Конспект комплексного занятия по теме:«Волшебница-зима»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект открытого комплексного занятия в старшей группе
по теме:«Волшебница-зима»
Цель: Обобщить и закрепить знания детей о зиме, как о времени года.
Задачи:
- Обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы.
- Формировать навыки самостоятельного творческого рассказывания. Совершенствовать грамматический строй речи: учить подбирать однокоренные слова, использовать в речи существительные в нужном падеже. Активизировать словарь по данной теме; учить подбирать притяжательные прилагательные к существительным. Развивать память, мышление, воображение.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Обогащение словаря: декабрь, январь, февраль, вьюга, метель, запорошила, мороз, лёд, иней, гололедица, узоры, снежинки, снегопад, метель, морозная, холодная, суровая, лютая, студеная, лёгкий, пушистый, блестящий, сверкающий, рыхлый, скользкий и др.
Интеграция областей: “Коммуникация”, “Познание”, “Конструирование”, “Музыка”, “Чтение художественной литературы”, “Физическая культура”.
Материалы и оборудование: мягкие блоки-модули, картонная заготовка в виде дерева, елочные украшения,ткань, ТСО.
Предварительная работа:
Наблюдения во время прогулок. Чтение рассказов, стихотворений русских поэтов о зиме, разучивание стихотворений о зиме; беседа о приметах зимы, о жизни животных зимой. Рассматривание иллюстраций с изображением зимней природы.
Ход занятия
Дети поздоровались, расселис. На пректоре изображение зимнего пейзажа (слайд №1). Звучит музыка. Чтение стих. Пушкина А.С. «Зима»
Идет волшебница-зима.
Пришла, рассыпалась;
Клоками повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы.
Воспитатель. Вот как поэт А.С. Пушкин рассказал нам о зиме. Вот какой он видел зиму. Представляете, ребята, поэт словами красивую картину нарисовал! И ведь как точно все явления зимы описал. А что вы можете рассказать о зиме? Что вы знаете о зиме? Чтобы каждый мог высказаться, давайте вот этот ледяной кубик передавать друг другу после ответа. Постарайтесь назвать такой признак, о котором ваши товарищи еще не говорили.
Беседа о признаках зимы.
Холодно, морозно, дни короткие, ночи длинные, идет снег, все покрыто снегом, а река покрыта льдом, земля замерзшая, люди надевают теплую одежду, стало мало птиц, исчезли насекомые, растения спят, деревья стоят без листвы. Некоторые животные залегли в спячку, другие изменили окраску.
Воспитатель. В это время года мы часто говорим слово "снег". А какой снег? (Белый, холодный, пушистый, липкий и т. д.)
Дидактическая игра "Добавь слово"
- А давайте мы поиграем с этим словом. Я буду читать стихотворение, а вы заканчивайте строчки словами, похожими на слово снег.
Тихо, тихо, как во сне, падает на землю... (снег)
С неба все скользят пушинки - серебристые... (снежинки)
На деревья, на лужок тихо падает... (снежок)
Вот веселье для ребят - все сильнее... (снегопад)
Все бегут вперегонки, все хотят играть в... (снежки)
Словно в белый пуховик нарядился... (снеговик)
Рядом снежная фигурка - это девочка... (Снегурка)
На снегу-то, посмотри, с красной грудкой... (снегири)
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил... (снег)
- Какие вы слова добавляли? На какое слово они похожи? (ответы детей)Да, ребята, это родственные слова.
Молодцы! Вам нравиться зима? А за что вы любите зиму? ( Новогодние праздники, можно кататься на коньках, лыжах, санках, играть в снежки, просто валяться в снегу, строим снежную бабу…).
Динамическая пауза «Я мороза не боюсь»
Я мороза не боюсь,
С ним я крепко подружусь.
Подойдёт ко мне мороз
Тронет руку, тронет нос,
Значит, надо не зевать,
Прыгать, бегать и скакать!
(Выполняют соответствующие движения)
А хотите отправиться в путешествие по зимнему лесу? – Да.
Экологическая беседа «Правила поведения в лесу».
Хорошо, но для начала вспомним правила поведения в лесу.
-Что можно делать в лесу? Что нельзя делать в лесу? Почему нельзя в лесу шуметь?
(В лесу не нужно ломать веток, не мусорить, не пугать животных.)
Все правильно, я тут как раз видела тропинку, запорошенную снегом. Она нас выведет к лесу. Построились передо мной. Аккуратно, по очереди продвигайтесь на свои места. Дети проходят по следочкам, рассаживаются на блоки.
-закройте глаза, вспомните, как мы шли по тропинке…
-Раз, два, три, улыбнись, и в лесу ты окажись! Слайд №2
Откройте глаза, посмотрите, вот мы в лесу, а вот и тропинка, по которой мы шли, вон наши следы, видите?
Слад №3. А это уже другие следы. Кто бы мог оставить следы в лесу, кроме человека? Попробуйте угадать, какому из представленных животных принадлежат эти следы?
«Чьи следы на снегу?» Слайд с изображением следов животного, загадка про животного, отгадывание кому следы принадлежат, беседа о жизни животного зимой. (заяц, белка, лиса, волк). Работа с образованием притяжательных прилагательных. Детям предлагается составить свой рассказа о животном по изображению.
(слайд №4)«Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки.
Мчится, что есть духа. Хвост короче уха.
Всех зверёк пугается, под кустом спасается.
Часто волку серому в зубы попадается».
(слайд №5)Правильно угадали, это заяц. Значит, как скажем чьи следы на снегу? (Заячьи)
(слайд №6)А тут другие следы, кто бы это мог быть?
Кто по ёлкам ловко скачет и взлетает на дубы.
Кто в дупле орешки прячет, сушит на зиму грибы»
….Кто наследил? (белка)
Значит, как скажем чьи следы на снегу? (беличьи)
(слайд №7) Правильно угадали, это белка. Значит, как скажем чьи следы на снегу? (Беличьи) На что бельчонок смотрит? Что собирается делать?
(слайд №8)А в лесу еще следы? Попробуйте угадать, кто здесь пробежал?
Эта рыжая плутовка
Всех обманывает ловко
Хвостик длинный и пушистый, мех густой и золотистый.(Лиса)
… Правильно угадали, это лиса. Значит, как скажем чьи следы на снегу? Значит чьи следы на снегу? (лисьи)
(слайд №9)А кто мне расскажет во что играют лис и мышонок?
(слайд №10)Мы зашли в самую чащу леса. Кто же здесь наследил?
Что за зверь зимой холодной ходит по лесу голодный?
На собаку он похож, что не зуб- то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть, на овцу готов напасть».
….Кто это? (волк)
Значит, как скажем чьи следы на снегу? (волчьи)
(Слайд №11)А этот волк, наверное колыбельную поет? О чем?
А еще хотела показать вам следы медведя, да вот не нашла. Почему?
(Слайд 12) Ребята, вы научились читать по следам, а попробуте рассказать историю по этим следам, что же в лесу произошло? (выслушиваем 1-2 рассказа)
Посмотрите как красив лес зимой!
В стихотворении А.С. Пушкин зиму назвал волшебницей, почему?
А давайте пальчиками покажем как зима преображает природу. Повторяйте за мной движения.
Пальчиковая игра (надо заменить)
Белых хлопьев белый пух с неба валит валом, (Показывают, как падает снег).
Укрывая белый свет белым покрывалом, (Поглаживают одну ладонь другой).
Чтобы слева, впереди, позади и справа (Показывают направления).
Сладко спали до весны дерева и травы. (Показывают, как спят).
(Слайд №13)
А как вы понимаете выражение укутать снежным покрывалом….
Давайте поможем волшебнице зиме украсить дерево и укутать его снежным покрывалом. (детям предлагается на выбор несколько видов украшений, самостоятельно украшают заготовку из картона).
Вы настоящие художники, очень красиво! Нам пора возвращаться.
- Раз, два, три, повернулись
В детский садик мы вернулись.
Наше путешествие окончено. Вам понравилось? Что интересного было ? Попрощайтесь с гостями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексное занятие в подготовительной к школе группе, тема: «Волшебница зима»
Конспект комплексного занятия в подготовительной к школе группе,тема: «Волшебница зима»...
НОД по образовательной области "Коммуникация". Тема "Волшебница-зима"
НОД с использованием ИКТ по о. о. коммуникация для детей старшей группы (5-6 лет) по теме: «Волшебница-зима».Работа способствует обобщению и закреплению знаний детей о зимних яв...
Методическая разработка по обратной пластилинографии на тему :"Волшебница зима"
Методическая разработка по обратной пластилинографииТема «Волшебница зима». Образовательная деятельность с нетрадиционными техниками имеют большую ценность как для развития,так и для обучения реб...
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе по теме: «Волшебница Зима»
Цель: Заинтересовать сплошным закрашиванием плоскости листа бумаги, путем нанесения размашистых мазков; Закреплять умение своевременно насыщать ворс кисти краской, правильно держать кисть; Воспитывать...
Конспект интегрированного занятия на тему: "Волшебница зима" в старшей группе.
Конспект интегрированного занятия на тему: "Влшебница зима" в старшей группе....
Итоговое комплексное занятие в подготовительной к школе группе с родителями на тему «Волшебница зима»
КВН с родителями. Раздел программы изобразительное искусство....
Еженедельный план воспитательно-образовательной работы по лексической теме. средняя группа Тема: Волшебница –зима.
комплексно-тематическое планирование...