Конспект НОД по грамоте
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе.
Тема: « Путешествие в страну Знаний»
Цель: развитие мотивации к обучению в школе.
Задачи:
Образовательные:
-закреплять знания детей о гласных и согласных звуках;
- закреплять умение детей называть слово с заданным звуком в игре ;
- закрепление твёрдой и мягкой фонемы звуков в игре "Назови братца";
-обучить звуковому анализу слова "Мак";
Развивающие:
- развивать речь, внимание, мышление;
- развивать речевую активность, зрительное восприятие, фонематический слух.
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание говорить красиво, правильно;
- формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.
Интеграция образовательных областей: "Коммуникация" общение с взрослыми и детьми, развитие устной речи; "Познание" через понятие: звук, буква, предложение, название звуков: гласный, согласный, твёрдый, мягкий; "Социализация" через театрализованную и игровую деятельность; "Физическая культура" через физминутку.
Педагогические технологии: личностно-ориентированное взаимодействие;
Планируемый результат:
- расширение представлений о русском языке;
- повышение мотивации детей к получению знаний;
-закреплять умение делить слова на слоги двух и трехсложные слова;
- закрепить умение интонационно выделять звук в слове.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята! Я получила письмо из страны знаний! Написано: «От Дедушки Грамотея из страны Знаний»! Хотите узнать, что там внутри.
(Дети и воспитатель распечатывают письмо)
Воспитатель:
«Дорогие дети старшей группы!
Пишет вам Дедушка Грамотей из страны Знаний! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я приглашаю вас в гости. Но добраться ко мне не легко, (выяснить почему) нужно добыть ключи. К каждому замку есть свой ключ. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где искать ключи. А когда соберете все ключи, вас ждет сюрприз ! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха!
Дед Грамотей».
Воспитатель: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что будем искать ключи?
(Ответы детей)
Воспитатель: А вот и загадки здесь в письме. Ищем первый ключ. Он находится там, о чём идёт речь в загадке:
Есть в комнате портрет,
Во всём на вас похожий.
Засмейтесь – и в ответ
Он засмеётся тоже.
Дети: Это зеркало! Надо искать там, где зеркало!
(Воспитатель вынимает ключ из-за зеркала)
Воспитатель: А ключ-то непростой! На нём задание. Вот о каком секрете говорилось в письме Деда Грамотея! Справимся с этим заданием - один ключ наш!
Задание №1.
Воспитатель: Помощники Деда Грамотея принесли для вас карточки с изображением животных. Нужно назвать животных и детенышей и определить какое слово длинное а, какое короткое. Разделитесь на пары и начинаем.
Картинки: лев, кот, слон, тигр, лиса.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Слушайте следующую подсказку, где искать ключ:
Не куст, а с листочками,
Не человек, а разговаривает,
Не рубашка, а сшита.
Дети: Книга! Ключ будем искать там, где у нас в группе книги!
(Находят второй ключ, выполняют второе задание.)
Задание №2.
Воспитатель: А задание такое: поиграть в игру « Доскажи словечко». Дед Грамотей очень любит стихи. Однажды он начал вспоминать их, но… забыл слова. Давайте поможем Дедушке!
Над лугами, над водой
Хлынул дождик проливной,
А потом повисло
В небе коромысло.
Ребятишек радует
Цветная … (радуга).
Утром дед спросил у внучки:
Почему не моешь… (ручки)
Михаил играл в футбол
И забил в ворота…(гол)
Солнце светит очень ярко,
Бегемоту очень … (жарко).
Где обедал воробей?
В зоопарке у…(зверей)
У себя в саду Андрейка
Поливал цветы из… (лейки)
Жук упал и встать не может,
Ждёт он, кто ему…(поможет)
Воспитатель: Слушайте следующую подсказку, где искать ключ:
Весь день глядит в окошко
Колючая ладошка…(кактус).
Задание №3
Воспитатель: Помощники Деда Грамотея принесли для вас карточку с изображением цветка. Что это за цветок?
Дети: Мак
Воспитатель: Давайте сосчитаем, сколько звуков в слове Мак. Какой первый
звук?
Дети: М-м-м…
Воспитатель: Звук М. Давайте попробуем пропеть этот звук. М-м-м… Получается? А что нам мешает?
Дети: Губы
Воспитатель: Если мы не можем его пропеть, то это какой звук?
Дети: Согласный
Воспитатель: Правильно! Какой второй звук в слове Мак?
Дети: М-аааа-к! Звук А
Воспитатель: Давайте попробуем пропеть этот звук.
Дети: А-а-а…
Воспитатель: Звук А можно пропеть, ему ничего не мешает. Какой это звук?
Дети: Гласный.
Воспитатель с детьми пробуют пропеть третий звук К и определяют, что он не поётся, а значит он согласный.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Вот вам следующий ключ!
Воспитатель: Молодцы, как вы хорошо справляетесь с заданием. Вот, держите ключик! Трудно? Устали? Вы очень старались! Давайте теперь отдохнём. Угадайте, а кто и в какой сказке тоже искал ключик, только не простой, а золотой?
Дети: Буратино! В сказке «Золотой ключик».
Физминутка:
Буратино потянулся, Руки в стороны развёл,
Раз – нагнулся, Ключик так и не нашёл.
Два – нагнулся, Чтобы ключик нам достать,
Три – нагнулся. Надо на носочки встать.
(Дети декламируют стихотворение. Выполняют движения)
Воспитатель: Ну, а чтобы нам найти четвертый ключик, отгадаем ещё одну загадку:
Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит, и рисует, -
А сегодня вечерком
Он раскрасит наш альбом.
Дети: Это карандаш! Надо искать ключ там, где у нас лежат карандаши!
Задание №4.
Воспитатель: Правильно! И следующее задание вам надо выполнить с карандашом и прописью (или тетрадью, можно дать картинки, которые дети должны заштриховать)
(Дети выполняют задание).
Воспитатель: А пятый ключ будем искать вот где:
Что за чудо – кирпичи
Я в подарок получил.
Что сложу из них – сломаю,
Всё сначала начинаю.
(Дети отгадывают: Строительные кирпичики. Находят ключ.)
Задание №5.
Воспитатель: Вот он, ключик, а на нём следующее задание – игра!
Я буду называть действие, а вы будете отвечать, кто их совершает.
Кто и что летает? (Самолет, птица, воздушный шар, бабочка, муха, пушинка, листья желтые с деревьев…)
Кто и что плавает? (Корабль, доска, человек, собака…)
Кто и что греет? (Печь, солнце, грелка…)
Кто и что идет? (Человек, дождь, снег, время…)
Кто и что стоит? (Человек, дом, столб, стол…)
Кто и что прыгает? (Мячик, заяц, человек…)
(Дети выполняют задание, получают ключ ).
Воспитатель: Ребята, а для чего мы собирали ключи?
Ответы детей.
Все ключи мы собрали ? Ну ,что открываем шкатулку…
Что в ней?
Дети видят печенье в форме букв.
Можно и поиграть с буквами, можно и чай с печеньем попить! Спасибо Дедушке Грамотею! Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания ? Что больше всего понравилось? С выполнением какого задания у вас возникли трудности?
Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки! А теперь предлагаю всем пить чай с волшебным печеньем!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОДпо обучению грамоте "Буква "Ы" и звук "Ы"
НОД по подготовке и обучению детей подготовительной группы грамоте. Знакомство со звуком "Ы" и буквой "Ы"....
КОНСПЕКТ НОДпо познавательному развитию на тему "ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ"
Конспект в первой младшей группе по познанию...

конспект НОДпо математическому развитию в подготовительной группе
это аттестационное занятие по математике в подготовительной группе...

Конспект НОДпо образовательной области «Познавательное развитие»по развитию речи и ФЭМП. Поможем Мишке
Конспект содержит структуру написания по новому требованию ФГОС...

Конспект НОДпо лепке для детей первой младшей группы.тема «Карандаши»
учить детей лепить знакомые им предметы, закреплять умение делить ком пластилина на части, воспитывать аккуратность....

Конспект НОДпо познавательному развитию:«Приобщение к народным истокам» для детей старшего дошкольного возраста..
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие", "Художественно-Эстетическое развитие", "Социальгно-коммуникативное развитие"....

Конспект НОДпо восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Красота зимнего леса» на примере сказки Г.Скребицкого для детей старшей группы
Конспект НОДпо восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Красота зимнего леса» на примере сказки Г.Скребицкогодля детей с...