"Календарный план проведения занятий по речевому развитию в старшей группе"
календарно-тематическое планирование по развитию речи (старшая группа) на тему
Цель занятий - формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи детей 5-6 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarnyy_plan_po_rechevomu_razvitiyu.doc | 125.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ детский сад № 63 «Журавлик» комбинированного вида
Календарный план проведения занятий
по речевому развитию в старшей группе
(формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи)
Подготовила:
Сергеева Татьяна Сергеевна,
воспитатель
Киселёвск, 2015
ПЛАН
Неделя | Лексическая тема | № занятия | Содержание материала по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи |
|
| СЕНТЯБРЬ | |
3 | Овощи | 1 | Развитие общего внимания и понимания речи. |
2 | Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом. | ||
4 | Фрукты | 1 | Образование мн. числа существительных от ед. в И.п. и Р.п. (слива – сливы – слив). Составление предложений с данными существительными по картинке и демонстрации действий. |
2 | Формирование понятия о действии предмета. Практическое усвоение глаголов 3 л., ед. числа, наст. времени (она взяла, он взял). | ||
1 | Осень | 1 | ОКТЯБРЬ Категория одушевленности имен сущ. Обучение постановке вопросов (кто? что?) и правильному подбору сущ. к заданному вопросу. |
2 | Заучивание простого текста из 3 предложений. | ||
2 | Деревья и кусты | 1 | Практическое усвоение глаголов жен. и муж. рода, прошедшего времени. |
2 | Составление 3-х словных предложений. Понятие «слово», «предложение». | ||
3 | Перелетные птицы | 1 | Согласование сущ. и глаг. в числе. |
2 | Уточнение названий наиболее воспринимаемых признаков (цвет, форма, размер, вкус). | ||
4 | Семья | 1 | Закрепление употребления в речи полных имен и уменьшительных образованных от собственного имени. Усвоение и употребление сущ. в Р.п., мн. ч. (сестра – сестер). |
2 | Пересказ текста, составленного по демонстрации действий или по картинке. | ||
5 | Одежда | 1 | Усвоение рода имен сущ. Подбор к им. сущ. притяжательных местоимений (мой, моя, мое, мои) и их согласование в роде и числе. |
2 | Составление предложений по вопросам и объединение их в короткий рассказ. |
1 | Обувь | 1 | НОЯБРЬ Знакомство с приставочными глаголами и их значениями. Закрепление правильного употребления сущ. в Р.п., ед. и мн. числа. |
2 | Пересказ короткого текста. | ||
2 | Я - человек | 1 | Согласование числительных с сущ. и глаг. Составление предложений с глаг. соверш. и несоверш. вида по картинкам или демонстрации действий. |
2 | Составление рассказа по картинке или серии картин. | ||
3 | Мебель | 1 | Употребление и дифференциация предлогов –НА – В – ПОД – и составление предложений с ними. |
2 | Составление предложений по картинке и объединение их в короткий рассказ. | ||
4 | КАНИКУЛЫ | ||
1 | Посуда | 1 | ДЕКАБРЬ Образование относительных прилаг. в значении соотнесенности к материалу изготовления (деревянный, металлическая). |
2 | Практическое усвоение и употребление сущ. в форме Т.п., ед. ч.(значение орудийности). | ||
3 | Составление рассказа-описания. | ||
2 | Продукты | 1 | Образование относительных прилаг. в значении соотнесенности к продуктам (гороховый, мясной, фруктовый) и согласование их в роде, числе, падеже. |
2 | Распространение предложений определениями. | ||
3 | Составление рассказа по демонстрации действий или по картинке. | ||
3 | Зима. Новый год | 1 | Практическое усвоение относительных прилагательных и притяжательных местоимений. |
2 | Закрепление навыка составления предложений по опорным словам. | ||
3 | Заучивание короткого рассказа. | ||
4 | КАНИКУЛЫ | ||
1 | ЯНВАРЬ КАНИКУЛЫ | ||
2 | Зимние забавы | 1 | Закрепления навыка образования притяжательных местоимений. |
2 | Предложный падеж с предлогом -О-, ед. числа. Подбор определений к предметам (Какой? Какая? Какое? Какие?). | ||
3 | Составление рассказа по серии сюжетных картин. | ||
3 | Зимующие птицы | 1 | Практическое усвоение предлогов –За-В-На-Под-. |
2 | Практическое усвоение словоизменения и словообразования Р.п. и Т.п. сущ., ед. и мн. ч. | ||
3 | Работа над пониманием текста с усложненной ситуацией. | ||
4 | Домашние птицы | 1 | Усвоение предлогов –К-От- и их дифференциация в речи. |
2 | Закрепление умения самостоятельно задавать вопросы. Употребление существительных в Д.п., ед.ч. и согласование их с глаголами (дать кому? Чему?). | ||
3 | Составление рассказа по серии сюжетных картин. | ||
5 | Домашние животные и их детеныши | 1 | Усвоение образования глаголов от звукоподражаний. Практическое усвоение относительных прилагательных. |
2 | Обучение постановке вопросов чей? Чья? Чьё? Чьи? Составление предложений по опорным словам. | ||
3 | Составление рассказа-описания (или по серии сюжетных картин). | ||
1 | Дикие звери наших лесов | 1 | ФЕВРАЛЬ Усвоение и правильное употребление приставочных глаголов с предлогами-Из-Через-От-. |
2 | Согласование существительных с глаголами. | ||
3 | Составление описания-загадки о животном с использованием прилагательных. | ||
2 | Животные жарких стран | 1 | Закрепление правильного употребления в речи существительных Р.п., мн.ч. (зверь – зверей, лев – львов). |
2 | Усвоение и правильное употребление чередований корневых согласных первого лица, ед.ч., наст.вр. (хотеть – хочу, бежать – бегу). | ||
3 | Практическое усвоение составления загадок-описаний о предмете. Сравнение предметов. | ||
3 | Наша армия | 1 | Закрепление согласования сущ. с прилаг. в роде и падеже. |
2 | Составление предложений по опорным словам. | ||
3 | Обучение пересказу прочитанного текста. | ||
4 | Транспорт | 1 | Различение и правильное употребление в речи сложных предлогов-Из-за,-Через- |
2 | Практическое усвоение навыка образования сложных слов. | ||
3 | Составление рассказа по сюжетной картинке. | ||
1 | Мамин день | 1 | МАРТ Составление простых распространенных предложений с однородными определениями, с введением в предложение сложных предлогов. |
2 | Усвоение конструкций Д. п. без предлогов и с предлогом -К-. | ||
3 | Составление рассказа-описания (по фотографии). | ||
2 | Ранняя весна | 1 | Образование родственных слов. |
2 | Распространение предложений с помощью вопросов, подсказок и без них. | ||
3 | Составление рассказа по серии картин. | ||
3 | Наш поселок | 1 | Образование и правильное употребление степеней сравнения имен прилагательных (высокий – выше). |
2 | Дифференциация предлогов с разными падежными конструкциями. | ||
3 | Составление рассказа по картинке или по плану логопеда. | ||
4 | КАНИКУЛЫ | ||
1 | Наша Родина | 1 | АПРЕЛЬ Практическое усвоение слов-синонимов. |
2 | Составление рассказа по картинке. | ||
3 | Закрепление навыка пересказа прочитанного текста | ||
2 | Космос | 1 | Работа над предложением с союзом –А-. |
2 | Согласование прилагательных с существительными в роде. | ||
3 | Составление рассказа по плану логопеда или по картинке. | ||
3 | Почта | 1 | Практическое усвоение слов-антонимов. |
2 | Работа над предложением с союзом –Потому-что-. | ||
3 | Составление рассказа по серии картин. | ||
4 | Библиотека | 1 | Согласование существительных с числительными. |
2 | Распространение предложений путем введения однородных определений. | ||
3 | Составление рассказа по наблюдениям. | ||
1 | День победы | 1 | МАЙ Работа над сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями с различными союзами. |
2 | Пересказ прочитанного текста. | ||
3 | Составление рассказа по картинке или рисункам детей. | ||
2 | Насекомые | 1 | Согласование существительных с числительными. |
2 | Пересказ рассказа. | ||
3 | Игра-драматизация. | ||
3 | Работа над лексическими и грамматическими темами требующими дополнительного повторения и закрепления (по усмотрению логопеда). | ||
4 | Цветы | ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ |
Список литературы
- Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. — М: Академия, 1997.
- Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 1999.
- Гербова В.В. Учусь говорить. – М., 1999.
- Грамматические игры в детском саду: Методические рекомендации в помощь воспитателям дошкольных учреждений / Сост. Г. И. Николайчук. — Ровно, 1989.
- Грибова О.Е., Бессонова Т.П. Дидактический материал по обследованию речи детей. Грамматический строй. – М., 2000.
- Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. — М.,1985.
- Конина М.М. Некоторые вопросы обучения детей 3-5 лет грамматически правильной речи//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М., 1999
- Лалаева Р. И. Методика психолингвистического изучения нарушений речи. - Л., 1990.
- Лалаева Р.И. Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – С. – Пб. 2001.
- Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – С. - Пб. – 2001.
- Осипова В. М. Методы и приемы работы над предложением // Логопед - № 3 – 2006 – С. 51 – 59.
- Поддьяков Н. Н. Проблемы речевого и умственного развития детей дошкольного возраста // Проблемы изучения речи дошкольника / Под ред. О. С. Ушаковой. — М: 1994. — С. 119–126.
- Пономарева Л.А. Обследование лексико – грамматической стороны речи детей при поступлении в школу // Логопед - № 5 – 2006 – С. 87 – 91.
- Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. М., 1994.
- Сохин Ф. А. Психолого-педагогические условия развития речи дошкольников в детском саду // Повышение эффективности воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях: Сб. науч. трудов. — М: 1988. — С. 37–45.
- Ушакова О. Развитие речи детей четырех – семи лет // Дошкольное воспитание. 1995. №1. – С.59-66.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект проведения НОД по речевому развитию в старшей группе на тему недели: "Скучен день до вечера, коли делать нечего"
Конспект проведения НОД в старшей группе на тему недели: «Скучен день до вечера, коли делать нечего»Интеграция образовательных областей:Коммуникация: привлечь внимание детей к живому русском...
Календарно-тематическое планирование по разделу речевое развитие в старшей группе
Представлено тематическое планирование по разделу "Речевое развитие" в старшей группе детского сада...
План кружковой работы по речевому развитию в старшей группе по теме "Раз словечко, два словечка"
В настояшее время наблюдается тенденция увеличения количества детей со слабым речевым развитием, речь детей недостаточно развита из-за воздействия некоторых факторов, таких как: ухудшений состояния зд...
План-конспект НОД по речевому развитию в старшей группе "Полет в космос".
План-конспект НОД по образовательной области "Речевое развитие"Лексическая тема: КосмосОсновной вид детской деятельности: коммуникативная деятельностьФорма проведения мероприятия: дидактичес...
Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»
Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»...
План кружковой работы по речевому развитию в старшей группе "Мои первые шаги к азбуке"
Цель: Создать условия для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста в процессе овладения обучения грамоте и развития связной речи....
Конспект проведения занятия по речевому развитию в подготовительной группе с подгруппой детей с включением дидактической игры на ИКТ оборудовании, по произведению А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Цель: продолжать развивать интерес детей к художественной литературе;пополнять литературный багаж сказками А. С. Пушкина...