Конспект НОД "Сравнение белого и бурого медведей"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
«Сравнение белого и бурого медведей».
Конспект Н.О.Д в подготовительной группе
Андрющенко М. Н.
Воспитатель МБДОУ № 48 город Апатиты.
Цель: Уточнить и расширить представления детей об образе жизни медведей, живущих в разных природных условиях , их приспособленности к ним.
Программные задачи:
Образовательные:
- обогащать представления детей о диких животных Севера;
- систематизировать представления детей об умении животных приспосабливаться к среде обитания, определять место обитания животного по внешнему виду.
- учить детей сравнивать животных по внешности, образу жизни, характеру питания, месту обитания.
Развивающие:
- развивать познавательную активность; способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
- развивать связную речь, активизировать словарь детей;
- развивать любознательность, внимание, мышление, память.
Воспитательные:
- воспитывать у детей чувство любви и доброты по отношению к окружающему миру;
- воспитывать инициативность, самостоятельность.
Материал: Картины «Бурые медведи», «Белые медведи», карточки модели по признакам живых объектов ( питания, движения, дыхание, рост и развитие, размножение), модели диких животных, модели маскировки, Красная книга Мурманской области, угощения для детей.
Предварительная работа:
- Беседа «Как животные приспособились к зиме».
- Рисование «Наш любимый мишка», «Сказки о животных».
- Д/игры «Кто что ест?», «Кто где живет?», «Отгадай животное».
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас на интересное занятие. Приготовила интересные загадки, надеюсь вы их легко отгадаете:
Хозяин лесной,
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
Выставляется картина «Бурые медведи»
Воспитатель: Про этого медведя была загадка? Почему? Докажите? А про какого? ( показ картины «Бурые медведи»).
Дети: Про этого медведя! Он всю зиму спит в берлоге, а весной просыпается!
Воспитатель: Про белового медведя тоже есть загадка: «Крупный зверь, белый зверь, хищный зверь, сильный зверь».
Воспитатель: Почему он назван белым? А этот какой?
Дети: У него шерсть белая, а у бурого шерсть темно-коричневая.
Воспитатель: Интересно похожи они между собой или отличаются? Давайте, их сравним, по внешнему виду. Чем они похожи? Кто больше заметит признаков сходства?
Дети: Покрыты шерстью, одинаковое строение тела.
Воспитатель: Чем отличаются медведи, нам расскажут Саша Г. И Вадим.
«В зоопарке»
Полярный медведь, что дремал под скалой,
Увидел вдруг бурого братца.
-Откуда, - он рявкнул – грязнуля такой?
И надо же так изваляться.
-Но где отыскал ты, приятель, ответь,
Такое количество сажи?
Проснулся сосед его - бурый медведь-
И сел от волнения даже.
- Ой белый медведь. Да не сниться он мне?
Я в жизни с таким не встречался.
- Эй, коли уж ты прислонился к стене,
Пошел бы, чудак, искупался!
Воспитатель: Так чем же отличаются медведи?
Дети: цветом.
Воспитатель: У всех животных своя среда обитания, свой дом. Где живет бурый медведь?
Дети: В лесу.
Воспитатель: А где живет белый медведь, нам расскажет Даша.
«Белый медведь».
В этом царстве белизны
Нет ни лета, ни весны
Все всегда белым – бело.
Небо белым замело.
Белый айсберг и торос.
Только черный Мишкин нос.
Воспитатель: Белые медведи живут только на севере, во льдах океана
Воспитатель: Почему белых медведей не встретишь в лесу?
Дети: Потому что они не приспособлены к жизни в лесу, им нечего там есть, т. к. белый медведь питается в основном рыбой и мясом моржей и тюленей, т. к. он очень большой и ему тяжело добывать еду в лесных условиях.
Воспитатель: Почему белые медведи живут только во льдах океана?
Дети: Они приспособлены к холодным условиям, для него холод не страшен.
Воспитатель: Почему там нет бурых медведей?
Дети: Они не приспособлены к холодным условиям, не вынесут сильного мороза, замерзнут.
Физкультминутка музыкальная «Где-то на белом свете»
Воспитатель: Без еды животным, как и всем живым существам, жить не возможно. У меня на столе карточки с питанием. Давайте распределим медведям еду.
Воспитатель: Все животные живые. Почему, докажите? (Модели питания, дыхания, роста, движения, размножения).
Воспитатель: Пришла зима, наступили холода. А знаете ли вы, что делают медведи в зимнюю пору?
Бурый медведь в удобном месте, под сломанным деревом, под корягами устраивает себе берлогу, в ней лежит до весны, спит, ничего не ест, расходует запасы жира, накопленные за лето. Зимой в берлоге у медведицы рождаются медвежата. Они маленькие, как котята. Их всего 1-2, не больше. Воспитатель: Белый медведь, не засыпает, т. к. обеспечен пищей круглый год. В начале зимы медведицы выходят с прибрежных льдов и на берегу в снежных заносах роют зимовальную яму, где у них появляються 1-2 медвежонка. Медведица находится в берлоге, пока подрастут дети. Растут они быстро. Затем они покидают остров и перебираются на лед.
Воспитатель: На севере зима суровая, вьюжная. Море покрыто льдом. Вода очень холодная. Хотите пощупать какая она холодная?
Опыт со льдом.
Воспитатель: А как вы думаете, что помогает белому медведю выжить в суровых условиях севера?
Выставляются модели маскировки.
Воспитатель: Белая шерсть делает медведя незаметным среди снега и льда. Она густая и теплая, помогает охотиться на тюленей, подкрадываясь к добыче. Свой черный нос он прячет лапой, чтобы он его не выдал. Шерсть есть и на подошвах лап, она спасает от мороза, они не скользят по льду. Сильные лапы, с острыми когтями, крепкие, острые зубы, помогают поедать добычу. Умеет хорошо нырять и плавать под толстым слоем льда. На пальцах есть плавательные перепонки. Самое главное у него тело покрыто толстой шкурой и толстым слоем жира.
Воспитатель: Скажите, а медведи могут быстро бегать? Как они передвигаются?
Бурый медведь – подвижен, хорошо плавает, ныряет под воду, быстро бегает галопом. Молодые медведи и медвежата ловко лазают по деревьям. Белый медведь - хорошо плавает, ныряет, бегает, охотится, очень подвижен, хорошо лазает по ледяным стенам.
Воспитатель: Подумайте, могут ли медведи жить, если бурого отвезти на север, а белого, наоборот, в лес? Докажите.
Воспитатель: Посмотрите на эту книгу. Она красная. Так и называется « Красная книга». Что это за книга, вы помните? Какие животные и птицы занесены в нее? Почему? Знаете, что белый медведь тоже занесен в Красную книгу? Как вы думаете, почему?
Воспитатель: У меня для вас сюрприз. (Показ игрушек, которые принесли им конфеты «Мишка на севере»).
Игра: У медведя хвост – маленький, лапа - ….., ухо, нос, берлога, сон, шуба, шерсть, когти, рев, поведение, лакомство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Сравнение белого и бурого медведя».
Конспект занятия....
Конспект мероприятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме: «Сравнение белого и бурого медведей»
Познавательно-речевое направление.Цель: систематизировать знания детей о лесных и северных диких животных....
«Сравнение белого и бурого медведей».
Посмотреть презентацию можно по ссылке: https://yadi.sk/i/53_lcJdR3UQ3QE...
Белый и бурый медведь
Презентация...
Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе "Белый и бурый медведи"
Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе "Белый и бурый медведи"...
Конспект рассматривания дидактической картины «Бурый медведь. Зима» Тема занятия: «Бурый медведь. Зима».
Конспект рассматривания дидактической картины «Бурый медведь. Зима» Тема занятия: «Бурый медведь. Зима».Возрастная группа: старшая группаЦель занятия: Расширять и уточнять...
Конспект проекта в подготовительной к школе группе "Белый и бурый медведи. Сходства и различия"
Конспект проекта в подготовительной к школе группе "Белый и бурый медведи. Сходства и различия"...