Использование метода Эвроритма в развитии мышления и связной речи детей старшего дошкольного возраста
консультация по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Использование метода Эвроритма в развитии мышления и связной речи детей старшего дошкольного возраста
. Л. С. Выготский.
«…Не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.
В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития. Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах.
Для решения этой задачи успешно можно использовать один из методов технологии ТРИЗ - метод «ступенчатого эвроритма». Изначально модель «Эвроритм» была создана как вспомогательный инструмент для конструирования научно – фантастических идей и сюжетов. В этой модели достаточно ярко проявляются основные законы развития технических систем (объектов рукотворного мира). Классический эвроритм имеет четыре шага («этажа»). Его автором является Г. С. Альтшуллер, основатель ТРИЗ.
В работе с дошкольниками рекомендуется использовать адаптированную, более полную, детализированную модель эвроритма, состоящую из 9 шагов – этажей.
Итак, эвроритм – это прием фантазирования, при котором конкретный объект рукотворного мира рассматривается по определенному плану, так называемым «этажам» или ступеням.
Наглядным пособием «Эвроритма» является «Башня фантазий».
Это пособие представляет собой башню, состоящую из девяти этажей. Для облегчения понимания детьми сути мыслительной операции необходимо ввести "правило этажа". Например: на первом этаже надо определить главное дело (функцию, назначение) объекта, для чего создал его человек. На втором этаже надо определить главные части и рассказать, для чего они. В соответствии с "правилом этажа" выбирается и "код" (буква, цифра, формула, схема по выбору детей). Кодировка поможет детям быстро производить мыслительные операции, планировать и обсуждать последующие действия. Код или название каждого этажа выбирается вместе с детьми. На каждом этаже дети делают вывод – обобщение.
Первый этаж – «Дело». Определить главное дело объекта (для чего создал его человек).
Второй этаж – «Главные части». Части, из которых состоит объект.
Третий этаж – «Друзья». Придумать друзей объекта, изменяя части по размеру, форме, цвету (варианты объектов и его дополнительные назначения).
Четвёртый этаж – «SOS». Рассмотреть ситуации, когда невозможно использовать предмет из-за порчи, что в самом предмете может помешать его использованию.
Пятый этаж – «Волшебник». Возможны фантастические преобразования. Что можно добавить к объекту? Как он изменится? Чем это хорошо или плохо?
Шестой этаж – «Неудачник». Описать ситуацию, когда объектом нельзя пользоваться, даже если он новый и неиспорченный.
Седьмой этаж – «Один». Предмет в единственном числе. Можно ли пользоваться объектом, если он один на всём свете? Как правильно сохранить объект?
Восьмой этаж – «Помощник». Объект заменяется другими, которые выполняют его функцию.
Девятый этаж – «Дело не нужно». Объекта нет, функция сворачивается.
Таким образом, переходя от одной мыслительной операции к другой, дети постепенно усваивают способы поэтапного анализа любого объекта рукотворного мира.
Метод Эвроритма основан на системном подходе к любому объекту и включает в себя основные мыслительные приемы ТРИЗ, такие как: системный оператор, морфологический анализ, метод фокальных объектов и др. Примеры: 3-й этаж «Друзья» – морфологический анализ; 7-й этаж «Волшебник» – системный оператор, метод фокальных объектов.
Рекомендации в работе по методу "Эвроритм".
1. Диалектическому преобразованию объектов с помощью «Эвроритма» подвергаются объекты только рукотворного мира.
Объекты природного мира имеют функцию только тогда, когда человек использует их под определенное назначение. В действительности природный объект многофункционален. Учитывая эту закономерность, не рекомендуется «путешествовать по «Эвроритму» с объектами природного мира, особенно с объектами живой природы.
2. Учет возраста и уровня подготовленности детей.
Рекомендуется использовать данный метод преимущественно в работе с детьми старшего дошкольного возраста, так как малыши только накапливают знания, приобретают опыт работы с объектами.
Для детей младшего возраста необходимо брать объекты из классификационных групп "Игрушки", "Лакомства», для детей старшего возраста – из всех классификационных групп.
3. При обучении детей младшего дошкольного возраста на каждом занятии прибавляется по одной операции (этаж), при обучении старших дошкольников применяется сразу по 4 этажа; при создании нового объекта используются все этажи (старший возраст).
4. Код, или название каждого этажа, выбирается вместе с детьми.
5. На каждом этаже следует делать вывод - обобщение, конкретизирующее для детей цель мыслительной операции.
7. Занятие рекомендуется заканчивать продуктивной деятельностью (при создании и преобразовании объектов детям предлагается отобразить эти предметы в рисунке, лепке, конструировании).
8. В предварительную работу рекомендуется включать специальные игровые упражнения : "Кто что умеет делать?", "Части - целое", «Что без чего не бывает", "Аукцион", "Мы - изобретатели", "Робинзон Крузо", "Наоборот", "Найди друзей", "Когда так может быть?" и др.
Пример. Объект - книга.
1 этаж - «Дело». Книгу читают. Люди придумали книгу, чтобы хранить в ней информацию. Главное дело – хранить информацию.
2 этаж. – «Главные части». Книга состоит из страниц, обложки и переплета. На страницах напечатан текст, обложка для того, чтобы защищать страницы, чтобы лишний раз их не трепать. Переплет – для скрепления страниц. Если обложки не будет, книгу все равно можно читать. Если нет переплета, читать трудно – страницы путаются. Самая главная часть – страницы.
3 этаж – «Друзья». Разновидности книги: детские книги и книги для взрослых, для учебы и художественные, с картинками и без картинок, справочные книги (словари, энциклопедии), научные, книги для слепых, их читают на ощупь.
4 этаж - «Неудачник» (объект исправен, но его дело не выполняется, - из-за невостребованности внешним миром). Нельзя читать в темноте. Если не умеешь читать, только картинки можно смотреть. Если на иностранном языке напечатано. Если у человека плохое зрение. Когда нет времени на чтение, а надо куда – то идти, тоже не почитаешь.
5 этаж - «SOS» (чтобы объектом невозможно стало пользоваться, как он должен испортиться?) Книга испортится, если порвутся страницы, если испачкаются, зальются чернилами, если книга сгорит, упадет в воду.
6 этаж - «Один» (если бы во всем мире остался один – единственный экземпляр объекта, какие трудности возникли бы у людей?) Если будет одна – единственная книга, то люди не смогут ее читать, когда захотят – придется очень долго ждать. Она быстро порвется, потому что все будут ее открывать и листать. Что делать? Надо скопировать книгу, сделать много разных книг, чтобы всем хватило.
7 этаж - «Волшебник» (объект начинает дружить с типовыми приемами фантазирования, приобретает волшебные свойства и становится способным выполнять не только свое основное дело, но и новые или дополнительные функции). Книга сама освещает страницу, когда ее открываешь, и можно будет читать в темноте. Если не умеешь читать или книга на иностранном языке, то открываешь книгу, и она сама говорит. Книга сама умеет открываться на том месте, где в прошлый раз остановился.
8 этаж – «Помощник» (объект постепенно заменяется другими объектами, которые за него начинают выполнять его основное дело). Люди научились сохранять информацию без книг (в компьютере, в магнитофоне).
9 этаж – «Дело не нужно» (людям больше не нужно это «дело», нет потребности в выполнении этой функции). Человек сразу рождается умным и все знает, поэтому для него не надо сохранять информацию. Человек очень хорошо научился запоминать, один раз услышал и уже помнит.
Вывод.
Использование метода Эвроритма в различных видах деятельности (по ознакомлению с окружающим, развитию речи, изобразительной деятельности, в цикле занятий по развитию творческого воображения) показывает универсальность и продуктивность этого метода для формирования у дошкольников основ системного и диалектического мышления и развития связной речи.
В чем преимущества «Эвроритма»?
1.Он дает возможность мыслить системно и воспринимать каждый объект рукотворного мира не изолированно, а во множестве связей с другими объектами, и вместе с этим прогнозировать его развитие.
2.Мотивирует дошкольника на поиск новых, нешаблонных решений.
3.Развивает фантазию и воображение, позволяет ребёнку представить и описать необычную ситуацию и себя в ней.
4.Активизирует речь детей, стимулирует речевое творчество, формирует у них навыки составления содержательного связного рассказа об объектах рукотворного мира по определенному плану.
5.Оживляет процесс обучения, формирует навыки общения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие - презентация "Использование метода мнемотехники в развитии мышления и связной речи детей дошкольного возраста."
Презентация Использование метода мнемотехники в развитии мышления и связной речи детей дошкольного возраста....
Опыт работы по развитию диалектического мышления и связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами ОТСМ - ТРИЗ - технологии
Система работы по развитию диалектического мышления и связной речи детей 5 - 7 лет с помощью методов и приёмов развивающей ОТСМ - ТРИЗ - технологии....
Статья «Развитие памяти и связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством мнемотехники»
С каждым годом количество детей с нарушенным развитием речи только увеличивается, страдают и высшие психические функции. Мнемотехника, это метод, зарекомендовавший себя уже на протяжении долгого време...
Статья"Использование мнемотехники как средство развития памяти и связной речи детей старшего дошкольного возраста"
Использование метода мнемотехники способствует значительному повышению уровня развития связной речи у детей и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов. Это п...
"Использование рассказов русских писателей-природоведов в формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста".
Опыт работы по использованию рассказов русских писателей-природоведов в формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста....
Статья на тему:"Использование мнемотехники как средство развития памяти и связной речи детей старшего дошкольного возраста"
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и развитие речи....