Практико-ориентированный долгосрочный проект "Развитие внутренней мотивации педагогов дошкольного учрждения к эффективному способу овладения проектированием образовательной деятельности"
проект
Данный проект направлен на выявление уровня сформированности внутренней мотивации педагогов, определение условий к эффективному овладению проектированием и разработке алгоритма и плана развития внутренней мотивации к эффективному овладению проектированием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakatiko-orientrovannyy_proekt_s_molodymi_pedagogami.docx | 33.44 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
№1 «Сказка»
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ
ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ
«Развитие внутренней мотивации молодых педагогов дошкольного учреждения к эффективному способу овладения проектированием образовательной деятельности»
Автор:
Старший воспитатель
С.В. Чернухина
Мегион 2019
Краткая аннотация к проекту
Одним из важнейших компонентов педагогической деятельности является её мотивация. Поскольку мотив является состоянием готовности действовать определённым образом, необходимо формировать и активизировать такое состояние, используя приём внешнего управления мотивацией и тем самым побуждать педагога действовать определённым образом. В последнее время в образовательной системе происходят положительные изменения, позволяющие педагогу раскрыть свой творческий потенциал, быть активным участником инновационных процессов. И задача руководителя - использовать мотивацию как процесс побуждения педагогического коллектива к деятельности для достижения как личностных целей, так и целей организации.
В составе педагогической компетентности педагога наряду с другими выделяется технологическая компетентность, умение педагога проектировать воспитательно-образовательную деятельность. Сложность и многокомпонентность процесса педагогического проектирования подразумевает необходимость целенаправленно формировать у педагогов внутреннюю мотивацию к овладению данным видом педагогической деятельности.
Данный проект направлен на выявление уровня сформированности внутренней мотивации педагогов, определение условий к эффективному овладению проектированием и разработке алгоритма и плана развития внутренней мотивации к эффективному овладению проектированием.
Участники проекта: педагоги дошкольного учреждения:
-заместитель заведующего- 1;
-старший воспитатель – 1;
-воспитатели – 27;
-инструктор по физической культуре – 2;
-музыкальный руководитель-3;
-педагог-психолог -1;
-социальный педагог -1;
-педагог-организатор -1;
-педагог дополнительного образования -1;
-учитель-логопед -4;
-учитель-дефектолог-1;
Тема проекта: «Развитие внутренней мотивации педагогов дошкольного учреждения к эффективному овладению проектированием образовательного процесса».
Автор проекта: старший воспитатель С.В. Чернухина.
Тип проекта: практико-ориентированный.
Сроки реализации проекта: октябрь 2017-апрель 2019
Объект: процесс повышения внутренней мотивации педагога через эффективное владение проектированием образовательной деятельности.
Проблема:
Основная проблема построения любой системы нематериальной мотивации в образовательном учреждении состоит в том, что внутренняя мотивация у каждого педагога своя. Необходимо определенная система, при реализации которой возможно повысить уровень мотивации на эффективное овладение проектной деятельностью у большинства педагогов дошкольного учреждения.
Гипотеза:
Грамотно выстроенная система действий по мотивации профессионального развития педагогов, поможет им эффективно владеть и участвовать в проектной деятельности и как следствие достижение дошкольным учреждением высокого уровня конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.
Цель проекта: создание системы мотивации педагогов к эффективному овладению проектированием образовательной деятельности.
Задачи проекта:
1.Выявить критерии сформированности внутренней мотивации педагогов и определить условия её развития к эффективному овладению проектированием.
2.Разработать этапы формирования внутренней мотивации у педагогов дошкольного учреждения.
3.Разработать примерный план мероприятий по овладению педагогами методом проектирования.
4.Разработать алгоритм развития внутренней мотивации педагогов к эффективному овладению проектированием.
Актуальность
Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, формирование способности к постоянному самосовершенствованию-является необходимым условием модернизации всей системы образования и в частности дошкольного образования. На фоне особого внимания к данной проблеме вопрос об устойчивой мотивации профессионального развития педагогов приобретает особую актуальность. Мотивационное поле педагога, является мощным фактором, обуславливающим профессиональное совершенствование, задающим его содержание и направленность.
В составе педагогической компетентности педагога наряду с другими выделяется технологическая компетентность, умение педагога проектировать воспитательно-образовательную деятельность. Технология проектирования в настоящий момент включает в себя педагогическое проектирование как построение совершенствующей образовательной практики, образовательных технологий, способов и средств педагогической деятельности. Сложность и многокомпонентность процесса педагогического проектирования подразумевает необходимость целенаправленно формировать у педагогов внутреннюю мотивацию к овладению данным видом педагогической деятельности. Для успешной профессиональной деятельности педагогу необходимо владеть проектированием, уметь планировать и реализовывать свои планы. Движущим механизмом в данном процессе является мотивация педагога.
Проектные действия
1.Основные направления методической работы:
-маркетинговое-анкетирование и обследование педагогических работников на предмет выявления сферы мотивации педагогического проектирования, внутренней и внешней мотивации;
-информационное - создание медиатеки проектной деятельности педагогов;
-социально-адаптивное-повышение уровня мотивационного развития, готовность
к педагогическому проектированию;
-экспериментальное - включение педагогов в инновационную деятельность;
-психолого-педагогическое - психологическая поддержка педагогов;
-управленческая - повышение профессиональной компетентности педагогов.
2.Критерии сформированности готовности педагогов к педагогическому проектированию
Компоненты структуры умений | Качественные характеристики умений | Показатели готовности педагога |
Мотивационный | Интерес к педагогическому проектированию Наличие мотивации к формированию умений педагогического проектирования Мотивация преодоления затруднений в проектной деятельности | Самореализация личности педагога как профессионала в инновационной деятельности. Восприимчив к нововведениям. Ощущает потребность в создании инноваций как новый способ решения педагогических проблем |
Когнитивный | Полнота знаний теоретических основ проектной деятельности Осознанность технологических знаний (этапов и методов проектной деятельности) Синтезирование знаний из разных областей науки | Владеет комплексом знаний о процессе проектирования, о современных требованиях, инновационных моделях и технологиях. Понимает что определяет потребность и возможность развития существующей практики |
Операционно-деятельностный | Последовательность выполнения проектных действий Систематичность и качество проявления умений Активность в проектной деятельности Умение осуществлять рефлексию и коррекцию проектной деятельности | Владение технологией проектирования, способами решения задач в данной области. Оценивает свою деятельность, корректирует её и видит перспективы развития |
Личностный | Самостоятельность и уверенность Целеустремлённость и собранность Самокритичность и ответственность | Активность личности, направленность на дальнейшее действие |
3.Стимулы позволяющие реализовать мотив педагога
- Организация, конкурсов, проектов, фестивалей проектов на уровне учреждения, делегирование на профессиональные конкурсы различного уровня.
- Организация личного мастер-класса для педагогов учреждения.
- Благодарственные письма, грамоты, устные благодарности и похвала.
- Вовлечение в инновационную деятельность.
- Стимуляция инициатив, самостоятельности.
- Формирование проектных групп по интересам.
- Вовлечение в совместную деятельность в составе творческих проблемных групп, команд разработчиков проектов.
- Возможность предоставления и распространения опыта работы через методические объединения, конференции и семинары.
- Содействие в подготовке собственных разработок проектов.
- Привлечение к руководству творческих групп по разработке проектов.
- Возможность работать по интересующей проблеме и выбрать команду единомышленников.
- Получение желающим наиболее сложны заданий (организация конкурсов, фестивалей проектов).
- Вхождение в состав различных органов, решающие важные проблемы жизни учреждения.
4.Условия для формирования внутренней мотивации педагогов к эффективному овладению способа проектирования педагогической деятельности
- Создание администрацией, руководителем учреждения условий к стремлению педагогов освоить процесс проектирования педагогической деятельности.
- Личная мотивация педагога к профессиональному росту.
- Доброжелательная, комфортная атмосфера сотрудничества в коллективе педагогов.
- Активное участие педагога-психолога в создании условий для формирования внутренней мотивации педагога, проведение психологического сопровождения.
- Конкурентоспособность педагогического работника.
5.Алгоритм развития мотивации педагогов к эффективному овладению способа проектирования.
- Вводный этап. Анкетирование, выполнение методик.
- Разработка психологического и методического сопровождения педагогов.
- Создание условий для педагогического профессионального роста педагогов.
- Проведение цикла занятий, семинаров, тренингов с педагогами.
- Итоговый этап. Анкетирование, выполнение методик, с целью обобщения опыта.
- Рефлексия, самооценка. Рейтинг педагогов.
Предполагаемые итоги реализации проекта
- Педагог мотивирован на проектирование образовательной деятельности.
- Педагог владеет технологией проектирования, изменился стиль работы с детьми. Они активны, самостоятельны, любознательны.
- Родители активные участники образовательного процесса.
- Педагог организатор исследовательской деятельности детей, генератор развития их творческого потенциала.
Стратегия и механизмы реализации проекта
Применение в педагогической деятельности различных инновационных технологий, таких как проектная деятельность и активных форм творческого развития даёт возможность педагогам увеличить собственную мотивацию, профессионально-практическую направленность занятий и достигнуть высоких запланированных результатов в своей профессиональной педагогической деятельности.
1.Этапы психолого-педагогической работы с педагогами по развитию внутренней мотивации.
I.Организационный этап (октябрь - декабрь 2019). Разработка плана мероприятий по развитию внутренней мотивации педагогов.
II.Технологический основной этап (январь 2020- апрель 2021). Реализация мероприятий.
III.Рефлексивный обобщающий этап (май 2021). Анализ реализации мероприятий. Формулирование перспектив грядущего повышения внутренней мотивации профессионального развития педагогических работников в проектной деятельности.
1.1.Цель и задачи психолого-педагогических мероприятий по развитию внутренней мотивации педагогов к эффективному овладению способа проектирования.
Цель: повышение мотивации педагогов к эффективному овладению способа проектирования.
Задачи:
- Разработать семинары теоретической и практической направленности, нацеленные на повышение профессионально-творческого развития путем освоения проектной деятельности (мотив «творческое развитие»)
- Разработать мероприятия, сфокусированные на создание комфортного психологического климата в учреждении и базирующиеся на создании «ситуации успеха» для каждого педагога (мотив «защищённость»).
- Организовать персональное консультирование педагогического коллектива по вопросам методической деятельности в проектной деятельности, демонстрации своих возможностей, представлении возможности реализовать свои идеи (мотивы «Саморазвитие», «самореализация», «самовыражение»).
План реализации
мероприятий по развитию внутренней мотивации педагогов к эффективному овладению проектной деятельностью
№ | Мероприятие | Сроки | Ответственный |
Задача №1 Разработать семинары теоретической и практической направленности, нацеленные на повышение профессионально-творческого развития путем освоения проектной деятельности (мотив «творческое развитие») | |||
1. | Практико-ориентированный семинар «Развитие профессиональной мотивации педагогов» | Январь 2020 | Старший воспитатель |
2. | Тренинг «Осознание профессиональных мотивов» | Март 2020 | Педагог-психолог |
Задача №2 Разработать мероприятия, сфокусированные на создание комфортного психологического климата в учреждении и базирующиеся на создании «ситуации успеха» для каждого педагога (мотив «защищённость») | |||
1. | Психологический тренинг «Формула успеха» | Октябрь 2020 | Педагог-психолог |
2. | Деловая игра «Педагогические приемы создания ситуации успеха» | Декабрь 2020 | Старший воспитатель |
3. | Психологический тренинг «Ключи к успеху» | Январь 2021 | Педагог-психолог |
4. | Психологический тренинг «Тропинка к своему Я» | Февраль 2021 | Педагог-психолог |
5. | Деловая игра «Верёвочный курс» | Март 2021 | Педагог-психолог |
Задача №3 Организовать персональное консультирование педагогического коллектива по вопросам методической деятельности в проектной деятельности, демонстрации своих возможностей, представлении возможности реализовать свои идеи (мотивы «Саморазвитие», «самореализация», «самовыражение») | |||
1. | Индивидуальные консультации. Оказание психолого-педагогической помощи | Срок постоянно | Старший воспитатель педагог-психолог |
2.Методическое сопровождение процесса развития профессиональной компетентности в области проектирования
I.Подготовительный этап (октябрь - декабрь 2019). Анализ методической, справочной литературы по педагогическому проектированию. Создание методической базы. На данном этапе происходит осознание педагогам своего опыта профессиональной деятельности, раскрываются недостатков и преимущество педагогической деятельности, анализируются условия организации педагогической деятельности, появляются противоречия и проблемы, а также осуществляется поиск объективных и субъективных причин противоречий и проблем, методы их решения.
II.Основной-обучающий этап (январь 2020-март 2021). Реализуется самостоятельное моделирование, проектирование образовательных объектов. Систематизируется и обрабатывается накопленный материал, происходит понимание и обобщение опыта работы, определяется общий подход, отрабатываются знания в организации проектной деятельности в условиях учреждения. Осуществляется подготовка творческих отчётов о реализации проектов.
Примерный план методического сопровождения педагогов по овладению
эффективным проектированием
Содержание деятельности | Сроки | Ответственный |
Подбор методической, справочной литературы по педагогическому проектированию | октябрь-декабрь 2019 | Старший воспитатель |
Семинар-практикум «Проектная деятельность в дошкольном учреждении» | Февраль 2020 | Старший воспитатель |
Лекция-беседа «Проектирование. Технология проектирования в образовательном процессе дошкольного учреждения» | Апрель 2020 | Старший воспитатель |
Круглый стол «Алгоритм проектирования» | Май 2020 | Старший воспитатель |
Практикум «Структурные составляющие проекта и основные характеристики» | Сентябрь 2020 | Старший воспитатель |
Лекция-дискуссия «Проектная документация» | Ноябрь 2020 | Старший воспитатель |
Консультация «Презентация и защита проекта» | Февраль 2021 | Старший воспитатель |
Защита проектов «Педагогический калейдоскоп» | Апрель 2021 | Старший воспитатель |
Индивидуально консультирования педагогов по возникшим затруднениям | Постоянно | Старший воспитатель |
III.Итоговый этап (май 2021). Подведение итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мотивация педагогов как средство повышения эффективности деятельности образовательного учреждения
Разработка модели руководства мотивацией профессионального развития педагогов дошкольной организации....
Доклад "Проектирование образовательной деятельности и взаимодействие инструктора по физкультуре с педагогами ДОУ по физическому развитию детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"
Для того чтоб физкультурная деятельность прошла эффективно и для повышения качества образовательных услуг необходимы слаженные действия инструктора по физической культуре и воспитателя....
Познавательный, практико-ориентированный, среднесрочный групповой проект для детей старшего дошкольного возраста. "ПРИРОДА ПРОСИТ ЗАЩИТЫ!"
Наша планета Земля – общий дом для всего живого. А каждый человек, живущий в этом доме, должен заботиться о нём и беречь, хранить все его ценности и богатства. Экологическое направление работы Д...
«Мой дом, моя семья и я». Тип проекта: информационно – практико - ориентированный, групповой, долгосрочный (3 года).
АктуальностьВ период дошкольного детства формируются основы нравственно – патриотического воспитания. Необходимо пробудить у детей исследовательский интерес, любознательность, зажечь огонек любв...
Выступление на районном практико - ориентированном онлайн -семинаре по теме:«Проектирование образовательной деятельности по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников» (из опыта работы Шивараковой Раисы Евгеньевны, старшего воспитателя
В рамках семинара разговор идет о том, что раскрывает понятие «финансовая грамотность», как организована образовательная деятельность в ДОУ,об инновационных п...
Совместный практико-ориентированный проект для родителей, воспитанников и педагогов «Космические дали»
Наверное, каждый взрослый человек и ребенок любит смотреть на звезды. Кто-то просто восхищается их красотой, кто-то о чем-то мечтает, кто-то хочет разгадать загадки, которые таит в себе космос....
Практика наставничества. «Методическая платформа «Ступени мастерства», как условие для развития внутренней мотивации молодого педагога к эффективному способу овладения проектированием воспитательно-образовательного процесса»
Практика представляет опыт работы муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения №1 «Сказка» по организации наставничества профессиональной деятельности молодых педагог...