («Кто пришёл к нам с мечом, тот от меча и умрёт»).

Ребёнок:

Слава! Слава! Родной Руси!

Не скакать врагам по нашей земле,

Не топтать их коням землю русскую,

Не затмить им солнца красного

Над Россией нашей!

(В завершении занятия звучит гимн России. Дети слушают гимн стоя)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе Тема: "Семейные обычаи на Руси"

Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен.Учить использовать нетрадиционную технику рисования (роспись пером), выполняя элементы:...

Конспект занятия на тему: Нравственно - патриотическое воспитание «О Русь моя» в старшей группе.

задачи:- расширять и углублять представления детей о нашей стране, о традициях славянского народа;- воспитывать интерес, уважение к этим традициям;- развивать познавательный интерес у детей;- продолжа...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе для детей с нарушение слуха и речи. Тема занятия «Одежда».

Конспект занятия    по ознакомлению   с окружающим   миром в старшей группе для детей с нарушение слуха и речи.Тема занятия «Одежда»....

план самообразования. ТЕМА:"Нравственно-патриотическое воспитание в старшей группе"

Воспитание гражданина и патриота своей страны. •Формирование  нравственных ценностей....

«Русь, Россия, Родина моя» Конспект игры в старшей группе, для детей имеющих нарушения речи

Программные задачи:- закрепить знания детей о нашей стране, о нашем городе;- продолжить формировать представления, что наша страна Россия, и в ней много городов и сёл;- систематизировать знания детей ...

Конспект занятия на тему: нравственно - патриотическое воспитание «О Русь моя» в старшей группе, для детей имеющих нарушения речи

Конспект занятия на тему:нравственно - патриотическое воспитание«О Русь моя» в старшей группе,для детей имеющих нарушения речи...

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе для детей с ОВЗ «Россия – Родина моя»

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе для детей с ОВЗ «Россия – Родина моя»Занятие подготовила:воспитатель МК ДОУ «Детский сад №188Хр...