Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию "Научим Буратино разговаривать"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Конспект открытого занятия для воспитателей 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста.

Тема: «Научим  Буратино разговаривать».

Задачи.

  1. Учить выделять первый звук в слове, учить подбирать антонимы.
  2. Упражнять в делении слов на слоги.
  3. Закреплять знания о звуках речи, закреплять умение образовывать слова с помощью суффиксов (родственные слова).
  4. Закреплять умения составлять предложения.
  5. Продолжать обучение составлению описательных рассказов по серии сюжетных картин.

Методы и приемы.

Сюрпризный момент – письмо от папы Карло.

Артикуляционное упражнение «Утро Язычка».

Игра «Разноцветный сундучок»

Дидактическая игра «Скажи наоборот».

Дидактическая игра «Дополни предложение».

Пальчиковая игра «В гости к пальчику большому».

Серия сюжетных картин «Сильный дождь».

Предварительная работа.

Разучивание артикуляционных упражнений.

Деление слов на слоги.

Знакомство со звуками, словами, предложениями.

Обучение образованию родственных слов.

Обучение детей подбирать слова с противоположным значением.

Разучивание пальчиковых игр.

Обучение составлению описательных рассказов по серии сюжетных картин.

Материал. Карточки с названиями улиц, переулков и площадей, разноцветный сундучок с предметными картинками, мяч, серия сюжетных картин «Сильный дождь».

       Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Посмотрите на них, чтобы нам больше не отвлекаться. Начнем наше занятие.

Раздается стук в дверь. В группу вводят за ручку Буратино.

- Здравствуйте, извините, пожалуйста, это не ваш мальчик здесь ходит по коридору?

Воспитатель. Нет, наши дети все на занятии. А что он сам-то говорит?

- Ничего не говорит.

Воспитатель замечает в руках у Буратино конверт. Дети приводят Буратино.

Воспитатель вскрывает конверт, в нем письмо. Читает.

 «Здравствуйте, ребята! Я старый шарманщик Карло, сделал из полена мальчика и назвал его Буратино. Вот только он не умеет говорить. Помогите, пожалуйста, научить Буратино разговаривать».

Воспитатель. Ребята, поможем Буратино?

Дети. Да, поможем.

Воспитатель. Давайте вспомним, что помогает нам при разговоре.

Дети. Язык, губы, зубы.

Воспитатель. Давайте покажем, как наши язычки просыпаются, а ты, Буратино, выполняй вместе с нами упражнения.

      Артикуляционное упражнение «Утро Язычка».

Каждое утро Язычок, проснувшись, потягивается, делает зарядку, тщательно чистит зубы с внешней и внутренней стороны, полощет рот и умывается.

(Дети выполняют соответствующие движения языком, имитируют полоскание рта водой).

Потом Язычок открывает обе двери и высовывается на улицу (движения губ, челюстей, языка).

Смотрит налево, направо, вверх, вниз и выходит из дома на утреннюю пробежку. (Дети выполняют языком указанные движения).

Язычок несколько раз обегает дом сначала в одну сторону, затем в другую. (Круговые движения языка, рот широко открыт).

 Сделав несколько дыхательных упражнений (вдох носом, выдох ртом). Язычок возвращается домой, захлопывает одну дверь (зубы), другую (губы) и начинает заниматься своими обычными делами.

Воспитатель. Ну, вот и ты, Буратино, сделал вместе с нами зарядку для Язычка.

(На протяжении всего занятия воспитатель обращается к Буратино).

Воспитатель. Вся наша речь состоит из…?

Дети. Из звуков.

Воспитатель. Звуки соединяются в ….,

Дети. В слоги.

Воспитатель. Слоги в …,

Дети. Слова.

Воспитатель. Слова в …

Дети. В предложения.

Воспитатель. И получаются разные рассказы и сказки. И сегодня мы тебя, Буратино, приглашаем вместе с нами в путешествие по городу родного языка. В этом городе много различных улиц, переулков и площадей.

 Первая улица – Улица звуков.

                              Игра «Поймай звуки»

Дети «ловят» звуки и зажимают два кулачка, если поймали 2 звука, и один кулачок, если поймали один звук. (ам, но, ну, ум, ау……, а, у, о, и,р,…).

Буратино тоже принимает участие.

Воспитатель. Следующая улица – Улица слов и слогов.

На этой улице звуки соединяются в слова. Загадаю вам загадку про мое слово. Мое слово состоит из трех звуков. Эти звуки спрятались в других словах. Первый звук прячется в начале слова «д-д-доска». Какой звук спрятался?

Дети. Звук Д.

Воспитатель. Второй звук в начале слова «о-о-осы». Назовите мне, пожалуйста, этот звук.

Дети. Звук О.

Воспитатель. Третий звук скрывается в слове «м-м-машина». Какой звук?

Дети. Звук М.

Воспитатель. Повторите, пожалуйста, звуки, которые мы назвали и скажите, какое слово получилось?

Дети. Д, О, М. Слово – дом.

Воспитатель. Как вы хорошо отгадали! Молодцы!

А теперь давайте подберем родственные слова к слову «дом».

Воспитатель.                         Дети.

Дом: маленький –                        дом,

        огромный –                      домище,

        сказочный старичок –      Домовой,

        внук домового –               Домовенок,

                             домашний.

(Буратино тоже называет слово «изба». Дети исправляют его ошибку).

Воспитатель. Ребята, что же общего в этих словах, какая часть?

Дети. Общая часть – дом.

Воспитатель. Теперь, Буратино, ты понял, как образуются родственные слова?

А сейчас мы продолжим путешествие по улице слов. В это путешествие я взяла с собой сундучок.

   Проводится игра «Разноцветный сундучок».

В руках воспитателя сундучок. В нем картинки. Воспитатель читает стихотворение:

  Я картинки положила

  В разноцветный сундучок,

  Ну-ка, (имя ребенка), загляни,

  Вынь картинку, назови.

Дети вынимают картинки, называют и делят слова на части («прохлопывают», «прошагивают» ).

(Буратино играет вместе с детьми.)

Дети. Дом, ма-ши-на, ли-са, те-ле-ви-зор, ве-ло-си-пед, де-ре-во и др.

       Физкультминутка.

Шаг на месте: раз, два, три!

Плечи шире разверни.

Мы присядем, скажем: «У-у-у».

Дружно встанем, скажем: «А-а-а».

Нам пора и за дела.

(Ходьба на месте, руки в стороны.

Присесть, сказать: «У-у-у» - выдох.

Встать, сказать «А-а-а».)

- А сейчас мы с вами поиграем.

Игра с мячом «Скажи  наоборот».

Воспитатель бросает ребенку мяч и называет слово, а дети подбирают противоположные по смыслу слова (антонимы)

Воспитатель.                       Дети.

Утро                                    Вечер

Герой                                  Трус.

День                                   Ночь.

Друзья                                Враги.

Светло                                Темно.

Говорить                             Молчать.

Горький                              Сладкий.

Острый                               Тупой.

Высокий                             Низкий

Взять                                  Отдать

Быстро                                Медленно

Много                                  Мало

Высоко                                Низко

Большой                              Маленький

Сесть                                   Встать

Смеяться                             Плакать

Надеть                                Снять

Закрывать                          Открывать

Приносить                          Уносить

(Буратино играет вместе с детьми)

Воспитатель. А сейчас отправимся дальше - на улицу предложений. Ведь слова, как и звуки, не живут отдельно, а дружат и работают вместе. Ребята, а вы помните мы ходили в дом, где живут книги? Как называется этот дом?

Дети. Это дом называется «библиотека».

Воспитатель. Составьте, пожалуйста, предложение со словом «библиотека».

Дети. Мы ходили в библиотеку.

           В библиотеке много книг.

           В библиотеке нам читали сказку.

Воспитатель. И еще одна игра.

 Дидактическая игра «Дополни предложение».

Воспитатель. Мы поливаем цветы, потому что…

Дети. …для роста нужна вода,… высохла вся земля и т.д..

Воспитатель. Дети выбежали во двор в теплой одежде, потому что…

Дети. … на улице зима,…. на улице очень холодно и т.д.

Воспитатель. Деревья и кусты покрылись инеем, потому что…

Дети. … стало холодно, …на улице сильный мороз и т.д..

Воспитатель. На деревьях не осталось ни одного листочка, потому что…

Дети…. Наступила осень,… был сильный ветер и т.д.

 (на каждое предложение несколько вариантов ответов).

Воспитатель. А сейчас снова игра .

Пальчиковая игра «В гости к пальчику большому…».

В гости к пальчику большому

Прибегали прямо к дому

(пальцы сжаты в кулачок. Выставляем большие пальцы и шевелим ими, показываем шалашик)

Указательный и средний,

Безымянный и последний-

(прижимаем к большим пальцам рук те пальцы, о которых идет речь).

Сам мизинчик-малышок

Постучался на порог.

(Пальцы сжаты в кулак, шевелим выставленными мизинцами, стучим кулак о кулак)

Вместе пальчики друзья!

(Перехватывают правой рукой кисти левой, затем наоборот)

Друг без друга нам нельзя!

 (Пальцы одной руки соединены с соответствующими пальцами другой).

Воспитатель. Вот мы и пришли с вами на площадь сказок и рассказов. Кто скажет, из чего состоят сказки и рассказы?

Дети. Рассказы и сказки состоят из предложений.

Буратино. Ребята, я вам принес конверт с сюжетными картинками. Я теперь знаю что такое звуки, слова, предложения. Научите меня, пожалуйста, составлять рассказы по этим картинкам.

Воспитатель. Посмотрите-ка, ребята, картинки все перепутались, давайте их расположим в правильной последовательности.

(дети с помощью воспитателя располагают картинки по порядку, уточняют, почему нужна именно такая последовательность).

Воспитатель. Ребята, посмотрите на первую картинку и скажите, какой день здесь изображен?

Дети. Солнечный, осенний, ясный, тихий ….

 Воспитатель.  Какое солнце?

Дети. Яркое, теплое, приветливое, лучистое…

Воспитатель. Какое небо?

Дети. Голубое, ясное, безоблачное, светлое…

Воспитатель. Посмотрите на вторую картинку, что изменилось в сюжете?

Дети. Дует ветер, на небе появились тучи, деревья кусты и травы наклонились от ветра; солнце прячется за тучу, начался листопад…

Воспитатель.  Теперь обратите внимание на третью картинку, какие изменения вы заметили здесь?

Дети. Небо стало темное, усилился ветер, деревья, кусты наклонились еще ниже, листопад усилился, начался сильный дождь…

Воспитатель. Ребята, посмотрите на следующую картинку, что вы видите здесь?

Дети.  Ветер утихает, туча уходит, появляется часть солнца, листьев на деревьях стало еще меньше…

Воспитатель. И последняя картинка, что на ней изображено?

Дети. Ясная погода, тихо, светит солнце, под деревьями разноцветный ковер из опавших листьев…

Воспитатель. А сейчас мы будем составлять рассказ. Давайте вместе придумаем, как его назвать (озаглавить).

Дети. Осенний день. Сильный дождь. Осенний дождь. Осенний ливень.

Воспитатель. А сейчас, ребята, нужно вспомнить все то, о чем мы говорили и составить связный последовательный рассказ .

(Образец воспитателя)

Воспитатель. А сейчас, ребята, кто хочет составить рассказ?

(Несколько детей составляют рассказ: 2-3 человека).

Воспитатель. Буратино, тебе понравились рассказы, которые составили дети?

Буратино оценивает рассказы детей, благодарит: Спасибо, ребята, что научили меня разговаривать; познакомили со звуками, словами, предложениями, рассказами.

Воспитатель. На этом путешествие по городу  родного языка заканчивается.

Буратино приглашает детей на прогулку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственной образовательной деятельности "В гостях у Буратино"

Вашему вниманию представлен конспект непосредственной образовательной деятельности (логоритмика) "В гостях у Буратино".Совместно с музыкальным руководителем,мы проводим логоритмику в группе для детей ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности (НОД)на тему: «Буратино».

Интеграция образовательных областей «Познание» (формирование представлений об окружающем мире, многообразии флоры и фауны; формирование элементарных экологических представлений и бережного отношения к...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по математике «Поможем Буратино»

Данный материал будет полезен педагогам, использующим в работе с детьми старшего возраста ЭОР...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности на тему: "Научим Буратино этикету"

Программное содержание: создать условия для систематизации знаний детей об этикете, упражнять в употреблении вежливых слов, формитровать навыки культурного поведения.Ход деятельности: Сказочный герой ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП «Приключение Буратино» в подготовительной группе

Интеграция образовательных областей: коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие. Задачи: Коммуникативное развитие - Воспитывать у детей чувство доброты, сопереживания, вызв...