Конспект логопедического интегрированного занятия «Тихая охота» по развитию лексико-семантической стороны речи у детей с ОНР в старшей группе.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Открытое занятие "Тихая охота" было итоговым в рамках проводимого двухнедельного проекта и было направлено на развитие лексики и семантики дошкольников 5-6 лет. Интеграция работы логопеда и восптателя позволили реализовать поставленные задачи в полном объёме, способствавали повышению эффективности коррекционной работы с детьми, а также повышению заинтересованности и мотивации детей к работе. Сочетание разноплановых видов деятельности позволило избежать утомления детей, удержать высокий темп занятия с начала до конца.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического интегрированного занятия «Тихая охота»
по развитию лексико-семантической стороны речи у детей с ОНР в старшей группе.
(Интеграция образовательных областей - «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»)
Составила учитель-логопед Недобер Т.Ю.
Коррекционно-образовательные цели:
- закрепление представлений о съедобных и несъедобных грибах;
- уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Грибы» (лес, гриб, грибник, ножка, шляпка, грибница, боровик, подосиновик, подберезовик, лисичка, мухомор, опенок, сыроежка и др.; собирать, заготавливать, сушить, варить, жарить, замораживать, ядовитый, съедобный, несъедобный);
- дать представление о словах с переносным значением, эпитетах, омофонах;
- совершенствование грамматического строя речи; образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением; согласование существительных с числительными; согласование существительных в роде, числе, падеже; подбор антонимов;
- совершенствование связной речи; учить составлять описательные рассказы с опорой на схему;
Коррекционно-развивающие цели:
развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и голоса, памяти, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Развитие навыков самоконтроля, умения отвечать полными ответами.
Коррекционно-воспитательные цели:
формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование:
мультимедийная установка с проектором, презентация «Тихая охота», корзинка с плоскостными изображениями грибов, разрезные картинки для напольного складывания «Мухомор», план-схема для составления описательного рассказа, заготовки грибов для продуктивной деятельности, кисточки, краски.
Ход занятия
I. Организационный момент. Приветствие.
Т. Ю. Здравствуйте дети! (ответы детей)
Посмотрите, как много гостей пришли посмотреть на вас и убедиться, какими вы стали большими, красивыми, умными.
Давайте с ними поздороваемся. (ответы детей).
Т.Ю. Дети, сегодня наше занятие называться очень красиво «Тихая охота». Как вы думаете, чем мы будем заниматься? (ответы детей)
Правильно, это красивое название придумал известный русский писатель
С. Т. Аксаков.
Но мы сегодня будем не только собирать грибы, мы будем много играть и говорить, а чтобы говорить правильно, настроим свои голоса: МУ-МА-МО-МЫ МУ-МА-МО-МЫ, а теперь чуть по-другому: НУ-НА-НУ-НЫ НУ-НА-НУ-НЫ. И обязательно разомнём губки и язычок
(звучит музыка,
артикуляционная гимнастика).
Скажите мне, а вот люди, которые собирают грибы.... они кто? (ответы детей: «Грибники — это люди, которые собирают грибы»)
Куда обычно ходят люди за грибами? (ответы детей)
А вы хотите отправиться в лес: «Вокруг себя вы повернитесь и в лесу вы очутитесь»
(волшебное превращение)
Т.Ю. Вот мы с вами и в лесу.
(проговаривание с движениями)
Меж еловых мягких лап
Дождик кап-кап-кап
Где сучок давно засох
Вырос мох-мох-мох
Где листок к листку прилип
вырос гриб-гриб-гриб
Кто нашёл его друзья?
Я-Я-Я.
Т.Ю. Молодцы, садитесь на стульчики.
Т.Ю. Посмотрите на экран. Перед нами лес.
Давайте подберём слова-признаки к слову лес: «Лес какой?» (ответы детей)
Верно, многие назвали лес золотым: Как вы это понимаете?
Он что, сделан из золота? (ответы детей)
А в лесу много чего? (ответы детей).
В лесу много кого? (ответы детей)
В лесу воздух чистый, а в городе (какой?)...(ответы детей).
В лесу дышится легко, а в городе (как?)...(ответы детей).
В лесу мало людей, а в городе (сколько?)... (ответы детей).
Поскольку у нас сегодня «Тихая охота» мы отправимся (за чем?) за грибами.
Давайте встанем и поищем грибы на нашей лесной полянке.
(звучит музыка, дети ходят, наклоняются и ищут грибы)
(появление грибника)
Грибник кричит: «АУ-у-у-у-у-у» 2 раза
Т.Ю. Ой, слышите дети, наверное кто-то заблудился. Давайте отзовёмся эхом:
Дети отзываются: «АУ-у-у-у-у» (тихо) «А-у-у-у» (громко).
(дедушка-грибник входит)
Дедушка-грибник: Здравствуйте! (дети отвечают)
Т.Ю. Видим, ты заблудился.
Дедушка-грибник: Ой, заблудился-заблудился. Весь день хожу по лесу, а грибов найти не могу.
Т.Ю. Ничего дедушка, наши ребята заядлые грибники, они тебе помогут их отыскать.
(звучит музыка, дети и дедушка-грибник «ищут» грибы)
(музыка стихает)
Т.Ю. Ну, молодцы, вижу никто не остался без грибов. А кто сколько каких грибов нашёл, нам сейчас и расскажет.
(дети кладут свои грибы в корзину, называя сколько и какой гриб, кто нашёл)
Т.Ю. Дедушка, а у тебя какой гриб?
Дедушка: У меня нет никакого гриппа, я не болею (дети смеются)
Т.Ю. Дедушка, мы имели в виду не болезнь-грипп, а растение- гриб.
Дедушка: А, растение...(копается, достаёт из корзины груздь)
Вот! (показывает)
Не знаю, как называется
Т.Ю. Ребята, кто знает как называется этот гриб? (ответы детей -груздь)
Т.Ю Дедушка, у тебя груздь.
Дедушка: нет у меня никакой грусти (мотает головой) (дети смеются)
Т.Ю. Дедушка, мы не про ту грусть, когда грустно, а про название гриба — груздь!
Дедушка: Ах, про название....
Т.Ю. Дети, кто помнит, как называются слова, которые сходны по произношению? (это - омофоны)
Т.Ю. Когда ребята будут учиться в школе, они узнают, что пишутся эти слова всё-таки по-разному, а вот произношение их совпадает.
Дедушка: А вот у меня ещё один гриб, только он сломался.
(просит одного из детей собрать гриб из частей)
Т.Ю Как называется этот гриб? Кто может назвать части гриба? Нужно ли было его собирать и почему? (ответы детей)
Дедушка: Ах, это ядовитый...., а вот там ещё один такой же...
(бежит и топчет его, приговаривает: вот тебе, вот тебе...)
Т.Ю. Дедушка, что ты делаешь?
Дедушка: А что..., он ведь ядовитый!
Т.Ю. Ребята, почему не надо уничтожать ядовитые грибы?
(ответы детей)
Дедушка: Ну спасибо, ребята, научили какие грибы и где можно собирать. Дальше я сам справлюсь. До свидания. (уходит)
Т. Ю. А теперь поиграем: Я стучу в бубен, вы в рассыпную ходите по поляне. Как только бубен замолчит Я скажу, кого надо изобразить: Слушать надо внимательно: Если я скажу-дерево (вы поднимаете руки вверх-ветви вверх); гриб (изображаете шляпку гриба); куст (садитесь на корточки, изображаете кустик).
Т.Ю. Посмотрите ребята, грибы собирают не только люди, но и животные
Вот белка и бельчоночек запасли много грибов к зиме:
(на экране появляется белка с детёнышем и последовательно грибы, дети называют гриб для белки и для бельчоночка соответственно)
У белки (что?) боровик, а у бельчоночка (что?) боровичок
у белки — сыроежка, а бельчоночка сыроежечка
у белки — дождевик, а у бельчоночка дождивичок
у белки — моховик, а бельчоночка моховичок
у белки- подосиновик, а у бельчоночка подосиновичек,
у белки — подберёзовик, а у бельчоночка — подберёзовичек,
у белки — опёнок, а у бельчоночка — опёночек.
Т.Ю. Белка с бельчонком все собранные грибы нанизали на верёвочку, чтобы они подсохли. (верёвка с прищепками)
А для вас ребята — очень сложное задание: «Кто хочет рассказать о своём любимом грибочке? Для помощи вам — схема-подсказка. (2-3 чел.)
Молодцы! Сегодня все задания вы выполнили на отлично. Нам надо возвращаться в группу — там вас ожидает ещё одно интересное задание.: «Вокруг себя вы обернитесь, снова в группе очутитесь»
(волшебное возвращение)
Воспитатель: Ну вот мы и в группе.
Продуктивная деятельность (по плану воспитателя).
Воспитатель: А за то, что вы так хорошо справились с трудными заданиями, белочка прислала вам сладкий гостинец.
Занятие заканчивается
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию лексико -грамматической стороны речи у детей с ОНР в подготовительной группе по лексической теме: «Транспорт»
Конспект занятия по развитию лексико грамматической стороны речи у детей С ОНР в подготовительной группе .Лексическая тема "Транспорт"...
Конспект группового занятия по развитию фонетико- фонематической стороны речи у детей с ТНР (старшая группа) Тема "Звук и буква Ж"
Конспект группового занятияпо развитию фонетико- фонематической стороны речиу детей с ТНР (старшая группа) учитель – логопед Усова Г.В.МБДОУ «ДС №280 г. Челябинска»2016 г....
План-конспект образовательной деятельности по развитию фонетико- фонематической стороны речи и обучению элементам грамоты в старшей группе по теме :"Звук О "
Цель: Создание условий для формирования представлений о звуке О . Задачи:Уточнить артикуляцию и акустическую характеристику звука [О].Закрепи...
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию фонетической стороны речи у детей с ОНР в подготовительной группе. Звуки [С] – [З]
Дифференциация звуков С-З....
Конспект коррекционного логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей с ОНР (IV уровень)
Конспект коррекционного логопедического занятияпо развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей с ОНР (IV уровень) Тема: Звуки [Ф-В]. Цель: дать детям п...
Конспект занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей в старшей речевой группе на тему "Животные жарких стран"
Закрепление знаний детей по лексической теме "Животные жарких стран". Дети отправляются в путешествие в Африку. Занятие на развитие лексико-грамматических категорий....
Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки К и Кь». Занятие № 25
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- научить детей различать звуки К и Кь по акустическим и артикуляционным признакам;- упражнять детей в делении слов на слоги;- развивать дыхание, голос и мимическую мускулатуру лица,- уп...