НОД развитие семантического поля "цветок"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Марина Сергеевна Куликова

 

ТЕМА: «Звук Ц, буква Ц»

 ЦЕЛИ:

 1. Образовательная:

 Знакомство со звуком Ц, буквой Ц.

 2. Коррекционная:

 Развитие семантического поля слова «ЦВЕТОК».

 3. Воспитательная:

 Учить понимать учебную задачу и самостоятельно выполнять её.

 

 ОБОРУДОВАНИЕ:

 

 1. Таблица артикуляторно- акустического образа звука.

 2. Набор пособий для логопедической зарядки.

 3. Слоговая таблица «Цветок».

 4. Сюжетная картинка «Семья».

 5. Пособия для звукового анализа.

 6. Игра «Найди родственников».

 7. Карточки с гимнастиками для развития мелкой моторики «Пекарь», общей моторики «Мельница»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_semanticheskogo_polya_tsvetok.docx16.33 КБ

Предварительный просмотр:

НОД «Фонема [Ц], развитие семантического поля «цветок»

ТЕМА: «Звук Ц, буква Ц»

 ЦЕЛИ:

 1. Образовательная:

 Знакомство со звуком Ц, буквой Ц.

 2. Коррекционная:

 Развитие семантического поля слова «ЦВЕТОК».

 3. Воспитательная:

 Учить понимать учебную задачу и самостоятельно выполнять её.

 ОБОРУДОВАНИЕ:

 1. Таблица артикуляторно- акустического образа звука.

 2. Набор пособий для логопедической зарядки.

 3. Слоговая таблица «Цветок».

 4. Сюжетная картинка «Семья».

 5. Пособия для звукового анализа.

 6. Игра «Найди родственников».

 7. Карточки с гимнастиками для развития мелкой моторики «Пекарь», общей моторики «Мельница»

 ПЛАН НОД:

 1. Организационный момент:

 Посмотрите на картинку и скажите, кто изображён на ней. (На картинке семья)

 2. Задание на развитие умения подбирать синонимы:

 - Как всех можно назвать одним словом? (Семья, родственники, семейство, домочадцы, семейный круг) .

 - Измените слово так, чтобы появился звук Ц. (Папа – отец, брат -

 …, сестра -)

 3. Упражнение на развитие пространственного гнозиса:

 - Кто находится справа, слева, под …

 4. Сообщение темы:

 - Сегодня мы вместе с семьёй Цветковых познакомимся с новым звуком Ц и буквой Ц.

 5. Развитие мелкой моторики:

 - Утром, чтобы чувствовать себя бодро, в семье Цветковых делают зарядку. Проведёт её отец и расскажет о семье.

 Этот пальчик – дедушка (загибают большой палец)

 Этот пальчик – бабушка (указательный палец) .

 Этот пальчик – папа (средний палец)

 Этот пальчик – мама (безымянный палец)

 Этот пальчик – Я (мизинец)

 Вместе дружная семья.

 6. Упражнение на закрепление в изолированном виде звука Ц

 - Сегодня в семье Цветковых праздник.

 Какой праздник отмечали мы недавно? (8 Марта)

 - Мужчины встали первыми, чтобы приготовить сюрприз своим женщинам.

 - Дедушка сказал тише Ц-Ц…

 - Давайте тоже скажем тихо, произнесём звук Ц, приложив палец к губам и посмотрев друг на друга.

 7. Анализ артикуляции звука Ц.

 - Младший брат ещё не учится в школе и не знает ничего о звуках.

 - Давайте расскажем ему, как у нас работают губы, зубы, язык, какая воздушная струя…

 План анализа артикуляции на доске.

 8. Характеристика звука Ц.

 - Дайте характеристику звуку Ц (Звук Ц согласный, глухой, твёрдый (обозначается синим цветом)

 Почему звук Ц согласный? (ответ)

 Почему звук Ц глухой? (ответ …)

 9. Связь звука с буквой

 - Звук Ц на письме обозначается буквой Ц.

 - Обратите внимание на кассу букв. Где стоит буква Ц?

 - Над, под, за, между какой буквой стоит буква Ц?

 10. Упражнение на развитие общей моторики

 - В семье мужчин зовут Егоры, послушайте, что вам расскажет младший Егорка.

 «Три Егора»

 На горушке (Поднимите руки вверх, изобразите полукруг)

 Три (Большой палец правой или левой руки соедини с

 мизинцем, остальные подними вверх)

 забора, (Руки держите перед собой, пальцы разведите в стороны)

 Три (Большой палец правой или левой руки соедини с

 мизинцем, остальные подними вверх)

 избушки, (Соедините концы пальцев вместе, изобразите крышу

 избушки, поднимите руки вверх)

 Три (Большой палец правой или левой руки соедини с

 мизинцем, остальные подними вверх)

 Егора (Руки опустите вниз вдоль туловища)

 Справа – дедушка Егор, (Сделать шаг вправо и руки вправо, левую

 ногу приставьте и руки опустите)

 Слева – дядюшка Егор, (Сделать шаг влево и руки влево, правую

 ногу приставьте и руки опустите)

 А у среднего забора (Сделайте полунаклон туловища вперёд, руки от груди разведите в стороны)

 Не Егор, (Поворачивать голову в стороны)

 А пол Егора, (Руки вытяните вперёд на уровне пояса ладонями

 вниз)

 Потому что он пока (Походите на месте)

 От горшка два вершка (Сделайте полунаклон туловища вперёд,

 Держа полусогнутые в локтях руки на

 уровне пояса ладонями вниз)

 11. Гимнастика для глаз

 По верхним углам стен развешены иллюстрации.

 - Найдите глазками семью, которая отдыхает, обедает, готовит обед.

 12. Упражнение на закрепление умение читать слоги

 - Дедушка подарил женщинам цветы

 - Помогите собрать цветок из лепестков, чётко проговаривая звук Ц

 на лепестках написаны гласные буква, а в середине листа буква Ц.

 Чтение хором, вразброс

 - Что собрали из лепестков? (Из лепестков собрали цветок)

 13. Задание на развитие умения читать слова

 1) Игра «Найди родственников» – развитие языкового чутья. Логопед читает, дети выбирают родственные слова к слову цветок. Слова: цветут, ветви, цветник, цвести, цветовод, молодцы, цветник.

 2) Чтение родственных слов

 - Посмотрите какое дерево, а на его ветвях родственные слова к слову цветок.

 - Давайте прочитаем эти слова

 Игра «Дерево родственных слов».

 Дерево родственных слов могут изображать картинка, игрушка, макет из фанеры или природного материала или природного материала, схема. У него должны быть крона, ствол и корни в корень дерева кладется карточка с четким коренным составом (цветок, на кроне размещаются карточки с родственными словами: цветик, цветник. цветовод, цветут.

 3) Объяснение значений слов.

 Цветник – место, где посажены цветы, клумба.

 Цветовод – человек выращивающий цветы.

 14. Закрепление умения работать с деформированной фразой

 - Мама Цветковых – цветовод. Она работает в цветнике.

 Помогите малышу рассказать о цветах мамы. Он написал слова в тетради, а предложение составить не может.

 1) Чтение слов:

 ЦВЕТУТ

 ЦВЕТЫ

 ЦВЕТНИКЕ

 В

 2) Составить предложение из данных слов

 ЦВЕТУТ ЦВЕТЫ В ЦВЕТНИКЕ (на доске)

 - Что в предложении ещё неправильно? (Предложение должно начи-наться с большой буквы, и заканчиваться точкой)

 3) Анализ предложения и графическая запись

 15. Итог

 - Над каким звуком работали на занятии?

 - Дайте характеристику звуку Ц.

 - Какой буквой на письме мы обозначим звук Ц.

 - Вспомните родственные слова к слову ЦВЕТОК.

 - Как надо относиться к окружающей нас природе? Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семантические поля как средство развития лексического строя и связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Структура семантического поля выглядит следующим образом:ядерное слово; слова, обозначающие названия действий предметов; слова, обозначающие названия признаков предметов; родственные слова; слов...

Игры на развитие семантической стороны речи.

Бедность словаря, его слабая структурная организация, свойственные детям с разной структурой речевой патологии, являются одной из причин, вызывающих школьную дезадаптацию. Обследование вновь пос...

НОД развитие семантического поля слова чай "Чайная"

Семантическое поле слова «ЧАЙ».Цель: формирование и расширение семантического поля слова «чай», развитие валентности слов.Задачи: - автоматизация звука [ч] в слогах, словах, речи;- уточнять знан...

Конспект логопедического интегрированного занятия «Тихая охота» по развитию лексико-семантической стороны речи у детей с ОНР в старшей группе.

Открытое занятие "Тихая охота" было итоговым в рамках проводимого  двухнедельного проекта и было направлено  на развитие лексики и семантики дошкольников 5-6 лет. Интеграция работы ло...

Коррекционно-логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по развитию лексико-семантической стороны речи

В своей работе с детьми по формированию и расширению семантических полей мы используем систему дидактических игр, включающих блоки, соответствующие трем этапам обучения....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕМАНТИЧЕСКОГО ПОЛЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Тема "Зима"Формирование семантического поля слова "Зима", развитие валентности слов и совершенствование функций словоизменения....

Формирование устной речи через развитие семантического поля у дошкольников

Актуальным является проблема, касающаяся формирования устной речи дошкольников.Как отмечает А. М. Богуш, исследования последних десятилетий в области детской речи ориентируются на общие языковые катег...