Семантические поля как средство развития лексического строя и связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня.
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

Печёнкина Кристина Олеговна

 

Структура семантического поля выглядит следующим образом:

ядерное слово; слова, обозначающие названия действий предметов; слова, обозначающие названия признаков предметов; родственные слова; слова-синонимы; слова-антонимы; словесные логические задачи.

Наличие семантического поля позволяет ребенку более быстро производить отбор слов в процессе общения. Но ребенок не способен сразу смоделировать объемное семантическое поле. Формирование семантических полей слов идет постепенно. Сначала моделируется небольшое поле, связанное с определенными ситуациями, затем оно расширяется.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_-_pamyatka.docx360.51 КБ

Предварительный просмотр:

Предложить картинку с изображением зверей, показать: как разные звери встречают Новый год.

6. Дидактическая игра «Скажи наоборот».

Учитель – логопед: Летом дни жаркие, а зимой…

Дети. Холодные.

Учитель – логопед: Летом небо светлое, а зимой…

Дети. Темное.

Учитель – логопед: Летом солнце яркое, а зимой…

Дети. Тусклое.

Учитель – логопед: Летом день длинный, а зимой…

Дети. Короткий.

Учитель – логопед: Весной лед на реке тонкий, а зимой…

Дети. Толстый.

7. Речевая подвижная игра «Зимой». Импровизация движений.

Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.

По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.

И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.

На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.

И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.

Гостью-зиму любим мы, любим мы, любим мы.

8. Дидактическая игра «Ушки на макушке».

Учитель – логопед: Играют наши ушки.

Как только услышат они о зиме,

Хлопнут дети рукой по ноге.

Логопед называет слова, а дети выполняют задание.

Слова: птичка, звезда, зима, мальчик, зимушка, зонт, книга, зимний, стол, ручка, зимующий.

Учитель – логопед: Какие слова вы запомнили?

Дети. Зима, зимний, зимующий, зимушка.

9. Словесные логические задачи.

Учитель – логопед: Ребята, вы помните, как зовут  сыночков зимы?

Дети. Декабрь, январь, февраль.

Учитель – логопед: А как вы понимаете слова «Декабрь год кончает, зиму начинает»?

Дети рассуждают, о чем эта пословица.

10. Работа с предложением.

Детям предлагаются сюжетные картинки, внимательно рассматривая, они составляют предложения, начиная его со слова «зима».

Зимой дети катаются на санках.

Зимой дети лепят снежную бабу.

Зимой дети играют в снежки.

Зимой дети катаются на коньках.

Зимой дети покармливают птиц и животных.

Зимой дети катаются на лыжах.

11. Составление рассказа

D:\Кристина\мои документы\лого картинки\61FY7bCvwzQ.jpg

Успехов вам!

МБДОУ «ЦРР – детский сад «Колокольчик»

Семантические поля как средство

развития лексического строя

и связной речи

у детей дошкольного возраста

с ОНР III уровня.

razv_rech.jpg

Учитель – логопед:

Печёнкина Кристина Олеговна

г.Абакан, 2014

 Структура семантического поля выглядит следующим образом:

ядерное слово; слова, обозначающие названия действий предметов; слова, обозначающие названия признаков предметов; родственные слова; слова-синонимы; слова-антонимы; словесные логические задачи.

Наличие семантического поля позволяет ребенку более быстро производить отбор слов в процессе общения. Но ребенок не способен сразу смоделировать объемное семантическое поле. Формирование семантических полей слов идет постепенно. Сначала моделируется небольшое поле, связанное с определенными ситуациями, затем оно расширяется.

Примерное содержание занятия по теме:

Семантическое поле слова «ЗИМА».

Старшая группа комбинированного вида.

Цель: Создание условий для развития у детей речевой деятельности

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- Расширить семантическое поле слова «Зима»

- Формирование ассоциативные связи слов.

Коррекционно-развивающие:

- Развивать слуховое внимание и слуховую память.

Воспитательная:

- Воспитывать у детей умение и желание общаться

  1. Дидактическая игра «Угадай слово»

Учитель – логопед: в правом верхнем углу рисуем снежинку, в правом нижнем углу рисуем снеговика, в левом верхнем углу рисуем

ледяную горку, в левом нижнем углу рисуем лыжи. Ребята, что объединяет все наши картинки?

Дети. Зима.

2. Дидактическая игра «Доскажи словечко»

Учитель – логопед: Закончите предложение словом «зима», изменяя его правильно

Наступили холода,

Значит к нам пришла…

Дети. Зима.

Учитель – логопед: Наденем теплые штаны.

Не боимся мы …

Дети. Зимы.

Учитель – логопед: Снег кружится во дворе,

Очень рады мы…

Дети. Зиме.

Учитель – логопед: В снег зарыться с головой,

Сумеем только мы…

Дети. Зимой.

Учитель – логопед: Дуют ветры в феврале,

Поют песни о…

Дети. Зиме.

Дидактическая игра « Слова родственники»

Каким слово можно ласково назвать зиму?

Дети. Зимушка.

Учитель – логопед: Как можно назвать день зимой?

Дети. Зимний.

Учитель – логопед: Как называются птицы, которые остаются у нас на зиму?

Дети. Зимующие.

Учитель – логопед: А какие осадки выпадают зимой?

Дети. Снег.

Учитель – логопед: Кого лепят из снега?

Дети. Снеговика.

Учитель – логопед: Как можно сказать о горке из снега?

Дети. Снежная.

Учитель – логопед: Как называется цветок, который первым появляется из-под снега?

Дети. Подснежник.

4. Дидактическая игра «Какая зима?»

Учитель – логопед: Посмотрите внимательно на картинку и скажите зима, какая?

Дети. Холодная, снежная, морозная, долгая, пушистая, злая, суровая.

5. Психогимнастика.

Учитель – логопед: А какой праздник бывает только зимой?

Дети. Новый год!

Учитель – логопед: А как можно назвать праздник «Новый год» одним словом?

Дети. Новогодний.

Учитель – логопед: А кто к детям приходит на новогодний праздник!

Дети. Дед Мороз и Снегурочка.

Обыгрывание ситуации «Новый год». Изобразить Деда Мороза и Снегурочку, идущих, на елку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация.Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи.

В презентации представлены приёмы мнемотехники, их использование для развития связной речи дошкольников с ОНР....

Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи»

Проблемы речи детей дошкольного возраста:Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.Бедность речи. Недостаточный с...

Развитие связной речи детей дошкольного возраста с ОНР III уровня средствами народной педагогики

Одним из действенных средств развития речи является устное народное творчество. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возра...