Конспект образовательной деятельности "Знакомство с Невой"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Наш город Санкт-Петербург расположен в дельте реки Невы. Наш поселок располгается на притоке - реке Ижоре, где она впадает в Неву. Здесь произошла битва Александра Невского со шведами в 1240 году. И познакомить детей с рекой Невой с её историей, остравами и мостами было целью моего занятия. В конспекте дается описание реки как географического объекта. Дети знакомяться с такими словами: дельта рукав, русло, приток.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_znakomstvo_s_nevoy.docx | 28.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №22
Колпинского района г. Санкт- Петербурга
Конспект
по социально-коммуникативному развитию
«Знакомство с Невой»
(старшая группа)
Воспитатель:
Малоземова Светлана Анатольевна
2015 год
Конспект образовательной деятельности
«Знакомство с Невой»
Цель: Дать детям представление о Санкт-Петербурге как о городе морском, речном.
Задачи:
- Дать детям представление о реке как о географическом объекте.
- Ввести в понятийный словарь детей термины: исток, русло, дельта, рукав, приток, устье.
- Развивать творчество, воображение, фантазию.
Материал: фотографии города с высоты птичьего полёта, с изображением мостов, каналов, речного и морского транспорта, герба, таз с водой, бумажные кораблики, флажки с буквами (н, с, е, а, в, д)
Ход занятия:
Есть в нашем городе река, её зовут Нева.
И широка и глубока речная синева.
Нева волною в берег бьёт,
Нева к заливу лёд несёт.
Плывут на льду полны воды от чьих-то валенок следы.
Следы от лыж и от коньков, от снежных баб и от снежков.
Когда от ладожского льда освобождается вода,
То в эту воду с высоты, глядят как в зеркало мосты.
Воспитатель: С высоты птичьего полёта хорошо видно, что Санкт-Петербург можно назвать городом рек и каналов. Самая главная река нпшего города? (Нева). Наш город называют по разному: город над Невой, город на Неве, а ещё говорят: невские берега, невские просторы.
Протяжённость реки 74 км и протекает она по руслу. Место течения реки – это русло ( дети повторяют новое слово). Вытекает река, то есть берёт своё начало, из Ладожского озера. Место, откуда вытекает река называется - исток (дети повторяют). Нева очень полноводная и стремительная река, она несёт свои воды в Балтийское море, на всём пути в неё впадают очень много рек: Ижора, Тосно, Мга – это притоки левого берега; Черная речка, Охта – притоки правого берега. Реки, которые впадают, называются притоки (дети повторяют слово). Нева впадает, она тоже приток, в Финский залив, это кусочек Балтийского моря. При впадении в Финский залив река Нева разбивается на множество речек-рукавов. Между ними находятся острова, кусочек земли, окружённый водой. Весь наш город стоит на островах, первоначально их было 101, а сейчас осталось- 42. Место впадения реки в залив называется – устье, а множество речушек-рукавов образуют – дельту реки (дети повторяют новое слово). В черте города Нева течёт на протяжении 28 км.
Нева – удивительная красавица! Ранним утром в лучах восходящего солнца розовеют её воды, легкий туман парит над рекой. Днём быстрая рябь свинцовых волн разбивается о гранитные берега; в сумерках Нева пепельно-серая, загадочная. В нашем городе есть одна старинная традиция- теплоходные прогулки по Неве. Плещется за бортом вода, обдувает пассажиров свежий ветерок, открывается перед глазами прекрасная панорама города.
Дидактическая игра: Давайте с вами попробуем составить слово «нева». Дети из предложенных букв составляют слово «нева».
Предлагаю вам ребята игру «Регата на Неве».
Цель: Развивать длительный выдох.
Ход игры: С силой дуть на кораблик. Чей кораблик быстрее достигнет противоположного берега.
Но иногда у обычно спокойной Невы «портится характер». Тогда она становится темной, тревожной, гневной. Сильные порывы ветра останавливают её бег, и происходит наводнение. Как вы считаете, ребята, что это за явление природы? Так А.С. Пушкин описал петербургское наводнение.
Но силой ветра от залива
Перегражденная Нева
Обратно шла, гневна, бурлива
И затопляла острова.
Нева вздувалась и ревела….
Котлом клокоча и клубясь
И вдруг, как зверь остервенясь
На город кинулась…
Наводнения бывают редко, а большую часть года у Невы спокойный характер. И она приносит огромную пользу людям, городу. С весны и до осени по Неве перевозят грузы. В морской порт приходят суда из разных стран и по Неве в ночное время они отправляются дальше в Ладожское озеро, и по рекам вглубь России. В это время разводят мосты, что бы проплывали большие суда. На больших круизных теплоходах к нам в город приезжают турист со всего света. Вот почему на гербе нашего города изображены два якоря: морской –двузубый и речной- четырёхзубый.
А ещё наша река и поилица, и кормилица. Объясните ребята значение этих слов.
В заключении нашей беседы, предлагаю игры «Подбери правильно». Я буду называть слово, а вы должны продолжить.
Нева - река
Финский - залив
Ладожское – озеро
Балтийское – море
Морской – порт.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №22
Колпинского района г. Санкт- Петербурга
Конспект
«Путешествие по Неве на водном трамвайчике»
(старшая группа)
Воспитатель:
Малоземова Светлана Анатольевна
2015 год
«Путешествие по Неве на водном трамвайчике»
Цель: расширить представления детей о пассажирском транспорте.
Задачи:
- Расширить знания детей о своём городе.
- Способствовать развитию умения выбирать сюжет для игры.
- Закреплять у детей умение осуществлять игровые действия, действовать с воображаемыми объектами, используя предметы заместители.
- Продолжать учить детей вести ролевой диалог во время игры.
Материал и оборудование: модули для строительства теплохода, российский флаг, якорь, спасательные круги, трап, штурвал, табличка с названием теплохода, фуражка капитана, морские воротнички, бескозырки, бинокль, касса, билеты, микрофон; карточки по распределению ролей: фуражка –капитан, штурвал – рулевой, бинокль – помощник капитана, билеты- кассир, стульчик – пассажи; фотографии с видами Санкт-Петербурга.
Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстраций с видами Санкт-Петербурга;
- Беседа на тему «Город, в котором я живу»;
- Составление карты-схемы реки Невы;
- Чтение художественной литературы: Г. Юрмин «Все работы хороши», Л. Ермолаева, И. Лебедева «Чудесный город», «Путешествие водной феи по Санкт-Петербургу».
- Изготовление атрибутов для игры( билеты на теплоход, табличка с названием, якоря, спасательные круги).
Ход игры:
Предварительные вопросы к детям:
- Из чего можно построить теплоход?
- Люди каких профессий работают на теплоходе?
- Какое название можно дать теплоходу?
- Как нужно вести себя, чтобы путешествие было безопасным?
- Какие правила на воде нужно соблюдать?
Мы с вами уже говорили, что в нашем городе есть старинная традиция речных прогулок. И сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие по красавице Неве. Предлагайте, на каком водном транспорте мы поплывем? (ответы детей – катер, лодка, теплоход, корабль, яхта, пароход). Молодцы много назвали водных транспортных средств, но остановимся на маленьком теплоходе, который называют, водный трамвай. Как мы назовём наш теплоход? ( Ответы детей).
Название придумали, и теперь приступаем к постройке теплохода. ( Дети устанавливают борта из модулей, стульчики для пассажиров, прикрепляют спасательные круги, якоря, табличку с названием, штурвал, российский флаг).
А теперь, когда наш трамвайчик готов, осталось распределить роли – кто кем будет на теплоходе. (Дети по очереди достают карточки с ролями).
Чтобы попасть на теплоход надо приобрести билеты, дети покупают билеты, и занимают места согласно номеру билета.
Капитан: (дает команду рулевому). Поднять якоря, поднять флаг, держим курс по реке Неве в Санкт-Петербург.
Воспитатель берёт на себя роль экскурсовода. « Наша экскурсия начинается с посёлка Усть-Ижора, который находиться на берегу реки Ижора при впадении в Неву. Река Ижора приток реки Невы». Воспитатель показывает фотографии с видами посёлка, и рассказывает о них.
Наша первая остановка – Рыбацкий проспект.
Капитан: Остановка Рыбацкий проспект. Спустить якоря! Спустить флаг.
Воспитатель: Почему он так называется? Раньше здесь была рыбацкая деревушка, рыбацкая артель. И я вам предлагаю по играть в игру «Рыбаки и рыбки». Игра начинается с считалки:
У Летейного моста
Я поймал в Неве кита,
Спрятал за окошко,
Съела его кошка.
Помогали два кота –
Вот и нет теперь кита!
Ты не веришь другу?
Выходи из круга. (выбираются два рыбака)
Дети в хороводе: В воде рыбки живут
Нет клюва, а клюют.
Есть крылья, не летают,
Ног нет, а гуляют,
Гнезда не заводят, а детей выводят.
Дети разбегаются, а рыбаки держась за руки их ловят, берут в «захват». Пойманная рыбка присоединяется к рыбакам.
Капитан: Всех пассажиров прошу пройти на борт теплохода, мы отправляемся. (дает команду рулевому). Поднять якоря, поднять флаг, держим курс по реке Неве.
Экскурсовод: Уважаемые пассажиры, а теперь я хочу обратить ваше внимание на мосты нашего города, их насчитывается 308, и мы проплываем под самым высоким вантовым мостом, он называется Обуховский это не разводной мост, за ним идет Володарский, затем Финляндский железнодорожный (почему он так называется, как вы думаете?), мост Александра Невского- самый длинный мост города, его длинна – 629 метров; Большеохтинский мост, Литейный и наконец Троицкий мост после которого мы подплываем, посмотрите налево, к Петропавловской крепости, на каком острове она стоит? (Ответы детей). Показать фотографии Петропавловской крепости. Здесь я вам предлагаю сделать ещё одну остановку. Расположиться на пляже у Петропавловской крепости и с конструировать свои мосты через Неву.
Капитан: Остановка Петропавловская крепость. Спустить якоря! Спустить флаг.
Детям предлагается на выбор различный конструктор. Предлагается придумать названия своим мостам. В заключении дети обыгрывают свои постройки в самостоятельной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Зимние чудеса" конспект образовательной деятельности Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы .
Конспект образовательной деятельностипо познавательному развитию для детей подготовительной группы «Зимние чудеса» Цель: Формировать умение заниматься экспериментальной деят...
Конспект образовательной деятельности в образовательной области «Познавательное развитие» с использованием современных образовательных технологий с детьми средней группы
Конспект заняти ставит своей целью формирование представлений деьей о защитниках страны в годы Великой отечественной войны, воспитание уважения и чувства благодарности к тем, кто защищал Родину....
Конспект ООД Тема: Образовательная область «Познавательное развитие» раздел «Формирование элементарных математических представлений» конспект образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Завяжем кукле бантики»
Дата:Тема: «Завяжем кукле бантики»Цель: Совершенствовать навыки счета в пределах 10Задачи:Совершенствовать навыки счета в пределах 10 и упражнять в счете по образцу.Продолжать формировать ...
Конспект образовательной деятельности Тема: Квест – игра «В поисках сокровищ» Образовательная область: «Познавательное развитие» Форма организации деятельности: образовательная деятельность Возрастная группа: Средняя группа
Конспект образовательной деятельностиТема: Квест – игра «В поисках сокровищ»Образовательная область: «Познавательное развитие»Форма организации деятельности: ...
Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Юные знатоки леса» Приоритетная образовательная область: речевое развитие. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие,физическое развитие.
Цель: Создание условий для закрепления и расширения представлений детей о лесе и его обитателях , представления о взаимосвязи человека и природы.Задачи:Образовательные :- Уточнять и р...
Конспект занятия На тему: «Нева — главная река Санкт-Петербурга» с элементами экспериментирования (для старшего дошкольного возраста)
Тема: «Нева-главная река Санкт-Петербурга»Цель: продолжать знакомить детей с главной рекой Санкт – Петербурга, её особенностями, значением для жителей города; ...
Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Речевое развитие. Образовательная деятельность: Развитие речи. Тема: ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ «КУРОЧКА РЯБА»
Цель: Пересказ сказки «Курочка ряба» с использованием настольных фигурок и с опорой на картинки.Задачи:Образовательные:Учить детей внимательно слушать сказку, рассказывание которой сопрово...