Семантические поля как средство развития лексического строя и связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня.
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме
Структура семантического поля выглядит следующим образом:
ядерное слово; слова, обозначающие названия действий предметов; слова, обозначающие названия признаков предметов; родственные слова; слова-синонимы; слова-антонимы; словесные логические задачи.
Наличие семантического поля позволяет ребенку более быстро производить отбор слов в процессе общения. Но ребенок не способен сразу смоделировать объемное семантическое поле. Формирование семантических полей слов идет постепенно. Сначала моделируется небольшое поле, связанное с определенными ситуациями, затем оно расширяется.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buklet_-_pamyatka.docx | 360.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Предложить картинку с изображением зверей, показать: как разные звери встречают Новый год.
6. Дидактическая игра «Скажи наоборот».
Учитель – логопед: Летом дни жаркие, а зимой…
Дети. Холодные.
Учитель – логопед: Летом небо светлое, а зимой…
Дети. Темное.
Учитель – логопед: Летом солнце яркое, а зимой…
Дети. Тусклое.
Учитель – логопед: Летом день длинный, а зимой…
Дети. Короткий.
Учитель – логопед: Весной лед на реке тонкий, а зимой…
Дети. Толстый.
7. Речевая подвижная игра «Зимой». Импровизация движений.
Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.
По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.
И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.
На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.
И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.
Гостью-зиму любим мы, любим мы, любим мы.
8. Дидактическая игра «Ушки на макушке».
Учитель – логопед: Играют наши ушки.
Как только услышат они о зиме,
Хлопнут дети рукой по ноге.
Логопед называет слова, а дети выполняют задание.
Слова: птичка, звезда, зима, мальчик, зимушка, зонт, книга, зимний, стол, ручка, зимующий.
Учитель – логопед: Какие слова вы запомнили?
Дети. Зима, зимний, зимующий, зимушка.
9. Словесные логические задачи.
Учитель – логопед: Ребята, вы помните, как зовут сыночков зимы?
Дети. Декабрь, январь, февраль.
Учитель – логопед: А как вы понимаете слова «Декабрь год кончает, зиму начинает»?
Дети рассуждают, о чем эта пословица.
10. Работа с предложением.
Детям предлагаются сюжетные картинки, внимательно рассматривая, они составляют предложения, начиная его со слова «зима».
Зимой дети катаются на санках.
Зимой дети лепят снежную бабу.
Зимой дети играют в снежки.
Зимой дети катаются на коньках.
Зимой дети покармливают птиц и животных.
Зимой дети катаются на лыжах.
11. Составление рассказа
Успехов вам!
МБДОУ «ЦРР – детский сад «Колокольчик»
Семантические поля как средство
развития лексического строя
и связной речи
у детей дошкольного возраста
с ОНР III уровня.
Учитель – логопед:
Печёнкина Кристина Олеговна
г.Абакан, 2014
Структура семантического поля выглядит следующим образом:
ядерное слово; слова, обозначающие названия действий предметов; слова, обозначающие названия признаков предметов; родственные слова; слова-синонимы; слова-антонимы; словесные логические задачи.
Наличие семантического поля позволяет ребенку более быстро производить отбор слов в процессе общения. Но ребенок не способен сразу смоделировать объемное семантическое поле. Формирование семантических полей слов идет постепенно. Сначала моделируется небольшое поле, связанное с определенными ситуациями, затем оно расширяется.
Примерное содержание занятия по теме:
Семантическое поле слова «ЗИМА».
Старшая группа комбинированного вида.
Цель: Создание условий для развития у детей речевой деятельности
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Расширить семантическое поле слова «Зима»
- Формирование ассоциативные связи слов.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать слуховое внимание и слуховую память.
Воспитательная:
- Воспитывать у детей умение и желание общаться
- Дидактическая игра «Угадай слово»
Учитель – логопед: в правом верхнем углу рисуем снежинку, в правом нижнем углу рисуем снеговика, в левом верхнем углу рисуем
ледяную горку, в левом нижнем углу рисуем лыжи. Ребята, что объединяет все наши картинки?
Дети. Зима.
2. Дидактическая игра «Доскажи словечко»
Учитель – логопед: Закончите предложение словом «зима», изменяя его правильно
Наступили холода,
Значит к нам пришла…
Дети. Зима.
Учитель – логопед: Наденем теплые штаны.
Не боимся мы …
Дети. Зимы.
Учитель – логопед: Снег кружится во дворе,
Очень рады мы…
Дети. Зиме.
Учитель – логопед: В снег зарыться с головой,
Сумеем только мы…
Дети. Зимой.
Учитель – логопед: Дуют ветры в феврале,
Поют песни о…
Дети. Зиме.
Дидактическая игра « Слова родственники»
Каким слово можно ласково назвать зиму?
Дети. Зимушка.
Учитель – логопед: Как можно назвать день зимой?
Дети. Зимний.
Учитель – логопед: Как называются птицы, которые остаются у нас на зиму?
Дети. Зимующие.
Учитель – логопед: А какие осадки выпадают зимой?
Дети. Снег.
Учитель – логопед: Кого лепят из снега?
Дети. Снеговика.
Учитель – логопед: Как можно сказать о горке из снега?
Дети. Снежная.
Учитель – логопед: Как называется цветок, который первым появляется из-под снега?
Дети. Подснежник.
4. Дидактическая игра «Какая зима?»
Учитель – логопед: Посмотрите внимательно на картинку и скажите зима, какая?
Дети. Холодная, снежная, морозная, долгая, пушистая, злая, суровая.
5. Психогимнастика.
Учитель – логопед: А какой праздник бывает только зимой?
Дети. Новый год!
Учитель – логопед: А как можно назвать праздник «Новый год» одним словом?
Дети. Новогодний.
Учитель – логопед: А кто к детям приходит на новогодний праздник!
Дети. Дед Мороз и Снегурочка.
Обыгрывание ситуации «Новый год». Изобразить Деда Мороза и Снегурочку, идущих, на елку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи»
Работа предназначена для воспитателей, учителей-логопедов, родителей....
Презентация.Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи.
В презентации представлены приёмы мнемотехники, их использование для развития связной речи дошкольников с ОНР....
Мнемотехника, как инновационный метод обучения связной речи детей дошкольного возраста с нарушением речи.
Приемы развития связной речи детей с ОНР....
Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи»
Проблемы речи детей дошкольного возраста:Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.Бедность речи. Недостаточный с...
Консультация для педагогов на тему«Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи»
В данной консультации рассмотрена проблема применения приемов мнемотехники...
Формирование литературно - творческих способностей дошкольников в процессе развития связной речи детей с ОНР 3-4 уровня
Работа на кружковых занятиях с картами Проппа...
Развитие связной речи детей дошкольного возраста с ОНР III уровня средствами народной педагогики
Одним из действенных средств развития речи является устное народное творчество. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возра...