Мастер-класс "Мнемотехника или использование метода наглядного моделирования в работе с детьми дошкольного возраста"
презентация к уроку (старшая группа)
Пезентация предназначена педагогам использующих в своей работе мнемотаблицы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
мастер класс | 2.97 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Учите ребёнка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребёнок усвоит их на лету…» К.Д.Ушинский
Мнемотехника ( с греч. - искусство запоминания) Это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.
Включение наглядных моделей в процесс обучения позволяет: - целенаправленно развивать монологическую речь, т.к. использование символов, пиктограмм, заместителей, схем облегчает запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речемыслительную деятельность детей.
Задачи технологии наглядного моделирования: - развивать монологическую речь, обогащать активный словарный запас, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения употреблять в речи разнообразные конструкции предложений, описывать и сравнивать предметы, составлять рассказ; – развивать мышление, внимание, воображение, речеслуховую и зрительную память; – развивать мелкую моторику у детей.
Это схема, в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребенок легко запоминает информацию. Мнемотаблица
Структура мнемотехники
Принцип работы с мнемотаблицей 1.Рассматривание таблиц и разбор, изображённых на ней символов. 2.Преобразование символов в образы. 3.Пересказ при помощи символов. Но самое главное в обучении рассказыванию, при помощи мнемотаблиц – это вовремя отойти от закодированных слов, предложений. Дать ребёнку возможность самому, без подсказок составить рассказ, т.е. мы постепенно подходим к обучению монологической речи. Работать с мнемотаблицами лучше начинать со средней группы. Хотя уже в младшем возрасте можно использовать простейшие схемы одевания, умывания, построения пирамидки и т. д.
Мнемотаблицы: являются дидактическим материалом по развитию речи; их можно использовать для пополнения словарного запаса и развития речи; использовать при обучении пересказу и составлению рассказов, заучивании наизусть и отгадыванию загадок.
Составление описательного рассказа Это наиболее трудный вид в монологической речи. Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.
Стихотворения Этапы работы над стихотворением: 1. Взрослый выразительно читает стихотворение. 2. Взрослый сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу . 3. Взрослый задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль. 4. Взрослый выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме. 5. Взрослый читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу . 6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу .
Зайчик по лесу прыг-скок, Спрятался он за кусток. Сидит зайка под кустом, Куст для зайца — это дом.
У коровы есть рога И копыта на ногах. Травушку она жует, Деткам молочко дает.
Подарок маме Сорвала я в поле Цветик голубой , Принесу в подарок Маме дорогой. Я его на платье Маме приколю. Больше всех на свете Маму я люблю. Т. Волгина
Пересказ При пересказе с помощью мнемотаблиц , дети видят всех действующих лиц, и свое внимание концентрируют на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
По небу летел лебедь. Лебедь уронил белое перышко. Белое перышко увидел еж. Еж подумал, что это снежинка. Если это снежинка, то, значит, скоро придет зима. А если скоро придет зима, то надо искать норку. Нашел еж норку и уснул в ней до весны.
Пересказ сказок
Отгадывание загадок
Вывод В результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц: Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире. Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно. Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям. Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников. Необходимо помнить , что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребёнка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогут вам в развитии речи дошкольника.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Метод наглядного моделирования при работе с детьми дошкольного возраста с ОНР»
Консультация...
Консультация для воспитателей «Метод наглядного моделирования при работе с детьми дошкольного возраста с ОНР»
Консультация...
Консультация для воспитателей «Метод наглядного моделирования при работе с детьми дошкольного возраста с ОНР»
Консультация...
Метод наглядного моделирования в работе с детьми дошкольного возраста.
Метод наглядного моделирования довольно широко применякется в работе с детьми дошкольного возраста. Помогает познакомить ребенка с миром символов и схем, которые сопровождают нас на протяжении в...
Выступление на педагогическом совете "Метод наглядного моделирования в работе с детьми дошкольного возраста".
Моделирование – это педагогическая технология, позволяющая решать познавательные задачи, активно используя зрительную, двигательную ассоциативную память, а также активизировать речь ребенк...
Использование приёмов наглядного моделирования в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ
Опыт работы педагогов коррекционной группы по использованию приёмов наглядного моделирования. ...
Метод наглядного моделирования в работе с детьми дошкольного возраста
Моделирование – это педагогическая технология, позволяющая решать познавательные задачи, активно используя зрительную, двигательную ассоциативную память, а также активизировать речь ребенка....