Интегрированный курс музыки и ИЗО "Цветоведение" Художественное воспитание, приобщение к миру прекрасного, к произведениям музыкального искусства, их творческому восприятию и воспроизведению должно начинаться с ранних лет. Именно в этом возрасте, на начальном этапе образования, важно целенаправленно формировать ценностно-художественные ориентации, основы нравственной культуры. С этой целью в содружестве с преподавателем ДПИ районной ДШИ составлена и апробируется на базе общеобразовательной и Детской школы искусств программа “Цветоведение”. Она рассчитана на одаренных детей 6-8-летнего возраста с перспективой транспонирования на учащихся общеобразовательных классов массовой школы и проводится в союзе художника и музыканта. Программой предусмотрено решение нескольких задач. Обучение: – дать детям необходимые знания, умения, навыки по основным дисциплинам изобразительного искусства: рисунку, композиции, живописи; – развить эмоционально–чувственную сферу; – расширить музыкально- художественный кругозор; – вживаться в мир чувств, настроений людей, окружающего мира; – развивать музыкальный слух, музыкальное мышление; – развивать образную ритмопластику, мелкую моторику. Эстетическое воспитание: – привить любовь к изобразительному искусству, музыке, поэзии; – развить музыкально-художественный вкус; – чувство красоты и правды. Нравственное воспитание: – воспитать любовь к своему краю, родной природе; – любовь к своему трудолюбивому народу, к своей великой Родине; – любовь и уважение ко всем честным людям на земле. Экологическое воспитание: – учить бережному отношению ко всему живому; – вслушиваться и вглядываться в красоту окружающего мира; – развивать созидательно–познавательное отношение к природе. На уроке царит творческая атмосфера, обстановка, где каждый ребенок самовыражает себя, самореализует, самовысказывается, само–творит. За малый промежуток времени родился “Словарь настроений”, который разбивается на группы и может успешно применяться в практике: –1 группа (“гамма веселых настроений”): бойкое, задорное, игривое, радостное, резвое, сверкающее, скачущее, смешное, солнечное; – 2 группа (“гамма грустных настроений”): жалобное, капризное, обиженное, печальное, плачущее, привередливое, просящее, скорбное, тоскливое, угрюмое, удрученное – 3 группа (“нежные краски”): задумчивое, изящное, ласковое, легкое, мечтательное, робкое, прозрачное, светлое; – 4 группа (“спокойные созвучия”): гладкое, доброе, колыбельное, ласковое, мягкое, напевное, неторопливое, приветливое, убаюкивающее; – 5 группа (“торжественные настроения”): бодрое, важное, героическое, гордое, ликующее, могучее, маршевое, победное, помпезное; – 6 группа (“мужественные краски”): боевое, богатырское, бесстрашное, военное, сильное, смелое, суровое, строгое, уверенное; – 7 группа (“таинственные”): волшебное, загадочное, колючее, настороженное, опасливое, пугливое; – 8 группа (“страшные краски”): грубое, демоническое,. жуткое, злое, сердитое, тяжелое, темное, уродливое. “Тематическое планирование интегрированного курса “Цветоведение” на 1 учебный год, подготовительный класс № Ур. | Тема блока, урока | К-во час | Раздел “Музыка” | Раздел “Изо” | * | Блок 1. Разноцветная и гармоничная природа | 8: | 4 | 4 | | Мир вокруг нас | 2 | экскурсия | | Разноцветная природа | 2 | Музыкальное путешествие по планете | Урок природных исследований | | Гармония в природе | 2 | Урок - игра | | Времена года | 2 | Урок погружение во времена года | Экскурсия по временам года | ** | Блок 2. Радуга Природы | 16: | 8 | 8 | | Красный цвет в природе | 2 | Урок теплых настроений | | Оранжевый цвет в природе | 2 | Музыкальная фантазия в рисунке | | Желтый цвет- цвет радости, торжества | 2 | Урок праздничных настроений | | Зеленый цвет-цвет лета | 2 | Поход по летним тропинкам | | Голубой цвет вокруг нас | 2 | Урок- перевоплощения | | Синий цвет-цвет морской стихии | 2 | Урок театральных образов | | Фиолетовый цвет в природе | 2 | Колыбельная в рисунке |
| Разноцветная радуга | 2 | Путешествие по радуге-дуге | *** | Блок 3. Чудо белого цвета | 6: | 3 | 3 | | Чудо белого цвета | 2 | Зимняя экскурсия |
| Белое кружево | 2 | Урок- исследование |
| Зимняя сказка | 2 | Лаборатория творческих находок | **** | Блок 4. Красота “неживой Природы” | 14: | 7 | 7 | | Цветной калейдоскоп | 2 | Урок- обобщение | | Разноликое солнце | 2 | Поход в солнечную страну | | Цвет неба | 2 | Полет в небо | | Цвет воды | 2 | Путешествие на корабле | | Цветные камни | 2 | Поездка в сказку | | Цвет земли | 2 | Хоровод- игра | | Картина мира | 2 | Урок- изучение | ***** | Блок 5. Живые существа Земли | 28: | 14 | 14 | | Разнообразие живых существ | 2 | Заочная экологическая прогулка | | Разноцветные животные | 2 | Урок творческих фантазий | | Большие животные | 2 | Экскурсия в зоопарк | | Небольшие животные | 2 | Урок театральных подражаний | | Маленькие животные | 2 | Урок созидания доброты | | Травы | 2 | Круиз на велосипеде | | Цветочная поляна | 2 | Продолжение круиза | | Кустарники | 2 | Экологический поход | | Деревья | 2 | Урок творческих поисков | | Грибы | 2 | Урок- исследование | | Живая разноцветная Земля | 2 | Заочный круиз по Земле | | Мы едем в гости к Лету | 2 | Урок- игра | | Летние встречи | 2 | Лесной бал | | Птичий базар | 2 | Птичий базар |
Примерная программа курса “Цветоведение” для подготовительной группы детской школы искусств № урока | Целеполагание | понятия | оборудование | оргформа | Учебно - предметная деятельность | рефлексия | Творче ский выбор | цели | задачи | Видение, наблюде-ние | слушание | действия | 1 | Мир вокруг нас | музыка | -создать радостно- мажорное отношение к окружающему миру | -развивать образное мышление, творческую фантазию | -хоровод -песня, | -И. Мазнин. Посмотри мой юный друг, что находится вокруг. -Я. Дубравин. Песня о земной красоте. -Возьмемся за руки друзья муз. М.Про- Копьевой -репродукции: -И.Остроухов. Пруд -И.Левитан. Над вечным покоем. | Экологиче-ское прослуши-вание | -увидеть бережное отношение к природе через рит- мопластику | Вслушаться в мир звуков, передающих любование природой -передать радостное настроение в песне и изобразить его в рисунке, движениях | -показ образа через внутренний мир ребенка -коллективное общение, -диалог -игра | -беседа о природе в рамках увиденного и услышанного на уроке | -подражание е горному эхо, шум у ручья | изо | познакомить с природными материалами | -учить бережному отношению к природной гармонии; -формировать образное восприятие природы-- | -пейзаж, -оттенки, -цвет | -планшет, -краски, -кисти | Экологическая прогулка | _увидеть разнообразие красок окружающего мира | -вслушаться в шуршание листьев | -рисование, -просмотр репродукций | -умение замечать нюансы в осенних красках | -рассмотреть формы листьев, силуэты деревьев | № урока | Целеполагание | понятия | оборудование | оргформа | Учебно – предметная деятельность | рефлексия | Творческий выбор | цели | задачи | Видение, наблюдение | слушание | действия | 2 | Разноцветная природа | музыка | Наполнить внутренний мир ребенка яркими красками окружающего мира, вызвать в нем чувства восторга | -познакомить с природой планеты, -научить вслушиваться в изобразительные средства музыки, настроения | -ритм, -динамич ный | Турист- музыкант. муз. Ю. Чичкова, сл. К. Ибряева, Эхо. муз. Е. Попляновой, Сл. Н. Пикулевой, Дом под крышей голубой, муз. М. Славкина, сл. В. Орлова, Дельфинята. муз. М.Прокопьевой, сл. В. Балахоненковой, Ф.И.Тютчев “Снежные горы”. | музыкальное путешествие по планете | Развить видение большой планеты, расширить кругозор ребенка. | Услышать величие гор, эхо в горах, радостную музыку леса, игривый, заводной характер дельфинов | Показ образа с использованием мелкой моторики Игра “Эхо” | Разговор о планете | Составить устный рассказ о горах, море , лесе | изо | Научить видеть разнообразие красок окружающего мира и передавать впечатления с помощью различных художественных приемов | С помощью природных красящих веществ сделать салфетку “Теплая осень” | -цвет, -желтый, -охра, багряный, рябиновый | Сок ягод и плодов (черная и красная рябина, калина, облепиха, виноград ). Глина, уголь, бумага, кисти | Урок природных исследований | Поиск нужных оттенков | Говорим о цвете и форме природных объектов | Работа в технике монотипия | Работа с природными красками | Исследовать возможности растительных красок | № урока | Целеполагание | понятия | оборудование | оргформа | Учебно - предметная деятельность | рефлексия | Творческий выбор | цели | задачи | Видение, наблюдение | слушание | действия | 3 | Гармония в природе | | | | | | музыка | Увидеть с детьми гармоничную взаимосвязь Природы | В ходе урока подвести детей к выводу о взаимосвязанности и гармоничности Природы | - гармония - красота - хаос - синкопа | Песенка о всех на свете муз. А. Осадчего, сл. Б. Заходера, Жила-была корова муз. А. Мошкина, Сл.А. Чернакова Г.Струве сл.Н.Соловьевой “С нами, друг!”, Небылица. Рус. нар. прибаутка | Урок- игра | Увидеть хаос и перевести его в гармонию природы | Услышать в песнях муз. рассказ о природном беспорядке | Трансформация аномальных образов в гармонничные через мимику, моторику, разговор, воображение | Наведение творческого порядка | Ответить на вопросы: “Что случилось, если бы не было - гор, - воды, - неба, - леса, - морей | изо | Дать детям представление о гармоничном и целесообразном устройстве Природы | Изобразить с помощью пальчиковой живописи Земной шар, вырезать силуэт человека и закрепить его на Земном шаре | - природа - гармония, - я | Калинина “Какого цвета счастье?”, слайды, репродукции с изображением природы, набор красок, кистей | Урок- игра | Наполняем душу восторгом от общения с красками | Говорим о цвете и форме природных объектов | Сделать несколько отпечатков в технике монотипия | Ищем ответы на вопрос: “Что чувствуем, когда смотрим на небо, воду, лес, горы” | “ Я”- и окружающий мир |
|