"Путешествие в царство зимы"
план-конспект занятия по развитию речи на тему
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №36 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА» НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «Путешествие в «Царство Зимы»» (старший дошкольный возраст) ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА ВОСПИТАТЕЛЬ ЛИТВИНЮК Л.В. САРАНСК, 2015 |
Програмные задачи:
1.Обобщать и систематизировать знаниядетей о зиме, уточнит знания детей о признаках зимы, знать названия зимних месяцев.
2.Учить видеть. Устанавливать причинно-следственные связи, последовательность явлений природы(ночи длинные — дни короткие, реки и озёра покрыты льдом и т. д.).
3.Закрепить категории родительного падежа, развивать внимание и память, мышление.
4.Учить детей словообразованию.
5.Формировать грамматически правильную речь, совершенствовать разговорную речь детей.
6.Развивать дружбу между детьми.
Интеграция образовательных областей.
Предварительная работа:
Экскурсии в зимний лес, территория детского сада. Беседы о зиме. Чтение стихов о зиме. Загадывание загадок. Знакомство с приметами, пословицами о зиме. Художественное творчество согласно планированию.
Материал:
Магнитофон, запись, игрушка Буратино, рисунки «вагончики», картинки(снегоуборочная машина, самосвал со снегом, дворник, охотник, дети лепят снеговиков, катаются с горки на санках, играют в снежки, зимующие птицы в кормушке), мяч,указка, картинка с дикими животными, фигурки животных, картина «Кормушка», фигурки птиц, коллаж, картинки для коллажа, ватман, салфетки, клей, плакат «Отлично».
Методы:
Словесные:
Пояснение, объяснение, беседа,пословицы, приметы, педагогическая оценка.
Практические:
Выполнение коллажа о зиме.
Игровые:
Игра «Кто что делает зимой?»,
Игра «Кормушка»,
Игра «Животные заблудились».
1. - Организационный момент.
Дети входят в группу — встают полукругом лицом к гостям.
Воспитатель: Дети, к нам пришли гости. Поздароваемся с гостями.
Дети: Добрый день! Мы Вам рады!
2. - Звучит тихая музыка. Воспитатель читает стихотворение.
Идёт волшебница зима
Пришла, рассыпалась: клоками
Повисла на суках дубов
Легла волшебными коврами
Среди полей, вокруг холмов
(А.С.Пушкин)
- Музыка выключается.
Воспитатель: Дети, о каком времени года говорится в стихотворении?
Дети: О зиме.
Воспитатель: Правильно! Сегодня мы отправляемся в увлекательное путешествие в «Царство Зимы». Вас ждут интересные задания. Повезёт нас в «Царство Зимы» волшебный паровозик.
Дети рассаживаются по своим местам.
3. - Под салфеткой объёмная игрушка Буратино.
Воспитатель: Дети, а вот Буратино не знает, что идёт зима. Слушай внимательно, Буратино, ответы детей. Учись, запоминай. Приглашаем тебя в путешествие.
Беседа о зиме.
Воспитатель: После чего наступает зима?
Дети: Зима наступает после осени.
Воспитатель: Назовите зимние месяцы.
Дети: Декабрь, янврь, февраль.
Воспитатель: Что происходит в природе зимой?
Дети: Реки и озёра замерзают,
солнце редко светит, лучи его не греют,
дни короткие, а ночидлинные,
деревья стоят голые.
Воспитатель: Что лежит на крышах домов и на улицах?
Дети: На крышах домов и на улицах лежит снег.
Воспитатель: Что надевают люди зимой?
Дети: Люди зимой надевают тёплую одежду.
Воспитатель: Как живётся птицам и зверям зимой?
Дети: Звери не бояться зимы. От стужи их спасает пушистая тёплая шерсть. Заяц и белка поменяли окраску шерсти, чтобы лучше прятаться от хищников. Не страшен им и голод. Белка ест семена еловых шишек. Лиса ищет норки мышей. Заяц гложет кору деревьев. Медведь спит в берлоге, в январе у медведицы появляются на свет маленькие
медвежата.
Воспитатель: Что происходит с зимующими птицами?
Дети: Птицы в это время года приближаются к жилью человека. Синицы питаются личинками насекомых, семенами кустов и деревьев. Воробьи и голуби ищут крошки и остатки пищи на земле.
Воспитатель: Как можно помочь зимующим птицам?
Дети: Развесить кормушки на деревьях в парке, в лесу, в детском саду.
4. - Воспитатель: Какие приметы, пословицы о зиме вы знаете?
Дети: Звёздное небо — к морозу.
Много снега — много хлеба.
Береги нос в большой мороз.
Воспитатель: Как вы объясните примету: Много снега — много хлеба?
Дети: Если будет много снега, будет много воды, а влага полезна для всходов.
Воспитатель: Молодцы! Хорошие ответы. Вот, Буратино, как много интересногознают дети о зиме. Дети, Буратино остался доволен вашими ответами.
5. - Игра «Отгадайка»(с мячом).
- если метёт метель, то погода — метельная,
- светит солнце — солнечная,
- дует ветер — ветренная,
- идёт снег — снежная,
- веет въюга — въюжная,
- хмурое небо — хмурая,
- мороз на дворе — морозная,
- звёзды на небе — звёздная.
6. - Воспитатель: Продолжим наше путешествие.
Дети рассаживаются по местам.
Игра «Кто что делает зимой?»
- - дети? — лепят снеговика, играют в снежки, катаются на санках, лыжах, коньках,
- дворник? — расчищает дорожки от снега,
- водитель снегоуборочной машины? — убирае снег на дорогах,
- шофёр самосвала? — вывозит снег за город,
-охотник? — охотится на диких животных,
- зимующие птицы? — ищут кормушки с зерном, прилетают к жилью человека.
7. - Игра «Кормушка»(на внимание, память).
Воспитатель: Дети, назовите птиц, которые прилетели в кормушку.
Дети: Синицы, воробьи.
Воспитатель: Посчитайте, сколько птиц в кормуше. Закройте глаза(воспитатель убирает 2-3 птицы). Откройте глаза. Посчитайте, сколько птиц осталось в кормуше. Назовите птиц, которых не стло в кормушке.
- Дети: В кормушке не стало воробья, синицы.
Воспитатель: Молодцы! Вы были очень внимательны.
- - Психогимнастика -
- - изобразите мимикой замерзающего воробья,
- напуганного зайца, убегающего от лисицы,
- голодную ворону.
Хорошо. Буратино понравилось как вы выполнили психогимнастику.
8. - Воспитатель: Назовите диких животных, обитающих в лесах Мордовии.
Дети: Волки,лисы, медведи, кабаны...
9. - Игра «Животные заблудились».
Воспитатель: Дети, дикие животные заблудились. Помогите им найти свои дома.
- пушистая белка живёт в дупле,
- хитрая лиса живёт в норе,
- белый заяц живёт под кустиком,
- серый волк живёт в логове,
- косолапый медведь спит в берлоге,
- колючий ёж спит в ямке под кустом,
- сильный лось живёт в лесу.
Дети, Буратино узнал много интересного о диких животных.
10.- Воспитатель: Дети, наше путешествие подходит к концу. Предлагаю пройти в мастарскую «волшебницы Зимы» и выполнить коллаж о нашем путешествии.
Дети подходят к столам.
- - Пальчиковая гимнастика -
Раз,два,три,четыре,пять
Мы во двор пошли гулять,
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались,А ещё в снегу валялись.
Все в снегу домой пришли,
Съели суп и спать легли.
- - Под тихую музыку дети выполняют работу.
11.- Воспитатель: Молодцы, дети! Вы много знаете. Многому научились. Я предлагаю
подарить наш коллаж Буратино в память о таком увлекательом путешествии! Согласны?
Дети: Да
Воспитатель: (вывешивает картинку на доску). Дети, вы старались правильно отвечать , выговаривать звуки. Следите за моей указкой. Читайте(на плакате - «Отлично»). Ваши знания я и Буратино оценивем на отлично. Наше путишествие подходит к концу. Мы возвращаемся в группу. Спасибо, дети!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий занятия развлечения «Путешествие в царство Зимушки-Зимы».
Развитие творческих способностей у детей в процессе разрешения специально смоделированной проблемной ситуацией...
Интегрированное занятие по математике в старшей группе на тему «Путешествие в царство Зимушки-зимы»
Программное содержание:Совершенствовать умение детей пользоваться прямой и косвенной речью.Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойство и качество предметов, явлений эмоций чу...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема " Путешествие в царство " Зимушка- зима"
В ходе занятия дети путешествовали по " царству Зимушики- зимы". Они проговаривали скороговорки, отгадыали загадки, называли пословицы о зиме. Помогли зайчику собрать " ледяную" картину из околков и с...
занятия в подготовительной группе "Путешествие в царство Зимушки-зимы"
Занятия по развитию речи. На этом занятии дети должны уметь проявлять смекалку,уметь составлять рассказ по сюжетной картинке....
Развлечения для старших дошкольников «Путешествие в царство Зимушки - зимы»
Закрепление знаний о времени года - зима, змних явлениях природы; развитие умения составлять описательный рассказ....
Игра – КВЕСТ «Путешествие в царство Зимушки-зимы»
квест-игра для детей подготовительной группы по рпзвитию речи...
Интегрированное занятие в старшей группе «Путешествие в царство Зимушки-зимы»
Цель: речевое и познавательное развитиеЗадачи: Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойство и качество предметов;Закрепить полученные знания о зиме;Закрепить знания о диких животных...