«МАША И МЕДВЕДЬ» Рассказывание русской народной сказки
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Хертек Байлак Шаймаровна

«МАША И МЕДВЕДЬ»

Рассказывание русской народной сказки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_zanyatiy.docx24.71 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «МАША И МЕДВЕДЬ»

Рассказывание русской народной сказки

Программное содержание

  • Учить детей внимательно слушать сказку, следить за развитием действий, понимать содержание.
  • Учить отвечать на вопросы по тексту.
  • Развивать мышление, память, выразительность речи.
  • Воспитывать интерес к русским народным сказкам.
  • Индивидуальная работа.

Предварительная работа

        Рассказывание сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам. Приготовить игрушки: мишку, куклу, диван, шапочки медведей для каждого ребенка, платочек.

Ход занятия

Воспитатель. Дети, отгадайте загадку.

                 Зверь лохматый, косолапый

                 Он сосет в берлоге лапу. (Медведь)

А вот и он! Достает игрушку – медведя. Где живет медведь? – в лесу. Вот из леса он к нам и пришел. А что с ним приключилось, я расскажу вам сказку «Маша и медведь». Рассказывает сказку неторопливо, выразительно.

- Понравилась вам сказка? Мишка, все так и было? Как сказка называется?

- Как Маша в лес попала?

- Что случилось с Машей? Как она звала подружек? Дети говорят ау, ау, ау. Она их аукала, но они не отозвались, Маша заблудилась.

- Куда она пришла? Кто жил в избушке?

- Что делала Маша у медведя?

- Что придумала Маша, чтобы от медведя сбежать? Помогает детям составить рассказ по наводящим вопросам, объясняет слово «короб».

- Как медведь шел по лесу и что хотел сделать? Что он говорил?

- Как отвечала ему Маша?

- Что случилось в деревне?

- Где нашли Машу бабушка и дедушка? Воспитатель рассказывает сказку еще раз. Вот как хорошо все закончилось!

Воспитатель прикладывает Мишку к уху. Дети, Мишка сказал, что хочет с вами поиграть. Вы будете все маленькими медвежатами. Одевает всем шапочки. Дети двигаются, как медвежата со словами,

Мишка косолапый по лесу идет,

Шишки собирает, песенки поет,

Вот упала шишка Мишке прямо в лоб,

Мишка рассердился и ногою топ!

Мишка: «Какие хорошие у меня медвежата, такие косолапые, как я!» хочет с вами и Мишкой поиграть. Ставит диван, усаживает Машу. Мишка будет прятаться, а мы будем с Машей его искать. Прячет Мишку за диван, и все ищут Мишку за диваном, перед диваном, слева, справа. Дети проговаривают слова с предлогами.

Воспитатель. Молодцы! Посмотрим, как Маша разговаривала с медведем в лесу. Драматизация сцены. Воспитатель назначает детей на роли, одевает Маше платочек, а Мишке – шапочку. Меняет детей. Играют 2 пары. Воспитатель оценивает выразительность исполнения ролей.

Тема: «ПЕТУШОК, ПЕТУШОК…»

Заучивание потешки

Программное содержание

  • Учить детей читать наизусть потешки.
  • Вырабатывать правильный темп речи, силу голоса, говорить спокойно.
  • Развивать внимание, память.
  • Воспитывать интерес к русскому фольклору.
  • Индивидуальная работа.

Предварительная работа

        Использовать малые литературные формы – стишки, потешки, прибаутки в повседневной жизни: в умывании, одевании, приеме пищи и т.д. Приготовить игрушку-петушка. Атрибуты для подвижной игры.

Ход занятия

Дети сидят полукругом на стульях. У воспитателя на столе петушок.

Воспитатель. Дети, посмотрите, кто это? Как он кричит? Читает потешку.

Петушок, петушок

Золотой гребешок

Масляна головушка,

Шолкова бородушка,

Что ты рано встаешь,

Голосисто поешь,

Деткам спать не даешь?

        Читает потешку и показывает на гребешок, бородку, гладит.

- Какой красивый петушок. Голосисто поешь. Как поет петушок? – ку-ка-ре-ку!

        Иди, Оленька, покажи, где у петушка гребешок, головушка, бородушка. Ребенок показывает, а воспитательница читает строчки. Вызывает еще 2-3 детей. - Петя, спроси петушка: «Что ты рано встаешь?». Ребенок за воспитателем повторяет строчки . Вызывает еще 2-3 детей. Поощряет детей, одобряет. Читает потешку еще раз вместе с ребенком, который быстро запоминает. – Петушок очень доволен, как вы о нем рассказывали, молодцы!

        - Послушайте рассказ К.Д. Ушинского про петушка и его семью.

Читает рассказ «Петушок семьей».

        - Дети, какая семья у петушка? Петушок – папа, курочка – мама, а цыплятки – детки. Как курочка зовет цыпляток к себе?- ко-ко-ко. А как пищат, отзываются цыплятки? – Пи-пи-пи.

        Давайте поиграем. Петушок будет Коля, я курочка, а вы цыплятки.

Вы бегайте, клюете зернышки, когда позовет вас петушок. А когда я вас позову, бегите ко мне. Игра повторяется 3-4 раза. Молодцы!

        Петушок, мы споем тебе песенку. Дети поют русскую народную прибаутку «Петушок» в обр. М. Красева.

Тема: «КУРОЧКА РЯБА»

Пересказ русской народной сказки

Программное содержание

  • Подводить детей к самостоятельному пересказу знакомой сказки.
  • Учить воспроизводить текст, развивать выразительные интонации.
  • Учить употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей.
  • Воспитывать интерес к русским народным сказкам.
  • Индивидуальная работа.

Предварительная работа

        Рассказывание сказок, показ сказок в разных видах театров. Приготовить фланелеграф с картинками из сказки, картинки для дидактической игры. Приготовить корзинку с курочкой, закрыть салфеткой. Приготовить пластилин для лепки.

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям вспомнить знакомые сказки. Обращает внимание детей на стол. – Что это? Кто здесь прячется? Открывает салфетку. Дети – курочку Ряба! Воспитатель продолжает. – Вы хорошо знаете эту сказку? Я вам ее расскажу. Рассказывает выразительно. Вспомнили? Вот сейчас вы сами ее будете рассказывать, а я вам помогу.

Воспитатель выкладывает картинки: дед, баба, курочка Ряба.

- Кто начнет сказку рассказать? Иди, Петя. Ребенок начинает рассказывать. Далее воспитатель продолжает выкладить картинки по ходу сказки, а дети продолжают ее рассказывать, выходя к фланелеграфу. Воспитатель помогает и одобрительно оценивают успехи детей. Обращает внимание на четкое произношение слов, на выразительные интонации. –Молодцы, ребятки.

        Давайте поиграем. Вы будете цыплята – надевает шапочки- а я курочка. Берет курочку в руки. Поем песенку.

Слова Т. Волгиной, муз. А. Филиппенко

Вышла курочка гулять свежей травки пощипать

А за ней ребятки, желтые цыплятки.

Ко-ко-ко-ко-ко-ко, не ходите далеко,

Лапками гребите, зернышки ищите.

        Дети выполняют движения. Игру можно повторить 2 раза. – Молодцы!

        Сели, детки, вы уже не цыплятки. Поиграем еще. Я покажу вам картинки.

        Воспитатель показывает курочку, цыпленка, много цыплят. Дети называют по образцу воспитателя каждую картинку со звукоподражанием. Воспитатель отрабатывает у детей звуки и темп речи. Далее показывает набор картинок про утку, гуся, индюка.

        Воспитатель предлагает слепить тарелочку и много зернышек для домашних птиц. Дети лепят из пластилина. – Вот какие вы молодцы, ребятки. Много зернышек налепили, всем хватит: и курочке с цыплятами и другим птицам.

Тема: « НА ПТИЧЬЕМ ДВОРЕ»

Дидактическая игра-занятие

Программное содержание

  • Закрепить знания детей о домашних птицах, воспитывать правильное звукопроизношение.
  • Учить употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей.
  • Развивать внимание, выдержку, умение подождать своей очереди в ответах.
  • Воспитывать интерес к домашним птицам.

Предварительная работа

Наблюдения за повадками домашних птиц, рассматривание картинок, загадывание загадок описательного характера, с точными повадками птиц. Приготовить обручи для игры, игрушки-птицы, картинки, желтый пластилин, тарелочки.

Ход игры-занятия

        Дети сидят на стульях полукругом. Перед ними на столе воспитателя игрушки-птицы. Воспитатель. Дети, посмотрите и назовите, кто это? Дети называют птиц: петух, курочка, гусь, утка, индюк. Воспитатель продолжает. Я загадаю про них загадки, а кто угадает, подойдет, покажет и назовет отгадку.

Встает на заре, поет во дворе,

На голове гребешок, кто же это?          (Петушок)

Квохчет, квохчет, детей созывает,

Всех под крыло собирает.            (Курочка)

Длинная шея, красные лапки,

Щиплет за пятки, беги без оглядки.            (Гусь)

Шипит, гогочет, ущипнуть меня хочет.

Я иду, не боюсь. Кто же это?             (Гусь)

- Молодцы! А сейчас поиграем. Я буду говорить про птиц, а вы отвечайте, как они кричат.

 Наши уточки с утра – кря, дети продолжают – кря, кря!

Наши гуси у пруда – га-га-га, га-га-га!

А индюк среди двора – бал-бал-бал? Балды-балда!

Наши гуленьки вверху – грру-грру-у-грр-у-грру-у!

Наши курочки в окно – кко-кко-кко-ко-ко-ко-ко!

А как Петя-петушок

Ранним-рано поутру

Нам споет ку-ка-ре-ку!

-Молодцы!

        Поиграем в игру «Кто в домике живет». Воспитатель раскладывает обручи на полу – 6 штук. Это домики. Рассаживает детей в них. Говорит в каком домике, кто живет. На вопрос: «Кто в домике живет?» - дети отвечают звукоподражанием. – Хорошо поиграли!

        Дети садятся на стулья. Воспитатель продолжает. – Поиграем в другую игру: «У кого, кто». Показывает картинки птиц и их детенышей в единственном числе и во множественном хором и индивидуально. Индюк – индюшонок – индюшата.

        Воспитатель. Всех домашних птиц кормит хозяйка зернышками. Давайте мы налепим много зернышек для птичек. Раздает кусочки пластилина а тарелочку на каждый стол. Дети лепят зернышки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассказывание русской народной сказки: "Кот, лиса и петух"сказки

Конспект по литературе для младшей группы....

«Слушаем сказку!» Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка»

Цель: познакомить детей с русской народной сказкой «Заюшкина избушка»; учить детей внимательно слушать сказку и отвечать на вопросы по ее содержанию; продолжать развивать у детей эмоциона...

Театрализованное развлечение «Маша и медведь». (по русской народной сказке 1-ая младшая группа).

Театрализованное развлечение«Маша и медведь».(по русской народной сказке 1-ая младшая группа)....

«Вершки и корешки». Рассказывание русской народной сказки «Мужик и медведь».

Вспомнить сказки, в числе персонажей которых встречается медведь....

Конспект ОД по речевому развитию с ИКТ «Путешествие в сказку. Рассказывание русской народной сказки « Гуси – лебеди»

Конспект ОД по речевому развитию с детьми старшей группы«Путешествие в сказку. Рассказывание русской народной сказки « Гуси – лебеди»...

«Рассказывание русской народной сказки «Маша и медведь

Образовательная  область: речевое   развитие.Интеграция  ОО: «Познавательное   развитие», «Социально – коммуникативное  развитие», &laq...

Конспект занятия по развитию речи. Рассказывание русской народной сказки «Маша и медведь» в иллюстрациях. Ранний возраст

Развитие речи в раннем возрасте играет ключевую роль в когнитивном развитии ребенка. Оно помогает формировать способностнь к анализу и абстрактному мышлению....