Игры с использованием наглядного моделирования
учебно-методический материал по развитию речи на тему
Материал из опыта работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игры с использованием наглядного моделирования | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры с использованием наглядного моделирования:
Игры с использованием наглядного материала «живые звуки».
Цели: учить воспроизводить и дифференцировать ритмы с опорой на зрительный, слуховой и двигательные анализаторы; упражнять в четком произношении гласных звуков; развивать слуховое и зрительное внимание, память, умение изменять голос по высоте, силе и длительности, чувство ритма.
Задания:
- Пропой по схеме гласный звук (слог).
- Пропой по схеме, отхлопывая ритм.
- Пропой мелодию по памяти , отхлопывая ритм.
- Воспроизведи ритм знакомой песни одним гласным звуком (слогом).
- Воспроизведи ритмический рисунок песни, включая в него разные .гласные звуки (например, длительный «А», краткий «О»).
- Допиши песню (выложи продолжение ритмического рисунка песни).
- Прослушай и допиши песню ритмическим рисунком , которую пропел взрослый.
- Угадай мелодию взрослого по предложенным ритмическим рисункам и т.д.
Игры и задания с использованием модели «Звучащее слово»
Цели: познакомить детей с понятием «слово» и его протяженностью, учить дифференцировать понятия «слово» - «звук»; находить позицию звука в слове и соотносить его со схемой; формировать навыки анализа слов; развивать слуховое и зрительное внимание; мышление, фонематическое восприятие.
Задания:
- Определи место заданного звука в слове.
- Придумай слово с определенным звуком в начале, середине, конце слова.
- Найди в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, определи его место в слове.
- Замени заданный звук другим звуком в начале (середине, конце) слова.
- Определи место положения в слове пропущенного звука и т.д.
Игры и задания с использованием схемы слова
Цели: познакомить детей со структурой слова; учить дифференцировать понятия «слово» – «слог»; формировать навыки анализа слов; учить представлять структуру слова, используя заместители слогов, определять количество слогов, соотносить слово со слоговой схемой; подготовить детей к формированию навыков чтения по слогам; развивать логическое мышление.
Задания:
- Раздели слово на слоги.
- Сосчитай количество слогов в слове.
- Выложи фишками количество слогов в слове.
- Объясни схему слова.
- Найди схему слова с определенным количеством слогов.
- Придумай слово с определенным количеством слогов, соотнеси со схемой.
- Выдели ударный слог в слове, соотнеси со схемой.
- Помести предметную картинку в определенный вагончик (номер вагончика соответствует количеству слогов в слове) и т.д.
Игры и задания с использование моделей звуков.
Цели: изучить органы артикуляционного аппарата в момент произнесения звуков (участие или неучастие губ, наличие или отсутствие вибрации голосовых связок, способ места артикуляции, наличие или отсутствие в дополнительном подъеме спинки языка к твердому небу); скорректировать звукопроизношение; упражнять в дифференциации звуков; развитие фонематического слуха и восприятия, мышления и памяти.
Задания:
- Объясни модель звука, дай характеристику звука.
- Хлопни, услышав звук, обозначенный на модели.
- Узнай звук по модели звука.
- Соотнеси модель звука с предложенными звуками.
- Соотнеси звук с предложенными моделями звуков.
- Проговори звуки по моделям звуков.
- Подбери слова, начинающиеся на звук, обозначенный на модели звука.
- Изобрази гласный (согласный звук) с помощью цветных символов и т.д.
Игры и задания с использованием схемы предложения.
Цели: познакомить с понятием «предложение»; учить дифференцировать понятия «предложение» – «слово»; сформировать навыки анализа предложения; познакомить с правилами построения предложения; учить определять количество слов в предложении; развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление.
Задания:
- Придумай предложение.
- Сосчитай количество слов в предложении.
- Составь схему предложения.
- Составь предложения по схеме.
- Расположи слова в предложении по порядку, согласовывая их.
- Нарисуй схему предложения.
- Соотнеси предложение со схемой предложения (схему предложения с предложением) и т.д.
Игры и упражнения с использованием схем предлогов.
Цели: формировать представления лексико – грамматических значений как средства выражения связи между словами в словосочетании; расширять словарный запас; учить осознавать звучание слова; упражнять в употреблении грамматических форм; автоматизировать полученные грамматические навыки при организации связного высказывания; побуждать применять предлоги в речевой практике; развивать слуховое и зрительное внимание, память и мышление.
Задания:
- Составь схему предлога.
- Объясни значение схемы предлога.
- Составь словосочетания (предложения) с использованием схемы предлога.
- Разложи предметы согласно схемам предлогов т.д.
Использование мнемотаблиц и схем для описания объектов и явлений при обучении связной речи.
Цели: учить обозначать персонажей и атрибуты персонажей, события художественного предложения заместителями или условными символами; побуждать выделять значимые для развития сюжета фрагменты, определять взаимосвязь между ними и объединять их в один сюжет; вызывать желание описывать предмет по готовой схеме (графическому плану); познакомить с правилами составления плана описательного рассказа; развивать мышление и воображение.
Задания:
- Обозначь персонажи и атрибуты персонажей художественного произведения заместителями или условными символами.
- Воспроизведи события повествования при помощи заместителей, объедении их в один сюжет.
- Придумай персонажи, обозначь их условными символами и придумай свой сюжет сказки или рассказа и т.д.
- Объясни графическую схему для описания предметов.
- Опиши предмет по готовой схеме.
- Разложи в определенной последовательности картинки с условными обозначениями частей предмета, внешних характеристик, места произрастания или обитания и т.д. в соответствии со своим планом описательного рассказа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование наглядного моделирования при формировании временных представлений у дошкольников с интеллектуальными ограничениями
Формирование и развитие восприятия, представления и понятия времени в процессе обучения умственно отсталых детей – одна из важ важнейших и сложных проблем коррекционно – развивающей работы в спец...
Использование наглядного моделирования для формирования речевой и познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Статья по теме: "Использование наглядного моделирования для формирования речевой и познавательной активности". Данная работа будет интересна учителям-логопедам, воспитателям, учителям начальных классо...
Применение игр по обучению грамоте с использованием наглядного моделирования.
Использование моделей на занятиях обеспечивает мыслительную активность каждого ребёнка, помогает педагогу отслеживать процесс усвоения материала. Опыт показывает, что дети проявляют интерес к та...
Использование наглядного моделирования в коррекции речи детей с ОНР
Метод наглядного моделирования активно применяют в дошкольной педагогике. Он развивает пространственное воображение, позволяет представить сложные абстрактные понятия. ...
Использование наглядного моделирования в обучении детей младшего дошкольного возраста уходу за комнатными растениями
В дошкольном возрасте закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационально...
Использование наглядного моделирования в коррекции лексико-грамматических нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Использование различных наглядных моделей в работе по преодолению лексико-грамматических нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи...
«Игры в коррекционной логопедической работе с использованием наглядного моделирования посредством ИКТ» (старший дошкольный возраст)
Современные требования к организации педагогического процесса детей дошкольного возраста предусматривают использование в работе логопеда информационно – коммуникац...