«Сравнение белого и бурого медведей».
план-конспект занятия по окружающему миру по теме
Посмотреть презентацию можно по ссылке: https://yadi.sk/i/53_lcJdR3UQ3QE
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sravnenie_medvedey.docx | 26.06 КБ |
Предварительный просмотр:
«Сравнение белого и бурого медведей»
(подготовительная группа, ознакомление с окружающим миром, с ИКТ)
Цель: уточнить и расширить представления детей об образе жизни медведей, живущих в разных природных условиях, их приспособленности к ним.
Программные задачи:
Образовательные:
– обогащать представления детей о диких животных Севера;
– систематизировать представления детей об умении животных приспосабливаться к среде обитания, определять место обитания животного по внешнему виду.
– учить детей сравнивать животных по внешности, образу жизни, характеру питания, месту обитания
Развивающие:
– развивать познавательную активность; способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
– развивать связную речь, активизировать словарь детей;
– развивать любознательность, внимание, мышление, память.
Воспитательные:
– воспитывать у детей чувство любви и доброты по отношению к окружающему миру;
– воспитывать инициативность, самостоятельность.
Материал: Картины «Бурые медведи», «Белые медведи», карточки модели по признакам живых объектов (питания, движения, дыхание, рост и развитие, размножение), модели диких животных, модели маскировки
Предварительная работа:
– Беседа «Как животные приспособились к зиме».
– Рисование «Наш любимый мишка», «Сказки о животных».
– Д/игры «Кто что ест?», «Кто где живет?», «Отгадай животное».
Ход занятия:
● Ребята, я приглашаю вас на интересное занятие. Приготовила интересные загадки, надеюсь вы их легко отгадаете:
Хозяин лесной, посыпается весной,
А зимой под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой. (медведь)
Выставляется картина «Бурые медведи»
(слайд 1, щелкать) Про этого медведя была загадка? Почему? Докажите? А про какого? («Бурые медведи»). (про этого медведя! Он всю зиму спит в берлоге, а весной просыпается)
● Про белового медведя тоже есть загадка: «Крупный зверь, белый зверь, хищный зверь, сильный зверь».
● Почему он назван белым? А этот какой? (у него шерсть белая, а у бурого шерсть темно-коричневая)
● Интересно похожи они между собой или отличаются?
● Давайте, их сравним, по внешнему виду.
● Чем они похожи? Кто больше заметит признаков сходства? (покрыты шерстью, одинаковое строение тела)
(слайд) Чем отличаются медведи, нам расскажут Лера и Лера.
«В зоопарке»
Полярный медведь, что дремал под скалой, увидел вдруг бурого братца.
-Откуда, - он рявкнул – грязнуля такой? И надо же так изваляться.
-Но где отыскал ты, приятель, ответь, такое количество сажи?
Проснулся сосед его - бурый медведь- и сел от волнения даже.
- Ой белый медведь. Да не сниться он мне? Я в жизни с таким не встречался.
- Эй, коли уж ты прислонился к стене, пошел бы, чудак, искупался!
● Так чем же отличаются медведи? (цветом)
● У всех животных своя среда обитания, свой дом.
● Где живет бурый медведь? (в лесу)
● А где живет белый медведь, нам расскажет Даша.
«Белый медведь».
В этом царстве белизны нет ни лета, ни весны
Все всегда белым – бело, небо белым замело.
Белый айсберг и торос, только черный Мишкин нос.
● Белые медведи живут только на севере, во льдах океана
● Почему белых медведей не встретишь в лесу? (потому что они не приспособлены к жизни в лесу, им нечего там есть, т. к. белый медведь питается в основном рыбой и мясом моржей и тюленей, т. к. он очень большой и ему тяжело добывать еду в лесных условиях)
● Почему белые медведи живут только во льдах океана? (они приспособлены к холодным условиям, для него холод не страшен)
● Почему там нет бурых медведей? (они не приспособлены к холодным условиям, не вынесут сильного мороза, замерзнут)
(слайды 2 - 5, щелкать) У многих народов он упоминается в сказках и легендах. Живут бурые медведи в лесу, в тайге.
● Средние размеры этого крупного хищника в длину 2-2,5 метра и весит он порядка 500 килограмм, но встречаются и особо крупные особи до 700 кг
● Крупный самец, если встанет на задние лапы может быть ростом до трёх метров, представьте, в нашей группе нашему гиганту даже места не хватит распрямиться
● А чем питается бурый медведь?
● Питается бурый медведь абсолютно всем, что пригодно в пищу. Примерно 3/4 его рациона приходиться на растительную пищу: ягоды, орехи, травы.
● В условиях нехватки корма зверь поедает насекомых и их личинки, пресмыкающихся, грызунов, не брезгует падалью.
● Крупные особи могут охотиться на копытных — как из засады, так и скрадывая их.
● На первый взгляд неповоротливые и неуклюжие, бурые медведи демонстрирует поразительную ловкость, и во время преследования добычи могут развивать скорость до 55 км/ч, скорость автомобиля.
● Отлично ловят и с удовольствием поедают рыбу
● Ну и, конечно же, излюбленным лакомством медведей является мёд.
● Собственно от этого и произошло название в русском языке слова медведь – мёд ведает, то есть знает, где и как его добыть.
● Медведи прекрасно лазают по деревьям за своим любимым лакомством
● А бурые спят или нет? (ответы детей)
(слайд 6) Примерно половину года бурый медведь проводит в берлоге, впадая в спячку. Место для берлоги выбирается в труднодоступных местах, а само зимнее жилище устраивается под вывороченными корнями деревьев, в скальных расселинах или густом буреломе, а внутри выстилается мхом и травой, в ней лежит до весны, спит, ничего не ест, расходует запасы жира, накопленные за лето.
● Спячка у зверя очень чуткая, если его потревожить, он пробудится, и будет искать новое место для сна.
● В неурожайные годы, когда бурый медведь не может набрать достаточных запасов жира, он не впадает в спячку, а бродит в поисках еды. Такого зверя называют шатуном, он очень агрессивен, и в поисках пищи может напасть даже на человека.
● Как вы думаете, ребята, правду говорят, что медведь сосёт лапу во время зимней спячки? (ответы детей)
● На самом деле в январе, феврале происходит смена жёсткого кожного покрова на подушечках лап, при этом старая кожа лопается, шелушится, и сильно зудит, чешется и что бы хоть как-то уменьшить эти неприятные ощущения и смочить кожу слюной для более лёгкой замены, бурый медведь облизывает свои лапы.
● Скажите, пожалуйста, а как называются детёныши бурого медведя? А кто у них мама?
(ответы детей…
(слайд 7, щелкать) Медвежата появляются у медведицы во время зимней спячки, в январе месяце. Обычно рождается от двух до пяти медвежат, абсолютно беспомощных и по пол килограмма весом.
● Когда семейство выходит из берлоги, детеныши уже имеют размер с собаку, и начинают питаться как взрослые особи.
● Медвежата проводят с матерью 2 года, а живут бурые медведи в природе до 30 лет. Отец в воспитании медвежонка участия не принимает, медвежат воспитывает медведица.
(слайд 8) Физминутка:
Бурый медведь спит под ёлкой в лесу, («спят»)
И снится во сне (потягиваются, руки вверх)
Горшок с мёдом ему. (опускают руки, держа в руках «горшок с мёдом»)
На Севере белый мишутка бредёт, (шагают)
Но только, как бурый, он мёд не сосёт. (показывают отрицание пальцем)
Наш Умка пытается рыбку ловить, (зачерпывающие движения правой и левой руками)
Чтоб вкусно покушать (жевательные движения)
И жить-не тужить! (разводят руки в стороны)
Физминутка для глаз (слайд 10)
(слайд 11, щелкать) А теперь поговорим о белом медведе. Живёт белый медведь в Арктике, в вечных льдах.
● С ним не могут сравниться ни лев, ни тигр, ни бурый медведь. У наиболее крупных особей длина тела может достигать 3-х метров, масса доходить до тонны.
● Тело белого медведя природа заботливо укрыла тёплым мехом белого цвета.
● Иногда он разбавляется жёлтыми пятнами. В этом виноваты яркие летние солнечные лучи, воздействующие на медвежью шубу таким своеобразным способом
● Ребята, как вы думаете, а какого цвета кожа у белых медведей? (ответы детей)
● Кожа у зверя чёрного или очень тёмного цвета. Под ней располагается толстый слой подкожного жира.
● А вы знаете, как питается белый медведь?
● Белый медведь великолепный охотник. У него прекрасно развиты зрение и обоняние. Добычу он может почувствовать за километр, а увидеть за несколько
(слайд 12, щелкать) Зверя характеризуют терпение и выдержка. Он может часами лежать возле отверстия во льду и ждать, когда из воды появится голова тюленя.
● Как только жертва высовывает нос, чтобы сделать целительный глоток воздуха, следует мощный и стремительный удар лапы.
● Косолапый вытаскивает оглушённого тюленя на лёд, но поедает его не всего, а только шкуру и жир.
(слайд13, щелкать) Этот полярный хищник прекрасно плавает и охотится в холодной воде Северного ледовитого океана 8, 9, 10).
● В зимнюю спячку белые медведи почти никогда не впадают, всю зиму ведут обычный образ жизни
(слайд 14, 15, щелкать) В берлогу на три месяца залегают беременные самки и старые самцы. Берлогу медведица делает себе на материке, старясь уйти как можно дальше от дрейфующих льдов
● Роет она её в толще снега. Причём вход всегда находится ниже самого лежбища. Делается это для того, чтобы его не занесло снегом.
● В этом уютном гнёздышке в конце зимы и рождаются медвежата, их может быть от одного до трёх. Медведица находится в берлоге, пока подрастут дети. Растут они быстро. Затем они покидают остров и перебираются на лед.
● Медвежата живут с мамой до полутора лет, а потом уходят в самостоятельную жизнь
● Живут белые медведи 25-39 лет.
● Мы составим рассказ-сравнение о медведях. Помогут нам в этом карточки-схемы.
● Я буду рассказывать о буром медведе, а тот из вас, кого я попрошу, будет рассказывать о белом медведе. (вызываю желающего ребенка к опорной схеме)
1 вариант: (слайд 16, щелкать) Расскажем, какого цвета шерсть у медведей. Показываю на карточку-схему с изображением глаза.
● У лесного медведя шерсть бурая или коричневая. Показываю на карточку с изображением бурого пятна.
● А какая шерсть у северного медведя?
Ребёнок: А у северного медведя белая шерсть. Показывает на карточку-схему с изображением белого пятна.
● Мы расскажем о том, где живут медведи. Показываю на карточку -схему с изображением дома.
● Бурый медведь живёт в густом лесу. Показываю на карточку с изображением деревьев. А где живёт белый медведь?
Ребёнок: А белый медведь живёт на Севере. Показывает на карточку с изображением льдины и снежинки.
● Расскажем, чем питаются медведи. Показываю на карточку-схему с изображением ложки.
● Бурый медведь питается ягодами, корешками растений, рыбой. Показываю на карточку с изображением ягод, корешков, рыбы. А чем питается белый медведь?
Ребёнок: А он питается рыбой, тюленями. Показывает на карточку с изображением рыбы, тюленей.
● Расскажем, как медведи проводят зиму. Показываю на карточку-схему со знаком вопроса.
● Бурый медведь спит зимой в берлоге. Показываю на карточку-схему с изображением берлоги. А как зимует белый медведь?
Ребёнок: А белый медведь не спит. Он проводит зиму среди снега и льдин.
● Вот такой интересный рассказ-сравнение по карточкам о медведях у нас получился.
● А сейчас нужно попробовать ещё раз составить такой рассказ- сравнение, глядя на карточки.
Для самостоятельного рассказа детей: (слайд 18) не щелкать!!!!!!
Если затрудняются можно помогать вопросами!!!
- Где живет бурый медведь? (бурый медведь живет в лесу).
- Где живет белый медведь? (белый медведь живет на севере на льдине).
- Посмотрите на медведей.
- Какая шерсть у бурого медведя? (коричневая).
- Какая шерсть у белого медведя? (белая, густая).
- Чем питается бурый медведь? (ягодами, корешками растений).
- Чем питается белый медведь? (рыбой, тюленями).
Бурый медведь живет в нашем лесу, а белый медведь на Севере на льдине. У бурого медведя шерсть коричневая, а у белого медведя она белая. Бурый медведь ест малину, мед, корешки растений, а белый медведь тюленей и рыбу. Буры медведь спит в берлоге, а белый медведь на льдине.
(слайд 18, пустой)
● Скажите, а медведи могут быстро бегать? Как они передвигаются?
Бурый медведь – подвижен, хорошо плавает, ныряет под воду, быстро бегает галопом. Молодые медведи и медвежата ловко лазают по деревьям.
Белый медведь - хорошо плавает, ныряет, бегает, охотится, очень подвижен, хорошо лазает по ледяным стенам.
● Подумайте, могут ли медведи жить, если бурого отвезти на север, а белого, наоборот, в лес?
● Докажите.
Рефлексия
● Чему нового узнали на занятии, что вам большего всего понравилось
…………………………………………………………………………………………………
Можно показать презентацию «11 интересных фактов о белых медведях»
…………………………………………………………………………………………………..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Сравнение белого и бурого медведя».
Конспект занятия....
Конспект мероприятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме: «Сравнение белого и бурого медведей»
Познавательно-речевое направление.Цель: систематизировать знания детей о лесных и северных диких животных....
Белый и бурый медведь
Презентация...
Организованная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области познавательное развитие «Сравнение белого и бурого медведей»
Организованная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области познавательное развитие«Сравнение белого и бурого медведей»...
Сравнение белого и бурого медведя
Расширить представления детей об образе жизни медведей, живущих в разных природных условиях, их приспособленности к ним....
Занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе : « Сравнение белого и бурого медведей»
Конспект занятия + презентация...