НОД развитие семантического поля "цветок"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
ТЕМА: «Звук Ц, буква Ц»
ЦЕЛИ:
1. Образовательная:
Знакомство со звуком Ц, буквой Ц.
2. Коррекционная:
Развитие семантического поля слова «ЦВЕТОК».
3. Воспитательная:
Учить понимать учебную задачу и самостоятельно выполнять её.
ОБОРУДОВАНИЕ:
1. Таблица артикуляторно- акустического образа звука.
2. Набор пособий для логопедической зарядки.
3. Слоговая таблица «Цветок».
4. Сюжетная картинка «Семья».
5. Пособия для звукового анализа.
6. Игра «Найди родственников».
7. Карточки с гимнастиками для развития мелкой моторики «Пекарь», общей моторики «Мельница»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_semanticheskogo_polya_tsvetok.docx | 16.33 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД «Фонема [Ц], развитие семантического поля «цветок»
ТЕМА: «Звук Ц, буква Ц»
ЦЕЛИ:
1. Образовательная:
Знакомство со звуком Ц, буквой Ц.
2. Коррекционная:
Развитие семантического поля слова «ЦВЕТОК».
3. Воспитательная:
Учить понимать учебную задачу и самостоятельно выполнять её.
ОБОРУДОВАНИЕ:
1. Таблица артикуляторно- акустического образа звука.
2. Набор пособий для логопедической зарядки.
3. Слоговая таблица «Цветок».
4. Сюжетная картинка «Семья».
5. Пособия для звукового анализа.
6. Игра «Найди родственников».
7. Карточки с гимнастиками для развития мелкой моторики «Пекарь», общей моторики «Мельница»
ПЛАН НОД:
1. Организационный момент:
Посмотрите на картинку и скажите, кто изображён на ней. (На картинке семья)
2. Задание на развитие умения подбирать синонимы:
- Как всех можно назвать одним словом? (Семья, родственники, семейство, домочадцы, семейный круг) .
- Измените слово так, чтобы появился звук Ц. (Папа – отец, брат -
…, сестра -)
3. Упражнение на развитие пространственного гнозиса:
- Кто находится справа, слева, под …
4. Сообщение темы:
- Сегодня мы вместе с семьёй Цветковых познакомимся с новым звуком Ц и буквой Ц.
5. Развитие мелкой моторики:
- Утром, чтобы чувствовать себя бодро, в семье Цветковых делают зарядку. Проведёт её отец и расскажет о семье.
Этот пальчик – дедушка (загибают большой палец)
Этот пальчик – бабушка (указательный палец) .
Этот пальчик – папа (средний палец)
Этот пальчик – мама (безымянный палец)
Этот пальчик – Я (мизинец)
Вместе дружная семья.
6. Упражнение на закрепление в изолированном виде звука Ц
- Сегодня в семье Цветковых праздник.
Какой праздник отмечали мы недавно? (8 Марта)
- Мужчины встали первыми, чтобы приготовить сюрприз своим женщинам.
- Дедушка сказал тише Ц-Ц…
- Давайте тоже скажем тихо, произнесём звук Ц, приложив палец к губам и посмотрев друг на друга.
7. Анализ артикуляции звука Ц.
- Младший брат ещё не учится в школе и не знает ничего о звуках.
- Давайте расскажем ему, как у нас работают губы, зубы, язык, какая воздушная струя…
План анализа артикуляции на доске.
8. Характеристика звука Ц.
- Дайте характеристику звуку Ц (Звук Ц согласный, глухой, твёрдый (обозначается синим цветом)
Почему звук Ц согласный? (ответ)
Почему звук Ц глухой? (ответ …)
9. Связь звука с буквой
- Звук Ц на письме обозначается буквой Ц.
- Обратите внимание на кассу букв. Где стоит буква Ц?
- Над, под, за, между какой буквой стоит буква Ц?
10. Упражнение на развитие общей моторики
- В семье мужчин зовут Егоры, послушайте, что вам расскажет младший Егорка.
«Три Егора»
На горушке (Поднимите руки вверх, изобразите полукруг)
Три (Большой палец правой или левой руки соедини с
мизинцем, остальные подними вверх)
забора, (Руки держите перед собой, пальцы разведите в стороны)
Три (Большой палец правой или левой руки соедини с
мизинцем, остальные подними вверх)
избушки, (Соедините концы пальцев вместе, изобразите крышу
избушки, поднимите руки вверх)
Три (Большой палец правой или левой руки соедини с
мизинцем, остальные подними вверх)
Егора (Руки опустите вниз вдоль туловища)
Справа – дедушка Егор, (Сделать шаг вправо и руки вправо, левую
ногу приставьте и руки опустите)
Слева – дядюшка Егор, (Сделать шаг влево и руки влево, правую
ногу приставьте и руки опустите)
А у среднего забора (Сделайте полунаклон туловища вперёд, руки от груди разведите в стороны)
Не Егор, (Поворачивать голову в стороны)
А пол Егора, (Руки вытяните вперёд на уровне пояса ладонями
вниз)
Потому что он пока (Походите на месте)
От горшка два вершка (Сделайте полунаклон туловища вперёд,
Держа полусогнутые в локтях руки на
уровне пояса ладонями вниз)
11. Гимнастика для глаз
По верхним углам стен развешены иллюстрации.
- Найдите глазками семью, которая отдыхает, обедает, готовит обед.
12. Упражнение на закрепление умение читать слоги
- Дедушка подарил женщинам цветы
- Помогите собрать цветок из лепестков, чётко проговаривая звук Ц
на лепестках написаны гласные буква, а в середине листа буква Ц.
Чтение хором, вразброс
- Что собрали из лепестков? (Из лепестков собрали цветок)
13. Задание на развитие умения читать слова
1) Игра «Найди родственников» – развитие языкового чутья. Логопед читает, дети выбирают родственные слова к слову цветок. Слова: цветут, ветви, цветник, цвести, цветовод, молодцы, цветник.
2) Чтение родственных слов
- Посмотрите какое дерево, а на его ветвях родственные слова к слову цветок.
- Давайте прочитаем эти слова
Игра «Дерево родственных слов».
Дерево родственных слов могут изображать картинка, игрушка, макет из фанеры или природного материала или природного материала, схема. У него должны быть крона, ствол и корни в корень дерева кладется карточка с четким коренным составом (цветок, на кроне размещаются карточки с родственными словами: цветик, цветник. цветовод, цветут.
3) Объяснение значений слов.
Цветник – место, где посажены цветы, клумба.
Цветовод – человек выращивающий цветы.
14. Закрепление умения работать с деформированной фразой
- Мама Цветковых – цветовод. Она работает в цветнике.
Помогите малышу рассказать о цветах мамы. Он написал слова в тетради, а предложение составить не может.
1) Чтение слов:
ЦВЕТУТ
ЦВЕТЫ
ЦВЕТНИКЕ
В
2) Составить предложение из данных слов
ЦВЕТУТ ЦВЕТЫ В ЦВЕТНИКЕ (на доске)
- Что в предложении ещё неправильно? (Предложение должно начи-наться с большой буквы, и заканчиваться точкой)
3) Анализ предложения и графическая запись
15. Итог
- Над каким звуком работали на занятии?
- Дайте характеристику звуку Ц.
- Какой буквой на письме мы обозначим звук Ц.
- Вспомните родственные слова к слову ЦВЕТОК.
- Как надо относиться к окружающей нас природе? Почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семантические поля как средство развития лексического строя и связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Структура семантического поля выглядит следующим образом:ядерное слово; слова, обозначающие названия действий предметов; слова, обозначающие названия признаков предметов; родственные слова; слов...
Игры на развитие семантической стороны речи.
Бедность словаря, его слабая структурная организация, свойственные детям с разной структурой речевой патологии, являются одной из причин, вызывающих школьную дезадаптацию. Обследование вновь пос...
НОД развитие семантического поля слова чай "Чайная"
Семантическое поле слова «ЧАЙ».Цель: формирование и расширение семантического поля слова «чай», развитие валентности слов.Задачи: - автоматизация звука [ч] в слогах, словах, речи;- уточнять знан...
Конспект логопедического интегрированного занятия «Тихая охота» по развитию лексико-семантической стороны речи у детей с ОНР в старшей группе.
Открытое занятие "Тихая охота" было итоговым в рамках проводимого двухнедельного проекта и было направлено на развитие лексики и семантики дошкольников 5-6 лет. Интеграция работы ло...
Коррекционно-логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по развитию лексико-семантической стороны речи
В своей работе с детьми по формированию и расширению семантических полей мы используем систему дидактических игр, включающих блоки, соответствующие трем этапам обучения....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕМАНТИЧЕСКОГО ПОЛЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Тема "Зима"Формирование семантического поля слова "Зима", развитие валентности слов и совершенствование функций словоизменения....
Формирование устной речи через развитие семантического поля у дошкольников
Актуальным является проблема, касающаяся формирования устной речи дошкольников.Как отмечает А. М. Богуш, исследования последних десятилетий в области детской речи ориентируются на общие языковые катег...