Практико-ориентированный долгосрочный проект "Развитие внутренней мотивации педагогов дошкольного учрждения к эффективному способу овладения проектированием образовательной деятельности"
проект

Чернухина Светлана Викторовна

Данный проект направлен на выявление уровня сформированности внутренней мотивации педагогов, определение условий к эффективному овладению проектированием и разработке алгоритма и плана развития внутренней мотивации к эффективному овладению проектированием. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakatiko-orientrovannyy_proekt_s_molodymi_pedagogami.docx33.44 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

№1 «Сказка»

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ

«Развитие внутренней мотивации молодых педагогов дошкольного учреждения к эффективному способу овладения проектированием образовательной деятельности»

Автор:

Старший воспитатель

С.В. Чернухина

Мегион 2019

Краткая аннотация к проекту

        Одним из важнейших компонентов педагогической деятельности является                              её мотивация. Поскольку мотив является состоянием готовности действовать определённым образом, необходимо формировать и активизировать такое состояние, используя приём внешнего управления мотивацией и тем самым побуждать педагога действовать определённым образом. В последнее время в образовательной системе происходят положительные изменения, позволяющие педагогу раскрыть свой творческий потенциал, быть активным участником инновационных процессов. И задача                 руководителя - использовать мотивацию как процесс побуждения педагогического коллектива к деятельности для достижения как личностных целей, так и целей организации.

В составе педагогической компетентности педагога наряду с другими выделяется технологическая компетентность, умение педагога проектировать воспитательно-образовательную деятельность. Сложность и многокомпонентность процесса педагогического проектирования подразумевает необходимость целенаправленно формировать у педагогов внутреннюю мотивацию к овладению данным видом педагогической деятельности.

        Данный проект направлен на выявление уровня сформированности внутренней мотивации педагогов, определение условий к эффективному овладению проектированием и разработке алгоритма и плана развития внутренней мотивации к эффективному овладению проектированием.

        Участники проекта: педагоги дошкольного учреждения:

-заместитель заведующего- 1;

-старший воспитатель – 1;

-воспитатели – 27;

-инструктор по физической         культуре – 2;

-музыкальный руководитель-3;

-педагог-психолог -1;

-социальный педагог -1;

-педагог-организатор -1;

-педагог дополнительного образования -1;

-учитель-логопед -4;

-учитель-дефектолог-1;

        Тема проекта: «Развитие внутренней мотивации педагогов дошкольного учреждения к эффективному овладению проектированием образовательного процесса».

        Автор проекта: старший воспитатель С.В. Чернухина.

        Тип проекта: практико-ориентированный.

        Сроки реализации проекта: октябрь 2017-апрель 2019

        Объект: процесс повышения внутренней мотивации педагога через эффективное владение проектированием образовательной деятельности.

Проблема:

        Основная проблема построения любой системы нематериальной мотивации                             в образовательном учреждении состоит в том, что внутренняя мотивация у каждого педагога своя. Необходимо определенная система, при реализации которой возможно повысить уровень мотивации на эффективное овладение проектной деятельностью                             у большинства педагогов дошкольного учреждения.

Гипотеза:

        Грамотно выстроенная система действий по мотивации профессионального развития педагогов, поможет им эффективно владеть и участвовать в проектной деятельности и как следствие достижение дошкольным учреждением высокого уровня конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.

Цель проекта: создание системы мотивации педагогов к эффективному овладению проектированием образовательной деятельности.

Задачи проекта:

1.Выявить критерии сформированности внутренней мотивации педагогов и определить условия её развития к эффективному овладению проектированием.

2.Разработать этапы формирования внутренней мотивации у педагогов дошкольного учреждения.

3.Разработать примерный план мероприятий по овладению педагогами методом проектирования.

4.Разработать алгоритм развития внутренней мотивации педагогов к эффективному овладению проектированием.

Актуальность

        Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, формирование способности         к постоянному самосовершенствованию-является необходимым условием модернизации всей системы образования и в частности дошкольного образования. На фоне особого внимания к данной проблеме вопрос об устойчивой мотивации профессионального развития педагогов приобретает особую актуальность. Мотивационное поле педагога, является мощным фактором, обуславливающим профессиональное совершенствование, задающим его содержание и направленность.

В составе педагогической компетентности педагога наряду с другими выделяется технологическая компетентность, умение педагога проектировать воспитательно-образовательную деятельность. Технология проектирования в настоящий момент включает в себя педагогическое проектирование как построение совершенствующей образовательной практики, образовательных технологий, способов и средств педагогической деятельности. Сложность и многокомпонентность процесса педагогического проектирования подразумевает необходимость целенаправленно формировать у педагогов внутреннюю мотивацию к овладению данным видом педагогической деятельности.  Для успешной профессиональной деятельности педагогу необходимо владеть проектированием, уметь планировать и реализовывать свои планы. Движущим механизмом в данном процессе является мотивация педагога.

Проектные действия

1.Основные направления методической работы:

-маркетинговое-анкетирование и обследование педагогических работников на предмет выявления сферы мотивации педагогического проектирования, внутренней и внешней мотивации;

-информационное - создание медиатеки проектной деятельности педагогов;

-социально-адаптивное-повышение уровня мотивационного развития, готовность

к педагогическому проектированию;

-экспериментальное - включение педагогов в инновационную деятельность;

-психолого-педагогическое - психологическая поддержка педагогов;

-управленческая - повышение профессиональной компетентности педагогов.

2.Критерии сформированности готовности педагогов к педагогическому проектированию

Компоненты структуры умений

Качественные характеристики умений

Показатели готовности педагога

Мотивационный

Интерес к педагогическому проектированию

Наличие мотивации к формированию умений педагогического проектирования

Мотивация преодоления затруднений в проектной деятельности

Самореализация личности педагога как профессионала в инновационной деятельности. Восприимчив к нововведениям. Ощущает потребность в создании инноваций как новый способ решения педагогических проблем    

Когнитивный

Полнота знаний теоретических основ проектной деятельности

Осознанность технологических знаний (этапов и методов проектной деятельности)

Синтезирование знаний из разных областей науки

Владеет комплексом знаний о процессе проектирования, о современных требованиях, инновационных моделях и технологиях. Понимает что определяет потребность и возможность развития существующей практики

Операционно-деятельностный

Последовательность выполнения проектных действий

Систематичность и качество проявления умений

Активность в проектной деятельности

Умение осуществлять рефлексию и коррекцию проектной деятельности  

Владение технологией проектирования, способами решения задач в данной области. Оценивает свою деятельность, корректирует её и видит перспективы развития

Личностный

Самостоятельность и уверенность

Целеустремлённость и собранность

Самокритичность и ответственность

Активность личности, направленность на дальнейшее действие

3.Стимулы позволяющие реализовать мотив педагога

  • Организация, конкурсов, проектов, фестивалей проектов на уровне учреждения, делегирование на профессиональные конкурсы различного уровня.
  • Организация личного мастер-класса для педагогов учреждения.
  • Благодарственные письма, грамоты, устные благодарности и похвала.
  • Вовлечение в инновационную деятельность.
  • Стимуляция инициатив, самостоятельности.
  • Формирование проектных групп по интересам.
  • Вовлечение в совместную деятельность  в составе творческих проблемных групп, команд разработчиков проектов.
  • Возможность предоставления и распространения опыта работы через методические объединения, конференции и семинары.
  • Содействие в подготовке собственных разработок проектов.
  • Привлечение к руководству творческих групп по разработке проектов.
  • Возможность работать по интересующей проблеме и выбрать команду единомышленников.
  • Получение желающим наиболее сложны заданий (организация конкурсов, фестивалей проектов).
  • Вхождение в состав различных органов, решающие важные проблемы жизни учреждения.

4.Условия для формирования  внутренней мотивации педагогов к эффективному овладению способа проектирования педагогической деятельности

  • Создание администрацией, руководителем  учреждения условий к стремлению педагогов  освоить процесс проектирования педагогической деятельности.
  • Личная мотивация педагога к профессиональному росту.
  • Доброжелательная, комфортная атмосфера сотрудничества в коллективе педагогов.
  • Активное участие педагога-психолога в создании условий для формирования внутренней мотивации педагога, проведение психологического сопровождения.
  •  Конкурентоспособность педагогического работника.

5.Алгоритм развития мотивации педагогов к эффективному овладению способа проектирования.

  • Вводный этап.  Анкетирование, выполнение методик.
  • Разработка психологического и методического сопровождения педагогов.
  • Создание условий для педагогического профессионального роста педагогов.
  • Проведение цикла занятий, семинаров, тренингов с педагогами.
  • Итоговый этап. Анкетирование, выполнение методик, с целью обобщения опыта.
  • Рефлексия, самооценка. Рейтинг педагогов.

Предполагаемые итоги реализации проекта

  • Педагог мотивирован на проектирование образовательной деятельности.
  • Педагог владеет технологией проектирования, изменился стиль работы с детьми. Они активны, самостоятельны, любознательны.
  • Родители активные участники образовательного процесса.
  • Педагог организатор исследовательской деятельности детей, генератор развития их творческого потенциала.

Стратегия и механизмы реализации проекта

        Применение в педагогической деятельности различных инновационных технологий, таких как проектная деятельность и активных форм творческого развития даёт возможность педагогам увеличить собственную мотивацию, профессионально-практическую направленность занятий и достигнуть высоких запланированных результатов в своей профессиональной педагогической деятельности.  

1.Этапы психолого-педагогической работы с педагогами по развитию внутренней мотивации.

I.Организационный этап (октябрь - декабрь 2019). Разработка плана мероприятий по развитию внутренней мотивации педагогов.

II.Технологический основной этап (январь 2020- апрель 2021). Реализация мероприятий.

III.Рефлексивный обобщающий этап (май 2021). Анализ реализации мероприятий. Формулирование перспектив грядущего повышения внутренней мотивации профессионального развития педагогических работников в проектной деятельности.

1.1.Цель и задачи психолого-педагогических мероприятий по развитию внутренней мотивации педагогов к эффективному овладению способа проектирования.

        Цель: повышение мотивации педагогов к эффективному овладению способа проектирования.

        Задачи:

  • Разработать семинары теоретической и практической         направленности, нацеленные на повышение профессионально-творческого развития путем освоения проектной деятельности (мотив «творческое развитие»)
  • Разработать мероприятия, сфокусированные на создание комфортного психологического климата в учреждении и базирующиеся на создании «ситуации успеха» для каждого педагога (мотив «защищённость»).
  • Организовать персональное консультирование педагогического коллектива                   по вопросам методической деятельности в проектной деятельности, демонстрации своих возможностей, представлении возможности реализовать свои идеи (мотивы «Саморазвитие», «самореализация», «самовыражение»).

План реализации

мероприятий по развитию внутренней мотивации педагогов к эффективному овладению проектной деятельностью

Мероприятие

Сроки

Ответственный

Задача №1 Разработать семинары теоретической и практической         направленности, нацеленные на повышение профессионально-творческого развития путем освоения проектной деятельности

(мотив «творческое развитие»)

1.

Практико-ориентированный семинар «Развитие профессиональной мотивации педагогов»

Январь 2020

Старший воспитатель

2.

Тренинг «Осознание профессиональных мотивов»

Март 2020

Педагог-психолог

Задача №2 Разработать мероприятия, сфокусированные на создание комфортного психологического климата в учреждении и базирующиеся на создании «ситуации успеха» для каждого педагога (мотив «защищённость»)

1.

Психологический тренинг «Формула успеха»

Октябрь 2020

Педагог-психолог

2.

Деловая игра «Педагогические приемы создания ситуации успеха»

Декабрь 2020

Старший воспитатель

3.

Психологический тренинг «Ключи к успеху»

Январь 2021

Педагог-психолог

4.

Психологический тренинг «Тропинка к своему Я»

Февраль 2021

Педагог-психолог

5.

Деловая игра «Верёвочный курс»

Март 2021

Педагог-психолог

Задача №3 Организовать персональное консультирование педагогического коллектива                   по вопросам методической деятельности в проектной деятельности, демонстрации своих возможностей, представлении возможности реализовать свои идеи (мотивы «Саморазвитие», «самореализация», «самовыражение»)

1.

Индивидуальные консультации. Оказание психолого-педагогической помощи

 Срок постоянно

Старший воспитатель

педагог-психолог

2.Методическое сопровождение процесса развития профессиональной компетентности                  в области проектирования

I.Подготовительный этап (октябрь - декабрь 2019). Анализ методической, справочной литературы по педагогическому проектированию. Создание методической базы. На данном этапе происходит осознание педагогам своего опыта профессиональной деятельности, раскрываются недостатков и преимущество педагогической деятельности, анализируются условия организации педагогической деятельности, появляются противоречия и проблемы, а также осуществляется поиск объективных и субъективных причин противоречий  и проблем, методы их решения.

II.Основной-обучающий этап (январь 2020-март 2021).  Реализуется самостоятельное моделирование, проектирование образовательных объектов. Систематизируется                                  и обрабатывается накопленный материал, происходит понимание и обобщение опыта работы, определяется общий подход, отрабатываются знания в организации проектной деятельности в условиях учреждения. Осуществляется подготовка творческих отчётов о реализации проектов.

Примерный план методического сопровождения педагогов по овладению

эффективным проектированием

Содержание деятельности

Сроки

Ответственный

Подбор методической, справочной литературы по педагогическому проектированию

октябрь-декабрь 2019

Старший воспитатель

Семинар-практикум «Проектная деятельность в дошкольном учреждении»

Февраль 2020

Старший воспитатель

Лекция-беседа «Проектирование. Технология проектирования в образовательном процессе дошкольного учреждения»

Апрель 2020

Старший воспитатель

Круглый стол «Алгоритм  проектирования»

Май 2020

Старший воспитатель

Практикум «Структурные составляющие проекта и основные характеристики»

Сентябрь 2020

Старший воспитатель

Лекция-дискуссия «Проектная документация»

Ноябрь 2020

Старший воспитатель

Консультация «Презентация и защита проекта»

Февраль 2021

Старший воспитатель

Защита проектов «Педагогический калейдоскоп»

Апрель 2021

Старший воспитатель

Индивидуально консультирования педагогов по возникшим затруднениям

Постоянно

Старший воспитатель

III.Итоговый этап (май 2021). Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мотивация педагогов как средство повышения эффективности деятельности образовательного учреждения

Разработка модели руководства мотивацией профессионального развития педагогов дошкольной организации....

Доклад "Проектирование образовательной деятельности и взаимодействие инструктора по физкультуре с педагогами ДОУ по физическому развитию детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"

Для того чтоб физкультурная деятельность прошла эффективно и для повышения качества образовательных услуг необходимы слаженные действия инструктора по физической культуре и воспитателя....

Познавательный, практико-ориентированный, среднесрочный групповой проект для детей старшего дошкольного возраста. "ПРИРОДА ПРОСИТ ЗАЩИТЫ!"

Наша планета Земля – общий дом для всего живого. А каждый человек, живущий в этом доме, должен заботиться о нём и беречь, хранить все его ценности  и богатства. Экологическое направление работы Д...

«Мой дом, моя семья и я». Тип проекта: информационно – практико - ориентированный, групповой, долгосрочный (3 года).

АктуальностьВ период дошкольного детства формируются основы нравственно – патриотического воспитания. Необходимо пробудить у детей исследовательский интерес, любознательность, зажечь огонек любв...

Совместный практико-ориентированный проект для родителей, воспитанников и педагогов «Космические дали»

Наверное, каждый взрослый человек и ребенок любит смотреть на звезды. Кто-то просто восхищается их красотой, кто-то о чем-то мечтает, кто-то хочет разгадать загадки, которые таит в себе космос....

Практика наставничества. «Методическая платформа «Ступени мастерства», как условие для развития внутренней мотивации молодого педагога к эффективному способу овладения проектированием воспитательно-образовательного процесса»

Практика представляет опыт работы муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения №1 «Сказка» по организации наставничества профессиональной деятельности молодых педагог...