Конспект образовательной деятельности с дошкольниками по речевому развитию "Путешествие по сказкам"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Бровцина Наталья Анатольевна

Конспект образовательной деятельности на развитие грамматического строя речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский  сад  комбинированного вида  № 86 "ПОЧЕМУЧКА"

городского округа Тольятти

План – конспект

образовательной деятельности с дошкольниками

 по речевому развитию

в старшей группе

Тема: «Путешествие по сказкам»

Подготовила воспитатель: Бровцина Н.А.

Интеграция образовательных областей:

- Социально – коммуникативное развитие;

- Речевое развитие;

- Физическое развитие.

Задачи:

1. Социально – коммуникативное развитие:

- развитие у детей коммуникативных способностей.

- закреплять умение обыгрывать русскую народную сказку «Заюшкина  избушка», развивать творческую активность.

2. Речевое развитие:

- закрепить у детей  навыки образования притяжательных прилагательных;

-  закрепить умение согласовывать числительные с существительными;

- упражнять детей в  умении  согласовывать прилагательные с существительными;

- совершенствовать умение детей образовывать существительные при помощи суффиксов – ник -,  - ниц -.

3. Физическое развитие:

- закреплять умение согласовывать движения в соответствии с текстом при выполнении физминутки.

Методы и приемы:

- практический (игры);

- наглядный (показ);

- словесный (объяснения, вопросы-ответы).

Материал и оборудование:

       Маски животных (лиса, волк, заяц, медведь, лягушка); письмо домовенка Кузи; карта группы; конверты с заданиями; карточки с изображением сказочных персонажей (сказка «Золушка»); карточка с изображением животных (игра «1-3-5»); мяч; кукольный театр «Би-Ба-Бо» (рус.нар. сказка «Заюшкина избушка»; волшебный сундучок; «подарки для детей», аудиозапись мелодии Карен Свобода «Три орешка для Золушки».

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Игровая

Д/и «Чей? Чьи?», д/и «1-3-5», д/и «Поможем Федоре накрыть на стол», д/и «Какой? Какая?».

Коммуникативная

Вопросы.

Коммуникативная игра «Здравствуй!».

Театрализованная игра по рус.нар. сказке «Заюшкина избушка»

Д/и «Чей? Чьи?», д/и «1-3-5», д/и «Поможем Федоре накрыть на стол», д/и «Какой? Какая?».

Двигательная

Физкультминутка «Буратино».

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1

Организационный момент.

1. Воспитатель проводит коммуникативную игру «Здравствуй!».

2. Воспитатель читает письмо от домовенка Кузи.

1. Выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения, проговаривают текст  стихотворения.

2. Отвечают на вопросы.

Развитие коммуникативных способностей.

 

2

Д/и «Чей?Чьи?»

Воспитатель раздает детям маски животных и проводит дидактическую игру.

Отвечают на вопросы: чьи уши? чьи лапы? чей хвост и т.д.

Наличие умения образовывать притяжательные прилагательные.

3

Д/и «Какой? Какая?»

Воспитатель раздает детям карточки с изображением героев сказки «Золушка».

Дети называют героя и отвечают на вопрос какой? какая?

- золушка (трудолюбивая, уставшая, добрая, грустная, честная);

- мачеха (ленивая, злая, жадная, хитрая, ворчливая);

- принц (высокий, добрый, смелый, умный, печальный);

- фея (волшебная, красивая, сказочная, умная).

Наличие умения согласовывать прилагательные с существительными.

4

Физкультминутка

«Буратино».

Воспитатель читает текст стихотворения и показывает движения.

Произносят текст, выполняют имитационные движения.

Наличие умения согласовывать  слова и движения.

5

Обыгрывание рус.нар.сказки «Заюшкина избушка».

Воспитатель предлагает детям выбрать персонажа сказки и помочь зайчику прогнать лису.

Выбирают персонажей сказки и обыгрывают сказку.

Наличие умения обыгрывать рус.нар.сказку. Развитие творческой активности.

6

Д/и «1-3-5?»

Воспитатель предлагает детям посчитать зверей, которые пришли лечиться к доктору Айболиту.

Пересчитывают зверей (один медвведь, два зайца, три волка, четыре ежа, пять лис).

Наличие умения согласовывать числительные с существительными.

7

Д/и «Поможем Федоре накрыть на стол» (с мячом)

Воспитатель предлагает помочь Федоре накрыть на стол.

Строятся в круг.  Ловят мяч и называют слово образованное при помощи суффиксов –ниц- , -ник-.
(салатница, сахарница, супница, кофейник и т.д.)

Выполняют задание.

Наличие умения образовывать слова с суффиксами –ниц-, -ник-.

8

Рефлексия.

- Что мы сегодня делали?

-Что вам больше всего понравилось?

Отвечают на вопросы воспитателя. Забирают подарки от домовенка Кузи.

Наличие умения высказывать свою точку зрения.

Приложение

1. Д/и «Чьи хвосты (уши, лапы)?»

Цель игры: закрепить навык образования притяжательных прилагательных.

Ход игры:

     Воспитатель раздает маски животных детям, спрашивая: «Чья маска?».

     Дети встают в круг. Идут по кругу и  произносят слова:  - Дети по лесу шагали и лисицу увидали. Здравствуй хитрая лиса!

     Один из детей спрашивает: «Лиса, чьи у тебя уши?» Лиса отвечает: «Лисьи».

     Лиса встает в круг. Дети идут по кругу и встречают волка: «Здравствуй волчище – острые зубищи! А зубы у тебя чьи?». Волк отвечает: «Волчьи» и т.д.

2. Д/и «Какой? Какая?»

Цель игры: закрепить умение детей согласовывать прилагательные с существительными.

Ход игры: Детям предлагается выбрать по одной карточке и ответить на вопрос какой? какая?

- Золушка – грустная, уставшая, добрая, трудолюбивая, честная.

- Мачеха – сердитая, злая, ленивая, хитрая, жадная, ворчливая.

- Принц – добрый, веселый, смелый, умный, печальный.

- Фея – красивая, волшебная, сказочная, умная, добрая.

3. Физминутка «Буратино»

Буратино потянулся.   (Руки поднять вверх и потянуться на носочках).
Раз - нагнулся, два - нагнулся.  (
Наклоны влево и вправо).
Руки в стороны развел,  (
Развести руки в стороны).
Ключик, видно, не нашел.   (
Вращения руками перед грудью).
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
  ( Руки поднять вверх и потянуться на носочках)

4. Д/и «1-3-5»

Цель игры: закрепить умение детей согласовывать числительные с  существительными.

Ход игры:  Детям предлагается посчитать животных, которые пришли лечиться к доктору Айболиту.

- один заяц,

- два волка,

- три ежа,

- четыре медведя,

- пять лис.

5. Д/и «Поможем Федоре накрыть на стол» (с мячом)

Цель игры: упражнять детей в умении образовывать существительные при помощи суффиксов –ник-, -ниц-.

Ход игры: Детям предлагается помочь Федоре накрыть на стол.

- во что Федора насыпала сахар – в сахарницу,

- во что Федора налила суп – супницу,

- во что Федора положила салат – в салатницу,

- в чем Федора приготовила чай – в чайнике,

- во что Федора насыпала перец – в перечницу,

- во что Федора положила конфеты – в конфетницу,

- где у Федоры хранится хлеб – в хлебнице,

- во что Федора налила молоко – в молочник.

Список используемой литературы

       1. Алексеева М.М.  Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] /  Алексеева М.М.,  Яшина Б.И., Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.

       2. Белая К.Ю. Разноцветные игры [Текст] / Белая К.Ю., Сотникова В.М. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2007. – 336 с.

      3. Ванюхина Г. Речецветик. Занимательное пособие для дошкольников [Текст] / Ванюхина Г. – Русич, 1993.

      4.  Максаков А.И. Учите, играя [Текст] / Максаков А.И., Тумакова Г.А. –М.: Просвещение, 1983. – 144с., ил.

      5.  Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст]: Пособие для воспитателя дет. сада. - под ред. Ф.А. Сохина - 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979. — 223 с, ил.

     6.  Ушакова О.С.  Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]/ Ушакова О.С., Струнина Е.М. Учеб. метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект образовательной деятельности с дошкольниками во 2 младшей группе « В гостях у русской народной сказки «Колобок»».

Задачи:Познавательное развитие ·        Закреплять умение детей слушать сказку, отвечать на  вопросы по содержанию и отгадывать загадки·...

План – конспект образовательной деятельности с дошкольниками 2 младшей группы «В гостях у русской народной сказки «Колобок»».

План – конспект образовательной деятельности с дошкольниками 2 младшей группы«В гостях у русской народной сказки «Колобок»».Педагогические технологии: Здровье-сберегающие: Физминутка.Лисност...

План –конспект образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе. Тема:«Экологическая сказка про воду»

Конспект занятия по развитию речи  "Экологическая сказка про воду"включающий в себя опыты....

Конспект образовательной деятельности по познавательному и речевому развитию Тема: «Золотая осень в гости к нам пришла» Подготовительная группа Воспитатель: Гладкова Л.И. МАДОУ ЦРР – д/с №14 г. Кропоткин

Конспект образовательной деятельностипо познавательному и речевому развитиюТема: «Золотая осень в гости к нам пришла»Подготовительная группаВоспитатель: Гладкова Л.И.МАДОУ ЦРР – д/с №14г. Кропоткин...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе «Любимые сказки А.С. Пушкина»

Материал предназначен для воспитателей,работающих в старших группах. Занятие способствует развитию памяти, познавательного мышления, активизации активного словаря ребенка и т.д.. РЕбята в процессе игр...

Конспект совместной интегрированной образовательной деятельности для воспитанников подготовительной речевой группы "Зимняя сказка"

Цель: учить детей самостоятельно придумывать сказку на заданную тему по предложенному плану, совершенствуя речевые навыки....

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе. « Пересказ сказки «Крылатый, мохнатый да масленый с использованием технологии кластер"

Составляем кластер по прочитанному произведению  используя картинки из сказки. Пересказываем сказку с помощью кластера....