конспект непосредственно- образовательной деятельности детей
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Хохрова Людмила Павловна

Конспект НОД по развитию речи в Старшей группе на тему " Зима"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx18.89 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

  Непосредственно - образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: «Зима»

    Цели:

      1. Обобщать и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы.

      2. Закреплять умения детей отвечать на вопросы полным предложением.

      3. Активизировать словарь по данной теме; учить подбирать определения к заданным словам (активизация прилагательных). Обогащение словаря: вьюга, метель, пороша, запорошила, вьюжная.

      4. Совершенствовать грамматический строй речи: учить подбирать однокоренные слова, использовать в речи существительные в нужном падеже.

      5. Развивать внимание, мышление.

 

 Средства:   Иллюстрации с зимними пейзажами, фонограмма П. И. Чайковского "У камелька" ("Времена года");  альбомные листы светло-голубого тона, цветные карандаши (цветные восковые мелки).

 

Способы:  Чтение стихотворения А. С. Пушкина « Зима» ; Характеристика зимних месяцев; Прочтение отрывка из стихотворения Е. Трутневой « Первый снег», Дидактическая игра « Довавь слово».;  Упражнение « Закончи предложение», Самостоятельная деятельность детей.

 

      Предварительная работа:

1. Наблюдения во время прогулок.

     2. Чтение рассказов, разучивание стихотворений о зиме; беседа о приметах зимы.

     3. Рассматривание иллюстраций с изображением зимней природы.

 

 

Ход образовательной деятельности

      На доске висят иллюстрации с зимними пейзажами. Воспитатель читает стихотворение:

          Идет волшебница-зима.

          Пришла, рассыпалась;

          Клоками повисла на суках дубов;

          Легла волнистыми коврами

          Среди полей, вокруг холмов.

          Брега с недвижною рекою

          Сравняла пухлой пеленою;

          Блеснул мороз. И рады мы

          Проказам матушки-зимы.    

                                                    А. С. Пушкин

      Воспитатель. Ребята, сегодня мы будем говорить о прекрасном времени года - зиме.

      - Кто скажет, сколько месяцев длится зима?   (Три.)

      - Назовите эти месяцы.   (Декабрь, январь, февраль.)

      - А какой сейчас месяц?   (Январь.)

 

      Воспитатель. В это время года мы часто говорим слово "снег". А какой снег?    (Белый, холодный, пушистый, липкий и т. д.)

     Воспитатель читает детям отрывок из стихотворения Е. Трутневой "Первый снег":

          Что такое за окном?

          Сразу в доме посветлело!

          Это снег лежит ковром,

          Самый первый, самый белый!

      Дидактическая игра "Добавь слово"

      - Зимой все покрыто белым пушистым снегом. Давайте мы поиграем с этим словом. Я буду читать стихотворение, а вы заканчивайте строчки словами, похожими на словоснег.

          Тихо, тихо, как во сне, падает на землю...  (снег)

          С неба все скользят пушинки - серебристые...  (снежинки)

          На деревья, на лужок тихо падает...  (снежок)

          Вот веселье для ребят - все сильнее...  (снегопад)

          Все бегут вперегонки, все хотят играть в...  (снежки)

          Словно в белый пуховик нарядился...  (снеговик)

          Рядом снежная фигурка - это девочка...  (Снегурка)

          На снегу-то, посмотри, с красной грудкой...  (снегири)

          Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил...  (снег)

      - Какие вы слова добавляли? На какое слово они похожи?  (ответы детей)

 

      Воспитатель. Какие явления природы можно наблюдать зимой?     (Снегопад, метель, вьюгу.)

      - Тропинки запорошило - это как  вы понимаете?  (Занесло снегом.)

      "Пороша", "запорошило" - эти слова дети повторяют хором и индивидуально.

      - Какие слова можно сказать про зиму, какая она?  (Снежная, морозная, вьюжная, холодная и т. д.)

        

      Физминутка «Снежинки»
Ой летят, летят снежинки -
Белоснежные пушинки.                    
(Плавные взмахи руками.)
Это зимушка-зима                             
(Отводим сначала правую руку в сторону,
Рукавами повела.                                
затем левую руку в сторону.)                             
Все снежинки закружила    
И на землю опустила.                        
(Покружиться и присесть.)

 

      Воспитатель. Что происходит зимой с деревьями? Какие они? (Они стоят голые, без листьев, только сосна и ель зеленые; деревья зимой отдыхают)

      - А как вы думаете, как живут зимой звери в лесу?  (Дети рассказывают о зайце, лисе, белке, медведе и др.)

      - Птицы все улетели на юг? Расскажите, какие птицы зимуют и чем питаются, кто им помогает выжить зимой.   (Рассказы детей. Заслушивается 2-3 рассказа.)

      Воспитатель. А какие у вас забавы да игры зимой?  (Катаемся на санках, лыжах, коньках. Играем в снежки, лепим снежную бабу и др.)

      Упражнение "Закончи предложение"

      - Давайте поиграем в игру. Я буду говорить начало предложения, а вы будете добавлять слово снеговик.

      Мы решили слепить...  (снеговика).

      Мы приделали нос-морковку нашему...  (снеговику).

      Мы показали соседям нашего...  (снеговика).

      Мы играли с нашим...  (снеговиком).

      Мы рассказали бабушке о...  (снеговике).

 

      Физкультминутка "Снеговик"

Давай, дружок, смелей, дружок,        (Идут по кругу, изображая, будто

Кати по снегу свой снежок.                  катят перед собой снежный ком.)

Он превратится в снежный ком,         ("Рисуют" руками большой круг.)

И станет ком снеговиком.                      ("Рисуют" снеговика из трех комков.)

Его улыбка так светла!                        (Широко улыбаются.)

Два глаза, шляпа, нос, метла.             (Показывают глаза, прикрывают

                                                     голову ладошкой, дотрагиваются до носа.)

Но солнце припечет слегка -                (Медленно приседают.)

Увы! - и нет снеговика.                       (Разводят руками, пожимают плечами.)

 

      Воспитатель предлагает детям нарисовать картинку о зиме.

      Звучит спокойная музыка,  дети рисуют.

      Итог. Оценка деятельности детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО РЕЧЕВОМУ НАПРАВЛЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ (ПОЗНАНИЕ) ТЕМА: "ЧТО ТЫ МОЖЕШЬ-МАГНИТ"

В конспекте отражена поисково-исследовательская деятельность  детей по изучению свойств магнита.В ходе экспериментирования использованы игровые ситуации, а также современные информационно-коммуни...

Конспект непосредственно образовательной деятельности детей во II младшей группе. Образовательная область «Коммуникация». «Я люблю свою лошадку».

Конспект для проведения непоследственно-образовательной деятельности по речевому развитию с детьми во второй младшей группе на составление описательного рассказа по игрушке. НОД разработана на основе ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста, Образовательная область "Физическая культура": по теме"Цирк зажигает огни"

План - конспект сюжетного интегрированного занятия с использованием здоровьесберегающих технологий: по теме "Цирк зажигает огни"...

План – конспект непосредственной образовательной деятельности детей подготовительной группы с использованием электронно – образовательных ресурсов. Тема: «Лесное сообщество».

Цель данного мероприятия - уточнить представления детей о взаимосвязи обитателей лесного сообщества, их пищевой зависимости друг от друга. На занятии использованы практически все виды детской деятельн...

Конспект непосредственно образовательной деятельности детей средней группы детского сада (образовательная область «Физическая культура на воздухе»)

Конспектнепосредственно образовательной деятельности детей средней группы детского сада (образовательная область «Физическая культура на воздухе»)Тема: «По грибочки в лес пойдем»Цель: Закрепление...