Творческий практико-ориентированный проект «Развитие коммуникативных способностей посредством обучения пересказу в старшей группе»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Яхина Гузель Тагировна

Главная задача педагогов и родителей, законных представителей – сформировать предпосылки к овладению грамотной и связной речью. И начинать необходимо с расширения круга чтения, обучению последовательному  осмысленному пересказу, обогащению словарного запаса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon npk_proekt_yahina_g.t.doc201 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида городского округа г. Нефтекамска Республики Башкортостан сад № 39

Творческий практико-ориентированный проект

«Развитие коммуникативных способностей посредствам обучению пересказу в старшей группе»

Яхина Гузель Тагировна

                                                                                                                                                воспитатель

МАДОУ детский сад №39

Нефтекамск, 2014.

Содержание.

Ведение…………………………………………………………………………2

I.План реализации проекта…………………………………………………….3

1.1.подготовительный этап……………………………………………….6

        1.2. этап реализации проекта……………………………………………..7

        1.3.заключительный этап………………………………………………....11

II.Ожидаемые результаты……………………………………………………...11

III. Обеспечение проектной деятельности……………………………………12

Заключение……………………………………………………………………..13

Приложения

Введение.

Тип проекта:

По доминирующей в проекте деятельности:  творческий практико-ориентированный.

По содержанию: ребенок и семья.

По числу участников проекта: групповой

По времени проведения:  долгосрочный (октябрь - май).

По характеру контактов: в рамках ДОУ.

По профилю знаний: монопроект – область Коммуникация.

По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.

Сроки реализации проекта: октябрь 2012 - май 2013 гг.

Участники проекта: воспитатели, учитель-логопед, преподаватель-психолог, воспитанники и родители.

Цель:

  • развитие интереса, воспитание уважения к литературе;
  • овладение навыками и умениями пересказа: прослушивать произведения, понять его основное содержание, запомнить последовательность изложения, речевые обороты авторского текста, осмысленно и связно передавать текст.

Задачи проекта:

1. Побуждать интерес к предполагаемой деятельности.

2. Приобщать детей к процессу познания.

3. Формировать устную речь детей, обогащать словарный запас, развивать           коммуникативные способности посредствам пересказа. Повысить заинтересованность родителей в развитии коммуникативных способностей  в работе с детьми.

4.Формировать эмоциональный контакт педагогов, родителей с детьми через совместную деятельность.

5. Повышать компетентность родителей в вопросах подготовки детей к обучению в школе.

   Актуальность проекта состоит в том, что пересказ как результат познавательной деятельности включает в себя все необходимые для присвоения общественного опыта этапы восприятие, осмысление, передачу усвоенного смысла посредством собственного связного высказывания. Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения .            Главная задача педагогов и родителей, законных представителей – сформировать предпосылки к овладению грамотной и связной речью. И начинать необходимо с расширения круга чтения, обучению последовательному  осмысленному пересказу, обогащению словарного запаса.

Ограничение круга чтения десятком имен авторов и названий художественных произведений ведет к  слабому представлению о назначении литературы. Отсутствие грамотной методики в дальнейшем может стать также причиной неуважения ребенка к книге и отставания в развитии речи. Обучение пересказу – нелегкая задача, которая ставит перед педагогом много вопросов.

Содержание проекта.

 Обследуя детей старшей  группы (20 детей) были выявлены следующие результаты на начало года:

низкий уровень- 45 % (9 детей);

средний уровень – 55 % (11 детей);

высокий уровень – 0 %.

Дети затрудняются:

-  самостоятельно, без наводящих вопросов пересказывать текст;

- последовательно излагать текст;

-  отвечать на вопросы по тексту;

- речь сбивчивая, несвязная, допускают речевые ошибки.

Проанализировав данные диагностики, выявилась проблема: у детей не сформированы предпосылки к последовательному пересказу литературного произведения.

С введением новых федеральных государственных требований по образовательной области «Коммуникация» к концу года детей мы должны научить последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения. Грамотная речь и любовь к литературе закладывается еще в дошкольном детстве. Поэтому возникла идея более углубленно обучить детей навыкам пересказа совместно «воспитатель и родитель». Воспитатель знакомит детей с навыками пересказа, выявляет трудности в произношении литературного текста в устной речи, затем ведет целенаправленную работу на освоение пересказа, родители дома закрепляют знания и умения детей, полученные на занятиях. Таким образом, одновременно ведется работа с двух сторон по усвоению навыков и умений пересказа.

        План реализации проекта.

1.1.Подготовительный этап.

Срок реализации: 2 недели.

Мероприятие.

Ответственные.

Сроки.

1

Определение целей и задач проектной деятельности.

Воспитатель.

1, 2 неделя октября .

2

Распределение функциональных обязанностей между участниками проекта.

Воспитатель.

1, 2 неделя октября.

3

Составление календарных планов по обучению пересказу.

Воспитатель.

1, 2 неделя октября.

4

Проведение диагностирования детей, на определение актуальности проекта.

Воспитатель.

1, 2 неделя октября.

5

Создание авторами проектов наглядно-дидактического материала.

Воспитатель.

1, 2 неделя октября.

6

Информирование родителей, формирование интереса к совместной деятельности с детьми и воспитателями по изготовлению наглядного материала, дидактических игр.

Воспитатель.

1, 2 неделя октября.

7

Составление плана основного этапа.

Воспитатель.

1, 2 неделя октября.

           

Промежуточный отчет подготовительного этапа проекта .

Первый этап проектирования – подготовительный. Данный этап реализовывался в течение двух недель, за истекший срок была проделана следующая работа:

  • Составили календарные планы по обучению пересказу.
  • Создали наглядно-дидактический материал: иллюстрации, тексты, дидактические игры направленные на активизацию и совершенствование словарного запаса.
  • Проинформировали родителей, сформировали интерес к совместной деятельности с детьми и педагогами по изготовлению наглядного материала, дидактических игр.
  • Обработали результаты диагностики детей старшей группына начало года.
  •  Составили план основного этапа проекта.

1.2. Этап реализации проекта.

Срок реализации: 1-я неделя октября – 2-я неделя мая.

Мероприятие.

Участники

Ответственные.

Сроки.

1

Проведение НОД по обучению пересказу.

Дети.

Воспитатель.

Согласно календарно-перспективного плана.

2

  • Проведение НОД способствующие формированию систематизированного круга простейших понятий;
  • направленные на сравнение предметов (по картинке и по представлению);
  • направленные на описание;
  • игры-упражнения для уточнения и активизации словаря и совершенствования монологической речи.

Дети.

Воспитатель

Согласно календарно-перспективного плана.

3

Создание презентаций средствами PowerPoint для индивидуальных и итоговых НОД.

Дети.

Воспитатель

По мере необходимости.

5

Изготовление наглядно-информационного материала для родителей.

Родители.

Воспитатель

В течение реализации проекта.

6

Совместная деятельность с детьми.

Дети.

Воспитатель.

В течение реализации проекта.

7

Самостоятельная деятельность детей.

Дети.

Воспитатель

Ежедневно.

8

Обобщающее игровое занятия.

Дети, родители.

Воспитатель

Согласно календарно-перспективного планирования.

10

Семинар - практикум

«Читайте вместе с детьми».

Родители.

Воспитатель,

Согласно календарно-перспективного планирования

11

Семинар – практикум «Мир литературы».

Родители.

Воспитатель

Согласно календарно-перспективного планирования

12

Создание альбомов «Мои любимые сказки».

Родители, дети.

Воспитатель.

В течение реализации проекта.

13

Конкурсы «Сделай обложку для любимой книги».

Родители, дети.

Воспитатель.

Согласно календарно-перспективного планирования

14

Конкурс «Придумай сказку».

Родители, дети

Воспитатель, учитель-логопед.

Согласно календарно-перспективного планирования

15

Создание игр  для уточнения и активизации словаря и совершенствования монологической речи.

Родители.

Воспитатель, педагог- психолог.

В течение реализации проекта.

16

Индивидуальные консультации.

Родители

Воспитатель, учитель- логопед.

В течение реализации проекта.

17

Итоговое родительское собрание.

Родители.

Воспитатель

Май.

Промежуточный отчет основного этапа проекта.

Данный этап реализуется в течение года. За истекший срок ( январь - май) были проведены следующие мероприятия:

Для детей:

  • НОД по обучению пересказу
  • НОД способствующие формированию систематизированного круга простейших понятий; направленные на сравнение предметов (по картинке и по представлению); направленные на описание; игры-упражнения для уточнения и активизации словаря и совершенствования монологической речи.
  • Во время совместной деятельности с детьми  проводились игры и упражнения: заучивали стихи, скороговорки, учились отгадывать ребусы.
  • В самостоятельной деятельности дети активно использовали иллюстрации, различные виды театра, мнемотаблицы. В играх шло активное распределение ролей: обучающих и обучаемых.

Работа с родителями велась на семинарах - практикумах, индивидуальных консультациях и т.п.

В начале ноября  для родителей воспитанников был проведен семинар – практикум «Читайте вместе с детьми», на котором родители познакомились со значением книги в жизни ребенка и обучению пересказу для развития связанной речи как формирования полноценной личности ребенка.

На индивидуальных консультациях  с воспитателем родители получали советы по формированию обучения пересказу детей, подготовке их к обучению в школе; получили представления о работе воспитателя, о необходимости занятий с детьми не только в детском саду, но и дома.

  • Родители приняли активное участие в проекте. Ими были  созданы альбомы « Мои любимые сказки», «Иллюстрации рассказов о природе »;   демонстрационный материал для занятий. Родители проявили себя как активные, заинтересованные партнеры своих детей, помогая им  выполнять  творческие задания педагогов.

1.3.Заключительный этап.

Срок реализации: 1, 2 неделя мая

Мероприятие.

Участники.

Ответственные.

Сроки.

1

Обобщающая игровая НОД «В мире литературы».

Дети

Воспитатель.

Май

2

Диагностирование детей, обработка результатов диагностики. Соотношение целей  и результатов проекта.

Дети.

Воспитатель.

Май.

3

Подготовка отчета о проделанной работе.

Воспитатель.

Май.

Промежуточный отчет заключительного этапа проекта.

Данный этап реализуется в течение двух недель. За истекший срок (1-2 недели мая) были проведены следующие мероприятия:

  • Провели обобщающую игровую НОД «В мире литературы».
  • Диагностирование детей, обработали результаты диагностики на конец года.
  • Соотнесли цели и результаты проекта.
  • Подготовили отчет о проделанной работе.

II. Ожидаемые результаты.

Предполагаемый результат проекта:

1. Расширение, активизация словарного запаса, развитие связной речи у детей.

2. Развитие восприятия, закрепление навыка

3. Выработка навыков составления планов для пересказа, рассказов.

4. Повышение коммуникативных, творческих способностей детей.

5. Повышение заинтересованности, активности, творческого участия родителей в жизни своих детей, укрепление сотрудничества педагогов ДОУ и семей при подготовке будущих первоклассников к обучению в школе.

6. Повышение компетентности родителей в вопросе подготовки детей к школьному обучению.

III. Обеспечение проектной деятельности.

Методическое:

  1. Перспективное планирование воспитательно – образовательного процесса по программе « От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Старшая группа / авт. – сост. Т. И. Кандала ( и др.). – Волгоград: Учитель, 2013.
  2. Бережнова О.В «Работа с семьей при подготовке детей к школе» сост.. СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011.
  3. Полякова Л. Л., Цуканова С. П.  Говори, читай… Занимательное пособие для дошкольников. – Пермь, 2000.
  4. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений-3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  5. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Авторы: Антонова А.В. / Веракса Н. Е. / Гербова В.В. Издательство: Мозаика-Синтез, 2011.
  6. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей: родительские собрания и конференции, дискуссии, практикумы, встречи за круглым столом. Авторы-составители: Сертакова Н. М. Издательство: Учитель, 2014.
  7. Максаков А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье. Пособие для родителей и воспитателей. 2-е изд. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  8. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М., «Просвещение», 1982 .
  9. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Некоторые методы и приемы. – М.: «ГНОМ и Д», 2003.
  10. vospitatel.com.ua/category/proekty.html.
  11. info@doshvozrast.ru .
  12. http://www.teoriya.ru.

Материально - техническое:

  1. Иллюстрации к сказкам, рассказам, изображения животных.
  2. Кукольный театр.
  3. Мнемотаблицы.

Заключение.

Этот проект значим для всех его участников:

Дети: получение новых знаний, проявление творческой активности в процессе выполнения продуктов деятельности.

Воспитатели: продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.

Родители: получение новые знания, повышение компетентности в вопросе подготовки ребенка к школе,  расширение возможности сотрудничества со своими детьми, применяя полученные знания.

Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:

Воспитатель, учитель–логопед, педагог- психолог : проведение НОД с детьми, , консультирование родителей.

Дети: участвуют в НОД, познавательной, продуктивной и самостоятельной деятельности.

Родители: закрепление полученных в детском саду знаний и умений по теме проекта, выполнение предлагаемых заданий воспитателя.

По результатам проделанной работы можно сделать выводы:

Дети:

  • овладели первоначальными навыками   правильного анализа текста;
  • получили   знания навыках пересказа;
  • повысились коммуникативные, творческие способности детей;
  • расширились и активизировались словарный запас, связная речь.

Родители:

  •  повысилась психологическая готовность и компетентность родителей в понимании своего ребенка, видении и развитии его талантов, преодолении возможных трудностей при подготовке к школе.

Приложение 1.

Диагностика для выявления уровня навыков и умений пересказа в старшей группе.

Ребенку зачитывался текст с инструкцией, что он должен будет его пересказать как можно подробнее. Если ребенок испытывал затруднения в пересказе, ему зачитывались первая фраза или при необходимости — повторно весь текст. Кроме того, ему давались подсказки по ходу пересказа, если это требовалось, или задавались вопросы, помогающие продолжить развитие сюжета рассказа. Для полученных текстов-пересказов были составлены схемы, аналогичные тем, которые получились в результате анализа исходного текста. Группу детей составили 20 дошкольников (5-6лет).
Пересказ.

Балл "3" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос.

Балл "2" - допускает 1-2 ошибки, неточности, пересказывает при  помощи  наводящих вопросов воспитателя,  не умеет последовательно  передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.

Балл "1" - не может передать содержание прочитанного, речь несвязная, сбивчивая.

Результаты диагностики  для выявления навыков и умений пересказа старшей группы.

№ п/п

Имя ребенка.

Начало года

Конец года

Балл

Балл

1.

Илона

2

3

2.

Влада

2

2

3.

Кира

2

3

4.

Эльдар

2

2

5.

Никита

1

2

6.

Дарья

1

2

7.

Евгений

2

3

8.

Елизавета

1

1

9.

Влад

1

2

10.

Амир

1

1

11.

Антон

1

2

12.

Артур

1

2

13.

Алина

2

3

14.

Камиль

2

3

15.

Ильшат

2

2

16.

Георгий

2

3

17.

Регина

2

3

18.

Эллина

2

3

19.

Ленар

1

2

20.

Марсель

1

2

У Елизаветы и Амира не наблюдается динамика освоения навыков и умений пересказа, так как эти дети имеют отклонения в речевом развитии. Учитель-логопед и педагог-психолог ведут индивидуальную работу с детьми.

Диаграмма результатов диагностики  для выявления навыков и умений пересказа старшей группы.

Приложение 2 .

Семинар-практикум в старшей группе детского сада «Читайте вместе с детьми».

Цель: подведение родителей к выводу о том, что чтение детских книг играет огромную роль для их всестороннего развития.

Задачи:

  • расширять представления родителей о роли книг в воспитании ребенка;
  • стимулировать самообразование родителей;
  • прививать навыки читательской культуры;
  • воспитывать бережное отношение к книге.

Участники: воспитатели, родители.

Подготовка к собранию:

1. Изучение читательских интересов семей и выяснение отношения к чтению книг дома.

2. Подготовка выставки разножанровой детской литературы, аудиокассет и дисков с записью стихов, сказок, рассказов в художественном исполнении.

3. Подготовка фотовыставки «Мы — читающая семья».

4. Оформление папки-раскладушки «Как сказка помогла…»             

План проведения

1. Вступительная часть.

2. Обозначение проблемы. Упражнение «Выбери дистанцию».

3. Начало дискуссии «Роль книги в семейном воспитании».

4. Анализ анкет.

5. Продолжение дискуссии.

8. Разучивание игр для детей

9. Решение семинара.

Ход мероприятия

Вступительная часть.

Воспитатель. Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами.

Мы читаем книги вместе

С папой каждый выходной.

У меня картинок двести,

А у папы ни одной.

У меня слоны, жирафы —

Звери все до одного. И бизоны, и удавы,

А у папы — никого!

У меня в пустыне дикой Нарисован львиный след.

Папу жаль. Ну что за книга,

Если в ней картинок нет?

Сказка учит добро понимать,

О поступках людей рассуждать.

Коль плохой, то его осудить,

Ну а слабый — его защитить! Дети учатся думать, мечтать,

На вопросы ответ получать.

Каждый раз что-нибудь узнают,

Окружающий мир познают.

( Стихотворение рассказывают двое детей подготовительной группы)

А. Лесных

Наше время — время великих достижений науки, техники время замечательных открытий. Но из всех чудес, созданных человеком, наиболее сложным и великим М. Горький считал книгу.

В книге заключен огромный духовный мир человечества.

«Я, вероятно, не сумею передать достаточно ярко, убедительно, как было велико мое изумление, когда я почувствовал, что почти каждая книга как бы открывает передо мною окно в новый неведомый мир» (А. М. Горький). Эти слова писателя точно отражают желание всех взрослых подобрать для детей такие книги, которые ответили бы на все их «почему».

«Прозорливые родители всегда стремятся к тому, чтобы дети имели собственные книги и ,чтобы таких книг было много. Они читают малышам вслух, а те сосредоточенно слушают... Однако такая картинка из жизни несколько идеализирована. Сегодня многим детям вообще никто ничего не читает, некоторым от случая к случаю читают что-нибудь по вечерам или в выходные. А без помощи взрослых ребенку не войти в прекрасный мир книги. Дети, получившие "книжную прививку" в раннем детстве, несравненно лучше готовы к обучению в школе. Они умеют слушать, сосредотачиваться на определенном занятии, хорошо говорят

Воспитатель. Тема нашей встречи — «Волшебный мир книги».

Сегодня нам предстоит ответить на главный вопрос: какое место в семейном воспитании ребенка принадлежит книге?

Обозначение проблемы. Упражнение «Выбери дистанцию»

Воспитатель. Сегодня символ обсуждаемой темы — детская книга (кладет ее на куб в центре комнаты). Задание родителям: Встаньте от книги на такое расстояние, которое продемонстрирует вашу близость или отдаленность по отношению к теме встречи. А затем одной фразой объясните выбранное вами расстояние.

Родители выполняют здание.

Воспитатель. Чтобы нам сегодня было легче общаться друг с другом и решать поставленные задачи, давайте проведем небольшую разминку.

Литературная викторина для родителей.

Взрослым – продолжить стихотворение, назвать автора.

Белая берёза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой 
(С. Есенин “Берёза”)

Однажды в студеную, зимнюю пору
Я из лесу вышел, был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз”.
(Н. Некрасов “Мужичок с ноготок”)

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя 
(А. Пушкин “Зимний вечер”)

Вот моя деревня,
Вот мой дом родной,
Вот качусь я в санках
По горе крутой. 
(И. Суриков “Детство”)

Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз воевода дозором
Обходит владенья свои. 
(Некрасов Н. из поэмы “Красный нос”)

Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки,
Оказалось, это брюки. 
(С. Маршак “Вот какой рассеянный”)

 

Начало дискуссии «Роль книги в семейном воспитании»

Воспитатель. А сейчас я приглашаю вас принять участие в дискуссии на тему «Роль книги в семейном воспитании». Существуют два противоположных взгляда на воспитательную роль книги: одни родители считают, что книга — средство развлечения и забава; другие — что это полезное занятие для всестороннего воспитания ребенка.

— Обоснуйте свою точку зрения: какова роль книги в семейном воспитании. (Мнения родителей.)

— Всегда ли стремление взрослых купить ребенку как можно больше книг приводит к положительным воспитательным результатам? Так ли безопасен культ книги?(Мнения родителей.)

Анализ анкет.

Далее родители выступают по следующим вопросам:

  • Книга в нашей семье.
  • Традиции нашей семьи.
  • Отношение детей к книге.

                Из опыта семейного воспитания

Работа с родителями по подготовке выступлений проводится заранее, за несколько дней до собрания. Каждому родителю вручается буклет «Волшебный мир книги»,в котором есть памятки по воспитанию активного читателя.

Разучивание игр для детей.

Игра «Очумелые ручки». Ребенку прочитали сказку про Машеньку и Медведя, дайте ему лист бумаги и краски, пусть рисует персонажей. Или лепит из пластилина, или вырезает из цветной бумаги. Рукодельных фантазий множество.

Ролевые игры не только могут быть интересными, но и полезными. Например, можно устроить заседание суда по обвинению злодейств Бабы-Яги, Карабаса-Барабаса, Кощея. Играть могут все члены семьи. Роли распределяются: судья, прокурор, адвокат, свидетели. Затем выносится приговор. В данном случае у ребенка развивается логическое мышление, справедливость, милосердие к осужденным.

Игра «Спектакль». Разыгрывается спектакль с участием домашних или маленьких друзей. Нужно дать ребенку проявить свои творческие мыслительные способности, развить фантазию.

Игра «Летучка». После прочтения спросить у ребенка, что он думает о каком-либо поступке героя, как относится к разным персонажам. А потом предложить созвать этих героев на совет и высказать свое суждение, просьбу, недовольство.

Заключительное слово воспитателя:

Работа с книгой богата и разнообразна как по форме, так и его содержанию. Долг каждого педагога - научить детей любить книгу, ощущать потребность в ней, понимать её. В обучении, воспитании и развитии ребенка огромную роль играет книга. Но книга учит только тогда, когда ребенок умеет с ней работать, умеет читать в истинном смысле этого слова, т.е. понимает прочитанное, от этого во многом зависит и его воспитанность, и умственное развитие. Нужно помнить, что работа эта очень важная и её нужно проводить систематически. Оттого, насколько дружно мы будем ей заниматься, зависит будущее наших детей: какими они вырастут взрослыми читателями, и какими людьми. Подтверждением сказанного могут служить слова С. Лупана: “Привить ребёнку вкус к чтению - лучший подарок, который мы можем ему сделать”.

Решение семинара:

Учитывая важную роль родителей в воспитании у детей любви к книге и развитии у них устойчивого интереса к чтению, направить усилия на решение следующей задачи:

- рассказать детям о детской библиотеке, записаться в неё и регулярно брать книги для семейного чтения.

- читать ежедневно с ребенком детские книги;

- обсуждать с ним прочитанное;

- помогать детям составлять по иллюстрации рассказы;

- посмотреть телевизионные программы о создании книг;

- регулярно разучивать с детьми стихотворения.

- в каждой семье найти время для организации семейного чтения.

-для успешного овладения навыками чтения без принуждения, руководствоваться советами опытных родителей, воспитателей и психологов.

Приложение 3.

НОД в старшей группе. Что такое пересказ? Пересказ произведения Н. И. Сладкова «Как медведь сам себя напугал».

Цели:

1. Продолжать учить детей пересказывать повествовательный рассказ по схеме связно, последовательно, понимать смысл произведения.

2. Учить понимать, что без середины рассказа не понятен его смысл, пользоваться мнемотаблицами и иллюстрациями к сказке.  

 3. Закреплять умение использовать в речи авторские слова и выражения (валежина, угодила, насторожил, недоброе творится в лесу, рявкнул, подобру-поздорову) .

4. Упражнять в умении подбирать синонимы и определения к заданным словам:

валежина - сухая упавшая ветка,

дать стрекоча - убежать быстро,

подобру-поздорову – пока ничего не случилось

5. Упражнять детей в выразительном рассказывании произведения, в изменении интонации и темпа речи в соответствии с текстом.

6. Учить детей участвовать в анализе рассказов товарищей.

7. Воспитывать любовь и интерес к художественной литературе.

Оборудование:

Предметные картинки: медведь, белка, заяц, сорока, лось.

Маленькие флажки на каждого ребенка

Мнемотаблица и иллюстрация к сказке.

Предварительная работа:Чтение рассказов Н. И. Сладкова

Организация выставки произведений Сладкова в групповом книжном уголке.

Адаптированный рассказ Н. И. Сладкова

«Как медведь сам себя напугал»

Вошел медведь в темный лес. / Хрустнула под тяжелой лапой валежина. Испугалась белка на елке, выронила из лапок шишку. Упала шишка, угодила зайцу в лоб. Затопал заяц по лесу. Увидела его сорока, подняла крик во весь лес. Решили лоси, что она охотников видит. Пошли они по лесу кусты ломать.Остановился медведь, насторожил уши. Недоброе творится в лесу! Не уйти ли подобру-поздорову? /Рявкнул медведь, да как даст стрекоча!Так медведь сам себя напугал, себя из темного леса выгнал. Одни следы на грязи остались.

Воспитатель: Ребята! Давайте вспомним, книги какого писателя стоят в нашем книжном уголке? (Н. И. Сладкова)

-С какими произведениями Николая Ивановича мы уже познакомились?

-О ком писал этот автор?

-Кто герои эго произведений?

Проходите, рассаживайтесь и мы поиграем.

Выставляются картинки: медведь, белка, заяц, сорока, лоси.

Воспитатель: Глядя на эти картинки, вы будете называть, какие у Сладкова герои в его рассказах. Старайтесь подобрать красивые слова о наших героях. За каждое красивое слово вы получите шишку. А шишки мы будем складывать вот в эту корзинку.

-Какой в произведениях Сладкова медведь? (косолапый, мохнатый, неуклюжий, неповоротливый)

-А какой заяц? (косой, трусливый, длинноухий, озорной)

-Какая сорока? (болтливая, любопытная, сплетница, длиннохвостая)

-А белка какая? (ловкая, пушистая, хлопотливая, рыжая)

-Каким можно назвать лося? (рогатый, большой, сильный)

Вот и набрали полную корзинку шишек. Много красивых слов знаете. Молодцы!

Ребята, все эти герои встречаются в новом рассказе Н. И. Сладкова «Как медведь сам себя напугал».

Вы уже знаете много произведений Сладкова. Мы читали их в группе, дома вам читали их родители. А с этим рассказом вы сами познакомите своих родителей, поэтому сегодня мы будем учиться его пересказывать. Внимательно послушайте этот рассказ (чтение адаптированного рассказа Н. И. Сладкова)

-Вам понравился рассказ? О чем этот рассказ? Как вы думаете, это серьезный или шутливый рассказ? В чем же здесь вы видите юмор? Какую пословицу можно подобрать к этому рассказу? (У страха глаза велики)

В рассказе встречается много трудных слов. Для того, чтобы вы поняли их и красиво рассказали рассказ, давайте поговорим о том, что эти слова обозначают (разбор авторских слов и выражений)

Воспитатель зачитывает фразы из рассказа:

Хрустнула под тяжелой лапой валежина. Знаете ли вы, что такое валежина?

(упавшая сухая ветка)

Уйти подобру-поздорову. Это как? (пока ничего не случилось, уйти пока цел)

Как даст стрекоча. Как вы понимаете выражение «дать стрекача»? (убежать быстро, стремительно)

Ребята! Мы с вами уже знаем, что у каждого рассказа есть начало, середина и конец. Выставляется модель структуры рассказа.

-Какими словами автор начинает рассказ? (Вошел медведь в темный лес) .

Что случилось дальше, мы узнаем из середины рассказа.

-Что же произошло в лесу?

-Что случилось с белкой?

-Как повел себя заяц?

-Почему подняла крик сорока?

-Что решили лоси? Что они сделали?

-Как повел себя медведь? Как об этом сказал автор? Воспитатель предлагает повторить авторский текст 1-2 детям (Остановился медведь. Насторожил уши. Недоброе творится в лесу! Не уйти ли подобру-поздорову)

-Чем же закончился рассказ?

-А если мы уберем середину нашего рассказа? (на модели убирается один сектор). Воспитатель зачитывает текст без середины.

Сможем ли мы понять, что же произошло с медведем? Почему он испугался? Почему нам будет трудно понять рассказ? (обобщает ответы детей) Мы не сможем понять, что произошло, потому что в рассказе не было середины. Рассказ был не полный. Поэтому, когда вы будете пересказывать рассказ, не забудьте рассказать начало, середину и конец.

Физкультминутка

Мишка вылез из берлоги, Повороты вправо-влево

Огляделся на пороге.

Потянулся ото сна: Потягивания – руки вверх

К нам опять пришла весна.

Чтоб скорей набраться сил, Вращение головы

Головой медведь крутил.

Наклонился взад-вперед, Наклоны вперед-назад

Вот он по лесу идет.

Ищет мишка корешки Наклоны: правой рукой

И трухлявые пеньки касаться левой ступни,

В них съедобные личинки затем наоборот

Для медведя - витаминки.

Наконец медведь наелся Садятся на свои места

И на бревнышке уселся

Чтобы вам легче пересказать рассказ, мы сейчас составим схему: Я начну, а вы продолжайте:

Вошел… Хрустнула… Испугалась… Упала…

Затопал… Увидела… Подняла… Решили…

Пошли… Остановился… Рявкнул… Так медведь…

По ходу ответов выкладывается схема рассказа.

А теперь попробуем пересказать текст по мнемотаблице.

Работа над интонационной выразительностью

-Ребята, как вы думаете, о чем в рассказе можно сказать быстро? А о чем замедлить свою речь? А где надо сказать вопросительно? Послушайте, как я скажу (просит повторить 2-3 детей)

Сейчас я прочитаю рассказ еще раз. Вы его постарайтесь хорошо запомнить. А теперь возьмите в руку флажки и внимательно слушайте: там, где нужно говорить быстрее мы будем поднимать флажки вверх, а где медленнее – опускать вниз.

Прослушали рассказ? Кто хотел бы рассказать рассказ полностью.

Самостоятельные пересказы детей.

В конце занятия воспитатель привлекает детей к оценке рассказов товарищей:

-Вам понравился рассказ? Чем же он вам понравился? И т. д.

Выслушивает всех, обобщает ответы и дает свою оценку пересказам детей.

Ребята! Сегодня вечером не забудьте познакомить своих родителей с новым произведением Николая Ивановича Сладкова «Как медведь сам себе напугал». Постарайтесь дома нарисовать рисунки к рассказу и принести завтра в группу, а мы с вами их рассмотрим.

Приложение 4.

Календарно – перспективное планирование НОД «Коммуникация» (обучение пересказу) старшая группа. Согласно программе« От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Старшая группа / авт. – сост. Т. И. Кандала ( и др.).

месяц

неделя

Тема.

Цели.

Создание условий для самостоятельной деятельности.

Ожидаемый результат.

октябрь

2

Что такое пересказ? Пересказ произведения Н. И. Сладкова «Как медведь сам себя напугал»

Учить пересказывать по иллюстрациям, мнемотаблицам; Познакомить с видами пересказа;

Упражнять в подборе речевых оборотов;

Воспитывать любовь к литературе.

Иллюстрации к сказке, мнемотаблицы.

Дети свободно владеют основными видами пересказа.

3

Пересказ В. Чаплина « Лес осенью».

Развивать умение составлять рассказ.

Упражнять в подборе синонимов и антонимов, прилагательных и наречий в сравнительной степени.

Обогащать речь существительными, обозначающими растения.

Воспитывать любовь и уважение к членам семьи.

Иллюстрации осени, мнемотаблица, стихотворения о осени.

Дети могут подробно и выборочно пересказывать текст.

ноябрь

1

Пересказ «Моя любимая сказка».

Развивать умение составлять рассказ.

Упражнять в подборе речевых оборотов характерных для данного вида жанра.

Побуждать составлять последовательный рассказ.

Иллюстрации сказок.

Дети спокойно составляют и пересказывают любимые сказки.

3

Пересказ сказки «Лиса и рак».

Учить связно, последовательно пересказывать сказку.

Побуждать составлять описательный рассказ «Лиса».

Куклы би-ба-бо, картинка лиса.

Дети составляют описатель-

ный рассказ.

декабрь

1

Составление рассказа «игры зимой».

Учить составлять короткий рассказ.

Обогащать речь существительными, обозначающими эмоции, чувства, переживания.

Картины на тему «Зима», иллюстрации зимних забав.

Дети спокойно составляют и пересказывают короткий рассказ.

3

Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята».

Учить выразительно пересказывать текст без помощи вопросов воспитателя.

Иллюстрация к рассказу.

Дети без помощи воспита-

теля пересказы-

вают текст.

январь

1

Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята».

Учить выразительно пересказывать текст.

Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Побуждать придумывать новые эпизоды сказки.

Иллюстрация к рассказу, мнемотаблица к рассказу Е. Чарушина «Лисята».

Дети пересказывают ранее прочитанный рассказ.

февраль

1

Пересказ глав из повести А. П. Гайдара «Чук и Гек».

Учить выразительно пересказывать текст.

Воспитывать любовь и уважение к членам семьи.

Побуждать высказывать свое мнение.

Иллюстрации к повести.

Последовательный и эмоциональный пересказ.

3

Русская народная сказка « Сивка-бурка».

Продолжать обучение пересказу.

Совершенствовать монологическую речь.

Воспитывать устойчивое внимание.

Картинки, рисунки к сказке.

  Дети без помощи воспитателя пересказывают текст.

март

4

Пересказ рассказа Я. Тайца «Послушный дождик».

Продолжать учить пересказывать небольшие рассказы, соблюдая признаки монологического высказывания.

Иллюстрация к рассказу.

Дети строят предложения из заданного набора слов, меняя их порядок.

апрель

2

Составление рассказа на тему сказок.

Учить составлять рассказ на тему «Новые приключении Колобка».

Куклы колобок, лиса, волк, заяц, медведь, бабка, дед.

Дети состав-

ляют и рассказы-

вают сказку.

3

Рассказывание сказки «Волк и семеро козлят».

Продолжать учить пересказывать сказки, используя  речевые обороты характерные для данного вида жанра.

Картинки, рисунки к сказке.

Дети без помощи воспита-

теля переска-

зывают текст.

май

1

Пересказ украинской народной сказки «Колосок».

Учить сказку самостоятельно, передавать интонацию, характеры героев, свое отношение к персонажу.

Упражнять в составлении предложений.

Картинки, рисунки к сказке.

Дети без помощи воспита-

теля переска-

зывают текст.

2

«В мире литературы».

Учить выделять главное в тексте, отвечать на вопросы, строить план пересказа.

Иллюстрации, мнемотаблицы.

Умеют составлять

план  к рассказу, мнемотблицы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-ориентированный долгосрочный проект "Развитие внутренней мотивации педагогов дошкольного учрждения к эффективному способу овладения проектированием образовательной деятельности"

Данный проект направлен на выявление уровня сформированности внутренней мотивации педагогов, определение условий к эффективному овладению проектированием и разработке алгоритма и плана развития внутре...

Проект "Развитие познавательных способностей у дошкольников с ОВЗ , старшая группа

Цель проекта: развитие познавательной активности дошкольника, любознательности...

Информационный проект или практико-ориентированный «Сказка о прозрачном квадрате» (развивающие игры В. Воскобовича) в старшей группе

Развивающая игра «Прозрачный квадрат» или  игра «Нетающие льдинки озера Айс» - это сказочная история об удивительных нетающих льдинках Озера Айс, которая относится к игров...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию коммуникативных способностей посредством Wooden Block Puzzle - конструирования в подготовительной группе

Цель: развивать коммуникативные способности детей посредством WoodenBlock Puzzle -конструирования. Формировать представления детей о разныхсборкахобьектов,черезодинизспособовконструирования,способству...

ПРОЕКТ «Развитие умственных способностей посредством интеллектуальных игр в старшем дошкольном возрасте». Никитина О.И.

Дошкольное детство является особенное, уникальное социокультурное явление, показать чрезвычайно сложное и многогранное развитие личности в дошкольном детстве, ценность которого в том, что заложенный в...

Проект «Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста посредством творческой игры в современных условиях»

Проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста. Разработан при содействии учителя-логопеда и воспитателя....