Паспорт интеллектуальной компетентности воспитанников старшего дошкольного возраста. План-программа интегрированного курса "Грамотейка" (обучение грамоте и математике)
рабочая программа по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме
Непосредственно - образовательная деятельность игра-путешествие "В гости к гномам"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Паспорт компетентности | 68.28 КБ |
Тематическое планирование | 198.5 КБ |
Игра-путешествие "В гости к гномам" | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 1
ПАСПОРТ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
ВОСПИТАННИКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
|
2011 – 2012 учебный год
Структура Паспорта интеллектуальной компетентности дошкольника:
- Характеристика понятия «интеллектуальная компетентность» в дошкольной психологии.
- Место интеллектуальной компетентности дошкольника в компетентностной модели выпускника ДОУ.
- Формирование интеллектуальной компетентности дошкольника в экспериментальной деятельности по теме: «Разработка и апробация психолого-педагогических технологий обогащения интеллектуальной компетентности у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ».
- Модель интеллектуальной компетентности дошкольника в экспериментальной деятельности по теме: «Разработка и апробация психолого-педагогических технологий обогащения интеллектуальной компетентности у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ».
- Характеристика понятия «интеллектуальная компетентность» в дошкольной педагогике.
Компетентность ребёнка дошкольного возраста – одна из базисных характеристик личности ребёнка дошкольного возраста. Включает в себя коммуникативную, социальную, интеллектуальную компетентность и компетентность в плане физического развития.
Интеллектуальная компетентность дошкольника характеризуется:
- способностью к практическому и умственному экспериментированию;
- знаковому опосредованию и символическому моделированию;
- речевому планированию;
- логическим операциям;
- ребёнок проявляет осведомлённость в разных сферах деятельности людей;
- знает о некоторых природных явлениях и закономерностях;
- знакомится с универсальными знаковыми системами – алфавитом, цифрами
(Дошкольное образование. Словарь терминов/ Сост. Виноградова Н.А. и др.)
– М.: Айрис-пресс, 2005, - 400 с. – (Дошкольное воспитание и развитие)
- Место интеллектуальной компетентности дошкольника в компетентностной модели выпускника ДОУ.
Планируемые результаты освоения детьми основной образовательной программы дошкольного образования сформулированы в определении интегративных качеств выпускника ДОУ в «Модели выпускника». Интегративное качество, характеризующее интеллектуальную компетентность дошкольника имеет следующую качественную характеристику: способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения готовых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.
Ребенок, имеющий достаточную интеллектуальную компетенцию, к концу старшего дошкольного возраста проявляет осведомленность в разных сферах деятельности людей, знает об основных природных явлениях и закономерностях, знакомится с универсальными знаковыми системами – алфавитом, цифрами, умеет пользоваться моделями и схемами. Модели и схемы в наглядной, доступной для ребенка форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.
- Формирование интеллектуальной компетентности в экспериментальной программе по теме: «Разработка и апробация психолого-педагогических технологий обогащения интеллектуальной компетентности у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ».
Для формирования интеллектуальной компетенции дошкольника в рамках эксперимента разработана теоретическая модель педагогического процесса, которая является основой для проектирования дидактических средств учебно-педагогического информационного взаимодействия.
Акцент дошкольного образования в экспериментальной программе перенесён с усвоения конкретных знаний в той или иной области на способы их добывания и творческого применения в определенной жизненной или учебной ситуации.
Обучение осуществляется последовательно: через познание, переживание, оценку, использование результатов в самостоятельной или совместной с другими интересной ребёнку деятельности.
Решая задачи интеллектуального развития, занятия наполняются конкретным содержанием, при этом учитывается, что интеллектуальные умения формируются постепенно, не столько в ходе фронтальных занятий, сколько в активной самостоятельной повседневной деятельности детей. Информационное взаимодействие педагога и воспитанника рассмотрено в контексте технологии сотрудничества (субъект субъектных отношений): педагог – ребёнок, ребёнок – ребёнок; педагог – ребёнок – родитель. Педагогу и родителю воспитанника отводится в данном случае роль соучастника детских открытий, который не спешит указать путь решения задачи или проблемы, а мудро и тактично поддерживает ребенка на пути самостоятельного поиска.
Определены дидактические условия, формирования интеллектуальной компетентности воспитанников в информационном взаимодействии с воспитателем:
- оснащение предметно-развивающей среды (в соответствии с ФТ к основной общеобразовательной программу ДО);
- логическое структурирование содержания образовательных областей (в соответствии с ФГТ к основной общеобразовательной программу ДО);
- организация системы работы по формированию субъект-субъектных отношений в триаде: педагог – ребёнок – родитель;
- осуществление мониторинга хода и результатов образовательной деятельности в рамках экспериментальной программы.
Определены средства, обуславливающие эффективность формирования интеллектуальной компетентности воспитанников в информационном взаимодействии с воспитателем:
- Проектная деятельность в ДОУ, автор Е.С. Евдокимова.
- Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, автор Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.
- «Технология навыков сотрудничества у старших дошкольников» (Л.С. Римашевская): ребёнок – ребёнок; педагог - ребёнок;
- Технология экспериментирования, автор О.В. Дыбина.
- Технология хорового пения по В.Ф. Базарному.
- Здоровьесберегающие технологии (технология сотрудничества; техника сенсорного обследования предметов; приёмы кинезиологии – науки о развитии умственных способностей и физического здоровья; «Волновая концепция воспитания», автор И.А. Кузнецова).
- Методика диагностики уровня сформированности интеллектуальной компетентности воспитанников.
4. Модель интеллектуальной компетентности дошкольника в рамках экспериментальной программы.
Интеллектуальная компетентность дошкольника формируется в соответствии с его возрастными особенностями:
1.Технологическая компетентность:
- умение ориентироваться в новой, нестандартной для ребёнка ситуации;
- умение планировать этапы своей и совместной с детьми деятельности;
- умение понимать и принимать задание и предложения взрослого (умение работать по инструкции);
- умение выполнять алгоритм действия;
- умение устанавливать причинно-следственные связи;
- умение оценивать свою деятельность.
2.Информационная компетентность:
- умение ориентироваться в некоторых источниках информации (книги, предметы искусства, игрушки; рассказ сверстника, взрослого; телевидение);
- умение делать выводы из полученной информации;
- умение понимать необходимость той или информации для своей деятельности;
- умение задавать вопросы на интересующую тему.
Модель интеллектуальной компетентности дошкольника
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
Планируемые уровни сформированности интеллектуальной компетентности в рамках экспериментальной программы.
- Динамика развития психических процессов старшего дошкольника:
память, внимание, аналитическое мышление, воображение.
Для диагностики интеллектуального развитии старшего дошкольника используются «Тесты для детей 5 – 6 лет: Учебное пособие. – М.: Махаон, 2007; автор Земцова Ольга Николаевна, кандидат педагогических наук, руководителя Центра дошкольного развития и воспитания детей».
Тесты отслеживают динамику развития психических процессов старшего дошкольника: памяти, внимания, аналитического мышления, воображения.
№ п/п | Название психического процесса | «Тесты для детей 5 – 6 лет: Учебное пособие. – М.: Махаон, 2007; автор Земцова Ольга Николаевна, кандидат педагогических наук, руководителя Центра дошкольного развития и воспитания детей» |
1. | Внимание | Стр. 3 – 14 |
2. | Память | Стр.15 – 24 |
3. | Мышление | Стр. 25 – 40 |
4. | Воображение | Стр. 41 |
Интеллектуальная компетентность (технологическая и информационная по О.В. Дыбиной) дошкольника формируется в соответствии с его возрастными особенностями.
- Диагностика технологической компетентности осуществляется по следующим параметрам:
№ п/п | Умение | Тест/задание |
1. | Умения ориентироваться в новой, нестандартной для ребёнка ситуации | ДЗ №1, с. 8 (Методический материал по диагностике. – Изд МОЗАИКА-СИНТЕЗ, М., 2010) |
2. | Умение планировать этапы своей и совместной с деятельности | ДЗ №1, с. 8 (Методический материал по диагностике. – Изд МОЗАИКА-СИНТЕЗ, М., 2010) |
3. | Умение выбирать способы действий из усвоенных ранее способов | ДЗ №2, с. 9 (Методический материал по диагностике. – Изд МОЗАИКА-СИНТЕЗ, М., 2010) |
4. | Умение понимать и принимать задание и предложения взрослого (умение выполнять алгоритм действия) | ДЗ №2, с. 9 (Методический материал по диагностике. – Изд МОЗАИКА-СИНТЕЗ, М., 2010) |
5. | Умение устанавливать причинно-следственные связи | ДЗ №2, с. 9 (Методический материал по диагностике. – Изд МОЗАИКА-СИНТЕЗ, М., 2010) |
6. | Умение оценивать свою деятельность. | Ребёнок сравнивает выполненное им задание с образцом для выполнения, делает вывод о правильности выполнения своего задания. |
Уровни сформированности технологической компетентности.
По результатам ответов детей выставляются следующие баллы:
- умение ориентироваться в новой, нестандартной для ребёнка ситуации:
3 балла - ребёнок самостоятельно ориентируется в новой, нестандартной для него ситуации и предлагает решение несколько вариантов решения проблемы;
2 балла – ребёнок ориентируется в новой ситуации предлагает решение проблемы на основе имеющегося опыта;
1 балл – ребёнок бездействует, т.к. не может применять имеющиеся знания, умения и опыт в данной конкретной ситуации.
- умение планировать этапы своей деятельности:
3 балла – ребёнок планирует этапы своей деятельности, прогнозирует её результаты;
- балла – ребёнок планирует этапы деятельности при помощи взрослого;
- балл – ребёнок затрудняется планировать этапы своей деятельности даже с помощью взрослого.
- умение понимать и принимать задание взрослого, выполнять алгоритм действий:
- балла – ребёнок понимает и принимает задание взрослого и самостоятельно выполняет алгоритм действий;
2 балла – ребёнок понимает и принимает задание с помощью взрослого и выполняет знакомые алгоритмы действий;
1 балл – ребёнок не понимает и не принимает задание взрослого и алгоритм действий.
- умение принимать решение и применять знания в тех или иных жизненных ситуациях:
3 балла – ребёнок принимает осознанное решение и применяет знания в различных жизненных ситуациях;
2 балла – ребёнок применяет знания в тех или иных жизненных ситуациях с помощью взрослого;
1 балла – ребёнок затрудняется применять знания в различных жизненных ситуациях, на помощь взрослого не реагирует.
- умение устанавливать причинно-следственные связи:
3балла – ребёнок стремится самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи,
2балла – ребёнок устанавливает причинно-следственные связи с помощью взрослого;
1балл – ребёнок не умеет устанавливать причинно-следственные связи, к помощи взрослого не прибегает.
6) умение оценивать свою деятельность:
3балла – ребёнок способен оценить результаты своего труда (с опорой на образец) самостоятельно;
2 балла – ребёнок способен оценить результаты своего труда (с опорой на образец) при помощи взрослого;
1 балл – ребёнок не принимает помощь взрослого при оценивании результатов своего труда (с опорой на образец).
Оценка результатов
Оценивается уровень в соответствии с качественными характеристиками сформированности технологической компетентности у старших дошкольников. При оценке не выставляются баллы, а корректируются уже имеющиеся количественные результаты в соответствии с обобщёнными качественными характеристиками.
По ходу диагностики технологической компетентности детей заполняется сводная таблица.
Уровень сформированности интеллектуальной компетентности оценивается в соответствии с набранными баллами:
высокий уровень – от 24 до 30 баллов;
средний уровень – от 16 до 23 баллов;
низкий уровень – от 10 до 15 баллов.
Качественная характеристика уровней сформированности технологической компетентности
Высокий уровень (24 – 30 баллов)
Ребёнок самостоятельно ориентируется в новой, нестандартной для него ситуации и способен решать проблемы несколькими вариантами. Хорошо понимает знакомые инструкции, самостоятельно ориентируется на практике в условиях предложения незнакомых алгоритмов деятельности и новых инструкций. Планирует этапы своей деятельности, прогнозирует результаты. Стремится к поисковой деятельности, самостоятельно устанавливает причинно-следственные связи и формулирует выводы. Самостоятельно выбирает способы действий из усвоенных ранее, использует различные способы преобразования, проявляет творчество. Способен принимать осознанные решения и применять знания в различных жизненных ситуациях. При организации рабочего места предлагает и реализует наиболее рациональный алгоритм действий. Доводит начатое дело до конца, добивается качественных результатов.
Средний уровень (16 – 23 балла).
Ребёнок может ориентироваться в ситуации и предлагать решение проблемы на основе накопленного опыта. Понимает известные инструкции и алгоритмы деятельности. Планирует этапы знакомой деятельности, устанавливает причинно-следственные связи на основе имеющихся знаний, умений и опыта деятельности. Выбирает способы действий с помощью взрослого. В ситуации создания нового объекта применяет знакомые способы преобразования. Принимает решения по аналогии известных ему вариантов, может самостоятельно применять знания в тех или иных жизненных ситуациях. Готовит индивидуальные материалы и пособия для деятельности. Доводит начатое дело до конца, с помощью взрослого может добиться результатов.
Низкий уровень (10 – 15 баллов).
Ребёнок не может применять имеющиеся знания, умения, опыт в конкретной практической ситуации, зачастую бездействует. Не понимает алгоритм деятельности и не принимает инструкцию взрослого. Планирует не все этапы своей деятельности, затрудняется в установлении причинно-следственных связей. Использует варианты преобразования объекта только по аналогии. Знания, которыми владеет, применяет в жизненных ситуациях с помощью взрослого. Не всегда может добиться результатов, довести начатое дело до конца. На помощь взрослого не реагирует.
Диагностика информационной компетентности осуществляется по следующим параметрам:
№ п/п | Умение | Тест/задание |
1. | Умения ориентироваться в некоторых источниках информации | ДЗ №1, с. 24 (Методический материал по диагностике. – Изд МОЗАИКА-СИНТЕЗ, М., 2010) |
2. | Умение делать выводы из полученной информации | ДЗ №2, с. 26(Методический материал по диагностике. – Изд МОЗАИКА-СИНТЕЗ, М., 2010) |
3. | Умение понимать необходимость той или иной информации | ДЗ №3, с. 28 (Методический материал по диагностике. – Изд МОЗАИКА-СИНТЕЗ, М., 2010) |
4. | Умение задавать вопросы на интересующую тему | ДЗ №4, с. 31 (Методический материал по диагностике. – Изд МОЗАИКА-СИНТЕЗ, М., 2010) |
5. | Умение получать информацию, используя некоторые источники | ДЗ №5, с. 34 (Методический материал по диагностике. – Изд МОЗАИКА-СИНТЕЗ, М., 2010) |
Уровни сформированности информационной компетентности.
По результатам ответов детей выставляются следующие баллы:
- умение ориентироваться в некоторых источниках информации (книги, предметы искусства, игрушки; рассказ сверстника, взрослого; телевидение):
3 балла – ребёнок самостоятельно называет 4 и более источника информации, отбирает источники в соответствии с предложенной темой;
2 балла – ребёнок с незначительной помощью взрослого называет 2 – 3 источника информации; ориентируется в источниках информации с помощью взрослого;
1 балл – ребёнок не понимает и не принимает условия задания, отказывается выполнять задание.
- умение делать выводы из полученной информации:
3 балла – ребёнок умеет самостоятельно делать выводы из полученной информации, определяя объект после прослушивания первого блока информации;
2 балла – ребёнок справляется с заданием при прослушивании информации второго блока или осознаёт смысл услышанного и с помощью взрослого конкретизирует и обосновывает его после прослушивания третьего блока информации;
1 балл – ребёнок не умеет делать выводы из полученной информации или отказывается от выполнения задания.
- умение понимать необходимость той или информации для своей деятельности:
3 балла – ребёнок самостоятельно, без помощи взрослого осуществляет правильный отбор и обоснование отбора предметов, относящихся к выбранной профессии;
2 балла – ребёнок при незначительной помощи взрослого делает правильный отбор большей части предметов и обоснование отбора картинок, относящихся к выбранной профессии;
1 балл – ребёнок даже при значительной помощи взрослого затрудняется в отборе и обосновании картинок и набирает не более половины предметов.
- умение задавать вопросы на интересующую тему:
3балла – ребёнок самостоятельно задаёт три и более разнотипных вопроса; в своём интервью сохраняет последовательность, логичность;
2балла – ребёнок задаёт вопросы только с помощью взрослого; вопросы не разнообразны, не развёрнуты, узконаправленны;
1 балл – ребёнок даже с помощью взрослого не справляется с заданием; затрудняется задавать вопросы.
Качественная характеристика уровней сформированности информационной компетентности
Высокий уровень (15 – 18 баллов)
Ребёнок самостоятельно ориентируется в некоторых источниках информации (окружающие люди; детская познавательная литература; словари, энциклопедии, детские журналы и газеты; СМИ: телевидение, радио, компьютерные игровые программы). Выделяет среди них наиболее содержательные и эффективных по целевой установке. Его интерес к источникам информации возникает независимо от внешних влияний, так как ребёнка привлекает всё новое.
Осознанно может выбрать необходимый источник информации и самостоятельно получать из него сведения.
Самостоятельно сравнивает информацию из различных источников, обобщает, анализирует, делает объективные, логически обоснованные выводы из полученной информации, применяет полученную информацию в практической деятельности.
Ребёнок самостоятельно обосновывает необходимость той или иной информации для учебной, продуктивной, исследовательской, проектной или игровой деятельности, видит перспективы её применения.
Проявляет инициативу, задавая развёрнутые, логически и тематически обоснованные вопросы на интересующую его тему; выстраивает их в логическую цепочку. Удовлетворяется только при получении достаточного объёма информации.
Самостоятельно устанавливает причинно-следственные связи при оценке ситуаций, связанных со здоровьем, окружающей средой.
Аргументирует свои оценки, используя имеющиеся знания. Прогнозирует последствия своего поведения.
Средний уровень (10 – 11 баллов)
Ребёнок ориентируется в различных источниках информации по предложению и с участием взрослого. Интерес к источникам информации неустойчивый и ситуативный.
При помощи взрослого может получить необходимые сведения из знакомых источников информации. Интерес к поиску дополнительной информации иногда пропадает или исчерпывается после получения положительного результата.
Может делать выводы из полученной информации на основе аналогичного примера, но не всегда способен сделать выводы из новой информации. Нуждается в помощи взрослого.
Под руководством взрослого делает попытки логически обосновывать и оценивать необходимость той или иной информации для своей деятельности.
Осознаёт значимость вопросов, может участвовать в коллективном обсуждении интересующей темы. При стимулировании сос стороны взрослого задаёт вопросы на интересующую тему.
Низкий уровень (6 баллов)
Ребёнок не ориентируется в источниках информации, не осознаёт многообразие и целевое назначение информации. Положительная реакция может возникать на новый источник информации.
Не заинтересован возможностями поиска информации из различных источников даже после объяснения и показа взрослого во время совместной деятельности.
Не умеет делать выводы из полученной информации даже при помощи взрослого.
Не проявляет потребности в оценке необходимости той или иной информации для своей деятельности, достижения цели и не откликается на помощь взрослого.
Слушает вопросы, задаваемые другими людьми, иногда повторяет их, но сам сформулировать вопросы не может, не испытывает потребности в получении ответов на вопросы.
Глоссарий
Паспорт компетенции (синоним «компетентности») – это обоснованная совокупность требований к уровню сформированности компетенции по окончании освоения основной образовательной программы дошкольного образования (определение предлагается авторами-составителями).
Карта компетенции – совокупность основных характеристик компетенции (структура, методы формирования и оценки), представленная в наглядном структурированном виде.
Компетенция – это способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.
Компетентность (от competence) – совокупность компетенций; наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной области (Википедия — свободная энциклопедия).
Компетентностный подход – подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных ситуациях.
[Примечание: Компетентностный подход связан с переносом акцента с преподавателя и содержания образования на студента и ожидаемые результаты образования, что является проявлением существенного усиления направленности образовательного процесса на студента.]
Компетентностная модель выпускника – комплексный интегральный образ конечного результата образования по направлению подготовки (специальности), в основе которого лежит понятие «компетенция».
Результаты образования – это формулировка того, что, как ожидается, будет знать, понимать и/или в состоянии продемонстрировать учащийся по окончании образовательного процесса (например, лекции, дисциплины, модуля или ООП в целом).
Умения - овладение способами, приемами, действиями усваиваемых знаний на практике (П.И.Пидкасистый, И.П.Подласый, И.Ф.Харламов).
«Интеллект — специфическая форма организации индивидуального ментального (умственного) опыта, обеспечивающая возможность продуктивного восприятия, понимания и объяснения происходящего» (М.А.Холодная).
Интеллект - относительно устойчивая структура умственных способностей индивида.
Интеллектуальные умения определяются как "мыслительные действия, с помощью которых осуществляется познание: операции анализа, синтеза, сравнения, дедукции, индукции и т. д.; приемы запоминания, воспроизведения и припоминания знаний" (В.С.Безрукова, В.И. Логинова, Л.Г.Семушина); рациональный приемы той или иной мыслительной операции, используемой при решении познавательных задач (Н.А.Менчинская). Определение Н.А.Менчинской взято за основу в настоящей работе.
Предварительный просмотр:
ПЛАН-ПРОГРАММА
интегрированного курса «Грамотейка»
(обучение грамоте и математика)
Количество лет обучения – 1 год
Количество учебных часов в год обучения – 72 часа
Возраст детей: от 5 до 7 лет
Автор: Клюева Татьяна Витальевна,
заместитель заведующего по научно-экспериментальной работе ,
высшая квалификационная категория;
Чиркова Надежда Николаевна, воспитатель,
первая квалификационная категория
2011 – 2012 учебный год, п. Пурпе
Содержание
- Пояснительная записка
- Цель план-программы
- Задачи план-программы
- Принципы построения программы
- Ожидаемый результат
- Условия реализации план-программы
- Основные направления и содержание деятельности
- Формы и методы педагогической деятельности
- Диагностика уровня усвоения материала
- Заключение
- Приложения к программе: («Паспорт интеллектуальной компетентности дошкольника», конспект игры-путешествия: «Обозначение звука [о] буквами «о» и «ё». Знакомство с числом и цифрой «7», состав числа «7». Пространственные отношения длиннее, короче. Сравнение предметов по длине и высоте», рецензия на план-программу).
- Литература
«Нельзя чему-нибудь научить человека,
можно только помочь ему
обнаружить это внутри себя»
Г. Галилей
Пояснительная записка
Ведущей идеей построения курса «Грамотейка» является интеграция учебных предметов «Обучение грамоте» и «Математика». Его реализация позволяет учесть следующие принципиальные для построения современного процесса обучения дошкольников, положения:
- Ориентироваться на возрастные особенности дошкольника, для которых свойственно целостное восприятие объекта окружающего мира.
- Использовать возможности каждого курса для формирования универсальных предпосылок учебной деятельности воспитанников как основы интеллектуальной компетентности дошкольников.
Главным психическим завоевание дошкольного возраста остаётся – развитие творческого воображения. Развитие воображения становится необходимым внутренним условием при построении и проведении курса «Грамотейка». Для развития воображения особенно важна игровая деятельность, которую строит субъект образовательного процесса, при этом руководство со стороны взрослого может быть принято, а может быть отвергнуто ребёнком, если оно навязывается. Курс «Грамотейка» располагает условиями для организации сюжетно-ролевой, театрализованной, творческой игры.
Цель курса: развитие познавательно-интеллектуальной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер личности ребенка, позволяющих ему в дальнейшем адаптироваться к новым условиям, самообучаться.
Задачи:
- развитие фонематического слуха, формирование грамматического строя речи, умений счёта;
- развитие любознательности как основы познавательной активности; творческого и понятийного мышления,
- формирование умений общаться со взрослыми и сверстниками, построение субъект-субъектных отношений: педагог – ребёнок – родитель.
Принципы отбора содержания обучения:
- Принцип природосообразности определяет меру трудности содержания обучения для каждого воспитанника, с учётом темпа его продвижения в освоении знаний и умений, уровня психического развития и этапа обучения (специфика дошкольного образования заключается в том, что обучение является, по сути, процессом “усвоения” содержания в видах деятельности (Д.Б. Эльконин).
- Принцип педоцентризма предполагает отбор наиболее актуальных для ребёнка знаний и умений:
- Обеспечивающих осознание ребёнком места в «детском» мире», в группе детей, объединенных учебной задачей; с постепенным расширением его участия во «взрослом» мире;
- Расширяющих представлений дошкольника о правилах взаимодействия других людьми, средой обитания; помогающих осознать свою принадлежность к обществу людей (права, обязанности, социальные роли);
- Создающих условия для успешности обучения, имеющие надпредметное значение.
- Культурологический принцип обеспечивает введение дошкольника в широкий круг представлений из разных областей действительности, развитие кругозора, эрудиции познавательных интересов.
Основное содержание курса
- Формирование первоначальных представлений о множествах и свойствах их элементов.
Учебная задача: выделение из множества одного или нескольких элементов, обладающих указанным свойством (в языке – выделение слова как объекта изучения; выделение звука в слове).
Учебные действия: сравнение элементов множества с целью выявления в них сходства и различия; выделение слов в связном сообщении, выделение звуков в слове; построение моделей множеств (в языке – модели предложения).
- Отношение между элементами множества и между множествами.
Учебные задачи: установление пространственных отношений между предметами, отношений между величинами и отношений между множествами предметов; установление связи между значением слова и его звуковым составом, выявление словоразличительных качеств звуков; объединение множеств по различным основаниям.
Учебные действия: практические действия по сравнению предметов, их взаимному расположению на плоскости и в пространстве; действия по нахождению объединения множеств; построение моделей звукового состава слов различной звуковой структуры (со слиянием гласных и согласных звуков) с фиксацией гласных, твердых и мягких согласных.
- Формирование знаковых моделей в области языка и математики.
Учебная задача: установление соотношения между звуком, числом и их знаковым обозначением.
Учебные действия: сравнительный анализ знаковых записей со звуками и числами; чтение и письмо слов и чисел.
- Формирование действия чтения и письма, выполнение арифметических операций
Учебные задачи: развитие устной речи; осознание смысла арифметических операций.
Учебные действия: практическое выполнение действий сложения, вычитания на основе работы с множествами. Составление буквенных записей (письмо) и их воспроизведение Фомы слова по его буквенной записи.
Планируемые результаты
Воспитанник должен:
- Понимать объясняемый педагогом учебный материал и уметь его воспроизводить, используя изученную лексику (более высокий уровень подготовки: понимать цель введения нового материала и логику его развертывания, уметь самостоятельно или с помощью педагога давать краткие или развернутые обоснования, приводить простейшие доказательства);
- Выделять общее и частное, видеть различия и сходства в рассматриваемых объектах изучения – предметах, словах, звуках и т. д. (более высокий уровень подготовки: уметь выявлять различные закономерности в данном явлении, учебной ситуации);
- Устанавливать простейшие причинно-следственные связи в предлагаемой учебной ситуации;
- Видеть и решать учебную задачу; выделять известное и неизвестное, точно отвечать на поставленный вопрос, знать последовательность операций в знакомых учебных задачах;
- Уметь строить и преобразовывать различные модели (в соответствии с содержанием учебного материала по языку и математике);
- Уметь сравнивать свою работу с образцом, при помощи взрослого находить ошибку, исправлять её самостоятельно.
Языковая часть план-программы курса «Грамотейка»
- Предложение и слово
Работа с предложением. Выделение слов. Изменение порядка слов в предложении. Распространение, сокращение предложения. Заглавная буква в начале предложения. Точка в конце предложения. Построение модели, отражающей последовательность слов в предложении. Значение слова. Слова, называющие предметы, действия, признаки. Слово и слог. Ударение в слове.
- Звуки и буквы
Звуки как материал языка. Единство звукового состава слова и его значение. Интонационное выделение звука в слове. Звуковой анализ слов. Гласные и согласные звуки. Твердые и мягкие согласные звуки. Ударные и безударные гласные звуки. Построение модели звукового состава слова с фиксацией гласных, твердых и мягких согласных звуков. Сопоставление звуковой структуры слов. Звук и буква. Буква как знак звука. Позиционный способ обозначения звуков буквами. Гласная буква как показатель твердости или мягкости согласных звуков. Гласные буквы е, ё, ю, я, их функция. Обозначение буквами звука [й], функции мягкого и твердого знаков (ь, ъ). алфавит.
- Чтение и письмо
Чтение слогов, слов, предложений, небольших текстов на материале полного алфавита. Печатание слов (со звуками в сильной позиции) и небольших предложений (3-5 слов) под диктовку и самостоятельно. Большая буква в начале предложения и в именах собственных. Точка в конце предложения.
- Развитие речи
Составление сюжетных и описательных рассказов (по серии картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений). Восстановление простейшего деформированного текста. Соотнесение вопроса и ответа. Ответы на заданные вопросы. Постановка вопросов к тексту.
Математическая часть программы курса «Грамотейка»
- Первоначальные представления о множествах предметов, свойствах и форме предметов.
Сходство и различие предметов. Предметы, обладающие или не обладающие данным свойством. Понятия какой-нибудь, любой, каждый, все, не все, некоторые. Форма предмета. Понятие о плоских и пространственных фигурах. Различия между шаром и кругом, кубом и квадратом. Треугольник и квадрат.
- Отношения между предметами и между множествами предметов.
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости. Понятия: выше, ниже, левее, правее, над, под, на, за, перед, между, вне, внутри.
Соотношения размеров предметов. Понятия больше, меньше, таких же размеров; выше, ниже, такой же высоты; длиннее, короче, такой же длины.
Равночисленные множества предметов. Понятия столько же, больше, меньше (предметов).
- Число и счет
Число и цифра. Названия и последовательность натуральных чисел от 1 до 20. Шкала линейки. Число предметов в множестве. Число и цифра 0. Сравнение чисел. Понятия больше, меньше, больше на, меньше на. Точка и линия. Отрезок. Длина предмета в сантиметрах. Расстояние между точками. Длина отрезка. Многоугольник.
- Арифметические действия
Смысл сложения, вычитания, умножения и деления. Запись результатов выполнения арифметических действий с использованием знаков +, -, =. Решение текстовой арифметической задачи с помощью модели (фишек).
Дидактические принципы организации образовательного процесса:
- новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности);
- обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса);
- при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире);
- детям систематически предоставляется возможность самостоятельного выбора (принцип вариативности);
- процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества);
- обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности).
Методы и приемы организации детской деятельности:
- практические (игровые);
- экспериментирование;
- моделирование;
- воссоздание;
- преобразование;
- конструирование.
Структура организации совместной деятельности взрослого и ребёнка в образовательном процессе:
- осуществление деятельности ребёнком в совместной деятельности со взрослым;
- в совместной деятельности со сверстниками;
- становится самостоятельной деятельностью ребенка.
Взаимодействие с родителями
Образовательная деятельность предполагает взаимодействие в триаде: педагог – ребёнок – родитель. Воспитатель конструирует процесс взаимодействия с семьёй как совместную деятельность субъектов в форме сотрудничества, параллельного действия, последовательного содействия, взаимного дополнения и координации через «Уголки творческого взаимодействия», которые включают:
- карты творческого взаимодействия, с атрибутами непосредственно образовательной деятельности (игры, путешествия и т.д.). По мере прохождения познавательного маршрута все мероприятия обозначаются на карте в виде очередного пункта игры, путешествия и т.д.;
- памятки для родителей:
- информационные памятки (что может знать ребёнок, уметь в результате проекта);
- технологические памятки (о характере творческого взаимодействия, т.е. в чём взрослый может принять участие, какую роль сыграть в общем деле);
- экран проекта (для фиксации успехов).
Предполагаемый результат
Ребёнок в возрасте 5 – 7 лет в конце процесса обучения будет отличаться от себя же самого в начале процесса совокупностью разных психических свойств личности, которые составляют интеллектуальную компетентность дошкольника. Основные её компоненты:
- Интеллектуальная готовность – способность работать с информацией разного типа, умение применять знания в нестандартных ситуациях, владеть приёмами (на возрастном уровне) самостоятельного добывания новых знаний.
- Личностная готовность – желание и умение проявлять самостоятельность, инициативу, целеустремлённость; волевое усилие при преодолении трудностей; умение планировать и организовывать свою деятельность, владеть элементарными правилами учебного сотрудничества.
- Коммуникативная готовность – способность использовать средства языка и речи для получения и передачи информации, умение участвовать в коллективном диалоге, строить монологические высказывания разного типа.
- Рефлексивная готовность – предвидеть возможные последствия своих действий, находить причину возникающих трудностей; стремиться к улучшению своих учебных достижений.
- Деловая готовность – умение применять алгоритм действий; способность работать в условиях выбора.
- Креативная готовность – желание и умение отказываться от образца, добиваться оригинальности и новизны решения.
- Эмоциональная готовность - обоснованное желание учиться, адекватная эмоциональная реакция на различные учебные ситуации.
План-программа
№ | Содержание /примерная структура занятия (2 академических часа) | Педагогические цели, задачи | Учебно-игровые действия | Основные понятия, формируемые в процессе |
1 | Произведения о Родине. Рассказы о летнем отдыхе. Рисование по впечатлениям. Представление о видах речи (устная, письменная). | 1.Мотивировать воспитанников на получение новых знаний через изучение курса «Грамотей» 2.Дать общее представление о формах общения, видах речи. 3. Воспитывать патриотические чувства. | 1.Слушание, ответы на вопросы, составление рассказов, рисование по впечатлениям. | 1.Формы общения: жесты, мимика, речь. 2.Виды речи: письменная, устная.
|
2 | Введение понятия «предложение», «слово». Номинативная функция слова (называть). Знакомство с моделями, схемами. Составление рассказов (2 – 3 предложения). Сравнение предметов (по форме, по размеру, по цвету), выявления их сходства и различия. Рисование линий в заданном направлении. Различение понятий: слева, направо, начало, конец. | 1.Формировать понятия: предложение, слово. 2. Учить сравнивать, классифицировать предметы. 3. Развивать пространственные представления, мелкую моторику руки. | 1. Составление предложений с опорой на модель. 2.Подборка слов-предметов, признаков, действий. 3.Сравнение предметов по заданному признаку. | 1.Предложение – слова связанные друг с другом по значению и грамматически; законченная мысль. Слово – имеет значение, что-то называет: предмет, действие, признак. 2.Предметы различаются по форме, цвету, размеру и т.д. 3. Модель - абстрактное изображение предмета с передачей всех его типовых признаков. |
3 | Закрепление понятий «предложение», «слово». Работа с моделями. Составление предложений, рассказов. Сравнение предметов, выявления их сходства и различия. Рисование прямых и наклонных линий. Различение понятий: слева, направо, начало, конец. | 1.Закреплять понятия: предложение, слово. 2. Учить сравнивать, классифицировать предметы. 3. Развивать мелкую моторику руки. | 1. Составление предложений с опорой на модель. 2.Подборка слов-предметов, признаков, действий. 3.Сравнение предметов по заданному признаку пол рисунку. 4.Рисование карандашом на листе бумаги. | 1.Предложение – слова связанные друг с другом; законченная мысль. Слово – имеет значение, что-то называет: предмет, действие, признак. 2.Предметы различаются по форме, цвету, размеру и т.д. |
4 | Закрепление понятий «предложение», «слово». Составление предложений, рассказов. Введение понятия «множество» Рисование прямых и наклонных линий. Различение понятий: слева, направо, внутри, вне. | 1.Развивать навыки устной речи. 2.Формировать понятие «множество». Учить систематизировать предметы по признаку. 3.Развивать пространственные представления, мелкую моторику руки. | 1.Составление предложений. Игры со словами. 2.Практическая работа с предметами - составление множеств. | 1.Множество предметов – два или более предметов, объединённых общим признаком. |
5 | Введение понятия «звук - буква», «число – цифра». Понятие письменной речи. Интонационное выделение звуков в словах. Знакомство со схемой звукового состава слова. Закрепление понятия «множество». Числа и цифры от 1 до 5. Состав чисел 2, 3, 4, 5. Различение понятий: слева, направо, внутри, вне. | 1.Формировать понятие «звук – буква», «число – цифра»; письменная речь. 2. Развивать фонематический слух; навыки счёта (показать независимость числа от пересчитывания предметов слева направо и наоборот). 3.Учить устанавливать соответствие между числом и количеством предметов. | 1.Слушание, практические действия со словами. предметами; числами. | 1.Звуки – речи – это то, что мы произносим; буквы – это значки для обозначения звуков. |
6 | Звуковой анализ слова «сыр, лось» (с опорой на готовую схему). Классификация звуков (гласный, согласный), предметов. Понятие «гласный звук», «согласный звук». Введение понятие «числовой луч», «числовой отрезок» Местонахождение числа на числовом луче. Различение понятий: за, перед, между. Рисование прямых, наклонных и волнистых линий. | 1.Формировать понятия: гласный, согласный звук; числовой луч, числовой отрезок. 2.Развивать умение ориентироваться в пространстве, на числовом луче. 3. Развивать мелкую моторику руки. | 1.Наблюдение за артикуляционным аппаратом при произношении звуков. 2.Упражнения с числовым лучом. | 1.Гласный звук произносится с голосом; при образовании согласного звука принимают участие составляющие артикуляционного аппарата. 2.Числовой луч – луч с обозначением точек числами; имеет начало, не имеет конца |
7 | Закрепление общего представления о классификации звуков. Понятие «ударение» (на примере слова «замок»), деление слова на слоги. Выделение звуков в слове с опорой на готовую модель. Порядковый счёт в пределах 10 (прямой и обратный). Работа с числовым лучом. Различение понятий: за, перед, между. Проведение вертикальных и горизонтальных линий. | 1.Формировать умение определять ударение в слове, делить слова на слоги. 2.Развивать навык счёта в пределах 10. 3. Развивать мелкую моторику руки. | 1.Слушание, практические действия со словами. предметами. | 1.Ударение – «пульс» слова. Без него не существует слова; ударный слог произносится одним толчком выдыхаемого воздуха, тянется. Приём определения – «позови слово». |
8 | Введение понятия «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук» (на примере слов – сор, гусь). Выделение и характеристика звуков в слове с опорой на готовую модель. Установление соответствия между элементами двух множеств. Формирование понятия «больше, меньше, равно» (знакомство со знаками). Штриховка по указательной стрелке. | 1.Нучить определять «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук» в слове. 2. Учить устанавливать равенство двумя способами – добавляя либо убирая. | 1.Наблюдение за артикуляционным аппаратом при произношении разных звуков. | 1.Твёрдый согласный звук и мягкий сравнивать артикуляцию (мягкий – улыбка). 2. Больше – это столько же да ещё (сколько-то); меньше – это без скольки-то, равно – это столько же. |
9 | Обозначение звука «а» буквами «а, я». Выделение и характеристика звуков в слове с опорой на готовую модель. Изображение воображаемого образа буквы. Число и цифра 6. Установление равенства между группами предметов. Соединение точек с помощью линейки | 1.Закрепление образа буквы. 2.Развитие фонематического слуха. 3. Развитие навыков счёта, общих математических представлений. | 1.Превращение при помощи рисунка печатную букву в образ чего-то («А» - лестница, «Я» - человечек) | 1.После и твёрдого согласного звука, и мягкого - слышится звук «а», после твёрдого пищи букву «а», после мягкого – «я» (по правилам графики – «графо» - пишу). 2.Для установления равенств предметы объединяются попарно. 3.линейку прикладываем снизу, карандаш ведём слева направо. |
10 | Обозначение звука «о» буквами «о, ё». Выделение и характеристика звуков в слове с опорой на готовую модель. Изображение воображаемого образа буквы. Пространственное отношение: длиннее, короче. Сравнение предметов по длине и высоте (наложением, условная мерка). Проведение вертикальных и горизонтальных линий. | 1.Закрепление образа буквы. 2.Развитие фонематического слуха. 3. Развитие навыков счёта, общих математических представлений. 4.Развитие мелкой моторики руки. | 1.Превращение при помощи рисунка печатную букву в образ чего-то. 2. практические действия с полосками. | 1. После и твёрдого согласного звука, и мягкого - слышится звук «о», после твёрдого пищи букву «», после мягкого – «ё» |
11 | Обозначение звука «у» буквами «у, ю». Выделение и характеристика звуков в слове с опорой на готовую модель. Изображение воображаемого образа. Пространственное отношение: длиннее, короче. Работа с линейкой. Знакомство с единицей измерения длины – сантиметром. Нахождение длин отрезков. Проведение вертикальных и горизонтальных линий по линейке. | 1.Закрепление образа буквы. 2.Развитие фонематического слуха. 3. Развитие навыков счёта, общих математических представлений. 4.Развитие мелкой моторики руки. | 1.Превращение при помощи рисунка печатную букву в образ чего-то. 2. Знакомство и практические действия с линейкой. | 1. После и твёрдого согласного звука, и мягкого - слышится звук «у», после твёрдого пищи букву «у», после мягкого – «ю» |
12 | Обозначение звука «э» буквами «э, е». Выделение и характеристика звуков в слове с опорой на готовую модель. Изображение воображаемого образа буквы. Число и цифра 7. Порядковый и количественный счёт. Решение математических выражений на основе состава числа и по числовому лучу (увеличит – вправо, уменьшить – влево). Штриховка в соответствии с указанным направлением (указательная стрелка). | 1.Закрепление образа буквы. 2.Развитие фонематического слуха. 3. Развитие навыков счёта, общих математических представлений. 4.Развитие мелкой моторики руки. | 1.Превращение при помощи рисунка печатную букву в образ чего-то. 2.Знакомство и практические действия с линейкой. | 1. После и твёрдого согласного звука, и мягкого - слышится звук «э», после твёрдого пищи букву «э» (только слова иностранного происхождения: мэр), после мягкого – «е» |
13 | Знакомство со звуками и буквами «ы, и». Выделение и характеристика звуков в слове с опорой на готовую модель. Изображение воображаемого образа буквы. Геометрические фигуры – связь с жизнью (сопоставление образов). Штриховка в соответствии с указанным направлением (указательная стрелка). Решение логических задач. | 1.Закрепление образа буквы. 2.Развитие фонематического слуха. 3. Развитие навыков счёта, общих математических представлений с опорой на жизненный опыт детей. 4.Развитие мелкой моторики руки. | 1.Превращение при помощи рисунка печатную букву в образ чего-то. 2. Рассуждение на основе текста задачи. | 1.После твёрдого согласного звука пиши «ы», после твёрдого - «и». (рысь, рис) 2. Геометрические фигуры: плоские (точка, прямая, ломаная, луч квадрат, окружность, круг и т.д.); объёмные (шар, цилиндр и т.д.). шар – арбуз, блин – круг и т.д. |
14 | Закрепление правил обозначения буквами гласных звуков после твёрдых и мягких согласных. Выделение и характеристика звуков в слове с опорой на готовую модель. Состав числа 7. Решение математических выражений на основе состава числа (с опорой на наглядность) и по числовому лучу (увеличит – вправо, уменьшить – влево). Геометрические фигуры – связь с жизнью (сопоставление образов).Штриховка в соответствии с указанным направлением (указательная стрелка). | 1.Развитие фонематического слуха. 2. Развитие навыков счёта, общих математических представлений. 3.Развитие мелкой моторики руки. | 1.Выделение звуков в слове с опорой на модель, обозначение звуков буквами. 1. Воображение с опорой на жизненный опыт: на что похоже? | |
15 | Закрепление правил обозначения буквами гласных звуков после твёрдых и мягких согласных. Выделение и характеристика звуков в слове с опорой на готовую модель. Понятие «задача» (на основе сравнения задачи и рассказа с числами и без чисел). Составление рассказов, задач по рисункам, решение – рассуждение. | 1..Развитие фонематического слуха. 2. Развитие навыков счёта, общих математических представлений. 3.Развитие мелкой моторики руки. | 1.Выделение звуков в слове с опорой на модель, обозначение звуков буквами. 2. Анализ текса, текста с числами, задачи. | 1.Задача – условие, вопрос. 2.Рассуждение (примерные вопросы): Представь, покажи, о чём говорится? Что говорится? Как узнать? Почему так? |
16 | Знакомство с буквой «М, м», звуками «м, мь» (звонкость, глухость). Выделение и характеристика звуков в слове с опорой на готовую модель. Изображение воображаемого образа. Чтение слогов. Число и цифра 8. Решение примеров на основе состава числа и по числовому лучу. Закрепление понятия «задача». | 1.Закрепление образа буквы. 2.Развитие фонематического слуха, умения читать 3. Формировать понятие «задача», умение рассуждать. 4.Развитие мелкой моторики руки. | 1.Слушание, практические действия со словами. предметами. 2. Составление рассказов, задач по рисункам. Рассуждение для поиска решения. Работа с геометрическим материалом. | 1.Звуки «м, мь» - сонорные (звонкие, непарные – не оглушаются). 2.Алгоритм чтения слогов: выдели гласный, сливай согласный с гласным. |
17 | Знакомство с буквой «Н, н», звуками «н, нь». Выделение и характеристика звуков в слове с опорой на готовую модель. Изображение воображаемого образа. Чтение слогов. Штриховка. Составление и решение - рассуждение арифметических выражений, задач. Геометрические фигуры плоские, объёмные. Представление о площади фигуры. Сравнение по площади (наложением, меркой). Работа с геометрическим материалом – соотнесение образов (На что похоже?. Круг – блин, окружность - обруч, шар – арбуз) | 1.Закрепление образа буквы. 2.Развитие фонематического слуха, умения читать 3. Формировать понятие «тяжелее, легче», умение рассуждать. 4.Развитие мелкой моторики руки. | 1.Изображение окружности при помощи шнурка. 2.Измерение площади фигуры в клетку, без клетки (палеткой) | Звуки «н, нь» – сонорные (звонкие, непарные – не оглушаются) |
18 | Знакомство с буквой «Р, р», звуками «р, рь» Выделение и характеристика звуков в слове с опорой на готовую модель. Изображение воображаемого образа. Чтение слогов, слов». Состав чисел 6, 7, 8. Представление «объём». Сравнение объёмов (сыпучие и жидкие вещества) – практические действия с веществами. | 1.Закрепление образа буквы. 2.Развитие фонематического слуха, умения читать 3. Формировать понятие «объём», умение рассуждать. 4.Развитие навыков счёта, мелкой моторики руки. | 1. Измерение объёма тела кубиками. 2.Сравнение объёмов (сыпучие и жидкие вещества) – практические действия с веществами. | 1.Звуки «н,нь» - сонорные (звонкие, непарные – не оглушаются). 2.Объём – внутреннее пространство. |
19 | Знакомство с буквой «Л, л», звуками «л, ль». Выделение и характеристика звуков в слове с опорой на готовую модель Изображение воображаемого образа буквы. Чтение слогов, слов. Состав числа 9. Решение примеров на основе состава числа и по числовому лучу. «тяжелее, легче». Сравнение массы тел. Измерение массы тел. Мерка массы - кг. Практические действия с телами. Составление и решение - рассуждение арифметических задач на нахождение длины, массы тела – практические действия с веществами, предметами. Штриховка. | 1.Закрепление образа буквы. 2.Развитие фонематического слуха, умения читать 3. Развитие логического мышления. 4.Развитие мелкой моторики руки. | 1. Слушание, практические действия со словами, предметами. 2.Измерение при помощи весов массы тела. Сравнение массы тел. | Звуки «л, пь» - сонорные (звонкие, непарные, не оглушаются) |
20 | Знакомство с буквой и звуком «Й, й». Обозначение звук «й» буквами «я, ю, е, ё». Выделение и характеристика звуков в слове с опорой на готовую модель. Изображение воображаемого образа буквы Чтение слогов, слов Счёт в пределах 10. | 1.Закрепление образа буквы. 2.Развитие фонематического слуха, умения читать 3. Развитие логического мышления. 4.Развитие мелкой моторики руки, пространственного воображения. | 1.Слушание, практические действия со словами, предметами. | 1.Звук «й» - звонкий, мягкий. 2.Если звук «й» слышится в начале слова перед звуками «а, о, э, у», то по правилам графики он обозначается буквами «я, ё, е, ю». Например: яма, ель, ёлка, юла, но – майка (звук «й» перед согласным «к»). 3. Площадь – плоский, плоскость. |
21 | Знакомство с буквой «Г, г», звуками «г, гь» Выделение и характеристика звуков в слове с опорой на готовую модель. Изображение воображаемого образа буквы Чтение слогов, слов Состав изученных чисел. Число и цифра 0. Деление плоских фигур на части. Отношение части и целого (часть меньше своего целого, а целое всегда больше своей части) Геометрическая мозаика – составление фигурок животных из геометрических фигур. | 1.Закрепление образа буквы. 2.Развитие фонематического слуха, умения читать 3. Развитие логического мышления. 4.Развитие мелкой моторики руки | 1. Слушание, практические действия со словами, предметами. 2.Практические действия с геометрической мозаикой. | 1.Чтение слов: выдели гласные, сливай звуки. 2.Цифра «0» обозначает отсутствие количества предметов. |
22 | Знакомство с буквой «К, к», звуками «к, кь». Выделение и характеристика звуков в слове с опорой на готовую модель. Изображение воображаемого образа буквы. Чтение слогов, слов. Деление плоских фигур на части. Отношение части и целого (часть меньше своего целого, а целое всегда больше своей части) Геометрическая мозаика - составление фигурок животных из геометрических фигур. | 1.Закрепление образа буквы. 2.Развитие фонематического слуха, умения читать 3. Развитие логического мышления. 4.Формирование общего представления о площади фигуры, о плоских и объёмных фигурах. | 1.Слушание, практические действия со словами. предметами. 2. Практические действия с геометрической мозаикой. | |
23 | Сопоставление звуков «г - к» по звонкости – глухости.. Выделение и характеристика звуков в слове с опорой на готовую модель. Изображение воображаемого образа буквы Дифференциация букв к – г. Счёт в пределах 10. Ориентация во времени. | 1.Закрепление образа буквы. 2.Развитие фонематического слуха, умения читать 3. Развитие логического мышления. 4.Формирование общего представления об определении времени по часам | 1.Практические действия с часами, определение времени., знакомство с циферблатом часов. | 1.Дифференциация на примере слов: год – кот (слово «год» произнести шёпотом – услышишь «кот») |
24 | Знакомство с буквой «З, з», звуками «з, зь». Выделение и характеристика звуков в слове с опорой на готовую модель. Изображение воображаемого образа буквы Чтение слогов, слов. Состав числа 10. Знакомство со счётной единицей - десяток. Решение – рассуждение задач с использованием временных отрезков. Штриховка, раскрашивание. | 1.Закрепление образа буквы. 2.Развитие фонематического слуха, умения читать 3. Формировать общее представление об однозначных и многозначных числах, о способе их образования. Развитие логического мышления. Через решение-рассуждение арифметических задач. | 1.Слушание, практические действия со словами. предметами. 2. Практические действия с циферблатом, со счётными палочками. |
|
25 | Знакомство с буквой «С, с», звуками «с, сь». Выделение и характеристика звуков в слове с опорой на готовую модель. Изображение воображаемого образа буквы Чтение слогов, слов Решение - рассуждение арифметических задач. Образование чисел второго десятка. Ориентация во времени (игры с часами). Штриховка, раскрашивание. | 1.Закрепление образа буквы. 2.Развитие фонематического слуха, умения читать 3. Развитие логического мышления через решение-рассуждение арифметических задач. | 1.Слушание, практические действия со словами. предметами. 2. Практические действия с геометрической мозаикой. | |
26 | Сопоставление звуков «с – з» по глухости – звонкости. Выделение и характеристика звуков в слове с опорой на готовую модель. Изображение воображаемого образа буквы Чтение слогов, слов. Решение - рассуждение арифметических задач. Закрепление умений счёта в пределах 20. Ориентация во времени. Штриховка. | 1.Развитие фонематического слуха, умения читать 2. Развитие логического мышления через решение-рассуждение арифметических задач. 3.Развитие мелкой моторики руки. | 1.Слушание, практические действия со словами. предметами. 2. Практические действия с циферблатом, со счётными палочками. | Дифференциация на примере слов:зайка – сайка. |
27 | Знакомство с буквой «Д, д», звуками «д, дь». Выделение и характеристика звуков в слове с опорой на готовую модель. Изображение воображаемого образа буквы Чтение слогов, слов Решение - рассуждение арифметических задач. Закрепление умений счёта в пределах 20. Ориентация во времени. | 1.Развитие фонематического слуха, умения читать 2. Развитие навыков счёта. логического мышления через решение-рассуждение арифметических задач. 3.Развитие мелкой моторики руки. | 1.Слушание, практические действия со словами. предметами. 2. Практические действия с циферблатом, со счётными палочками. | |
28 | Знакомство с буквой «Т, т», звуками «т, ть». Выделение и характеристика звуков в слове с опорой на готовую модель. Изображение воображаемого образа буквы Чтение слогов, слов. Решение - рассуждение арифметических задач. Закрепление умений счёта в пределах 20. Работа с геометрическим материалом – измерение длин отрезков в сантиметрах, изображение отрезков заданной длины. | 1.Развитие фонематического слуха, умения читать 2. Развитие навыков счёта. логического мышления через решение-рассуждение арифметических задач. 3.Развитие мелкой моторики руки. | 1.Слушание, практические действия со словами. предметами. 2. Практические действия с циферблатом, со счётными палочками. 3. Работа с геометрическим материалом. | |
29 | Сопоставление звуков «д – т» по глухости – звонкости. Выделение и характеристика звуков в слове с опорой на готовую модель. Изображение воображаемого образа буквы Чтение слогов, слов. Решение - рассуждение арифметических задач. Закрепление умений счёта в пределах 20. Работа с геометрическим материалом. | 1.Развитие фонематического слуха, умения читать 2. Развитие логического мышления через решение-рассуждение арифметических задач. 3.Развитие мелкой моторики руки. | 1.Слушание, практические действия со словами. предметами. 2. Практические действия с циферблатом, со счётными палочками. 3. Работа с геометрическим материалом. | Дифференциация на примере слов: |
30 | Знакомство с буквами «Б, б», звуками «б, бь» Выделение и характеристика звуков в слове с опорой на готовую модель. Изображение воображаемого образа буквы Чтение слогов, слов. Решение - рассуждение арифметических задач. Закрепление умений счёта в пределах 20. Работа с геометрическим материалом. | 1.Развитие фонематического слуха, умения читать 2. Развитие навыков счёта. логического мышления через решение-рассуждение арифметических задач. 3.Развитие мелкой моторики руки. | 1.Слушание, практические действия со словами. предметами. 2. Практические действия с циферблатом, со счётными палочками. 3. Работа с геометрическим материалом. | |
31 | Знакомство с буквой «П, п», звуками «п, пь». Чтение слогов, слов. Выделение и характеристика звуков в слове с опорой на готовую модель. Изображение воображаемого образа буквы Сопоставление звуков «б – п» по глухости – звонкости. Решение - рассуждение арифметических задач. Закрепление умений счёта в пределах 20. Работа с геометрическим материалом. | 1.Развитие фонематического слуха, умения читать 2. Развитие навыков счёта. логического мышления через решение-рассуждение арифметических задач. 3.Развитие мелкой моторики руки. | 1.Слушание, практические действия со словами. предметами. 2. Практические действия с циферблатом, со счётными палочками. 3. работа с геометрическим материалом. | Дифференциация на примере слов: борт – порт. |
32 | Знакомство с буквой «В, в», звуками «в,вь». Выделение и характеристика звуков в слове с опорой на готовую модель. Изображение воображаемого образа буквы Чтение слогов, слов. Решение - рассуждение арифметических задач. Закрепление умений счёта в пределах 20. Работа с геометрическим материалом. | 1.Развитие фонематического слуха, умения читать 2. Развитие навыков счёта. логического мышления через решение-рассуждение арифметических задач. 3.Развитие мелкой моторики руки. | 1.Слушание, практические действия со словами. предметами. 2. Практические действия с циферблатом, со счётными палочками. 3. работа с геометрическим материалом. | |
33 | Знакомство с буквой «Ф, ф», звуками «ф, фь». Выделение и характеристика звуков в слове с опорой на готовую модель. Изображение воображаемого образа буквы Чтение слогов, слов Сопоставление звуков «в – ф» по глухости – звонкости. Решение - рассуждение арифметических задач. Закрепление умений счёта в пределах 20. Работа с геометрическим материалом | 1.Развитие фонематического слуха, умения читать 2. Развитие навыков счёта. логического мышления через решение-рассуждение арифметических задач. 3.Развитие мелкой моторики руки. | 1.Слушание, практические действия со словами. предметами. 2. Практические действия с циферблатом, со счётными палочками. 3. Работа с геометрическим материалом. | Дифференциация на примере слов: ваза – фаза, вата – фата. |
34 | Знакомство с буквой «Ж, ж», «Ш, ш», «Ц, ц». Выделение и характеристика звуков в слове с опорой на готовую модель. Выделение и характеристика звуков в слове с опорой на готовую модель. Изображение воображаемого образа буквы Чтение слогов, слов. Сопоставление звуков «ж – ш» по глухости – звонкости. Решение - рассуждение арифметических задач. Закрепление умений счёта в пределах 20. Работа с геометрическим материалом. | 1.Развитие фонематического слуха, умения читать 2. Развитие навыков счёта. логического мышления через решение-рассуждение арифметических задач. 3.Развитие мелкой моторики руки. | 1.Слушание, практические действия со словами. предметами. 2. Практические действия с циферблатом, со счётными палочками. 3. Работа с геометрическим материалом. | 1.Звуки «ж, ш, ц» - всегда твёрдые. 2.Дифференциация на примере слов: жар – шар. 3.Дополнительно поработать со звуками «ц – ч» (цапля – часы и т.д.) |
35 | Знакомство с буквой «Ч, ч»,. «Щ.щ», «Х, х» и звуками «ч, щ, х, хь». Выделение и характеристика звуков в слове с опорой на готовую модель. Изображение воображаемого образа буквы Чтение слогов, слов. Решение - рассуждение арифметических задач. Закрепление умений счёта в пределах 20. Работа с геометрическим материалом. Измерять линейкой, определять результаты измерений в сантиметрах, изображать отрезки заданной длины | 1.Развитие фонематического слуха, умения читать 2. Развитие навыков счёта. логического мышления через решение-рассуждение арифметических задач. 3.Развитие мелкой моторики руки. | 1.Слушание, практические действия со словами. предметами. 2. Практические действия с циферблатом, со счётными палочками. 3 Работа с геометрическим материалом. | 1.Звуки «ч, щ» всегда мягкие, непарные. |
36 | Занятие – праздник. Чтение текстов. Отгадывание математических загадок. Звукобуквенный анализ слов с опорой на схему. Решение – рассуждение арифметических задач. Закрепление умений счёта в пределах 20. Работа с геометрическим материалом. | 1.Развитие фонематического слуха, умения читать 2. Развитие навыков счёта, логического мышления через решение-рассуждение арифметических задач. 3.Развитие мелкой моторики руки. | Задания игрового характера. Конкурсы. шарады, загадки. |
Литература:
- Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…» / Построение непрерывной сферы образования. – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2007.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999. 352 с.
- Гальперин П.А. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: Изд-во МГУ, 1985.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении (логико-психологические проблемы построения учебных предметов). — М.: Педагогика, 1972. 424 с.
- Дыбина О.В. Пособие для воспитателей «Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников». М., 2010г.
- Леонтьев А.Н. О формировании способностей // Вопросы психологии, 1960. -№ 1.-С.
- Селевко Г.К. Компетентности и их классификация // Народное образование, 2004.-№4.-С. 138-143.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие для пед. вузов и ин-тов повышения квалификации. М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
- Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. СПб.: Питер, 2002. - 272 с.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. - 96 с.
- Венгер Л.А. Педагогика способностей. М., 1973.
- Савенков А.ИБезруких М.М. Ступеньки к школе: книга для педагогов и родителей. – М.: Дрофа, 2000
- Белая А., Гамазакова М. 150 тестов, игр и упражнений для подготовки детей к школе. – М.: АСТ, 2000
- Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. – М., 2000
- Столяр А.А. Давайте поиграем. – М.: Просвещение, 1991.
- Тушканова О.И. Подготовка к школе: развитие памяти. – Волгоград, 1997.
- Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей. – Ярославль: Академия развития, 1997.
- Школа для дошколят. Развиваем память. – М.: Росмэн, 2002.
- Никитин Б.П. Развивающие игры. – М.: Знание, 1994.
Предварительный просмотр:
Непосредственно образовательная деятельность -
игра-путешествие «В гости к гномам»
Тема: Обозначение звука [о] буквами «о» и «ё». Знакомство с числом и цифрой «7», состав числа «7». Пространственные отношения длиннее, короче. Сравнение предметов по длине и высоте.
Задачи:
- Формирование первоначальных представлений о множествах и свойствах их элементов
Учебная задача: выделение из множества одного или нескольких элементов, обладающих указанным свойством (в языке – выделение слова как объекта изучения; выделение звука в слове).
Учебные действия: сравнение элементов множества с целью выявления в них сходства и различия; выделение слов в связном сообщении, выделение звуков в слове; построение моделей множеств (в языке – модели предложения).
- Установление отношение между элементами множества и между множествами
Учебные задачи: установление пространственных отношений между предметами, отношений между величинами и отношений между множествами предметов; установление связи между значением слова и его звуковым составом, выявление словоразличительных качеств звуков; объединение множеств по различным основаниям.
Учебные действия: практические действия по сравнению предметов, их взаимному расположению на плоскости и в пространстве; действия по нахождению объединения множеств; построение моделей звукового состава слов различной звуковой структуры (со слиянием гласных и согласных звуков) с фиксацией гласных, твердых и мягких согласных.
- Формирование знаковых моделей в области языка и математики
Учебная задача: установление соотношения между звуком, числом и их знаковым обозначением.
Учебные действия: сравнительный анализ знаковых записей со звуками и числами; чтение и письмо слов и чисел.
- Формирование действия чтения и письма, выполнение арифметических операций
Учебные задачи: развитие устной речи; осознание смысла арифметических операций.
Учебные действия: практическое выполнение действий сложения, вычитания на основе работы с множествами. Составление буквенных записей (формы слова по его буквенной записи)
Оборудование: раздаточный дидактический материал (таблицы для настольных игр, карточки с цифрами, буквами, модели слов, схемы слов), природный материал, наглядный материал (числовой луч, геометрические фигуры – плоские и объёмные, карта – схема путешествия, изображения гор, деревьев, солнца, капель и струй дождя, облаков, камней, дорожек, зверей).
- Вводная часть.
Воспитатель: Мы отправляемся на встречу с Белоснежкой и семью гномами.
И вот тропинкою лесною
Мы попали с вами в лес.
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что ты шепчешь на заре
Весь в росе как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь, какая птица?
Всё открой! Не утаи!
Ты же видишь – мы свои!
- Как вы думаете: о чём нам может рассказать этот сказочный лес?
- О жизни Белоснежки и гномов, об их делах.
- Кто меня зовёт? (появляется Белоснежка). Здравствуйте, ребята! Я рада новой встрече с вами.
- Зачем вы пожаловали в наш лес?
- Чтобы встретиться с тобой и гномами. Мы знаем, что гномы - маленькие труженики, которые много знают и много чего умеют. Хотим учиться.
- А сколько гномов? Обозначьте количество гномов цифрой.
- Их семь (из набора цифр выбирают цифру «7» и закрепляют на видном месте).
- А знаете ли вы, что семь волшебное число.. Много придумано с этим числом пословиц, поговорок Назовите их (объяснить как они их понимают):
- Семь раз отмерь – один раз отрежь.
- Семеро одного не ждут.
- Эти поговорки помогут нам в путешествии. А путешествовать мы будем пешком. Тропинкою лесною. Я помогу пройти вам в сказочное царство. Гномы тоже давно собирались проложить к вам дорогу, но у них так много работы, что времени не хватает.
Основная часть.
Как бы нам помочь им в этом деле?
- Расскажем им – опишем дорогу. Т.е. составим рассказ.
- Напишем. Только не очень хорошо умеем это делать и наделаем ошибок.
- Нарисуем. Изобразим модельками.
Белоснежка: У меня есть карта местности. Давайте на ней пометим маршрут. Итак, в путь. До гор, где гномы трудятся, нам придётся идти по болотистой дороге. А вот как это далеко определите сами.
1 задание. Дети: измерить, 1.посчитать шаги; выбрать мерку-палку (Считают – дети, Белоснежка. Вывод: мерки должны быть одинаковые).
Белоснежка: А гномы смогут ваши шагами воспользоваться?
- Нет. Надо знать размер их шагов (Б. предлагает нарисованного гнома, на плакате на доске выполняется измерение, данные заносятся на карту-маршрут.).
Белоснежка: 2 задание. За лесом – горы. Чтобы найти к ним дорогу, надо поднятья на самое высокое дерево. Как его определить думайте сами (на столах у ребят и на плакате на стене деревья (дубы, берёзы, клёны, тополя – их семь)) Определяют путём наложения предмета на предмет. Какое дерево выше? Ниже? Такое же?
Чтобы деревья пропустили нас надо ответить на вопросы:
- Сколько деревьев? Посчитайте.
- Если мы пойдём по песчаной дорожке (по земельной, по травяной, с грибами, с ягодами, где зайцы ждут) сколько деревьев будет справа, сколько слева? Выставить цифры.
7
1 и 6
2 и 5
3 и 4
- Назовите соседей второго дерева (числа 2, т.д.), т.д.
- Назовите число предшествующее числу «3», т.д.
- Какое число больше, какое – меньше (с опорой на числовой луч: левее меньше, правее больше)
На стену крепятся «горы» (геометрические фигуры).
Белоснежка: Какой формы горы (треугольные, пирамидальные), а солнце (круглое, в природе, в пространстве - шарообразное), облака (овальные), струи дождя (прямые линии – синие, ломаные – голубые, волнистые – белые), капли дождя (точки), камни возле гор (цилиндрической формы, шарообразные, кубы и др.)?
Белоснежка: Горы не слышат, но всё видят. Значит, какая речь нам не поможет (устная)? А умения, какой речи будут полезны (письменной)? Чтобы найти вход необходимо написать слово «гном». Что называет это слово (предмет)? Обозначим моделью слова (прямоугольник с наклонной чертой).
Звукобуквенный анализ слова «гном» с опорой на схему слова (прямоугольник из четырёх квадратов). Дети делятся на две подгруппы. Работу выполняют пооперационно (7 этапов, один следит за правильностью выполнения)
- Произнеси слово с опорой на схему.
- Выдели первый звук. Дай характеристику. Обозначь звук моделью, буквой (и так все звуки).
- Проверь (произноси слово, следуя указкой по схеме).
- Прочти слово (следуя указкой по буквам).
- Позови слово. Поставь ударение.
- Определи количество слогов.
Проверка. По окончании работы дети сцепили руки над головами. Белоснежка проверяет оба варианта выполнения, анализирует совместно с детьми. На карту помещает слово «маршрут».
3 задание. Белоснежка благодарит ребят за работу. Но оказывается, что вход в гору – это люк, а на нём гнёт (груз), который необходимо убрать. Предлагается записать слово гнёт (алгоритм выполнения работы тот же).
Белоснежка сравнивает слова, она в недоумении: звуки разные, а буквы одинаковые - слово неузнаваемо. Как быть (либо дети находят ответ, либо подсказывает Белоснежка: после мягкого согласного пиши – «ё», после твёрдого – «о»)? С заданием справились, вошли в гору (слово помещают на карту – маршрут, на сцену выходят гномы, радуются друг другу, обмениваются репликами)
Белоснежка предлагает поиграть:
4 задание. Разделитесь на две команды. Как это сделать (встать парами и разойтись в разные стороны, один лишний выбирает себе команду)? Определите количество участников команды (7 и 8, так и назовём команды – «число 7» и «число 8»; числа обозначим цифрами, дети выбирают необходимую цифру для обозначения команды).
Игра «Футбол»: если слово начинается с твёрдого звука – это «мяч», который нужно поймать (хлопок в ладоши), если с мягкого - ловить не нужно.
Подводятся итоги (судья – представителей из гостей).
5 задание. Гномы приглашают ребят на свои рабочие места и в том же составе выполняют задания:
- Найди фигуры одинаковые по форме.
Заключительная часть. Подведение итогов
Белоснежка: наше путешествие подходит к концу. Нам пора возвращаться в детский сад.
- Полезным ли оказалось наше путешествие?
- Чему мы научились?
- Научились сравнивать предметы по высоте, длине.
- Что узнали нового?
- Узнали, что в русском языке по правилам письма после твёрдого согласного пишется гласный «о», после мягкого – «ё».
- Познакомились с числом и цифрой «7», с составом числа «7».
Дети: Гномам мы оставляем на память о себе карту – маршрут, чтобы они могли побывать у нас в гостях. Благодарим за гостеприимство. Родителям по возвращении мы обязательно расскажем о своём интересном и познавательном путешествии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
интегрированное занятие по развитию речи и обучению грамоте для воспитанников старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
Занятие позволяет обобщить и закрепить пройденный материал, можно использовать, как итоговое. Носит комплексный интегрированный характер....
Методическая разработка мероприятия отборочного тура интеллектуального марафона «Умники и Умницы» среди воспитанников старшего дошкольного возраста
Сценарий мероприятия отборочного тура интеллектуального марафона разработан с целью пробуждения интереса детей старшего дошкольного возраста к собственным интеллектуальным возможностям, во...
Коррекционно – развивающая программа педагога – психолога для воспитанников старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) лёгкой степени на 2018 – 2019 учебный годМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Солнышко» муниципального образования г. Обь Новосибирской области Коррекцио...
Рабочая программа «Развитие интеллектуальных способностей воспитанников старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр »
Рабочая программа «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр» разработана с учётом особенностей современной сис...
Мастер-класс. "Развитие лидерских качеств воспитанников старшего дошкольного возраста посредством формирования коммуникативной компетентности".
Мастер-класс. "Развитие лидерских качеств воспитанников старшего дошкольного возраста посредством формирования коммуникативной компетентности"....
Интеллектуальная викторина для воспитанников старшего дошкольного возраста «День леса»
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, форм...
Интеллектуальный марафон для воспитанников старшего дошкольного возраста: "Знай-ка"
Интеллектуальный марафон для воспитанников старшего дошкольного возраста «Знай-ка»....