Конспект занятия На тему: «Нева — главная река Санкт-Петербурга» с элементами экспериментирования (для старшего дошкольного возраста)
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
Тема: «Нева-главная река Санкт-Петербурга»
Цель: продолжать знакомить детей с главной рекой Санкт – Петербурга, её особенностями, значением для жителей города; важности бережного отношения к воде, которую дает жителям города Нева и её притоки.
Задачи (с интеграцией образовательных областей):
Образовательные: показать красоту Невы. Объяснить, почему Неву называют красавицей, труженицей, кормилицей. Продолжать знакомить детей с историей родного города (ПР); учить устанавливать необходимость бережного использования воды из Невы для жителей Санкт – Петербурга (экономное использование воды, содержание в чистоте рек, впадающих в Неву, каналов, водоемов в садах и парках города); совершенствовать монологическую и диалогическую речь; расширять и обогащать словарный запас (набережная, спуск, гранит, труженица, кормилица); учить детей отвечать на вопросы (РР) развивать интерес к продуктивной деятельности, совершенствовать навыки аккуратного закрашивания (ХЭР);.
Развивающие: формировать познавательный интерес к изучению истории и культуры Санкт – Петербурга; развивать любознательность и познавательную активность через включение детей в различные игровые ситуации; произвольность внимания; наглядно-образное мышление, зрительное и слуховое внимание; обогащать эмоциональную сферу детей положительными эмоциями, интерес к экспериментированию (ПР); активизировать и обогащать словарь детей; развивать грамматически правильную связную речь (РР); развивать мелкую и общую моторику рук, учить координировать движения в соответствии с текстом физминутки (ФР).
Воспитательные: формировать коммуникативные способности, умение работать сообща (СКР); способствовать формированию соблюдения элементарных правил поведения горожанина на набережных Невы, у водоемов в садах парках города; воспитывать любовь к родному городу, уважение к труду взрослых; вызывать чувство патриотизма, гордости, восхищение родным городом и его жителями(СКР); воспитывать аккуратность, самостоятельность в выполнении работы (СКР).
Используемый материал: плоскостное изображение Чевостика; наглядно-дидактический материал на тему «Река Нева и водный транспорт от Петровских до нынешних дней»; модель капельки; фотоколлажи «Свойства воды», «У красавицы Невы»; схема испарения воды; плотные листы с изображением лодки; кисти для рисования; стаканчики; одноразовые ложки; пищевые красители; банка для воды; термосалфетки на стол; бумажные салфетки; набор раскрасок в подарок.
Предварительная работа: Организация тематических онлайн-экскурсий по городу. Беседы о достопримечательностях города. Рассматривание иллюстрационно-дидактического материала о Санкт-Петербурге. Игра "Путешествие по родному городу". Игра " Узнай, где я нахожусь". Консультации для родителей.
Организационный момент:
Педагог организует подготовку для познавательной деятельности. В гости к детям приезжает Чевостик. У него мало времени на ознакомление с городом, и он просит детей познакомить его с самым важным. Дети вместе с педагогом решают помочь ему в этом.
Посмотри в окно, мой друг!
Ты увидишь ПЕТЕРБУРГ!
Здесь каналы и мосты,
И соборы, и дворцы,
Летний сад, и Эрмитаж –
Как прекрасен город наш!
-Посмотрите на наш город. Мы видим много рек, островов. Давайте вспомним, как называется самая большая река нашего города?
Петр I начал строить город своей мечты на реке, которая называлась и называется Нева. Сейчас в современном городе множество рек и каналов, но все равно Нева остается главной рекой нашего города. И город наш часто называют "город над Невой", "город на Неве"(иллюстрации прогулок на речных трамвайчиках).
Мы видим много речных трамвайчиков с пассажирами. Всем нравится кататься и слушать экскурсоводов, которые рассказывают об истории нашего города и предлагают всем полюбоваться красавицей Невой. А почему её так называют - красавица?
-Правильно, вдоль реки стоят очень красивые здания, с красивой архитектурой, памятники, а ещё можно спуститься к воде и эти спуски тоже украшают львы, сфинксы, вазы.
Чевостик: А я вижу и другие корабли, большие и они везут какие – то грузы.
(иллюстрации грузовых кораблей, разгрузка в порту).
Да, нашу реку называют труженица, т. к. по ней ходят не только речные трамвайчики, но и огромные грузовые, пассажирские корабли. На пристани огромные краны – идёт разгрузка грузов. Какие грузы могли привезти, могли бы мы обойтись без этих грузов. Смотрите, даже мост развели, чтобы пропустить огромный корабль.
(иллюстрация разводных мостов).
Основная часть:
Как жарко сегодня в группе. А вот кстати стоит стакан с водой. А вы знаете откуда я её взяла?
(иллюстрация крана с водой, которую наливают в стакан, приготовление пищи; рыбаки с набережной.) Правильно, вода течёт из Невы в специальные очистные сооружения, потом по трубам в кран и мы готовом пищу, можем помыть фрукты и овощи. Весной в нашей реке ловят рыбу корюшку. Она очень вкусная, полезная. И даже есть праздник Корюшки. Реку Неву называют кормилица.
А сейчас я предлагаю послушать стихотворения М. Борисовой и поиграть:
(выполнение движений по тексту стихотворения)
У красавицы Невы
Ожерелье из листвы.
Из гранитов самых лучших
Сшито платье на века.
Но совсем не белоручка
Знаменитая река:
Баржи, лодки, пароходы
На себе несет Нева.
И в трубе водопроводной
Тоже плещется Нева.
- Почему Нева – труженица? (По ней плывут с грузами различные суда, по ночам разводят мосты, чтобы проплывали большие корабли из Ладожского озера в Финский залив. С весны до осени Нева несет на своих плечах грузы.).
- Почему гранитные набережные «будут стоять века»? (Гранит – прочный камень).
- Как Нева «поит» город (жилые и общественные здания, заводы, фабрики)?
- Какие правила должны соблюдать жители города при использовании водопровода?
- Почему необходимо бережно относиться к воде? (Детям раздаются «капельки воды»)
- Ребята, а вы помните свойства воды? (фотоколлаж). Конечно, все правильно. Вы большие молодцы.
Сейчас берега Невы одеты в гранит, а когда – то набережные были деревянными. На набережных Невы есть спуски к воде.
Чевостик: -Ой, как интересно! А давайте спустимся и потрогаем воду…бррр, холодная. Интересно, почему? (сильное течение реки не дает воде нагреваться)
А кто из вас знает, как можно холодную воду превратить в теплую и даже горячую? (в природе ее нагревает солнце, а люди нагревают при помощи электроприборов)
Молодцы, все вы знаете. Я вот слушал про свойства воды и хочу вам предложить провести со мной небольшой опыт. Хотите?
Для выполнения опыта педагог предлагает внимательно рассмотреть, что находится на столе перед детьми (емкость с солью, банка с горячей водой, яркие таблетки пищевого красителя, ложечки для размешивания, стаканчики, салфетки, кисти, листы с изображением лодки, модель капельки).
Далее проводится опыт «Соляные картинки»
1.В горячей воде растворяем соль ложка за ложкой, пока соль не сможет больше растворятся.
2.Разливаем раствор по баночкам и в каждую добавляем пищевой краситель.
3.Рисуем получившимися красками и даем высохнуть изображению.
Когда вода под воздействием тепла испарится, на поверхности бумаги, на ее месте останется соль. Она будет повторять мазки кисточки причудливыми кристаллическими полосками. А поскольку были добавлены красители, соль будет разного цвета.
По окончанию детские работы выставляются на выставку.
Заключительная часть:
Чевостик благодарит и хвалит детей за старание.
-До свидания ребята. Полечу дальше, буду всем рассказывать про вашу удивительную реку и город, который стоит на Неве. Вам в подарок я приготовил удивительные раскраски с маленькой частичкой истории вашего великолепного города. Дети прощаются с гостем.
Педагог спрашивает у детей:
-Что вы узнали нового о Неве и родном городе? Какое значение имеет Нева для петербуржцев? Что вам больше всего запомнилось сегодня?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия педагога - психолога «Путешествие в страну волшебных облаков» для детей старшего дошкольного возраста с элементами ИКТ и арт-терапии
Занятие педагога-психолога с использованием интерактивной доски, презентацией в прогграмме Power Point, сказкотерапия направленная на развитие творческого воображения у старших дошкоольников...
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой с элементами экспериментирования в группе раннего возраста
Открытая образовательная деятельность по ознакомлению с художественной литературой с элементами экспериментирования в группе раннего возрастаЦель: Познакомить детей с произведениями А. Барто «Мя...
Непосредственно образовательная деятельность по экологическому воспитанию с элементами экспериментирования в старшем дошкольном возрасте « В гостях у Быценон»
Цели: Формировать представление детей о том, что растения вырастают из семян.Накопление и обогащение знаний об условиях роста семян (земля, вода, свет, тепло). Расширять кругозор детей о героях ...
Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Кашу дружно мы варили, детский сад весь накормили» ФЭМП с элементами экспериментирования в старшем дошкольном возрасте.
Конспект открытого занятия с элементами эксперементирования....
Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» с элементами экспериментирования для старшего дошкольного возраста
Программное содержание: в игровой, увлекательной форме закрепить качество и уровень знаний детей о свойствах: воздуха, света, о воде и её трёх основных состояниях.создать у детей эмоциональный настрой...
конспект открытого занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования для старшего дошкольного возраста "Юные исследователи"
Цель: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования с бумагой, через создание проблемных ситуаций.Задачи:Воспитательные: Воспитывать интерес к свойствам окружающих нас предм...
Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Кашу дружно мы варили, детский сад весь накормили» ФЭМП с элементами экспериментирования в старшем дошкольном возрасте.
Конспект «Кашу дружно мы варили, детский сад весь накормили»...