Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми среднего возраста «Знакомые насекомые» с использованием образовательных технологий: интегрированное обучение, игровая технология.
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме

Бусарова Юлия Анатольевна

 

Цель:

Формировать представления и знания детей о насекомых.

Задачи:

1. Закрепить знания детей о насекомых.

2. Закрепить умение подбирать прилагательные к существительному.

3. Упражнять в классификации предметов.

4. Развивать мелкую моторику рук.

5. Расширять словарь по данной теме.

6. Упражнять в умении пользоваться схемами.

7. Воспитывать чувство взаимопомощи.

8. Воспитывать у детей бережное отношение к насекомым.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 комбинированного вида Выборгского района Санкт- Петербурга

Конспект
непосредственной образовательной деятельности с детьми среднего возраста
«Знакомые насекомые» с использованием образовательных технологий: интегрированное обучение, игровая технология.

Автор – составитель:

Бусарова Ю.А.
воспитатель ГБДОУ д/с №1

                                                                     Санкт- Петербурга

2014г


Цель:

Формировать представления и знания детей о насекомых. 

Задачи:

  • Закрепить знания детей о насекомых;
  • Закрепить умение подбирать прилагательные к существительному;
  • Упражнять в классификации предметов;
  • Развивать мелкую моторику рук;
  • Расширять словарь по данной теме;
  • Упражнять детей в словообразовании;
  • Упражнять в умении пользоваться схемами.
  • Воспитывать чувство взаимопомощи;
  • Воспитывать у детей бережное отношение к насекомым.

Предварительная работа:

– рассматривание иллюстраций и картинок;

– проведение бесед о насекомых;

– загадывание загадок;

– аппликация «Божья коровка», монотипия «бабочка» , раскраски о насекомых;

– чтение произведений о насекомых: («Путешествие муравьишки» Бианки);

– разучивание пальчиковой гимнастики «Паучок », упражнения физкультминутки «Сороконожка».

Материал: Иллюстрации, д/и, карточки с изображением насекомых, схемы, пазлы, палочки с ленточками, сборник музыки «звуки природы».

   

     Реализуемая образовательная область: «Речевое развитие»

Интеграция с другими образовательными областями: социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Предполагаемый результат:

  • У детей сформированы элементарные знания по теме «насекомые»;
  • Улучшено качество речи, расширен словарный запас;
  • Закреплено умение классифицировать предметы и работать по схемам.
  • Дети заинтересованы темой «Насекомые» и используют полученные знания в ходе самостоятельной игровой деятельности;
  • Закреплены знания безопасности при общении с насекомыми и бережного к ним отношения.

Ход совместной деятельности:

Воспитатель :- Ребята, сегодня у нас необычный день. Мы с вами совершим путешествие в страну «Насекомых», которая находится на цветке подсолнуха. А чтобы всем нам поместиться на одном цветке ,что должно с нами произойти?

Дети:- ответы.

Воспитатель:- Правильно мы должны стать очень маленькими. Нам надо будет: как в истории про путешествие муравьишки, выбрать одно насекомое, которое сможет стать нашим «проводником» или «транспортом» если на пути встретятся непроходимые преграды; нам надо будет помочь нашим друзьям в трудных ситуациях, да и самим не попасть в беду. Но для начала мы поиграем с вами в игру. Вам надо, посмотрев на картинки, выбрать ту к которой подходит моё описание

(воспитатель выкладывает 5 карточек с изображением, известных детям, насекомых,в т. ч.и  сороконожки)

Игра «Назови насекомое по признаку»

Воспитатель называет основные признаки насекомого (П: зелёного цвета, хорошо прыгает, издаёт характерный звук, может летать. Кузнечик)

Дети смотрят на картинки и называют насекомое, к которому подходит описание. При затруднении у ребёнка с ответом, воспитатель задаёт наводящие вопросы.

Воспитатель:- Молодцы. А теперь из указанных на картинках насекомых давайте выберем то насекомое, на котором мы сможем поместиться все вместе. И которое станет нашим «транспортом»

Игра «Выбираем транспорт»

Воспитатель:- На каком насекомом мы могли бы отправиться в путешествие все вместе? Почему?

Дети в результате обсуждения выбирают сороконожку.

Воспитатель: Отлично. Вы нашли того, кто станет нашим помощником и транспортом. А сможем ли мы на нём сидеть и не падать при движении? Давайте разложим насекомых по способу их передвижения.(ползающие, летающие, прыгающие)

Игра «Три листочка»

Воспитатель:- Ребята, вы знаете, как двигаются насекомые?

Дети: - Они могут ползать, летать и прыгать.

Воспитатель:- Вижу знаете, тогда разложите, пожалуйста, карточки на три листочка (летающие - на красный, ползающие - на желтый, прыгающие - на зеленый).

Дети отвечают и раскладывают:  на красный - бабочку, стрекозу; на желтый – муравья, гусеницу, сороконожку; на зелёный – кузнечика, клопика.

Воспитатель:- А каких насекомых мы можем положить  на два листочка сразу?

Дети отвечают: - кузнечик и прыгает и летает; муха и летает и ползает.

Воспитатель:- Молодцы. Но знаете ребята, некоторые насекомые могут быть и опасными для нас? Какие и почему?

Дети ответы: - Пчела  и оса могут  укусить, а укус может вызвать аллергию.

Игры: «Поменялись» и «Кого не стало».

Воспитатель:- Отлично. А теперь наши новые друзья-насекомые ушли, а потом снова вернулись, но поменялись местами (воспитатель меняет местами карточки с изображением насекомых). Кто с кем поменялся местами?

Дети отвечают: - Кузнечик и пчела поменялись местами.

Воспитатель (незаметно прячет две карточки):- А теперь угадайте, кто из наших друзей насекомых ушёл и не вернулся?

Дети отвечают: - Клопик.

Воспитатель: Молодцы. А теперь прежде чем отправиться дальше, давайте проверим всё ли в порядке у нашего «помощника» - «машины», все ли детали на месте?

Игра «собрать насекомое» (сопровождается музыкой)

Воспитатель:- Ребята, давайте соберём «сороконожку» из пазлов и  проверим, всё ли соответствует предложенному образцу.

Дети выполняют задание по картинке.

Воспитатель:- Готово? Молодцы! Ну, а теперь друзья, мы отправляемся в путешествие.

Физкультминутка «Сороконожка» 

1. Шла сороконожка

(дети идут, ритмичным шагом, слегка пружиня.)

По сухой дорожке.

2. Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап!

(дети останавливаются и приседают.)

- Ой, промокнут сорок лап!

3. Насморк мне не нужен

(дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи),

Обойду я лужи!

4. Грязи в дом не принесу

(дети останавливаются, трясут одной ногой),

Каждой лапкой потрясу!

(трясут другой ногой).

5. И потопаю потом

(дети топают ногами)

- Ой, какой от лапок гром.

Воспитатель 1:-В природе насекомых очень - много и вы ребята это уже знаете. Давайте тогда поиграем ещё в одну игру, которая называется:- «один - много».

Игра «Один - много»

Воспитатель: Я говорю - одна бабочка. Вы говорите - много бабочек.

Я говорю - один кузнечик. Вы говорите - много кузнечиков.(воспитатель называет ещё трёх-четырёх насекомых)

Воспитатель:- Замечательно, вы справились с заданием. Но посмотрите, кто-то запутался в паутине и зовёт нас на помощь! Давайте остановимся и поможем.

Игра «Кто запутался? » (сопровождается музыкой)

Воспитатель:- Ребята, давайте  наматаем ленточки на палочки и освободим из-под них насекомое (божью коровку).

Дети берут по палочке к каждой из которых привязана лента, в свою очередь сложенная с другими лентами на столе (полу ) , образуя «паутину». Наматывая дети «освобождают» насекомое.

Воспитатель:- Ребята вы молодцы. Вы помогли нашему новому другу выпутаться из паутины. Кто это, как зовут нашего друга ?

Дети отвечают: - Божья коровка.

Воспитатель:- Правильно. Вы много знаете. Молодцы! А теперь посмотрим, умеете ли вы отгадывать загадки.

Загадки:

 Шевелились у цветка

Все 4 лепестка

Я сорвать его хотел

Он вспорхнул и улетел.

(Бабочка)

Имя взял у кузнеца,

Цвет – у огурца,

Крылья – у морошки,

Ножки – у блошки.

(Кузнечик)

Что за девчонка:

В поясе тонка,

Огромные очи,

Летит – стрекочет.

(Стрекоза)

Чернокожий карапуз

Не по росту тянет груз

(Муравей)

Прыгает квакушка

Не рот, а ловушка,

Попадут в ловушку

И комар, и мушка

(Лягушка)

Воспитатель: Ребята, кто-то лишний попал в компанию насекомых!? Кто же это?

Дети: ответы: - Лягушка.

Воспитатель: Правильно, не место ей в компании наших друзей. Почему, как вы думаете?

Дети: ответы: - Она может кого-нибудь из них съесть.

Воспитатель: Молодцы! Но, посмотрите, лягушка прыгнула и сломала муравейник.

Игра «Помощь муравьишкам»

Воспитатель: Посмотрите, вокруг нас оказались разбросанными кубики. Поможем муравьям починить их дом?!

Дети строят дом из кубиков.

Воспитатель: Какие вы молодцы! А теперь мы выехали на поляну. Оглянитесь. Сколько кругом насекомых, наших новых друзей! Давайте вместе их назовём.

Чистоговорки:

Ла-ла-ла – вот красивая пчела.

Чка-чка-чка – на цветочке бабочка.

Ры-ры-ры – вот летают комары.

За-за-за – прилетела стрекоза

Вей-вей-вей – прибежал к нам муравей.

Ук-ук-ук- - сидит маленький паук.

Воспитатель: Отлично. Ваши язычки хорошо поработали. А теперь давайте разомнём ваши пальчики.

Гимнастика для пальчиков:

«Паучок»

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки

(Руки скрещены, пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки.)

Дождик с неба вдруг полил

(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающие движения (дождик))

Паучков на землю смыл

(Хлопок ладонями по коленям или по столу)

Солнце стало пригревать

(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит))

Паучок ползет опять,

А за ним ползут все детки

(Действия аналогичны первоначальным.)

Чтобы погулять на ветке.

(«паучки» ползают по голове)

Воспитатель:- Ну, вот ребята, наше путешествие подошло к концу. Мы снова по волшебству стали большими. Вы все хорошо поработали! А теперь возьмите, пожалуйста, картинки с насекомыми и поместите их на нашей лесной поляне.

(Дети берут насекомых вырезанных из картона  и размещают их на ковре-полянке возле подсолнуха.)

Посмотрите, какая стала красивая полянка. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается таким живым и разноцветным!

Подведение итогов занятия с использованием схем (карты путешествия).

Посмотрите, пожалуйста, на карту вашего путешествия и расскажите по порядку, что вы делали, с кем из насекомых встречались, кому из них вы помогли, а кто помогал вам?

Воспитатель показывает картинки, где схематично и последовательно изображены ступени «путешествия».

Дети рассказывают (один ребёнок по одной схеме). Далее один из ребят составляет рассказ по всем схемам.

Воспитатель:- Молодцы! Спасибо вам ребята за участие в работе. Надеюсь вам понравилось и вы захотите нарисовать героев сегодняшнего путешествия для своих родителей после занятий.

Схема путешествия (рисунок).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности с детьми среднего возраста использованием игровых технологий Тема: «Правила этикета»

Конспект образовательной деятельности с детьми среднего возраста использованием игровых технологийТема: «Правила этикета»...

Интегрированное занятие по социально-коммуникативному развитию в средней группе «Словарик эмоций» с использованием образовательных технологий: интегрированное обучение, игровая технология, интерактивная презентация

Цель:  Формируем умение правильно выражать свои эмоции. А так же  понимать и узнавать эмоциональное состояние другого человека Задачи:Образовательные:Закреплять и обобщить знания о чувс...

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ «ЗДОРОВЬЕ НУЖНО БЕРЕЧЬ» (С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ)

   Цель: формировать у детей привычку вести здоровый образ жизниЗадачи: Учить беречь свое здоровье, учить рассуждать, делать выводы. Закреплять навыки личной гигиены, дать понятие о п...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе с использованием технологии развивающего обучения, игровой технологии и информационно-коммуникативных технологий. Тема: «Театральные профессии»

Конспект непосредственной образовательной деятельностив подготовительной группе с использованием технологии развивающего обучения, игровой технологии и информационно-коммуникативных технологий. Т...

Конспект Непрерывной образовательной деятельности с детьми среднего возраста На тему: «Профессии. Сказочный город» с использованием игровой технологии

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Социально - коммуникативное разв...