Конспект интегрированного занятия на тему: "Волшебница зима" в старшей группе.
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему

Новикова Марина Анатольевна

Конспект интегрированного занятия на тему: "Влшебница зима" в старшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_itogovogo_zanyatiya_na_temu.docx19.72 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия на тему:

 «Волшебница зима» в старшей группе.

Разработчик: Новикова М.А., воспитатель первой квалификационной категории.
Цель:
 

Развивать умение воспринимать характерные особенности зимы посредством интеграции областей: познание, коммуникация, безопасность, музыка.

Задачи:
- закрепить и обобщить знания детей о зиме, явлениях природы с помощью произведений русских поэтов, художников; 
- проследить взаимосвязь живой и неживой природы, жизни человека и времен года; 
-активизировать словарный запас по теме «Зима»;

- воспитывать культуру ведения диалога: умение внимательно слушать собеседника, не отвлекаться, не перебивать, отвечать на вопросы, приводить примеры; 
- развивать познавательный интерес; формировать способность видеть красоту окружающего мира; 

- вызвать у детей интерес к экспериментированию, уметь анализировать, сравнивать, делать выводы.


Материалы: 
 подборка стихов русских поэтов, загадок о зиме, снежинки, мультимедиапроектор, презентация на тему «Зима», аудиозапись «Хруст снега», снег в сосудах, шкатулка с сладкими подарками. 
Ход занятия. 
1. Вводная часть. 
Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня? (ответы детей) 
А чтобы узнать меня надо отгадать загадку. 
Тройка, тройка прилетела, 
Скакуны в той тройке белы, 
А в санях сидит царица – 
Белокожа, светлолица. 
Как махнула рукавом – 
Все покрыла серебром! 

Как вы думаете, о какой царице говорится в этой загадке? Почему зиму называют царицей? А подходят ли зиме определения «белокожа», «светлолица»? Почему? На какой тройке прилетела зима? Что за скакуны в этой тройке? 

Правильно, это зимние месяцы. Вспомните их названия. Да, я – царица трех месяцев: декабря, января, февраля. Какой зимний месяц сейчас? (ответы детей). Правильно ребята, декабрь. Сейчас я вам предлагаю посмотреть презентацию об этом месяце. 
( просмотр и обсуждение презентации) 

2. Основная часть. 

Наша русская зима, словно сказочное царство. Послушайте, как пишут о красоте зимы русские поэты? 
Белый снег пушистый, 
В воздухе кружится 
И на землю тихо 
Падает, ложится.

 
И на утро снегом 
Поле забелело, 
Точно пеленою 
Все его одело. 

Темный лес, что шапкой 
Принакрылся чудной, 
И заснул под нею 
Крепко, непробудно. 
(Отрывок стихотворения И. Сурикова.) 

Как красиво говорят поэты о природе, о зиме. А вы, ребята, знаете стихи о зиме? (Чтение детьми стихов о зиме.) 
Молодцы, ребята! А загадки вы любите отгадывать? Давайте отгадаем загадки и вспомним зимние явления природы. (дети загадывают загадки друг другу) 
Скатерть бела весь свет одела. (Снег.) 
На дворе горой, а в избе водой. (Снег.) 
Гость погостил – мост замостил, 
Рыбам зиму жить тепло; 
Крыша – толстое стекло. (Лёд.) 
Старик у ворот тепло уволок. 
Сам не стоит и стоять не велит. (Мороз.) 
И не снег, и не лёд, 
А серебром деревья уберет. (Иней.) 

Молодцы, ребята, вы правильно загадывали и отгадывали загадки. 

Скажите, как изменилась неживая природа зимой? Какой стала погода, небо, солнце? (Рассуждения детей.) 
- День становится короче, а ночь - длиннее 
- Понижается температура воздуха 
- Идет снег 
- Реки, озера, другие водоемы покрываются льдом 

А в жизни людей что-то изменилось с приходом зимы? (ответы детей) . 

Мы тепло одеваемся зимой, утепляем наши жилища, а еще отмечаем много замечательных праздников. Какие зимние праздники вы знаете? (Новый год, Рождество, Масленица.) 

А в какие игры вы любите играть зимой? (Дети называют зимние игры.) Дайте с вами сейчас поиграем. 
Физкультурная минутка. Упражнение Снег. 
Рада снегу детвора. 
Хлопают в ладоши. 
Снег на ветках, на дорожках, 
(Поднимают руки вверх, опускают вниз)
На носах и на ладошках. 
(Дотрагиваются до носа, показывают ладошки) 

Ребята, а еще зиму называют волшебницей. И я к вам пришла тоже с волшебством. Давайте  посмотрим, какие чудесные узоры я вам нарисовала на окошках(иллюстрации) Ребята постарайтесь найти знакомые очертания - листья, елочку, сказочных птиц, кораблик, снежные горы. 

Ребятки, а чтобы о втором чуде узнать, надо загадку отгадать. 
Зимний дождь 
Из звёздочек-малышек 
Не стучится в окна, 
Не гремит по крыше. 
Дождик этот 
В воздухе искрится 
А потом на землю 
Скатертью ложится (снег) 
Правильно, молодцы ребята. Конечно же, это снег. Как вы думаете, почему зимой идет снег, а не дождь? (рассуждения детей). А как вы думаете из чего состоит снег? (ответы детей). 
Покружилась звёздочка. 
В воздухе немножко, 
Села и растаяла 
На моей ладошке. 
Побывали ученые в облаках при снегопаде и увидели, как образуются снежинки. Под самолетом крупными хлопьями падал снег, а высоко-высоко в небе всюду мелькали крохотные кристаллики льда. А как только льдинки опускались в тучу, они сразу же становились легкими нежными снежинками. 
Маленькие льдинки в высоком небе — это замерзший водяной пар. Он есть повсюду в окружающем нас воздушном океане. Весной, летом и осенью пар превращается в капли дождя, а зимой — в снежинки. 

Ребятки, давайте послушаем, как хрустит снег под ногами 
(воспроизведение аудиозаписи «Хруст снега».) 
А кто из вас знает, почему хрустит снег под ногами? 

Он хрустит оттого, что под тяжестью вашего тела ломаются звездочки и лучи у снежинок. 
Воспитатель вносит две  ёмкости со снегом. Приглашает детей пройти к столам.

 Интересно, что будет со снегом, если его взять в руки?

 Это мы сейчас проверим. Ребята возьмите ложкой немного снега и положите его к себе на ладошку и будем наблюдать.

(Пока снег тает, воспитатель беседует с детьми).

 Ребята, расскажите мне, какой снег?

Воспитатель: Какой снег на ощупь? (Холодный, мягкий.) Какой по весу? (Лёгкий.) В какую погоду снег лёгкий, пушистый, сухой, легко рассыпается? (В морозную). А почему в сильный мороз снег скрипит под ногами? (Потому, что ломаются под ногами лучики снежинок.) В какую погоду снег липкий, тяжёлый, влажный, сырой? (Во время оттепели).

Воспитатель: Ребята, пока вы рассказывали о снеге, что же с ним произошло?

Дети: Снег растаял и превратился в воду.

Воспитатель: Почему это произошло?

Дети: Снег тает от тепла, а ладошка тёплая.

Воспитатель: Ребята, а ваша ладошка осталась такой же тёплой, как и прежде? (Она стала холодной.)

Воспитатель: Вот почему нельзя долго держать рук в снегу без варежек, чтобы не было переохлаждения и вы не заболели.

Воспитатель: Давайте погреем наши руки. Мы с вами сейчас поиграем. Проводится музыкальная игра “Поиграем в снежки“.  (Игра проводится на ковре)

Ребята, давайте посмотрим, что произошла во втором сосуде (ответы детей) Превращение снега в воду: внесли в группу комок снега и положили его в теплое место. 
 Ребята, а что произошло со снегом? (ответы детей) Снег превратился в воду. Но воду эту нельзя назвать чистой - в ней видны частички грязи, пыль. Происходит это потому, что во время снегопада снег собирает из воздуха частички пыли. Поэтому, несмотря на то, что снег кажется белоснежным, в нем содержится много грязи и микробов. Ещё снег нельзя есть потому что, можно не только 
простудиться, но и получить кишечную инфекцию. 
Молодцы! Садитесь, ребята на стулья. 
3. Итоговая часть. 
И, конечно же, третье чудо. Но прежде чем узнать о нем, я хочу узнать, что нового и интересного вы сегодня узнали (ответы детей). 
Сюрпризный момент. Дети угадывают, что находится в ледяной шкатулке царицы-зимы. В шкатулке лежат сладкие подарки для детей, зима дарит им сладкие леденцы. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия "Прогулка по зимнему лесу" (старшая группа)

Интегрированное занятие с старшей группе для детей с НОДА Воспитатель МДОУд/с «Росинка» г. БалашоваБурдина Татьяна ВасильевнаУчитель-логопедИванова Татьяна ЕвгеньевнаИнструктор по физическо...

Интегрированное занятие на тему: «Волшебница вода» в подготовительной группе.

Занятие посвящено закреплению знаний детей осостояних воды, воспитанию бережного отношение к ней, развивать воображение детей в изодеятельности....

конспект интегрированного занятия на тему "Волшебница Осень"

конспект итогового занятия для средней группы по теме "Осень"...

Конспект интегрированного занятия на тему «Зимушка-зима» ( старшая группа)

Обобщение и закрепление полученных знаний и навыков....

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе «Зимушка-зима».

Данное занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста по теме «Зима». Проводя с детьми данное занятие, мы продолжаем знакомить детей с окружающим миром, учим детей видеть...

Конспект интегрированного занятия по речевому развитию в старшей группе «Зимушка-зима».

Цель:   Углубление и обобщение знаний детей о зиме, развитие творческих способностей детей....