Конспект комплексного занятия по теме:«Волшебница-зима»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Наталья Николаевна Быкова

конспект для для детей старшего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_.docx27.1 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого комплексного занятия в старшей группе

по теме:«Волшебница-зима»

Цель: Обобщить и закрепить знания детей о зиме, как о времени года.

Задачи:

  1. Обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы.
  2. Формировать навыки самостоятельного творческого рассказывания. Совершенствовать грамматический строй речи: учить подбирать однокоренные слова, использовать в речи существительные в нужном падеже. Активизировать словарь по данной теме; учить подбирать притяжательные прилагательные к существительным. Развивать память, мышление, воображение.
  3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Обогащение словаря: декабрь, январь, февраль, вьюга, метель, запорошила, мороз, лёд, иней, гололедица, узоры, снежинки, снегопад, метель, морозная, холодная, суровая, лютая, студеная, лёгкий, пушистый, блестящий, сверкающий, рыхлый, скользкий и др.

Интеграция областей: “Коммуникация”, “Познание”, “Конструирование”, “Музыка”, “Чтение художественной литературы”, “Физическая культура”.

Материалы и оборудование: мягкие блоки-модули, картонная заготовка в виде дерева, елочные украшения,ткань, ТСО.

Предварительная работа:

     Наблюдения во время прогулок. Чтение рассказов, стихотворений русских поэтов о зиме, разучивание стихотворений о зиме; беседа о приметах зимы, о жизни животных зимой. Рассматривание иллюстраций с изображением зимней природы.

Ход занятия

Дети поздоровались, расселис. На пректоре изображение зимнего пейзажа (слайд №1). Звучит музыка. Чтение стих. Пушкина А.С. «Зима»

          Идет волшебница-зима.

          Пришла, рассыпалась;

          Клоками повисла на суках дубов;

          Легла волнистыми коврами

          Среди полей, вокруг холмов.

          Брега с недвижною рекою

          Сравняла пухлой пеленою;

          Блеснул мороз. И рады мы

          Проказам матушки-зимы.    

      Воспитатель. Вот как поэт А.С. Пушкин рассказал нам о зиме. Вот какой он видел зиму. Представляете, ребята, поэт  словами красивую картину нарисовал! И ведь как точно все явления зимы описал. А что вы можете рассказать о зиме? Что вы знаете о зиме? Чтобы каждый мог высказаться, давайте вот этот ледяной кубик передавать друг другу после ответа. Постарайтесь назвать такой признак, о котором ваши товарищи еще не говорили.

Беседа о признаках зимы.

Холодно, морозно, дни короткие, ночи длинные, идет снег, все покрыто снегом, а река покрыта льдом, земля замерзшая, люди надевают теплую одежду, стало мало птиц, исчезли насекомые, растения спят, деревья стоят без листвы. Некоторые животные залегли в спячку, другие изменили окраску.

  Воспитатель. В это время года мы часто говорим слово "снег". А какой снег?     (Белый, холодный, пушистый, липкий и т. д.)

      Дидактическая игра "Добавь слово"

      - А давайте мы поиграем с этим словом. Я буду читать стихотворение, а вы заканчивайте строчки словами, похожими на слово снег.

          Тихо, тихо, как во сне, падает на землю...  (снег)

          С неба все скользят пушинки - серебристые...  (снежинки)

          На деревья, на лужок тихо падает...  (снежок)

          Вот веселье для ребят - все сильнее...  (снегопад)

          Все бегут вперегонки, все хотят играть в...  (снежки)

          Словно в белый пуховик нарядился...  (снеговик)

          Рядом снежная фигурка - это девочка...  (Снегурка)

          На снегу-то, посмотри, с красной грудкой...  (снегири)

          Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил...  (снег)

      - Какие вы слова добавляли? На какое слово они похожи?  (ответы детей)Да, ребята, это родственные слова.

Молодцы! Вам нравиться зима? А за что вы любите зиму? ( Новогодние праздники, можно кататься на коньках, лыжах, санках, играть в снежки, просто валяться в снегу, строим снежную бабу…).

Динамическая пауза  «Я мороза не боюсь»

Я мороза не боюсь,

С ним я крепко подружусь.

Подойдёт ко мне мороз

Тронет руку, тронет нос,

Значит, надо не зевать,

Прыгать, бегать и скакать!

(Выполняют соответствующие движения)

А хотите отправиться в путешествие по зимнему лесу? – Да.

Экологическая беседа «Правила поведения  в лесу».

Хорошо, но для начала вспомним правила поведения в лесу.

-Что можно делать в лесу? Что нельзя делать в лесу? Почему нельзя в лесу шуметь?

(В лесу не нужно ломать веток, не мусорить, не пугать животных.)

Все правильно, я тут как раз видела тропинку, запорошенную снегом. Она нас выведет к лесу. Построились передо мной. Аккуратно, по очереди продвигайтесь на свои места. Дети проходят по следочкам, рассаживаются на блоки.

-закройте глаза, вспомните, как мы шли по тропинке…

-Раз, два, три, улыбнись, и в лесу ты окажись! Слайд №2

Откройте глаза, посмотрите, вот мы в лесу, а вот  и тропинка, по которой мы шли, вон наши следы, видите?

Слад №3. А это уже другие следы. Кто бы мог оставить следы в лесу, кроме человека? Попробуйте угадать, какому из представленных животных принадлежат эти следы?

 «Чьи следы на снегу?» Слайд с изображением следов животного, загадка про животного, отгадывание кому следы принадлежат, беседа о жизни животного зимой. (заяц, белка, лиса, волк). Работа с образованием притяжательных прилагательных. Детям предлагается составить свой рассказа о животном по изображению.

 (слайд №4)«Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки.

Мчится, что есть духа. Хвост короче уха.

Всех зверёк пугается, под кустом спасается.

Часто волку серому в зубы попадается».

 (слайд №5)Правильно угадали, это заяц. Значит, как скажем чьи следы на снегу?  (Заячьи)

(слайд №6)А тут другие следы, кто бы это мог быть?

Кто по ёлкам ловко скачет и взлетает на дубы.

Кто в дупле орешки прячет, сушит на зиму грибы»

….Кто наследил? (белка)

Значит, как скажем чьи следы на снегу? (беличьи)

(слайд №7) Правильно угадали, это белка. Значит, как скажем чьи следы на снегу?  (Беличьи) На что бельчонок смотрит? Что собирается делать?

(слайд №8)А в лесу еще следы? Попробуйте угадать, кто здесь пробежал?

Эта рыжая плутовка

Всех обманывает ловко

Хвостик длинный и пушистый, мех густой и золотистый.(Лиса)

… Правильно угадали, это лиса. Значит, как скажем чьи следы на снегу? Значит чьи следы на снегу? (лисьи)

(слайд №9)А кто мне расскажет во что играют лис и мышонок?

(слайд №10)Мы зашли в самую чащу леса. Кто же здесь наследил?

Что за зверь зимой холодной ходит по лесу голодный?

На собаку он похож, что не зуб- то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть, на овцу готов напасть».

….Кто это? (волк)

Значит, как скажем чьи следы на снегу? (волчьи)

(Слайд №11)А этот волк, наверное колыбельную поет?  О чем?

А еще хотела показать вам следы медведя, да вот не нашла. Почему?

(Слайд 12) Ребята, вы научились читать по следам, а попробуте рассказать историю по этим следам, что же в лесу произошло? (выслушиваем 1-2 рассказа)

Посмотрите как красив лес зимой!

В стихотворении А.С. Пушкин зиму назвал волшебницей, почему?

А давайте пальчиками покажем как зима преображает природу. Повторяйте за мной движения.

Пальчиковая игра (надо заменить)

Белых хлопьев белый пух с неба валит валом, (Показывают, как падает снег).

Укрывая белый свет белым покрывалом, (Поглаживают одну ладонь другой).

Чтобы слева, впереди, позади и справа (Показывают направления).

Сладко спали до весны дерева и травы. (Показывают, как спят).

 (Слайд №13)

А как вы понимаете выражение укутать снежным покрывалом….

Давайте поможем волшебнице зиме украсить дерево и укутать его снежным покрывалом. (детям предлагается на выбор несколько видов украшений, самостоятельно украшают заготовку из картона).

Вы настоящие художники, очень красиво! Нам пора возвращаться.

- Раз, два, три, повернулись

  В детский садик мы вернулись.

Наше путешествие окончено. Вам понравилось? Что интересного было ? Попрощайтесь с гостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие в подготовительной к школе группе, тема: «Волшебница зима»

Конспект комплексного занятия в подготовительной к школе группе,тема: «Волшебница зима»...

НОД по образовательной области "Коммуникация". Тема "Волшебница-зима"

НОД с использованием ИКТ по о. о. коммуникация  для детей старшей группы  (5-6 лет) по теме: «Волшебница-зима».Работа способствует обобщению и закреплению знаний детей  о зимних яв...

Методическая разработка по обратной пластилинографии на тему :"Волшебница зима"

Методическая разработка по обратной пластилинографииТема «Волшебница зима». Образовательная деятельность с нетрадиционными техниками имеют большую ценность как для развития,так и для обучения реб...

Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе по теме: «Волшебница Зима»

Цель: Заинтересовать сплошным закрашиванием плоскости листа бумаги, путем нанесения размашистых мазков; Закреплять умение своевременно насыщать ворс кисти краской, правильно держать кисть; Воспитывать...

Конспект интегрированного занятия на тему: "Волшебница зима" в старшей группе.

Конспект интегрированного занятия на тему: "Влшебница зима" в старшей группе....