Конспект мероприятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме: «Сравнение белого и бурого медведей»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Познавательно-речевое направление.
Цель: систематизировать знания детей о лесных и северных диких животных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sravnenie_burogo_i_belogo_medvedey.docx | 19.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект мероприятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме: «Сравнение белого и бурого медведей»
Познавательно-речевое направление.
Образовательная область: «Коммуникативно-личностное развитие».
Цель: систематизировать знания детей о лесных и северных диких животных.
Программные задачи:
Образовательные:
1. Закрепить представления детей о внешнем виде, жизни, повадках лесных и северных медведей;
2. Учить составлять сравнительный рассказ- описание о животных с опорой на карточки-схемы;
3. Учить детей отгадывать загадки. Формировать грамматически правильную речь и звукопроизношение.
4. Закрепить использование сложносочинённых предложений .
Развивающие:
1. Развивать диалогическую речь детей.
2. Развивать эмоциональную отзывчивость, логическое мышление.
Воспитательные:
1. Учить внимательно слушать педагога и ответы других детей, не перебивать товарища.
2. Воспитывать любовь к родной природе.
Интегрируемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Методическое обеспечение:
- словесные приёмы и методы: вопросы, индивидуальные ответы, художественное слово, слушание грамзаписи сказки;
- наглядные приёмы и методы: рассматривание картин и картинок, рассматривание карточек;
- практические приёмы и методы: метод наглядного моделирования с опорой на карточки-схемы, метод поощрения.
Словарная работа: ненцы, реветь, корешки.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о животных, чтение художественной литературы, просмотр презентаций о животных, разучивание пальчиковой гимнастики, разучивание подвижных игр.
Демонстрационный материал: макет-модель климатических зон – леса и севера, картинки с изображением бурого и белого медведей, карточки-схемы, шапочки медведей, мультимедийные презентации «Сравнение белого и бурого медведей»,
Ненецкой сказки «Белый медведь и бурый медведь».
Форма проведения: совместная деятельность.
Ход деятельности:
1 часть. вводная:
А) Воспитатель: (на экране появляется картинка лесных животных) Дети,кто это у нас появился на экране?
Дети: Это лесные, дикие животные.
Воспитатель: Посмотрите внимательно и запомните этих животных. Затем закрываю картину.
Воспитатель:Назовите лесных животных, которых вы запомнили.
Дети: Лиса, волк, заяц….
Воспитатель:Догадайтесь, кто это.
Все тропинки, все дороги
Белым снегом замело.
А у него в берлоге
Тихо, сухо и тепло.
Над берлогой пар струится -
Лежебоке лето снится.
(Медведь)
Дети: Это бурый медведь. (Картинка-отгадка на экране )
Б) Показываю картину (на экране ) с изображением северных диких животных.
Воспитатель:Кто это?
Дети: Это северные, дикие животные.
Воспитатель:Посмотрите внимательно и запомните этих животных. Затем закрываю картину.
Логопед: Назовите северных животных, которых вы запомнили.
Дети: Песец, полярный волк, тюлень…
Воспитатель:О каком животном загадка?
Умеет яростно реветь,
Пугать добычу страшным рыком
На Севере холодном, диком
Полярный, северный …………
Дети: Белый медведь. Картинка-отгадка-на экране .
Воспитатель:Сегодня мы поговорим о белом и буром медведях, попробуем сравнить их.
2 часть: основная:
1. На экране телевизора картинки белого и бурого медведей.
Воспитатель:Кто это?
Дети: Это медведи.
Воспитатель:Чем они похожи?
Дети: Это дикие животные. Они сильные, ловкие, злые. У них есть голова, лапы, уши, хвост. В семье медведей есть медведь, медведица и медвежата.
Воспитатель:Ещё медведи похожи тем, как подают голос.
Кто умеет так реветь?
Лишь рассерженный медведь!
Запись голоса медведя.
2. Воспитатель:Сейчас мы все вместе расскажем, чем отличаются белый и бурый медведи. Я буду рассказывать о буром медведе (надеваю шапочку бурого медведя), а вы-о белом.
Воспитатель:Бурый медведь живёт в густом лесу. Где живёт белый медведь?
Дети: Белый медведь живёт на Севере.
Воспитатель: Где сугробы, стужа, лёд,
Где пурга снега метёт,
Там хозяин в шубе снежной
Ходит по снегам безбрежным.
Воспитатель:Лесной медведь шубу бурую носит. Какая шуба у северного медведя?
Дети: У него белая шуба.
Воспитатель:Весь он белый от зимы,
От метельной кутерьмы.
Лишь черны глаза и нос:
Пощадил их злой мороз
Воспитатель:
Чтобы мёд отведать сладкий
Бурый медведь может улей разорить.
Ищет по кустам малинку,
Подставляя солнцу спинку.
Мёд у пчёл берёт украдкой,
Прикрываясь бурой лапой.
Желудей, орехов, ягод
Наедается он на год!
Чем питается белый медведь?
Дети: Он питается рыбой.
Воспитатель: Белый мишка на рыбалку
Не спеша идёт, вразвалку.
Воспитатель:Бурый медведь спит зиму всю в берлоге. Как проводит зиму белый медведь?
Дети: Он не спит, а охотится.
Воспитатель:Не впадают в спячку белые медведи.
Воспитатель: Итак, ребята, мы с вами увидели, что медведи очень разные.
Физминутка:
Бурый медведь спит под ёлкой в лесу,
(«спят»)
И снится во сне
(потягиваются, руки вверх)
Горшок с мёдом ему.
(опускают руки, держа в руках «горшок с мёдом»)
На Севере белый мишутка бредёт,
(шагают)
Но только, как бурый, он мёд не сосёт.
(показывают отрицание пальцем)
Наш Умка пытается рыбку ловить,
(зачерпывающие движения правой и левой руками)
Чтоб вкусно покушать
(жевательные движения)
И жить-не тужить!
(разводят руки в стороны)
3. Воспитатель:Мы составим рассказ-сравнение о медведях. Помогут нам в этом карточки-схемы. Я буду рассказывать о буром медведе, а тот из вас, кого я попрошу, будет рассказывать о белом медведе.Вызываю желающего ребенка к опорной схеме , надеваю на него шапочку белого медведя.
Воспитатель:Расскажем, какого цвета шерсть у медведей. Показываю на карточку-схему с изображением глаза.
Воспитатель:У лесного медведя шерсть бурая или коричневая. Показываю на карточку с изображением бурого пятна. А какая шерсть у северного медведя?
Ребёнок: А у северного медведя белая шерсть. Показывает на карточку-схему с изображением белого пятна.
Воспитатель:Мы расскажем о том, где живут медведи. Показываю на
карточку -схему с изображением дома.
Воспитатель:Бурый медведь живёт в густом лесу. Показываю на карточку с изображением деревьев.
Воспитатель:А где живёт белый медведь?
Ребёнок: А белый медведь живёт на Севере. Показывает на карточку с изображением льдины и снежинки.
Воспитатель:Расскажем, чем питаются медведи. Показываю на карточку-схему с изображением ложки.
Воспитатель:Бурый медведь питается ягодами, корешками растений, рыбой. Показываю на карточку с изображением ягод, корешков, рыбы. А чем питается белый медведь?
Ребёнок: А он питается рыбой, тюленями. Показывает на карточку с изображением рыбы, тюленей.
Воспитатель:Расскажем, как медведи проводят зиму. Показываю на карточку-схему со знаком вопроса.
Воспитатель:Бурый медведь спит зимой в берлоге. Показываю на карточку-схему с изображением берлоги. А как зимует белый медведь?
Ребёнок: А белый медведь не спит. Он проводит зиму среди снега и льдин.
Воспитатель:Вот такой интересный рассказ-сравнение по карточкам о медведях у нас получился.
Воспитатель:А сейчас нужно попробовать ещё раз составить такой рассказ- сравнение, глядя на карточки.
Приглашаю ещё несколько детей.
Воспитатель:В конце занятия я приготовила для вас интересную ненецкую сказку «Белый медведь и бурый медведь». Ненцы-это народ, который живёт на Севере. Они очень много наблюдают за белыми медведями и сравнили их в сказке с бурыми.
Слушание и просмотр ненецкой сказки «Белый медведь и бурый медведь»
(на Мультимедийной установке).
Воспитатель:Да, очень трудная была встреча у медведей, и серьёзный разговор состоялся у них. Какое решение они приняли.
Дети: Хозяин леса живёт в лесу, а хозяин моря-в море. И никто друг другу не мешает.
Рефлексия
Воспитатель: Чему новому вы научились на занятии , что вам большего всего понравилось делать ?
Ответы детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по развитию лексико-грамматических категорий в подготовильной к школе группе, компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме "Наша страна".
Данный конспект содержит игровые упражнения для расширения и уточнения словаря по данной теме, для развития навыков словообразования и словоизменения, а также для воспитания патриотических чувств и лю...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с речевыми нарушениями
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе компенсирующей направленностидля детей с речевыми нарушениями «Профессия строитель»...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: "Путешествие на Крайний север России"
Занятие позволяет: закрепить знание детей о ЯНАО: народах, своеобразии быта людей (жилища, одежда, труд), растительном и животном мире, дать детям возможность почувствовать красоту природы Севера,разв...
Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи от 6 – 7 лет Тема: «Ягоды нашего края»
Обобщить у детей представления о многообразии и полезных свойствах ягод нашего края.Обобщить у детей представления о многообразии и полезных свойствах ягод нашего края.Обобщить у детей представления о...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи "К нам весна шагает..."
Уточнение и активизация словаря по теме «Весна».Закрепить знания о признаках весны.Продолжить формировать представления о весенних природных явлениях.Закрепить знания о родственных словах....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в группе компенсирующей направленности для детей 6 - 7 лет с ТНР по теме: «Покорители космоса»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 37 г. Новочеркасска Конспект занятия по ознакомлению ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей 6-7 лет Тема: «Ознакомление дошкольников с портретной живописью».
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 37 Конспектнепосредственно образовательной деятельностипо художественно-э...